Исследовательская деятельность
статья (9 класс)

Статья (публикация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat_deyat_statya_innovats.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Шаракчинова Дулма – Сурун Дашидоржиевна,учитель английского языка

МОУ Сужинская СОШ Иволгинского района

Организация проектно – исследовательской деятельности

в разных предметных областях (из опыта работы)

 

 Внедрение в образовательный процесс исследовательской, проектной деятельности позволяет мне не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность, развивать компетентность учащихся. Потому в рамках нового стандарта на этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обуславливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий.

Проектно – исследовательскую работу провожу по 2 направлениям. Прежде всего, это урочная деятельность. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и т.п. Эта не хитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой.

Внеурочная деятельность является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа, проектная работа по интересам, учебно – исследовательские работы, интеллектуальные конкурсы, олимпиады, конференции..

   Мною разработана программа «Организация проектной, исследовательской деятельности для учащихся средней и старшей ступени». Целью программы является организовать работу с одаренными детьми на уроках и  во  внеурочное время. Для реализации данной цели решаю следующие образовательные задачи: расширить познавательные возможности учащихся, формировать навыки исследовательской, творческой деятельности, обобщить и систематизировать знания по предмету. Предполагаемые результаты: увеличение количества детей, адекватно проявляющие свои интеллектуальные или иные способности; повышение качества образования и воспитания, положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференции различного уровня, повышение социального престижа школы. Методы работы: анкетирование, собеседование, тестирование, творческие работы, анализ научных источников, метод прогнозирования и исследования проблемы.

Основными формами работы являются: групповые занятия  с сильными учащимися, интеллектуальные конкурсы, участие в предметных олимпиадах, работа по индивидуальному плану, научно – практические конференции. Направления программы: диагностика обучающихся – оценка общей одаренности; работа со способными и одаренными детьми на уроках; использование системы заданий повышенной сложности (задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим,  выполнение творческих работ, учебных проектов, задания на прогнозирование ситуаций); внеклассная работа – создание постоянных и временных групп с учетом интересов учащихся.

 Таким образом, при организации работы с одаренными детьми учитываются актуальные задачи современной модели российского образования, стоящие перед современной школой, концептуальные подходы которого обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - система поддержки талантливых детей. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а также сопровождение в течение всего периода становления личности

Научно – практические конференции – это важный этап формирования ключевых компетенции учащихся, необходимых для исследовательской деятельности.  Работая в средних и старших классах в течение ряда лет, готовлю учащихся к научно – практическим конференциям по разным направлениям: по английскому языку, истории Бурятии, культурологии, экологии. Таким образом, расширяется информационное поле через различные формы интеграции учебных дисциплин – гуманитарных, естественнонаучных. Занимаясь, исследовательской работой, учащиеся должны уметь работать с рекомендованной литературой, это является основой научного исследования. Уметь критически осмысливать материал, предоставленный в книге, т е необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Уметь четко и ясно излагать свои мысли.  Это достигается с помощью таких воспитательных технологий, как технология педагогической поддержки, формирование положительной я – концепции, ценностного самоопределения личности, технология педагогики успеха и других, способствующих созданию благоприятного психологического и эмоционального климата, обеспечивающих воспитание духовно – нравственной, социально – активной, творческой личности.  

    Так, в ходе исследовательской работы «Сопоставительный анализ словосочетаний в бурятском и английском языках» (Самбуева Э, 9 кл) применялись следующие приемы: сопоставительный анализ грамматических лексических структур словосочетаний в бурятском и английском языках, перевод с бурятского на русский.  

Работа Майтаевой Сараны, ученицы  10 класса  «Заимствование из английского современным русским языком» преследует цель  - изучить проблему иноязычной лексики в родном языке.  При исследовании заимствованных слов автор пришел к выводу, что основными причинами являются: отсутствие в родном языке эквивалентного слова для нового предмета или понятия (н, плейер, мониторинг),  тенденция к использованию заимствованного слова вместо описательного оборота (гостиница для автотуристов – мотель, короткая пресс – конференция для журналистов – брифинг),  тенденция пополнять экспрессивные средства, ведущая к пополнению иноязычных стилистических синонимов (обслуживание – сервис, ограничение – лимит, креативный – творческий).  

Цыремпиловой З, ученица 10 класса  в своей работе  «Особенности ударений в английском  и русском языках» исследовала  типологические признаки ударений  в английском и русском языках. Несовершенство произносительных навыков часто является причиной неточного или даже неверного понимания иноязычной речи. Следовательно, для того чтобы в полной мере овладеть иностранным языком, необходимо научиться правильно произносить звуки изучаемого языка. Ее исследование позволяет учитывать типологические расхождения обоих языков, дает возможность теоретически определить те трудности, которые ожидают их в процессе овладения английским произношением.

Практическая значимость данных работ заключается в том, что исследованные материалы могут быть использованы на уроках, в разработке элективных курсов. Отсюда видно, что учащиеся глубже усваивают отдельные языковые явления, обогащается словарный запас, расширяется кругозор в области языкознания, учатся работать с источниками, приобретают исследовательские навыки.

Также ведется  исследовательская работа по краеведению:   сбор материалов о ветеранах войны и труда, о родословной, о родном крае.

 Мои ученики принимают участие в таких конференциях, конкурсах  как «Вклад учительства в Великую Победу», «Потомки помнят славную Победу»,  «Святые места моих предков», «Виртуальная экскурсия по Иволгинскому району»,  «История семьи в годы Великой Отечественной войны», «Родовое древо». Участвуя в таких мероприятиях, дети  учатся выступать, держаться перед публикой, что немаловажно  в дальнейшей жизни. Сегодня на передний план общественного развития становится проблемы человека, связанные с экологией, культурологией и социализацией. Так,  ученик 5 класса (Очиров А) принял участие в научно – практической конференции «Серебряная альфа» с докладом «Экологическая этика буддизма» и отмечен номинацией «Лучшая исследовательская работа». В данной работе затронута глобальная экологическая проблема с точки зрения буддизма.

     Учащаяся 10 класса Будажапова Бэлигма приняла участие в 1 Международном конкурсе «Вклад кочевых народов в мировую цивилизацию», заняла 1 место в номинации «Лучшая исследовательская работа в изучении искусства и литературы кочевых народов». Ее работа «Буддийская мистерия цам в Бурятии» является достаточно актуальной, так как мы становимся свидетелями пышного религиозного празднества, о которой пишут и говорят о большой привлекательности, зрелищности, особом магнетизме театральности, заложенной в основе этого мистериального обряда.

Мои ученики участвуют в конкурсах «Юный Гэсэр», «Юная Дангина», «Юный Будамшу», в международном фестивале «Алтаргана – 2008, 2010», в региональном фестивале гуннской культуры. Народные праздники – это не просто отдых, это своеобразные спектакли, имеющие громадное воспитательное значение. Ребята узнают многое от праздника к празднику, расширяется кругозор. Они видят связь между прошлым и современностью. Это и другие формы внеклассной и внешкольной работы учащихся через родные традиции, обычаи, праздничные мероприятия дают возможность им прикоснуться к духовным и нравственным истокам. Таким образом, в своей работе стараюсь привить учащимся навыки исследовательской работы для осуществления краеведческих и иных исследований.

    Так, ученица 10 класса Банзаракцаева Эржена успешно выступила на российской конференции «Юность. Наука. Культура – Сибирь» и заняла 2 место. Ее работа «История и легенды о Белом Старце» о своеобразном «представителе» зимних праздников. Автор пришел к выводу, что Белый Старец станет еще одним символом Бурятии, олицетворяющим самобытную бурятскую культуру в целом.

    Исследовательская работа Гармаевой Н «Чайная церемония у бурят» удостоена дипломом лауреата заочного тура Всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи   «Национальное Достояние России». История Чайного пути сегодня вызывает несомненный интерес, о чем свидетельствуют создание международных музейных проектов, исследующих историю Великого чайного пути. Автор выдвигает проблему, как сохранить целебные свойства зеленого чая, способы, секреты его приготовления.

      В течение ряда лет, моя ученица Цыбикжапова Ирина исследовала историю Сартуул – Гэгэтуйского дацана, историю родного края, семьи, родословной, жизнь и деятельность первого бурятского ученого Доржи Банзарова и выступала на различных конференциях «Шаг в будущее», «Сибирская весна», «Банзаровские чтения». Ее работа «История Сартуул – Гэгэтуйского дацана: история и современность» была рекомендована для публикации в сборник молодых  исследователей и принята во внимание как свидетельство творческих достижений в научной области. Обучаясь в Бурятском государственном университете, на историческом факультете Ирина не раз обращалась к данной теме, проходя педагогическую практику в Монголии, при написании дипломной работы, защиты Международного проекта «Халхин-Гол – место памяти». Умение работать с литературой, исследовать, находить новые интересные факты, не это ли послужило в выборе ее будущей профессии – региноведа?

В процессе своей профессиональной деятельности, работая над проблемой  повышения не только качества знаний по предмету иностранный язык, но и для развития самостоятельности, воображения, фантазии, креативности и других качеств личности пришла к выводу, что особую значимость в решении этих проблем приобретает проектная технология. Работая над проектом, ученики учатся самостоятельно добывать информацию, пользоваться различными источниками, обратиться к родителям. Я же становлюсь их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою работу, но и за работу всей группы. Каждый учащийся старается довести начатое  им дело  до конца, чтобы показать результат своего труда.

 Одним из основных современных средств является приобщение учащихся к многосторонней творческой деятельности с выходом на конкретный продукт.

    Совместно с учащимися разработаны творческие, исследовательские проекты «Восточный дракон» («Eastern Dragon»), «Мой родной край» («My native land»),  методические разработки «Без истории нет настоящего и будущего» (Without history there is neither present nor future»), «Туристический маршрут» («The tourist route»).

 Проект «Восточный дракон»  составлен в форме краеведческого конкурса по следующим темам «Символы Бурятии», «Праздники», «Традиции и обычаи», «Известные люди». Цель данного проекта – формирование коммуникативной компетенции через национально – региональный компонент.  В ходе выполнения заданий учащиеся имеют возможность не только проверить свои знания, но и расширить свой словарный запас на изучаемом языке.

Тематический глоссарий «Без истории нет настоящего и будущего» (Without history there is neither present nor future») - справочник  для гидов – переводчиков по истории Гуннского городища;  Туристический маршрут» («The tourist route») -  буклет экскурсионного маршрута  для гостей и туристов.

Таким образом, ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы над проектом проводится рефлексия. Она помогает понять сильные и слабые стороны выполненной работы, координирует движение вперед к достижению поставленной цели.

Ежегодно дети с удовольствием принимают  участие в Международном игровом конкурсе «Британский бульдог», «Альбус» по английскому языку. Считаю, что задания данных конкурсов носят поисковый, информационный, регулятивный, оценочный характер. Мои ученики становятся  победителями Всероссийского дистанционного  конкурса сочинений по английскому языку (Галданов Н) и олимпиад (Бадмаева Л, Дружинина В). Участие в таких конкурсах  предоставляется   возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона в рамках открытого творческого Конкурса

     Я, как классный руководитель, с моими учениками являемся участниками социального  проекта «Внуки по переписке» по поддержке жителей дома интерната для престарелых и инвалидов с 2012 года. Этот проект – простые письма на бумаге и в конверте о себе, своих заботах, увлечениях и интересах, казалось бы, прошлый век, сейчас молодежь не пишет письма по почте, но письма делают жизнь жильцов дома – интерната по - настоящему интересной. Ведь для стариков получить такое письмо – целое событие.  С 2014 года внедряем социальный проект «Наши добрые дела», в рамках которого проводится сбор лучших ярких детских поделок, открыток, иллюстрированных писем по поддержке одиноких и престарелых дома интерната с. Петропавловка Джидинского района.  

 В этом учебном году наш класс  принял участие в проекте «Спешите делать добрые дела» по благоустройству школьного двора. Мои ученики достойно защитили свои  проекты «А у нас во дворе», «Семья – это труд, друг о друге забота» в I Межрайонной ассамблее родительской общественности «Территория согласия»

     Таким образом, нет детей неталантливых, нет детей неспособных – вот почему необходимо разнообразить виды деятельности на уроке и во внеурочное время. Стараюсь опираться в процессе обучения и воспитания на веру во всеобщую талантливость детей, на известный со времен античности девиз «Учись, обучая» и на психологическую парадигму «Успех рождает успех».

 По моему мнению, работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между учениками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив. Проектно-исследовательская работа позволяет организовать такую познавательную деятельность, в которой важен не только результат, но и процесс.

   Проектно-исследовательская деятельность по своей структуре и задачам предоставляет учащимся рассуждать, анализировать, развивать свои мысли, аргументировать суждения, доказывать свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...