Развитие читательской грамотности как основной метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов
статья

Суворова Нина Алексеевна

«Люди перестают думать, когда перестают читать». Этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_rezultaty.docx16.17 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта РК.

Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают насколько актуальна сегодня эта проблема.

Обязательна ли читательская культура для успешного изучения учащимися точных и естественных наук, трудового обучения и физкультуры, а также и других предметов? Ответ очевиден. Разумеется, да. Неспроста ведь существует утверждение «Читательская культура – фактор формирования навыков самосовершенствования и самовоспитания».

Если систематически и целенаправленно использовать методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет способствовать формированию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Таких учащихся у нас совсем невысокий процент. Поэтому на сегодня ставится очень важная задача - формирование читательской компетентности учащихся.

Первым шагом на пути к формированию читательской компетентности, конечно же, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено, что формирование читательской компетенции младшего школьника является приоритетной целью обучения литературному чтению.

Бесспорно, отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

В процессе исследования было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель – первоклассник свободно владеет осознанным чтением, у него развиты учебно-познавательные мотивы. На этом этапе важную роль играют мотивы, беседы, беседы – дискуссии о прочитанном.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. Особое внимание на этом этапе уделяется развитию оперативной памяти. Формированию оптимальной скорости чтения способствует применение приема жужжащего чтения. На данном этапе для совершенствования читательской активности можно использовать такую форму как выставка книг, прочитанных детьми по теме урока, ведение читательских дневников.

Интересной формой привития любви к чтению можно назвать «дерево познания»: в классе вывешивается плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. А листочки этого дерева – лепестки цветка, на которых написано название книг, которые дети прочитали дома. Утром, придя в класс, дети прикрепляют на дерево свои листочки – лепестки, таким образом, показывают, что они прочитали и помогают сказочному дереву распуститься.

Третий, основной этап, - этап, непосредственно формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Хорошей основой для накопления опыта творческого восприятия художественного произведения является прием устного словесного рисования, в ходе которого дети воображают прочитанное, усматривают за словами образы и картины действия, детали изображаемого в тексте, цвет, формы.

На всех этапах хороши «читательские пятиминутки».

Заключительный этап – этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных знаний о книге и умений с ними самостоятельно действовать. Данный этап имеет своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Дальнейшая работа по формированию компетентного читателя должна быть на всех других уроках, что предполагает владение учителями приемами и стратегиями текстовой деятельности. Обучение любому предмету должно включать обучение приёмам чтения и письма на разнообразном учебном материале, разнообразных и разно жанровых текстах, что будет активизировать познавательную, творческую, критическую и коммуникативную деятельность и тем самым будет соответствовать понятию целостности образовательного процесса.

Всем этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умения учиться.

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе. Здесь главное – развивать и поддерживать интерес к чтению, рационально подбирать задания по формированию практических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие (личностных, предметных, метапредметных) компетенций обучающихся посредством включения в исследовательскую деятельность.

Статья содержит материал об истории развития метода проектной и исследовательской деятельности школьника, рассуждение о формах и методах проведения проектов, собственный педагогический опыт, исследова...

Использование технологии смыслового чтения в развитии читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.

Одним из способов может обучения чтению может стать технология смыслового чтения. Коррекционная работа по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию в форме педагогической творческой мастер...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

Статья "Проблемы формирования читательской грамотности как метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов"

Основным умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За посл...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

«Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» (удостоверение).

laquo;Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» (удостоверение)....

Самоанализ по развитию читательской грамотности у обучающихся

Статья показывает как прошла работа по формированию читательской грамотностиу обучающихся...