Самоанализ по развитию читательской грамотности у обучающихся
статья по русскому языку (5 класс)

Статья показывает как прошла работа по формированию читательской грамотностиу обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Самоанализ формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Составитель: Курбанова З.М. ,учитель русского языка и литературы МКОУ СШ№14

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации работы с текстом на уроках русского языка и литературы .

Задачи:

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом, способствующие эффективному формированию читательской грамотности обучающихся;

1.Понятие «читательская грамотность».

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит…что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». 

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

3 группы умений:

1.Учащиеся должны понимать, о чем говорится в тексте, определять тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

2.Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

3.Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Существует множество способов и приёмов, способствующих развитию читательской грамотности .Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Чтобы вызвать интерес  у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую следующие приемы, которые помогают  «пропустить» текст через себя.

2.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.

1.вариант.Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

-Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира» .(Текст я взяла из своей практики по подготовке к ОГЭ обучающихися 9 класса).

2 вариант. Используется после самостоятельного прочтения материала

Игра "Верю -не верю" по жизни и творчеству А.С.Грибоедова

1. Верно ли утверждение, что А. С. Грибоедов был сводным братом А. С. Пушкина, ,поэтому у них одинаковые имена и отчества?(Неверно)

2. Верно ли утверждение, что А. С. Грибоедов погиб на дуэли?(Неверно)

3. Верно ли утверждение, что А. С. Грибоедов происходил из древнего дворянского рода?(Верно)

Приём «Письмо с дырками (пробелами)».

Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)

1.вариант 1) Имя существительное обозначает…

Отвечает на вопросы…

Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.

2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

… или ….

… или …

Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….

Существительные изменяются по … и … .

3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

Имя существительное не является членом предложения, если… .

2 вариант. В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

 Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент  приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего  жизненного опыта.

 

На мой взгляд, взросление  - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……………..люди     смогут……………………………..             Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту В.Шелике,  в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат  предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….

 

(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом  требует вторая часть сочинения. И здесь  можно использовать данный приём)

 

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….…………..     Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Исходя из вышесказанного,  можно сделать вывод, что…….

Приемы графической переработки учебного материала

  • Прием «Составление кластера»

 Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. 

ГЕРАСИМ: портрет ,описание каморки, отношения с Татьной, отношение к Муму,

  • Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Технология приема:  

Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.

Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Начиная с 5 класса учащиеся ведут Читательские дневники по самостоятельно  прочитанным произведениям и Памятки-шпаргалки по изученным правилам на уроках русского языка.

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Пример

«Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Приемы, используемые при групповой работе:

  • Прием «Письмо по кругу»

Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

  • Приём «Лови ошибку»

Описание:  универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

  • Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности

"Мозговой штурм". «Ассоциации»

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Эффективен при изучении поэтических текстов .Например, перед чтением стихотворения Ф.Тютчева « Гроза»учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникают  у вас словом « Гроза?"Учитель записывает все называемые ассоциации, затем читается текст : «А какая гроза у Тютчева ?Сравним? Что чувствует автор»?Записываем на доске, выделяем средства художественной выразительности

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

  • "Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

  • "Чтение в кружок"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

  • "Синквейн"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

3. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

Творческие приёмы, способствующие закреплению изученной темы:

Написание творческих работ;

Создание викторин, кроссвордов, тестов, пректов, мультимедийных презентаций

3.. Подведение итогов Представленные приемы работы с текстом способствуют  решению таких речевых задач, как:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

 - самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

А следовательно, являются, на мой взгляд, эффективными при формировании читательской грамотности.

Повысился читательский интерес школьников среднего звена: по результатам анкетирования

Ноябрь 2023

Май 2024

Положительное отношение к читательской деятельности: «люблю читать»

52%

60%

Заинтересованность конкретными книгами: «хочу эти книги»

47%

53%

Увлечение самим процессом чтения: «не могу оторваться от книги»

47%

59%

Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой: «хочу, чтобы другие об этой книге узнали»

47%

53%

Диаграмма по блокам читательской грамотности за год у обучающихся 5 «а» класса


Вывод:

На основе диаграммы можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика в развитии читательской грамотности у обучающихся по блокам: понимание прочитанного, преобразование интерпретация прочитанного и оценка информации.

Обратить внимание на нестабильность в выполнении заданий по оценке информации, организовать индивидуальную работу по умению ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного.

На уроках русского языка и литературы использовать прием «Маркировка информации». Обсудить системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация, отрабатывать их на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской грамотности как основной метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов

laquo;Люди перестают думать, когда перестают читать». Этим объясняется актуальность проблемы формирования читательской компетентности, как одной из ключевых, которые составляют основу умен...

Использование технологии смыслового чтения в развитии читательской грамотности обучающихся с ОВЗ.

Одним из способов может обучения чтению может стать технология смыслового чтения. Коррекционная работа по подготовке девятиклассников к итоговому собеседованию в форме педагогической творческой мастер...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

«Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» (удостоверение).

laquo;Оценивание уровня развития читательской грамотности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС» (удостоверение)....