Воспитательное занятие "Масленица"
план-конспект

Чаплыгина Юлия Геннадьевна

«Русский народный праздник – Масленица!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx36.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУДО «Курский областной центр туризма»

Воспитательное занятие

«Русский        народный праздник – Масленица!»

Чаплыгина Юлия Геннадьевна,

педагог дополнительного образования,

Д/О «Мы – куряне!»

Курск-2020

Цель: познакомить учащихся с основными традициями празднования Масленицы.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;

- продолжать обогащать словарный запас;

Воспитательные:

- воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество;

Развивающие:

- развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие;

- развивать все виды памяти;

- продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления у детей;

- развивать восприятие музыки, расширять музыкальный кругозор на фольклорной основе;

- формировать представление о народном празднике, народном костюме, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.

Методы и приемы:

Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.

Приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ педагога, показ способа действия.

Предварительная работа: разучивание стихов, частушек, пословицы и поговорки о Масленице.

Оборудование: проектор, атрибуты для игр, материал для изготовления куклы - масленицы, презентация по теме «Масленица», музыкальное сопровождение.

Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные. Здравствуйте мальчишки, здравствуйте девчонки! Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, слышно ли, всем ли места хватило?

Ребята, вы, наверно заметили, что у нас сегодня не совсем обычное занятие? К нам пришло много гостей и вокруг все такое красивое, и красочное.

- А вы знаете, почему мы сегодня собрались? (ответы детей)

- А вы знаете, что это за праздник такой?

- Послушайте, гости дорогие, рассказ о Масленице.

Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. 

Честная, широкая, веселая, сырная, объедуха, а то и «разорительница», так называли Масленицу на Руси. Масленица – праздник языческий и очень древний. Это недельный праздник - обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. Но как бы не «бегала» дата праздника, эта неделя всегда заканчивается перед семинедельным Великим постом, во время которого христианская церковь строго запрещает всякие игры и веселье. Поэтому на Масленицу верующий народ гулял по полной.

Ребята, вам наверняка интересно узнать, почему этот праздник так называется, Масленица? Может у вас есть свои версии и догадки?

Наиболее распространенной является следующая версия: на Масленицу люди старались задобрить, то есть умаслить весну. Поэтому празднования так и назвали — «Масленицей».

По другой версии это название появилось уже после принятия христианства. Ведь нельзя есть мясо, но можно употреблять молочные продукты. Поэтому люди пекли блины и обильно поливали их маслом. Отсюда будто бы и пошло название, связанное с масляными блинами. Еще эту неделю называли мясопустной - из-за того, что происходит воздержание от мяса, и сырной – потому что на этой неделе едят много сыра.

Наши предки считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно.

Кстати, для славян Масленица долгое время была и встречей Нового года!  Отмечался в день весеннего равноденствия. До 14 века год на Руси начинался с марта. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. Отсюда и выражение «Хоть с себя все заложи, а Масленицу проводи».

По легенде, Масленица родилась на далеком Севере, отцом этого праздника был Мороз. В самое суровое и печальное время года — зиму, человек заметил Масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь, своим теплом согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла. Она была огромного роста, румяная, хохотушка. Она заставила людей на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в  жилах и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником. http://img2.proshkolu.ru/img/empty.gif

Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы.

- Ребята, как вы считаете, что является символом Масленицы?

(ответы детей)

Одним из символов Масленицы являются блины.

- Ребята, давайте подумаем – почему? Ответы детей: блин круглый, поджаристый и т. д.

- Правильно, блин был символом вновь набирающего яркость и жар весеннего солнца. А солнцу всегда поклонялись и славили его все народы мира. И наши далекие предки, древние славяне, особо почитали Ярилу – бога солнца.

Масленица в 2020 году выпадает на идеальное время – она пройдёт на неделе с 24 февраля по 1 марта. Проводы русской зимы пройдут, таким образом, 1 марта – ровно в тот самый день, когда начнётся календарная весна. Во многих российских регионах это время не только редких дневных оттепелей, но и вполне ощутимого дыхания весны.

Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода:Узкая Масленица - первые три дня: понедельник, вторник, среда и Широкая Масленица - это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались.  Разрешалось только развлекаться и печь блины.

Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом.

Итак, дни масленичной недели:

Понедельник — «Встреча».

Первый день масленичной недели называется «Встреча» — это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам.

В этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли.

Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, радуясь началу масленичной недели.

И именно в этот день делали чучело Масленицы.Жители села, взяв со своего двора по пучку соломы, складывали их в одну кучу, из которой потом все вместе делали куклу. Наряжали ее в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили в санях, приветствуя и чествуяСударыню – Масленицу. И, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья.

К чучелу подходит девочка: Дорогая наша Масленица, Авдотья Изотьевна! Дуня белая, Дуня румяная! Ой ты, Масленица-кривошейка, Мы встречаем тебя хорошенько: Сыром, маслом, калачом и печёным яйцом, Пирогом, ватрушками, весёлыми частушками!

Дети исполняют частушки:

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться!

Мы частушки пропоем,

Как мы Масленицу ждем,

Как тоскуем по блинам

И по теплым вешним дням.

Раньше Масленку встречали,

 На санях её катали.

Чтобы нынче покатать,

Надо снега занимать.

Эй, подруга, не скучай,

Скушай блинчик, выпей чай!

А захочется еще –

Мне не жалко, скушай все!

Если хочешь быть здоровым,

Скушай блинчик с молоком,

Если хочешь быть веселым –

То с соленым огурцом!

Вторник - «Заигрыши».

Вторник традиционно был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось веселье, катались на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек.В этот день звали родных и знакомых на блины.

Заигрыши были днем сватовства в деревнях. Молодые люди украдкой приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и украдкой гадали, кто же из них первым пошлет сватов. И родители присматривались к будущим родственникам, и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве.

Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сразу после Великого поста сыграть свадьбу.

Музыкальная сценка-песня "Милый, хороший!"

Маруся: Милый, хороший, чё ты молчишь-то? /2 раза.

Помощники (к  Ване - хором): Чё ты, чё ты, чё ты молчишь-то? /2 раза.

Ваня: Я не молчу, я любуюсь тобою /2 раза.

Помощники (к Марье - хором): Чё ты, чё ты, дай наглядеться! / 2раза.

Маруся:  Милый, хороший мой, чё не приходишь? / 2раза.

Помощники (к Ване - хором): Чё ты, чё ты, чё не приходишь? / 2раза.

Ваня: Я приходил, да тебя дома нету. / 2раза.

Помощники  (к Марусе - хором): Чё ты, чё ты, где тебя носит?! / 2раза.

Маруся: Милый Ванюша, чё не целуешь?  /2 раза.

Помощники (к Ване - хором): Чё ты, чё ты, чё не целуешь? / 2 раза.

Ваня: Я б целовал, да тебя не достанешь! / 2 раза.

Помощники (к Марье - хором): Чё ты, чё ты, дылда такая? /2раза.

Маруся: Мы вам пропели, а вы нас послушали.

Ваня: Мы вам пропели, а вы не похлопали.

Помощники (в зал - хором): Чё вы, чё вы, бейте в ладоши / 2раза.

Среда — «Лакомка».

В среду по традиции зять приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. Теща должна была вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировала расположение мужу своей дочери. От этого обычая пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Зятьев могло быть несколько, приглашали и других гостей, родных, соседей, и столы ломились от угощений. Зятья славили своих тещ и пели им хвалебные песни и разыгрывали веселые сценки с переодеваниями. Женщины и девушки собирались вместе, катались на санях по деревням и также распевали веселые песни и частушки.

Тещенька, дорогая, дверь открывай!

Как на Масленой неделе,

на третий на денек,

Заглянуть к тебе решился я на огонек.

Зять.

Ах ты, теща, моя теща,

Про тебя пою куплет.

Хорошо, когда есть теща,

Плохо, если тещи нет!

Теща.

У меня зятек один —

У соседки семеро.

Я спросила: «Где взяла?»

«В огороде сеяла!»

Зять.

Я поссорился с женой,

Думал разводиться.

Только с тещей дорогой

Не могу проститься.

(Теща и зять обнимаются и пританцовывая уходят)

Четверг — «Разгул».

С этого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы прекращались и разворачивались настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ во всю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам. Люди катались с горок, на качелях и каруселях, устраивали веселые катания на лошадях, в санях, играли в снежки, проводили кулачные бои и игры «стенка на стенку»,  шумно пировали, все это сопровождалось веселыми хороводами и песнопениями.Одной из любимых традиционных потех был штурм и захват ледяной крепости.

Смысл этих игрищ, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Дети и молодёжь ходили по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Их охотно угощали лакомствами и передавали приветы и поклоны их родителям и родственникам.

В городах жители, разодевшись в лучшие наряды, участвовали в праздничных гуляньях, ходили на театральные представления и в балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

1 ск: В понедельник Маслену встречали,

 Мы встречали её, привечали.

2 ск: А во вторник парней завлекали,

 С косогора на санках катались.

1 ск: Во середу у тёщи гостили,

 И поели у неё , и попили.

2 ск: А в четверг началось такое!
        3 ск: Срочно нужен богатырь

Бросить в небо пару гирь!

Кто желает попытать?

Свою силу показать?

(Выходят 2 мальчика. Их задача поднять «гирю» 20 раз)

Пятница — «Тещины вечерки».

В этот день зять приглашал тещу к себе на блины. Теща приходила с ответным визитом, да еще и со своими родственниками и подругами. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Семейные посиделки скрепляли отношения между родными, а общее веселье напоминало о скором приближении долгожданной весны и тепла.

Конкурс «Достань приз»

По краям ленты палочки, в середине привязаны угощения: конфеты, вафли и т. д. (все, что можно привязать). Участники по команде накручивают ленту на палочки. Побеждает тот, кто первый доберется до сладкого приза.

Конкурс «Перейти сугробы»

Обручи разлаживаем в разные стороны и под музыку должны перепрыгнуть сугробы.

Среда - «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» И конечно, на первом месте в ряду угощений - блины.

Развлечение «Переверни блин на сковороде»

         Игра «Чиж»

По дубочку постучишь -

Вылетает сизый чиж

У чижа, у чижика

Хохолочек рыженький

Чижик по полю летал,

Правой ножкой все кивал

Чиж, чиж, не зевай,

Себе пару выбирай!

Суббота — «Золовкины посиделки».

В этот день невестка с почетом приглашала родственников мужа в дом на блины. Если золовки, сестры мужей, были незамужними, невестка приглашала своих незамужних подруг на общие посиделки. Если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная по обычаю готовила подарки своим золовкам и одаривала каждую.

Хоровод.

Воскресенье — «Проводы Масленицы».

Последний день масленой недели называли «Прощёное воскресенье».

В этот день люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. Сильные - просят прощение у слабых, младшие - у старших, старшие - у младших. Давайте же и мы попросим друг у друга прощение. А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где жгли чучело Масленицы - символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидания хорошей весны и добрых всходов.

       - Ребята, а сейчас я предлагаю сделать куклу - Масленицу своими руками.

Молодцы, ребята!

Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Что нового вы сегодня узнали о Масленице?

Заключительные слова:

        Прости ты нас, Маслена Васильевна,

        Далее гулять не по силам нам.

        Спасибо тебе за блины, за веселье.

        Масленица, прощай,

        А на тот год приезжай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Эссе «Воспитательно – математические этюды, или как мой любимый предмет помогает мне в личной жизни и в воспитательной работе с классом»

Я не претендую на новизну  приёмов, которые представлю сегодня. Многие из них хорошо известны, так как эти приёмы – моё творчество и ваше - моих заочно уважаемых коллег, учителей разного возраста...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия) Воспитательное занятие Моя родина – Республика Саха (Якутия)

1) формировать понятие о любви к родине как одной из главных нравственных ценностей;2) развивать мышление, коммуникативные качества личности;3) воспитывать патриотические чувства к родному краю....

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...