Рабочая программа внеурочной деятельности Шахматы 5 КЛАСС
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности Шахматы 5 КЛАСС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «28» августа 2020 г.        

Руководитель  МО __________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31» августа 2020 г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 203

от «31» августа 2020 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № __

от 30 августа 2018 г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № ___        

от  30  августа  2018 г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 333 от 03.09.2018 г.

.

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № __

от 30 августа 2018 г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № ___        

от  30  августа  2018 г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 333 от 03.09.2018 г.

.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

«Шахматы»

5 А, Б, В, Г классы

4 год обучения

2020-2021 учебный год

Составитель: Рудь Николай Валентинович, учитель физической культуры

Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» – 4 год обучения, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для обучающихся  5 А,Б,В,Г  классов МБОУ «СШ № 21» .

Реализация курса внеурочной деятельности «Шахматы» – это обучение школьников игре в шахматы начиная с раннего детства. Современная школа динамична, она предъявляет обучающемуся массу серьезных требований. Произвольным должно быть не только поведение, но и умственная деятельность обучающегося - его внимание, память, мышление.

Ученику необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решение поставленной задачи. Также нужно овладеть системой понятия, а для этого требуется развитие логического мышления.

Известно, что наибольшие трудности в школе испытывают ученики, которые проявляют интеллектуальную пассивность, неумение и нежелание думать, решать задачи, имеющие небольшой объём знаний. На помощь здесь может прийти широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у обучающихся развивается произвольные внимание и произвольная память. Игра в шахматы учит ребят становиться на точку зрения других людей, учитывать их будущее поведение. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не стольку игру как таковую, сколько рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы) Обучение игре в шахматы не сама цель.  А использование шахмат как средство обучения позволит наиболее полно реализовать педагогический потенциал, заложенный в древней игре.

Как никогда актуальность обусловлено тем, что знание и умение, необходимые для организации  учебной игры в шахматы в будущем станут основой для реализации в основной и средней школы. Учебная игра в шахматы при изучении курса имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности обучающихся.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность,субьективность,приесмтвенность,результативность,партнерство,творчество и успех.

Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» создана с учетом опыта преподавание шахмат в школе и опирается на ряд авторских наработок. В их числе: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски. Шахматные игры являются частью патриотического, эстетического, умственного и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение шахматной игре, создаются эмоционально положительная основа для развития волевых качеств, внимания, мышления

Цель курса внеурочной деятельности «Шахматы» — создание благоприятных условий для успешного освоения школьниками основ шахматной игры, развития у учащихся интеллектуальных способностей, внимания, память, мышление. Стремление к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, приобщение к занятиям шахматами, использование их в свободное время на основе формирования интересов к шахматной игре.

Результаты курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Шахматы» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление умственного и психического здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию. Особенностью курса является углублённое обучение базовым комбинационным действиям, включая тактику шахматной партии. Обучающиеся получают представления о шахматной игре взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов пополняются представления о шахматной игре, соревнованиях, турнирах правилах техники безопасности.  Освоение учениками программы  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. Личностные результаты
  •  определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • в  предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога;
  •  проговаривать последовательность действий.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре, в коллективе, в команде;
  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении  и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3.Предметные результаты

  • знать шахматные термины;
  • знать названия шахматных фигур;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  •  определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии;
  •  конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по чертежу, по заданной схеме, проводить элементарные комбинации.

Содержание курса внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Из истории возникновения соревнований по шахматам системы проведения шахматных соревнований.

Познавательная беседа

Просмотр диафильмов  «Второй шаг в мир шахмат».

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение).

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, выполнение творческого задания.

Тактические комбинации и приемы: « СВЯЗКА»,

« СКВОЗНОЙ УДАР»,

« ДВОЙНОЙ УДАР»,

« ЛОВЛЯ ФИГУРЫ» (повторение).

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Тактические комбинации и приемы: «ДВОЙНОЙ ШАХ», «ОТКРЫТЫЙ ШАХ» (повторение).

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Учебная игра

Решение учениками шахматных заданий.

Тактический прием «ЗАВЛЕЧЕНИЕ» .

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Тактический прием «ОТВЛЕЧЕНИЕ».

Познавательная беседа

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Тактический прием

« УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАЩИТЫ».

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Тактический прием: «СПЕРТЫЙ МАТ».

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Сочетание тактических приемов.

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Борьба за инициативу.

Познавательная беседа

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля.

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля.

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Шахматный турнир.

Учебная игра

Соревновательная деятельность практическая игра с партнером.

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план.

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Основы пешечного Эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата.

Учебная игра

Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками.

Основы пешечного Эндшпиля: крайняя пешка,

«отталкивание плечом».

Учебная игра

Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками.

Основы пешечного Эндшпиля: оппозиция и ключевые поля.

Учебная игра

Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками.

Основы пешечного Эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой.

Учебная игра

Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками.

Основы пешечного Эндшпиля: король против пешек, правила блуждающего квадрата.

Учебная игра

Рассказ учителя и объяснение темы на примере шахматных заданий выполнение этих заданий вместе с учениками.

Теоретические позиции пешечного Эндшпиля: ферзь против пешки.

Учебная игра

Рассказ учителя пояснение на шахматных заданиях выполнение вместе с учениками шахматных заданий.

Сыграй как чемпион мира.  Партия В.Крамник - Д.Садвакасов.

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Сыграй как чемпион мира.  Партия В.Ананд – М. Карлсен.

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, самостоятельное выполнение упражнений.

Шахматный турнир.

Учебная игра

Рассказ учителя и обсуждение с учащимися поднятой темы, соревновательная деятельность, игра с партнером.

Календарно -  тематическое  планирование

№ п/п

Дата

по факту

Тема учебного занятия

Количество часов

ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ШАХМАТАМ. СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ШАХМАТНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ.

1

МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ РАЗНЫМИ ФИГУРАМИ ( ПОВТОРЕНИЕ).

1

ТАКТИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ И ПРИЕМЫ:

« СВЯЗКА», « СКВОЗНОЙ УДАР», « ДВОЙНОЙ УДАР», « ЛОВЛЯ ФИГУРЫ» (ПОВТОРЕНИЕ).

1

ТАКТИЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ И ПРИЕМЫ: «ДВОЙНОЙ ШАХ», «ОТКРЫТЫЙ ШАХ» (ПОВТОРЕНИЕ).

1

КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?

1

ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ЗАВЛЕЧЕНИЕ».

1

ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ОТВЛЕЧЕНИЕ».

1

ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ « УНИЧТОЖЕНИЕ ЗАЩИТЫ».

1

ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ: «СПЕРТЫЙ МАТ».

1

СОЧЕТАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ.

1

КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?

1

БОРЬБА ЗА ИНИЦИАТИВУ.

1

ОСНОВЫ ДЕБЮТА: АТАКА НА НЕРОКИРОВАВШЕГОСЯ КОРОЛЯ.

1

ОСНОВЫ ДЕБЮТА: АТАКА НА РОКИРОВАВШЕГОСЯ КОРОЛЯ.

1

КОНКУРС РЕШЕНИЙ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

ОСНОВЫ АНАЛИЗА ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ: ВЫБЕРИ ХОД И НАЙДИ ПЛАН.

1

ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: ПРОХОДНАЯ ПЕШКА, ПРАВИЛО КВАДРАТА.

1

ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: КРАЙНЯЯ ПЕШКА, «ОТТАЛКИВАНИЕ ПЛЕЧОМ»

1

ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: ОППОЗИЦИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛЯ.

1

ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: КОРОЛЬ С ПЕШКОЙ ПРОТИВ КОРОЛЯ С ПЕШКОЙ.  

1

ОСНОВЫ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: КОРОЛЬ ПРОТИВ ПЕШЕК, ПРАВИЛА БЛУЖДАЮЩЕГО КВАДРАТА.

1

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПЕШЕЧНОГО ЭНДШПИЛЯ: ФЕРЗЬ ПРОТИВ ПЕШКИ.

1

КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?.

1

СЫГРАЙ КАК ЧЕМПИОН МИРА. ПАРТИЯ В.КРАМНИК - Д.САДВАКАСОВ.

1

СЫГРАЙ КАК ЧЕМПИОН МИРА. ПАРТИЯ В.АНАНД – М. КАРЛСЕН.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса

Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов

Рабочая программа  "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"  для 1-4 классов...