Эссе "Я - Учитель!"
статья

Шамарина Самига Тюлегеновна

Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года 2021"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_esse_novoe.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

                         Эссе «Я –  учитель»

«Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель».

А. Дистверг

Я – учитель, учитель русского языка и литературы.  Я уверена, что правильный выбор профессии – это счастье. Почему? Потому что счастье – это когда есть возможность заниматься тем, что приносит радость и пользу людям.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое учитель должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к учителю.

Во все времена человечество стремилось к познанию мира. Осознав законы природы, люди хотят передать их своим потомкам. Так на заре человечества возникла школа, возникла профессия «учитель».

С учителем каждый из нас знаком с малых лет, но все-таки нам трудно сказать, каким должен быть современный учитель. Существует огромное количество мнений, но к общему до сих пор не пришли. Кажется, этот вопрос вызывает еще больше споров и неопределенности, но он актуален и серьезен.

Современный учитель... На мой взгляд, перед ним стоит великая задача  совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

В наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Учитель живет тем, что каждый день идет в школу для того, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ребенку. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения.

Я, Шамарина Самига Тюлегеновна, работаю учителем более тридцати лет. Очень люблю свою работу и горжусь ей. Люблю всех своих учеников и каждого ребенка в отдельности. Л. Толстой писал: «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет  любовь только к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».  Конечно, думаю, я не совершенный учитель, но я к этому стремлюсь.

Почему  я выбрала профессию учителя?  Наверное  потому, что в нашей семье моя бабушка всегда с большим уважением и теплотой отзывалась о профессии учителя. Мама же мечтала видеть меня только учителем.

Кроме того, большую роль в моем педагогическом становлении сыграли школьные учителя. Многие из них были для меня примером, и я очень им за это благодарна. Школа всегда была моим вторым домом.

Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама.  По воле судьбы, мне пришлось  однажды сменить не только место работы, но и специфику работы. 10 лет я работала Главой  администрации  Софьинского округа.  Но школа все равно позвала к себе.

Потому что считаю профессию учителя  одной из лучших. Кто, как не учитель, даст  необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.

        Для меня быть учителем - это каждодневный кропотливый труд. Но все трудности забываются, когда на твоем уроке ребята совершают свои маленькие открытия. Момент, когда от удивления постигнутых истин и мыслей блестят их глаза, ни с чем не сравнить. Наша жизнь-это своего рода лабиринт. Яркий и полный событий и неожиданных поворотов. И каждое открытие моего ученика-это ключик к познанию чего-то нового, неизведанного.

      Справедливость и требовательность - следующие ключевые составляющие в моей профессии. И это не только в отношении ученика, но и в отношении самой себя. Только справедливое и требовательное отношение к себе дает моральное право требовать еще с кого-то.
     В своей работе я стараюсь следовать принципам: «Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать». Любое познание мира начинается с удивления. Удивление-это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. В моих силах превратить любое детское занятие в удовольствие, нечто удивительное и увлекательное. 

       Мои предметы – русский язык и литература – способствуют общению, так как заключают в себе его основные компоненты: описание события, возможность эмоционального сопереживания, понимания друг друга. Так мне удается на уроках сочетать процессы общения и обучения. Каждый раз, делая «шаг навстречу», я поднимаюсь на новую ступеньку в своем методическом опыте, в умении строить отношения с учениками.

     И в своей работе стремлюсь идти в ногу со временем, развивать у детей  компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться ими применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Стараюсь воспитывать в учениках готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. И как любой педагог стремлюсь дать детям то, что знаю сама, сделать так, чтобы дети тянулись и стремились к лучшему. Чтобы с каждым уроком им было все интересней и интересней.

Новая трудная, но вместе с тем интересная задача в моей педагогической деятельности – внедрение ФГОС в образовательный процесс, то есть изменение методов и приемов работы, которые помогут развить у учащихся универсальные учебные действия. В основу стандарта положен системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного, но здорового общества.

Сама структура традиционного урока также претерпела существенные изменения. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму», - писал древний философ Китая Конфуций. Вот и мы вместе с ребятами «погружаемся» в тему урока, ставим цели, включаемся в совместную эмоциональную и интеллектуальную работу, творим, а затем осмысливаем результаты своей работы. И мои ученики уже не просто получают готовую информацию, сохраняют и выдают ее. Они сами добывают знания своей деятельностью, а я немного направляю их и помогаю. Мне хочется, чтобы моим ученикам было интересно учиться, чтобы они могли радоваться, открывая новые знания.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения  задачи: современный ученик должен комфортно чувствовать себя в новых социально – экономических условиях. Так вот моя задача и состоит в том, чтобы вовлечь каждого школьника в активную познавательную и творческую деятельность на уроках и вне урока. Один из предлагаемых путей решения  данной проблемы – компетентностный  подход.

Мы живем в стремительное время, когда информационные технологии прочно входят в жизнь общества. А для современной школы информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. ИКТ в образовательном процессе стали рациональным способом повышения эффективности обучения. Значит, чтобы внести в процесс обучения больше наглядности, повысить положительную мотивацию детей к преподаваемым мной предметам, активизировать познавательную деятельность, развивать мышление и творческие способности детей, на уроке нужно использовать информационные технологии.

Компьютер и Интернет  помогают нам побывать в музеях-квартирах русских писателей и совершать экскурсии в лучшие галереи и музеи страны, дают возможность воспользоваться любыми словарями и энциклопедиями.

 На своих уроках я учу детей учиться. И хочется верить, что мои уроки пригодятся им в жизни не только полученными знаниями по русскому языку и литературе, но и как уроки доброты, взаимопонимания, сотрудничества, уроки, которые помогут им в будущем стать состоявшимися, успешными людьми.

   А я уже сейчас горжусь своими учениками, которые становятся победителями и призерами муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсов и олимпиад,  показывают хорошие результаты на итоговой аттестации, поступают в престижные учебные заведения. Я чувствую себя счастливой, потому что за долгие годы своей педагогической деятельности воспитала много достойных граждан России.

       Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.

              Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество.

Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты известного педагога  Ш. Амонашвили всегда были и будут своеобразным девизом моей работы

Кроме  преподавания уроков русского языка и литературы, я являюсь классным руководителем 11 класса. Конечно, часто приходится встречаться с родителями.

Общаясь с родителями на собраниях, не читаю монотонные лекции о воспитании детей. Я отношусь к ним очень тепло, рассказываю об их детях в свободной форме: о поступках детей, поведении, успеваемости, дружбе, о том, как они изменились, что их волнует в данный возрастной период. Возникающие проблемы стараемся решать вместе.

        Вспоминается одна замечательная фраза  «Цвет своего неба мы выбираем сами!» Да, мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будут сопровождать нас в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, кого нам доверяют.

      Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь утрат, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда тот огонёк души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.

      И все-таки, кто такой учитель? Я думаю, ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий хорошо давать материал; честный, человечный, чуткий, с чувством юмора; искренний, имеющий свою индивидуальность; тактичный, толерантный, терпеливый; естественный, единомышленник; любящий детей и свою работу. И очень мягкий как мягкий знак и само слово!

Учитель русского языка и литературы  

МОУ «СОШ имени Героя Советского Союза В.И.Лаврова с.Горяйновка  Духовницкого района  Саратовской области»

Шамарина Самига Тюлегеновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...