Требования к современному уроку. Рефлексия
учебно-методический материал

Кульбака Галина Владимировна

Выступление на ГМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кульбака Галина Владимировна, учитель биологии ТМК СОШ № 3.

Г. Дудинка

2014 г.

Требования к современному уроку - рефлексия на уроке.

 

Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Как же проводить рефлексию эффективно и интересно?

В переводе с латинского слово "рефлексия" обозначает "обращение назад". Она проводится чаще всего в начале или в конце урока, когда необходимо мотивировать детей на урок или подвести итог, повторить и обобщить изученное, оценить результат. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

     Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.    Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Исходя  из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

1.        рефлексия настроения и эмоционального состояния

2.        рефлексия деятельности

3.        рефлексия содержания учебного материала

     Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

     Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха».

     Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

     Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что…

теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось …я смог…

я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением

 «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

      Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф:

1.        В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

2.        В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

3.        В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

     В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

 Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ:

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется:

легким / трудным

        

Приёмы проведения рефлексии:

   Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель.   Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

Устная рефлексия:

   Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей.

Письменная рефлексия:

   Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф.Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:

• "Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

• Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm & Adams, 1991).

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НА УРОКЕ - для проведения самоанализа учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?

Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?

Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?

Какие выводы Вы сделали, изучая тему?

Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?

Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

САМООЦЕНКА - учитель предлагает учащимся в конце урока на листочках поставить балл, соответствующий их интересу на уроке и степени усвоения содержания урока, и передать ему:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

         Спасибо за внимание. Желаю всем удачи в Новом году!



Предварительный просмотр:

Как я провел урок.

Тема «Головной мозг или Кто умнее?»

Что бы вы хотели получить на этом уроке?

Проверка домашнего задания

Изучение новой темы

Диктант

Строение спинного мозга

Рефлекторные дуги

Отделы головного мозга

Функции отделов головного мозга

Найдите ошибки в тексте

Индивидуальное задание

Работа в тетради

Итого

Работа в паре

Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ____________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Как я провел урок.

Тема «Земноводные и Пресмыкающиеся»

Что бы вы хотели получить на этом уроке? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Заполните таблицу ответов вместе с игроками.

Оцените свои результаты.

Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ____________________________

__________________________________________________________________

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Как я провел урок.

Тема «Земноводные и Пресмыкающиеся»

Что бы вы хотели получить на этом уроке?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Заполните таблицу ответов вместе с игроками.

Оцените свои результаты.

Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ____________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Как я провел урок.

Тема «Тканевая совместимость. Переливание крови»

Что бы вы хотели получить на этом уроке?

Оцените свою работу на уроке

Изучение новой темы

Определить группу крови

Определить резус-фактор

Найдите ошибки в тексте

Индивидуальное задание

Работа в тетради

Итого

Работа в группе

Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ____________________________

__________________________________________________________________

Желаю Удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к современному уроку. Рефлексия. Кульбака Г.В. Учитель биологии ТМК СОШ № 3

Слайд 2

Задачи рефлексии: 1. Установление обратной связи между учителем и учениками; 2. Установление эмоционального контакта с учениками; 3. Создание ситуации успеха; 4. Развитие навыка самоанализа; 5. Развитие навыка самоконтроля;

Слайд 3

Классификация видов рефлексии

Слайд 6

Классификация видов рефлексии

Слайд 7

Смайлики

Слайд 11

« Плюс-минус-интересно ». Автор - Эдвард де Боно Плюс Минус Интересно

Слайд 12

Незаконченные предложения сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 14

Приемы Прием «лестница успеха» Прием «технологическая распаковка урока» (раскрытие всех этапов урока, что и как делали) Использование алгоритмов (памятка самоанализа)

Слайд 15

Как я провел урок. Тема «Тканевая совместимость. Переливание крови» Что бы вы хотели получить на этом уроке? Оцените свою работу на уроке Изучение новой темы Опреде лить группу крови Определить резус-фактор Найдите ошибки в тексте Индивидуальное задание Работа в тетради Итого Работа в группе Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ______________________________________________________________________________________________ Желаю Удачи!

Слайд 16

Как я провел урок. Тема «Головной мозг или Кто умнее?» Что бы вы хотели получить на этом уроке? _________________________________________________________ Проверка домашнего задания Изучение новой темы Диктант Строение спинного мозга Рефлекторные дуги Отделы головного мозга Функции отделов головного мозга Найдите ошибки в тексте Индивидуальное задание Работа в тетради Итого Работа в паре Совпали ли ваши ожидания с реальностью? ______________________________________________________________________________________________________

Слайд 17

Анализ урока

Слайд 18

Удачи в Новом году !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Урок ИЯ. Требования к современному уроку.

Урок  ИЯ. Требования к современному уроку.Аракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»

Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...

Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока

В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....

Доклад - презентация "Современный урок. Требования к современному уроку"

Работа в виде красочной презентации. Доклад, кототрый был сделан на районное методобъединение учителей физики о  современном уроке и требовании к современному уроку. Доклад о том, что урок должен...

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...