Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока
статья по алгебре

В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие требования к современному уроку.

Типология и структура современного урока

Урок - это зеркало общей

и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции.

 В.А. Сухомлинский.

Основной дидактической единицей учебного процесса уже более 500 лет является урок. За столетия многое изменилось, но урок остался основой школьной классно-урочной системы и самой распространенной формой организации учебной деятельности учащихся.

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основой  дидактической единицы образовательного процесса, должен обеспечить качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.

Какие же требования предъявляются сегодня? Современный урок должен соответствовать запросам государства, т.е. должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, а также умение работать с информацией, учиться и работать в коллективе.

Наиболее актуальным направлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс. Он предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Цель школы формирование ключевых компетентностей. Их цели:

  1. научить получать знания (учить учиться)
  2. научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  3. научить жить (учение для бытия)
  4. научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Какие требования предъявляются к современному уроку:

- каждый хорошо организованный урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающимся: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают учащиеся сами;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- в центре внимания урока – дети;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

В дидактике выделяются следующие этапы урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка учащихся к основному этапу урока.
  4. Усвоение новых знаний и способов действий.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Закрепление знаний и способов действий.
  7. Обобщение и систематизация знаний и умений.
  8. Контроль и самопроверка знаний и умений.
  9. Подведение итогов.
  10. Информация о домашнем задании.

Среди перечисленных этапов есть такие, которые обязательно присутствуют на каждом уроке. Их называют инвариантными: I,III, основной этап, IX,X.

Основной этап урока зависит от обучающей цели урока, которая также определяет и тип урока.

Современная теория урока уделяет большое внимание его структуре, структура урока определяется его составными частями, которые находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов, форм и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний: восприятия, осмысления, запоминание, применение, обобщение, рефлексия.

Выделяют следующие типы уроков:

  1. Урок изучения и первичного закрепления нового материала.

В такой урок входят вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов. Это урок - лекция, урок – беседа, урок теоретических или практических самостоятельных, урок смешанный.

  1. Урок закрепление знаний и способов деятельности. Это могут быть уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного материала и других, например: урок самостоятельных работ,  урок – лабораторная работа, урок – практических работ, семинар, урок – экскурсия.
  2. Урок комплексного применений знаний, умений, навыков.
  3. Урок обобщения и систематизации.
  4. Урок поверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
  5. Комбинированный урок. Решается несколько дидактических задач.

Современный урок по ФГОС – это

- профессионализм и методическая подготовка учителя;

- целенаправленная мотивация учителя;

- системно деятельностный подход;

- современные средства обучения;

- выбор оптимальных средств обучения;

- создание условий для саморазвития;

- анализ каждого учебного занятия;

Так что же для нас современный урок?

Это урок – познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Модульные уроки по технологии, 11 класс тема «Структура современного производства»

По данной теме разработаны модульные уроке. на каждом этапе урока перед обучающимися ставится определенная цель, которую они достигают разнообразными формами работы....

Презентация "Домашнее задание как этап в структуре современного урока"

Презентация содержит информацию об организации домашнего задания с учётом требований к современному уроку....

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Методическая разработка Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов для урока немецкого языка

В форме таблицы представлены общие требования к выбору учебных и дидактических материалов для урока немецкого языка...

презентация на тему "Структура современного урока" (урок "открытия" новых знаний) 1-2 части

В данной презентации (часть1, часть2) показана структура урока "открытия" новых знаний. Подробно расписан каждый этап урока с примерами педагогических приёмов и технологий. Материал будет по...

Структура современного классного часа в свете требований ФГОС

Классный час – это…Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?Классный час – это одна из наиболее распространенных...