Модульные уроки по технологии, 11 класс тема «Структура современного производства»
методическая разработка по технологии (11 класс) по теме

По данной теме разработаны модульные уроке. на каждом этапе урока перед обучающимися ставится определенная цель, которую они достигают разнообразными формами работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modul_tehnologiya.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модульные уроки по технологии, 11 класс

тема «Структура современного производства»

Чабунин Константин Владимирович, учитель технологии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа с. Ленинское» Ленинского района Еврейской автономной области

Пояснительная записка

    Модернизация образования требует внесения корректив в образовательную практику, радикального изменения технологических приемов и стиля общения педагогов с обучаемыми. Обучение должно быть более практичным, ориентированным на деятельность.

   Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения: репродуктивную или творческую.

   Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (возможна определенная помощь) достигает конкретных целей учебно – познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

   Основная задача модульного обучения – дать ответ на вопрос, как учить результативно. Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов, проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений.

    Принцип модульного обучения – целостность и завершенность, полнота и логичность построения учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системных блоков (элементов).

    Технологические карты уроков – это, по сути, конспекты уроков для учителя и индивидуальные программы уроков для учащихся, которые включают и целевой план действий для учащихся, и содержание изучаемого материала, и руководство по усвоению материала, и указатель количества баллов, который поможет при самооценке и т.п.

    Технологические карты содержат дидактические функции:

  1. Блок – актуализация и контроля опорных знаний.
  2. Проблемный блок – постановка укрупненной проблемы, на решение которой направлен модуль.
  3. Блок  - обобщения – системное представление содержания модуля.
  4. Теоретический блок содержит основной учебный материал.
  5. Блок  применения – система задач и упражнений на отработку применения изученного материала.

  Во всех элементах модульного урока основу составляет диалог учителя и учеников, а весь процесс учебной деятельности обеспечивается многократно повторяющейся и варьирующей самостоятельной работой.

   Использование подобной технологии позволяет модернизировать традиционные методы обучения и помогает каждому ученику достичь поставленных дидактических задач внутри законченного блока, что способствует развитию исследовательских навыков, умению анализировать и самостоятельно делать выводы.

Урок 1. Структура современного производства.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями разделение труда, специализация труда, отрасль, деятельность; с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Изучение нового материала.

Сфера профессиональной деятельности.

Цель: формирование и углубление знаний о разделение труда, специализация труда, отрасли, деятельности

Задание: основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на тест.

1. Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства - это

А) деятельность                                Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда                   Г) разделение труда

2. специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности – это

А) деятельность                                Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда                   Г) разделение труда

3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта – это

А) деятельность                                Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда                   Г) разделение труда

4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А) деятельность                                Б) профессиональная деятельность

В) специализация труда                   Г) разделение труда

5. Причина появления профессиональной деятельности

А) удовлетворение потребностей производителя

Б) возникновение товарно – денежных отношений

В) преобразование окружающей среды

6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) нематериальное производство

В) оба производства

7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги – это

А) деятельность                В) кооперация

Б) отрасль                          Г) специализация труда                  

Работа самостоятельно или парами в тетради – выполните тест.

Работа с классом, проверка ответов на вопросы. За каждый правильный ответ  - 1 балл

УЭ – 2

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Пользуясь материалами теста, дополнительного текста, ответьте на вопросы:

1. Запишите в тетрадь определение, что такое деятельность.  

2. Запишите в тетрадь определение, что такое профессиональная деятельность.  Каковы функции профессиональной деятельности.

3. От каких особенностей зависит профессиональная деятельность?

4. Можно сказать, что человек, ремонтирующий свой автомобиль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью?

5. Заполните схему

Сферы профессиональной деятельности

6.Чем сфера материального производства отличается от непроизводственной сферы?

7. Приведите примеры связи между материальным производством и нематериальным.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка ответов на вопросы

УЭ – 3

Виды предприятий; структура производства ЕАО.

Цель: познакомиться с видами предприятий; структурой производства ЕАО.

Используя дополнительный текст, ответьте на вопросы.

1. Назовите организационные формы предприятий.

2. Как различаются предприятия по формам собственности на орудия труда?

3. заполните таблицу: Организационные

формы предприятия

Особенности предприятия

Основываясь на знания, полученные на уроках географии, ответьте на вопросы.

1. На территории области 5 районов. Назовите районы с аграрным типом хозяйства.

2. Назовите районы с промышленно - аграрным типом хозяйства.

3. От чего зависит специализация хозяйства района?

Работа самостоятельно или парах в тетради

Работа с классом, проверка

УЭ –4

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

1. Чем профессиональная деятельность отличается от непрофессиональной?

2. Назовите причину появления профессиональной деятельности.

3. Назовите положительные стороны разделения труда.

4. Докажите на примерах, что специализация труда прогрессивна для экономического развития.

Работа с классом, проверка 

УЭ –5

Подведение итогов урока.

  1. Оцените свою работу на уроке.

  2. Домашнее задание - записи в тетрадях

  3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии» любого предприятия на территории нашего района)

Дополнительный текст

    Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд.

    Профессиональная деятельность выполняет следующие функции: создание материальных и духовных ценностей и благ, получение средств для жизни человека и общества, содействие общему и профессиональному развитию личности и окружающих, преобразование окружающей среды.

   Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей особенностями (окружение, обстановка, условия отдыха и работы, объект и предмет труда).

   По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики: сферу материального производства и непроизводственную сферу.

  Они являются также сферами профессиональной деятельности.

   В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

   Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.

   Успешное овладение профессиональной деятельностью, прежде всего зависит от  понимания ее содержания. Для этого необходимо получить знания по данной профессии и определенный опыт. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической подготовки. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он может не только не устранить неисправность, но и усугубить ее.  

     Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кроме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

     В зависимости от  юридического статуса современные предприятия в соответствии с формами собственности на средства производства делятся на: государственные, кооперативные, частные, открытые и закрытые акционерные общества, холдинги.

Предприятие – это субъект, ведущий производственную деятельность и обладает самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

Организационные формы предприятия:

  1. Индивидуально – частные
  2. Партнерство и товарищества
  3. Акционерные общества, корпорации

Урок 2. Формы разделения труда.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с формами разделения труда, классификацией сфер профессиональной деятельности; узнаете, чем отличается понятия «профессия» и «специальность»

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Структура современного производства»

Выполните тест

Деятельность человека по своей профессии и специальности в определенной форме и отрасли производства - это

А) разделение труда                              Б) специализация труда                  

В) профессиональная деятельность    Г) деятельность

2. Специфическая для каждой исторической эпохи система связанных между собой видов и форм трудовой деятельности – это

А) разделение труда                              Б) специализация труда                  

В) профессиональная деятельность     Г) деятельность                                

3. Форма общественного разделения труда, выражающаяся в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого – либо продукта – это

А)   разделение труда                               Б) специализация труда                        

В) профессиональная деятельность       Г) деятельность

4. Творческое преобразование, совершенствование действительности и самого человека называют

А)    профессиональная деятельность           Б) деятельность

В) специализация труда                                 Г) разделение труда

5. Причина появления профессиональной деятельности

А) возникновение товарно – денежных отношений

Б) удовлетворение потребностей производителя

В) преобразование окружающей среды

6. По результатам труда различают сферы профессиональной деятельности

А) материальное производство

Б) оба производства

В) нематериальное производство

7. Исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуги – это

А) деятельность                             В) кооперация

Б)   специализация труда              Г) отрасль

Работа самостоятельно тетради – выполните тест.

Работа с классом, проверка теста. За каждый правильный ответ  - 1 балл

7б             «5»

6б-5б        «4»

4б              «3»

УЭ – 2

Изучение нового материала.

Формы разделения труда

Цель: формирование и углубление знаний о формах разделения труда; понятий «профессия» и «специальность»

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. Составьте схему «Формы разделения труда»

Формы разделения труда

2. В чем различия между профессией и специальностью и должностью?

3. Что такое классификация?

4. Перечислите основные причины в необходимости классификации профессий.

5. Составьте схему «Способы классификации профессий»

6. Запишите в тетрадь определения «профессия» и «специальность»

7. Приведите примеры профессий и специальностей.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

УЭ – 3

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Найдите и исправьте ошибки в таблице

Профессии

Специальности

Токарь

Хирург

Тракторист

Преподаватель

Столяр

Литературный критик

Пианист

Водитель автомобиля

Монтажник

Летчик – истребитель

Инженер

Судья

Ветврач

Швея

Сборщик полупроводниковых приборов

Проводник вагонов международного сообщения

Продавец

Врач

Парикмахер

Учитель математики

Работа самостоятельно или парами в тетради

Проверка выполнения работы

УЭ –4

Подведение итогов урока.

  1. Оцените свою работу на уроке.

  2. Домашнее задание - записи в тетрадях

  3. Выполнить практическую работу «Описание целей деятельности, особенности производства и характер продукции, требования к квалификации работников на предприятии».

Дополнительный текст

     В условиях НТР, под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, меняется материальная основа разделения и специализации труда.

    Умственный труд – труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои интеллектуальные усилия.

    Физический труд – труд, в процессе которого человек затрачивает преимущественно свои физические усилия.

     Отраслевое разделение труда – это разделение труда по отраслям материального (промышленность, с\х, транспорт, строительство и др.) и нематериального производства (наука, образование, торговля, медицина и др.)

     Предметная специализация – это специализация предприятий на изготовление однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

     Подетальная специализация – производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продукция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

     Стадийная (технологическая) специализация – выполнение отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и др.).

      Функциональное разделение труда – специализация по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно – технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

      Профессиональное разделение труда – объединение работников в зависимости от профессии или специализации (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

      Квалификационное разделение труда – дифференциация работников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квалификации (разряд, класс, категория).

     Разделение и специализация труда – объективная основа появления профессий и специальностей. Следует различать эти понятия.

    Профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида.

    Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учитель включает специальности: учитель физики, учитель математики, учитель истории и т.д.

   Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

    Должность – предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанности и оплату труда.

     Возникает необходимость классифицировать профессии и специальности, обусловленная следующими причинами:

  1. огромным числом профессий. В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий и специальностей;
  2. постоянным изменением мира профессий (ежегодно возникают и исчезают около 500 профессий);
  3. трудностью получения знаний о каждой отдельной профессии.

Существуют такие способы классификации профессий, т.е. распределение по определенным признакам:

  1. по первой букве их названия в алфавитном порядке. Пользоваться такой классификацией в целях профессионального самоопределения можно тогда, когда знаешь название будущей профессии.
  2. По характеру труда – преимущественно физического или умственного. Но сейчас по этому признаку классифицировать профессии трудно, т.к. в связи с автоматизацией и механизацией производства стираются различия между профессиями умственного и физического труда;
  1. по отраслям экономики – промышленность, транспорт, торговля и т.д. классификация профессий по этому признаку условна, т.к. есть профессии межотраслевые (слесарь, водитель автотранспорта и др.);
  2. по уровню и характеру требуемой классификации: высококвалифицированные, квалифицированные, молоквалифицированные, неквалифицированные профессии.

Урок 3. Сферы профессиональной деятельности.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с классификацией сфер профессиональной деятельности.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Формы разделения труда»

1. Назовите основные формы разделения труда.

2.Определите, к какой форме разделения труда относятся приведенные предметы:

А) наука, образование, торговля, медицина

Б) разряд, класс, категория

В) токарь, бухгалтер, экономист

Г) промышленность, с\х, транспорт, строительство

Д) технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал

Е) учитель, врач, продавец

Ж) производство подшипников, карбюраторов, фар

З) производство автобусов, легковых автомобилей, мебели

Работа самостоятельно тетради

проверка теста.

8б             «5»

7б-6б        «4»

5б  - 4б     «3»

УЭ – 2

Изучение нового материала.

Цель: формирование и углубление знаний о предметах труда, .

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. По каким критериям можно классифицировать сферы  профессиональной деятельности.

2. Заполните таблицу: «Характеристика сфер по предмету труда»

Сфера

Предметы труда

Объекты труда

Области труда

Профессиональные качества

человек – природа

Почва, вода, лес, семена, растения, животные

человек – техника

Добыча и обработка горных пород; монтаж, ремонт техники, зданий; управление транспортными средствами

человек – знаковая система

ЭВМ, графики, индикаторы, измерительные приборы, схемы, документы, деньги.

человек - человек

Руководство людьми, воспитание, обучение, обслуживание людей (торговое медицинское)

человек – художественный образ

Художественный образ и закономерности его создания

3. Опираясь на схему расшифруйте формулу профессии ЧПФМ, состоящую из 4-х букв, где первая – тип, вторая – класс, третья – отдел, четвертая – группа профессии.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

УЭ – 3

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

Выполните практическую работу «Определение цели, формулы своей будущей профессии». Работу оформите в виде таблицы

1.Название профессии: ---------

Квалификационные

признаки

Сфера профессиональной деятельности

1. Цель труда

2. Предмет труда

3. Орудия труда

4. Условия труда

5. Результаты (продукция) труда

6. Профессиональные качества

2. Формула профессии.

Работа самостоятельно в тетради

УЭ –4

Подведение итогов урока.

  1. Оцените свою работу на уроке.

  2. Домашнее задание - записи в тетрадях

  3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.

Дополнительный текст

   Сфера – предел распространения, какого – либо действия.

   Сфера  профессиональной деятельности – имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.

  Критериев классификации сфер профессиональной деятельности существует несколько.

  В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

     Предмет труда – это, то на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

     К предметам труда относятся: природа, техника, знаковая система, человек, художественный образ.

    Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности:

  1. человек – природа,
  2. человек – техника,
  3. человек – знаковая система,
  4. человек - человек
  5. человек – художественный образ.

Сферы  профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

  1. гностические, связанные с познавательным трудом – Г (контролер, приемщик);
  2. преобразовательные, связанные с активным изменением свойств и состояний предметов – П (токарь, строитель);
  3. изыскательские, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи – И (закройщик, программист).

По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

  1. ручной труд – Р;
  2. механический труд – М;
  3. автоматизированный труд – А;
  4. труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос) – Ф.

По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

  1. труд на открытом воздухе – О;
  2. труд в нормальных бытовых условиях – Б;
  3. труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе) – Н;
  4. труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей – М.

Классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобразить:

Условия труда:

ОБНМ

Группа профессий

Орудия труда:

РМАФ

Отделы профессий

Цели труда:

ГПИ

Классы профессий

Предметы труда:

Ч-П, Ч-Т, Ч-З, Ч-Ч, Ч-Х

Типы профессий

Урок 4. Разделение труда. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

Цель: в ходе изучения модуля вы познакомитесь с понятиями горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий и терминов по теме «Сферы профессиональной деятельности»

1. По каким критериям можно классифицировать сферы  профессиональной деятельности

2.Определите, какие профессиональные качества названы не верно:

А) Ч – природа: любовь к растениям и животным, физическая выносливость, координация движений, терпимость и настойчивость, техническое мышление, вежливость, образная память, оперативная память, наблюдательность.

Б) Ч – техника: техническое мышление, технический слух, устойчивость к монотонности, наглядно образное мышление, творческое мышление, концентрация внимания, любовь к технике.

В) Ч – человек: вежливость, честность, физическая выносливость, смелость, точность движения, художественный вкус, наблюдательность.

Г) Ч – Знаковая система: точность движения, зрительное восприятие, логическое мышление, координация движений, устойчивость к монотонности, любовь к природе, честность, любовь к людям.

3. Назовите профессию, к которой могла бы относиться данная формула: а) ТИАО

б) ЧПФМ

Работа самостоятельно тетради

проверка выполнения задания

УЭ – 2

Изучение нового материала.

Горизонтальное разделение труда.

Цель: формирование знаний о горизонтальном разделении труда.

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы

1. В чем заключается главный смысл разделения труда?

2. От чего зависит эффективность работы организации?

3. Назовите виды разделения труда.

4. В чем заключается сущность горизонтального разделения труда?

5. По каким признакам производится горизонтального разделения труда. Дайте характеристику этих признаков.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

Изучение нового материала.

Вертикальное разделение труда.

Цель: формирование знаний о вертикальном разделении труда.

Задание: Пользуясь материалами, дополнительного текста, ответьте на вопросы:

1. Основная причина формирования вертикального разделения труда?

2. Почему в вертикальном разделении труда наблюдается иерархия?

3. Заполните схему  Уровни управления

4. Назовите характерные черты каждого уровня.

5. На какие категории в зависимости от сложности работ происходит   

    деление?

6. Назовите направления вертикального разделения труда.

Работа самостоятельно или парами в тетради

Работа с классом, проверка ответов на вопросы.

УЭ – 3

Закрепление полученных знаний

Цель: проверить усвоение полученных знаний.

1.Назовите виды разделения труда в организации.

2. В чем сущность горизонтального разделения труда?

3. Какое значение имеет вертикальное  разделения труда?

4. Почему возникает необходимость в иерархии руководства?

Работа самостоятельно в тетради

УЭ –4

Подведение итогов урока.

  1. Оцените свою работу на уроке.

  2. Домашнее задание - записи в тетрадях

  3. Учитель выборочно берет тетради на проверку.

  4. Выполните работу «Анализ форм разделения труда в организации (на ваше усмотрение)»

Дополнительный текст

  При формировании сфер деятельности организации следует, во-первых, решить общую задачу — функцию этой организации разделить на составные элементы; во вторых, попытаться все задачи этой функции объединить по смыслу, объему и логике.

   Главный смысл разделения труда состоит в специализации работников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена квалификация исполнителей, будет зависеть эффективность работы организации и личный трудовой вклад каждого из них.

   В теории организации и управления выделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда. 

    Горизонтальные отношения имеют согласовательный характер и являются, как правило, одноуровневыми. Горизонтальное разделение труда — это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего трудового процесса на различные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.

   Функциональное разделение труда находит отражение, прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.

   Разделение труда по отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур — например, специализация менеджера по рекламе и т.д.

   Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник меньшей квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

   Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких его уровней. В этом случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Необходимо определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать и контролировать все ее структуры и звенья.

   Разделение и специализация труда по горизонтали с неизбежностью порождают проблему координации и контроля за деятельностью.

   Именно в связи с этой проблемой формируется и вертикальное Р. Т. на управленцев и исполнителей, а в группе управленцев - по месту в иерархии и сферам управления. Оно основывается, с одной стороны, на принципе единоначалия в организации, а с другой - на фактической невозможности его выполнения руководителем организации, как и силу ограниченности компетенции любого должностного лица, так и вследствие границ внешнего контроля за деятельностью подчиненных. Указанные обстоятельства вынуждают высшее руководство подразделять сферу контроля на секторы и передавать часть своих прав, властных полномочий подчиненным вниз по иерархической лестнице, назначать руководителей более низкого ранга. Ранг управленца в иерархии фиксируется должностью. В итоге наблюдается рост иерархических уровней организации.

  Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового, среднего и высшего.

   К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

 Средний уровень (50—60% численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

   Высший уровень (3—7%) — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

   На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления.

  Учитывает виды и сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение процесса).

    В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

общее руководство — выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности организации;

технологическое руководство — разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;

экономическое руководство — стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, внедрение хозрасчета и обеспечение рентабельной работы организации;

оперативное управление — составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;

управление персоналом — подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

   Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда: первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда; вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по технологии на тему"Производство текстильных материалов"

На уроке дети знакомятся со старинными способами изготовления пряжи и ткани, с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой.Учаться определять в ткани направление д...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Конспект урока обобщения 11 класс. Теме: “Производство, передача и использование электрической энергии”.

Работа в группах.производствоиспользованиепередача1.Виды генераторов2.Индукционные генераторыа) элементыб) принцип работыв) промышленные генераторы3.Типы электрических станций4.Производство различными...

Технологические карты модульных уроков в 7 классе по теме «Союз» 4 урок Тема «Сочинительные союзы»

Модульные уроки могут быть проведены как на каждом уроке, так и чередоваться с традиционными уроками....

Урок химии 11 класс Тема: «Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна и стали»

Тип урока:  Урок усвоения новых знаний.Цель урока:Образовательная – ознакомить учащихся с производством чугуна и стали, изучить химические процессы при получении стали и чугуна, ...

презентация на тему "Структура современного урока" (урок "открытия" новых знаний) 1-2 части

В данной презентации (часть1, часть2) показана структура урока "открытия" новых знаний. Подробно расписан каждый этап урока с примерами педагогических приёмов и технологий. Материал будет по...

План-конспект урока в 7 классе. Тема: Шерсть, производство шерсти.

Научить учащихся разбираться в производстве шерстяного волокна.Сформировать у учащихся представления о процессе производства шерстяного волокна.Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе пр...