Честь и достоинство
классный час (5 класс)

Колмакова Александра Валерьевна

Честь и достоинство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chest_i_dost.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект ОДНКНР

Урок « Честь и достоинство»

Цели:

  • формирование у учащихся  мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на  уважении других людей.
  • сформирование общих  представлений о понятии чести и достоинства личности и ответственности за их нарушение.

Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;
  • познакомить с подвигом Героя Советского Союза Д.М. карбышева.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • развивать представления детей о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; «открывать» новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Регулятивные:

  • создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • развивать умение учащегося контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

  • создать условия для положительного учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • создать условия для совместного решения учебной задачи;
  • помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других);

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;
  • помочь выделить и сформулировать познавательную цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения;
  • способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
  • развивать умение работать с разными видами информации.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии

Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный.

Оборудование: учебник, мультимедиа презентация.

Основные понятия: честь, достоинство, оскорбление, клевета, ответственность.

Ход урока.

1.        Организация деятельности учащихся, психологический настрой.

Мы знаем тысячи в истории примеров,

Как Честь мужчины защищали, твёрдо веря,

Что Честь порой дороже даже Жизни,

Когда идёт речь о семье или Отчизне.

(демонстрируется отрывок из к/ф «Гардемарины, вперед!»)

2.        Тема, цель, задачи урока.

- Ребята, попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и для чего? (предположения детей)

- Тема нашего урока «Честь и достоинство».

3. Работа по теме урока.

- Попробуйте дать определение понятию «Честь» (ответы детей)

- Честь – одна из основных категорий этики – определяет отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Оказывается, честь – очень сложное понятие. Чтобы определить его, давайте для начала обратимся к Толковому словарю русского языка. (Открываем словарь) -  там следующее: «Честь – это общественно-моральное достоинство». Трудно придумать что-либо более непонятное и расплывчатое!

-Давайте попробуем найти определение в Интернете (дети выполняют поиск, зачитывают варианты).

-Найденное там понравилось нам больше: «Честь – это комплексное понятие, связанное с оценкой таких качеств, как верность, правдивость, благородство, достоинство. Трактуется как присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности».

- Следует отметить, что понятие «честь» не является общепринятым и застывшим. Оно меняется со сменой общественного строя и социальных условий, не говоря о том, что у разных народов понятия о чести не совпадают, а иногда даже абсолютно противоположны.

- Найдите антоним понятию «Честь». (Работа со словарем, с Интернетом, зачитывание вариантов ответов детей)

-Действительно, если понятие «честь» трудно поддается определению, то бесчестье – это всегда позор и не просто позор, а позор публичный, который известен тем людям, с чьим мнением данный человек считается. В не столь далеком прошлом обесчещенный человек оказывался выброшенным из своей социальной среды и становился изгоем. От него шарахались как от прокаженного.

-К сожалению, в наши дни слово «бесчестье» так же устарело, как и слово «честь».

- Когда-то честь занимала первое место в ряду нравственных символов. Ради сохранения чести люди вызывали друг друга на дуэль, шли на верную смерть и даже кончали жизнь самоубийством.

(показ видеоролика «Дуэль Пушкина и Дантэса»)

- Не следует думать, что честь – это чисто русское изобретение. Понятие о рыцарской чести существовало с незапамятных времен. О ней писали Шекспир, Сервантес, Байрон и многие-многие другие. «Честь дороже жизни» – это Фридрих Шиллер. Подобных цитат можно привести очень много, и в то время это были отнюдь не пустые слова. Посмотрите на высказывания, написанные на карточках, которые лежат у вас на партах. Выберите понравившееся вам и попробуйте его объяснить.

 «Офицерская честь»

- Выскажите ваши предположения об офицерской чести. Что это такое?(ответы детей)

- Честь во все времена считалась важнейшим духовным качеством офицера. Когда-то в российской армии существовала такая краткая, но очень емкая формула: «Жизнь – Отечеству, честь – никому». Петр I, создавая регулярную армию, записал в Воинском уставе свое представление об офицерской чести: «Честь офицера – это внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть. Она является главной драгоценностью офицера...»

Отвлекаясь от всякой «лирики», можно сказать, что честь офицера – это верность присяге и безусловное исполнение воинского долга. И вот здесь возникает до сих пор не решенная моральная дилемма. Что является высшим приоритетом для офицера: следовать собственному представлению о чести и достоинстве или выполнить приказ командира, который далеко не всегда соответствует кодексу чести офицера. Как правило, выполняется приказ, который, как известно, является законом для подчиненных. За несоответствие собственному представлению о чести следуют (или не следуют) угрызения совести, а за несоблюдение приказа – трибунал. Так что выбор существенно упрощается: приходится выбирать не «из двух зол», а «из одного зла».

Самостоятельная работа «О подвиге Карбышева»

Вопросы по текстам. Мое дополнение:

Казнь

Майор Седдон Де-Сент-Клер оказался одним из нескольких десятков военнопленных, кому удалось выжить в страшную ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен.

 «Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замёрзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев», — рассказал канадский майор.

Последние слова генерала были обращены к тем, кто разделял вместе с ним страшную участь: «Бодрей, товарищи! Думайте о Родине, и мужество не покинет вас!».

Герой Советского Союза

С рассказа канадского майора начался сбор сведений о последних годах жизни генерала Карбышева, проведённых в немецком плену. Все собранные документы и свидетельства очевидцев говорили об исключительном мужестве и стойкости этого человека.

16 августа 1946 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, генерал-лейтенанту Дмитрию Михайловичу Карбышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

 «Честь женщины»

- Как вы понимаете это? (ответы детей)

- Какой-то умник сказал, что женская честь – величайшее мужское изобретение. В домостроевские времена под честью женщины понимали нравственное поведение перед замужеством, а после него – поддержание чести семьи и домашнего очага. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что такое представление о женской чести так же устарело, как представление о чести вообще и месте женщины в обществе. И все-таки понятие о чести женщины, чести дамы дошло и до наших дней, причем хранить эту честь не в последнюю очередь должен мужчина.

Честь и достоинство человека

- Кто такой человек чести? (ответы детей)

-Честь - это внутреннее достоинство человека. Такое определение дается в толковом словаре В. И. Даля.

-С каким понятием оно тесно связано? (достоинство)

- Что же такое достоинство? Как вы это понимаете?

- Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самих себе. Высшим проявление человеческого достоинства является благородство.

-Давайте попробуем привести примеры из жизни, кинофильмов, книг, где показан человек чести. (ответы детей)

- Понятие "честь" - комплексное, так как включает в себя как этический, так и социальный аспекты. Честь связана с оценкой качеств отдельного человека. Это такие качества, как верность, достоинство, справедливость, благородство и правдивость. Честь можно трактовать как чувство, вызванное социальными или культурными традициями, материальным положением или личными амбициями человека. Что такое честь? Честью является то чувство, которое присуще человеку первоначально, это неотъемлемая часть его личности.

Вывод: Честь – самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что он совершает хорошие поступки.

В завершении нашего урока прошу выполнить задание «Собери пословицы» и объяснить каждую из них. (приложение 2)

(Дети выполняют задание. Можно на карточках, можно коллективно у доски, можно на ПК. Исходя из возможностей)

4. Подведение итогов. Заключение

Притча.

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь сказал, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Они спросили, почему она не называет своих признаков. Она сказала: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и уже со мной никогда не встретится»

-Какое бы определение "чести" вы ни выбрали для себя, важно помнить: "Береги честь смолоду, а платье снову". Народная мудрость все-таки!

1. Честь — бесчестие. Верность — предательство.

1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством.

2) Прославленный деятель Великой французской революции Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пищу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу. Взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.

3) Во время Второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все необходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

4) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

5) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум — полковник, максимум — генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.

6) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запуганные побоями и голодом, люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

7) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.

8) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»

9) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

  1. Ценный специалист

Авторитет Карбышева как военного специалиста был очень высок. Гитлеровцы ещё до пленения генерала внесли его в список тех, кого впоследствии рассчитывали использовать на службе Третьему Рейху.

Немецкое командование было убеждено: Карбышев среди большевиков – человек случайный. Дворянин, офицер царской армии, он с лёгкостью согласится перейти на их сторону. В конце концов, он и ВКП(б) вступил только в 1940 году, видимо, по принуждению.

Однако очень скоро нацисты обнаружили, что Карбышев – крепкий орешек. 60-летний генерал служить Третьему Рейху отказывался, выражал уверенность в конечной победе Советского Союза и ничем не напоминал человека, сломленного пленом.АТЬЯ ПО ТЕМЕ

В марте 1942 года Карбышева перебросили в офицерский концентрационный лагерь Хаммельбург. В нём велась активная психологическая обработка высокопоставленных советских офицеров с целью заставить их перейти на сторону Германии. Ради этого создавались самые гуманные и доброжелательные условия. Многие хлебнувшие лиха в обычных солдатских лагерях, на этом ломались. Карбышев, однако, оказался совсем из другого теста – никакими благами и послаблениями «перековать» его не удалось.

Вскоре к Карбышеву приставили полковника Пелита. Этот офицер вермахта прекрасно владел русским языком, так как в своё время служил в царской армии. Более того, Пелит был сослуживцем Карбышева во время работы над фортами Брестской крепости.

Пелит, тонкий психолог, расписывал перед Карбышевым все преимущества службы великой Германии, предлагал «компромиссные варианты сотрудничества» — например, генерал занимается историческими трудами о военных операциях Красной армии в текущей войне, и за это ему в перспективе разрешат выезд в нейтральную страну.

Однако Карбышев вновь отмёл все предложенные гитлеровцами варианты сотрудничества.

3.Могильные плиты для фашистов

После этого отказа гитлеровцы поставили на генерале крест, определив его как «убеждённого, фанатичного большевика, использование которого на службе Рейху невозможно».

Карбышева отправили в концентрационный лагерь Флоссенбюрг, где стали использовать на каторжных работах особой тяжести. Но и здесь генерал удивлял своих товарищей по несчастью несгибаемой волей, силой духа и уверенностью в конечной победе Красной армии.

Один из советских пленных потом вспоминал, что Карбышев умел поднять настроение даже в самые тяжёлые минуты. Когда пленные трудились над изготовлением могильных плит, генерал заметил: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше надмогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте».

Его переводили из лагеря в лагерь, условия становились все более жёсткими, но сломать Карбышева не сумели. В каждом из лагерей, где оказывался генерал, он становился настоящим лидером духовного сопротивления врагу. Его стойкость придавала сил тем, кто оказался рядом.

Фронт катился на Запад. Советские войска вступили на территорию Германии. Исход войны стал очевиден даже убеждённым нацистам. У гитлеровцев не осталось ничего, кроме ненависти и желания расправиться с теми, кто оказался сильнее их даже в оковах и за колючей проволокой…

  1. Неподкупный

Тогда нацисты предприняли последнюю попытку. Генерала перевели в одиночную камеру одной из тюрем Берлина, где продержали около трёх недель.

После этого в кабинете следователя его ждал коллега — известный немецкий фортификатор профессор Гейнц Раубенгеймер.

Гитлеровцы знали, что Карбышев и Раубенгеймер знакомы, более того, русский генерал с уважением относится к работам немецкого ученого.

Раубенгеймер озвучил Карбышеву следующее предложение властей Третьего Рейха. Генералу предлагалось освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полная материальная обеспеченность. Ему будет открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с другими материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории, выполнения опытно-конструкторских работ и обеспечения иных мероприятий научно-исследовательского характера. Результаты работ должны стать достоянием немецких специалистов. Все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха.

Немолодому уже человеку, прошедшему через лишения в лагерях, предлагали роскошные условия с сохранением положения и даже звания. От него не требовали даже клеймить Сталина и большевистский режим. Гитлеровцев интересовала работа Карбышева по его основной специальности.

Дмитрий Михайлович Карбышев отлично понимал, что это, скорее всего, последнее предложение. Понимал он и то, что последует за отказом.

Однако мужественный генерал сказал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».

Гитлеровцы очень рассчитывали на Карбышева, на его влияние и авторитет. Именно он, а не генерал Власов, по первоначальной задумке, должен был возглавить Русскую Освободительную армию.

Но все замыслы нацистов разбились о непреклонность Карбышева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Честь и достоинство"

Способствует раскрытию высоких моральных понятий, их осознанию и развитию личного самосознания учащихся....

Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

Презентация к уроку ОБЖ в 11 классе.Тема: "Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества"...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

Урок "Честь и достоинство", ОРКСиЭ, модуль "Светская этика", урок №22

Методические материалы к уроку "Чессть и достоинство" по предмету ОРКСиЭ, модуль "Светская этика". Урок построен в технологии критичесого мышления, ориентрован на творчество школьников, на определённу...

ОБЖ_11класс_53_Честь и достоинство военнослужащего

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

Честь и достоинство военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации

Познакомить учащихся с общими понятиями о чести и достоинстве военнослужащего Вооруженных Сил РФ и их содержанием....

урок Честь и достоинство

урок по теме "Честь и достоинство"  в рамках курса Светской этики...