Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"
консультация

Воробьева Ольга Павловна

Консультация для воспитателей на тему:

             «Самостоятельная музыкальная деятельность»

 

  1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ             

          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ.

 

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя   активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно «рассмотреть» её в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять.   

ИСТОЧНИКИ:

Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребёнок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приёмами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, если на занятиях дети в основном поют в сопровождении инструмента. Но если их учить петь без сопровождения, то они смогут по своему желанию петь без поддержки фортепиано. Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, магнитофон,  смотрит передачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты.

Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музы­кальной деятельности.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке»   должен быть набор следующих технических средств: магнитофон, кассеты, настольные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так озвученные,)    кроме того, различные пособия, музыкально-дидактические игры,   хорошо иллюстрированные «нотные тетради» к песенному репертуару), дирижерская палочка, различные виды театра и др. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.  

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности на музыкальных занятиях. Самостоятельные проявления малышей еще весьма ограничены: они в основном только имитируют действия взрослого в играх, напевают песни, занимаясь с игрушками, с посильной выразительностью исполняют танцевальные элементы.

Слушая музыку на занятиях, дети должны знать, что в дальнейшем сами будут заниматься музыкальной деятельностью – петь, двигаться под музыку, высказываться о содержании песни, инструментальной пьесы. Если дети воспринимают музыку осознанно, то это способствует их музыкальному развитию. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознатель- ное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинтересованность и увлеченность. Желательно уже в младших группах проводить анализ произведения, обращаясь к ребенку с чёткими вопросами: «Каков характер музыки?», «Сколько частей в произведении?», «Как звучит музыка - быстро или медленно?» и т.д. Помогая ребенку ответить, надо, в сущности, отвечать за него: Вова внимательно на меня смотрит, он, конечно, знает, что характер музыки - бодрый...»; «Нина стесняется ответить, а ведь знает, что в произведении две части» и т. д. Подобная методика вызывает у детей доверие, симпатию к педагогу и, следовательно, стимулирует самостоятельные высказывания и другие проявления самостоятельности. У детей возникает стремление проявить свои интересы, склонности, инициативу и вне занятий.

У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, плясок третьего этапа обучения.   Но сюжетные игры, инсценировки песен дети самостоятельно выполняют с первого этапа обучения на основе образного слова педагога и слушания музыкального произ­ведения. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства вы­разительности, жанр, строение.

В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушка­ми или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь пес­ни, водить хороводы, слушать музыку, играть на металлофоне. Однако их интересы пока еще неустойчивы. Дети быстро переключаются с одного дела на другое, зачастую желание заняться музыкальной деятельностью возникает у них под влиянием случайных ассоциаций.

Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от пра­вильного, стремятся сделать его более выразительным, а на заня­тиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение пе­дагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, до­полняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этю­ды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персо­нажей, а трансформируют их каждый по-своему. В их оценочных суждениях о качестве исполнения можно усмотреть стремление к эстетической привлекательности: «Не так, не так, не под музы­ку»; «Твой медведь заболел что ли?»; «Разве девочку так на танец приглашают?».

У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музы­кальной деятельности в своей повседневной жизни.

Старшим детям воспитатель помогает устраивать представле­ния кукольного, настольного и других видов театра; разыгрывать оцен­ки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, слушают кассеты с музыкой и сказками. По просьбе детей воспитатель ставит пла­стинки с музыкальными произведениями. Дети играют на метал­лофонах выученные на занятиях попевки. Часто напевают популярные песни, стремятся вырази­тельно изображать персонажей игры, не просто подражая взросло­му или друг другу, а комбинируя движения. Но их самостоятельная музыкальная деятельность продолжает оставаться малоустойчивой и требует поддержки со стороны воспитателя.

В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкальная деятельность в быту приобретает синтетический характер.  Например, дети по своей инициативе, слушая музыку   начинают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофоне, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах. Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности: поет вместе с ними, включает магнитофон, помогает выбрать песню, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкальный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоятельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упpажнения с отдельными танцевальными элементами, осваивают приёмы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от:

- имеющихся у детей умений и навыков,

- имеющегося оборудования в группах,

- продуманного и тактичного руководства со стороны    воспитателей.

 

  1. РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ.

 

         Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно-ролевых игр, пения, исполнения хороводных плясок и игр, музыкально-дидактических упражнений, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Беседу о прослушанном музыкальном произведении необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления. Вопросы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чем рассказала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чём думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т. д. Вопросы ве­дут ребенка от восприятия произведения в целом к осознанию от­дельных элементов музыкальной речи. Чем больше привлекается внимание к деталям произведения, тем полнее и конкретнее оно осмысливается и в результате развивается восприимчивость детей. Возможность как бы запечатлеть музыкальный образ, сделать его доступным, любимым, близким дает слово - беседа, проводимая педагогом. У детей возникает желание слушать данное произведе­ние многократно.

С большим интересом относятся дети к слушанию музыки. Почти весь репертуар программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста записан на кассеты. Прекрасное ис­полнение музыкантов, оркестровое звучание обогащают впечат­ления детей от уже знакомых произведений. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, уз­навание их приводят к тому, что у детей формируется фонд люби­мых произведений.

Сюжетно-ролевые игры. Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение му­зыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, иг­рая в «Семью», «мамы» поют детям колыбельные песни; празднуя «новоселье» в только что построенном доме, дети начинают пля­сать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях.

В других случаях, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия». В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руко­водством исполняют знакомые песни или мелодии на различных воображаемых музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, трубе, пианино, барабанах. Играя в «музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, проводят хороводные игры, оценивая исполнение друг друга. Одним детям приятно быть в роли педагога, другим - интересно овладеть способом выполнения игры, пляски, доучить текст песни. Игры на музыкальные темы оказыва­ют положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развива­ют музыкальный слух и память, помогают выявить интересы де­тей. Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему исполнению и к пению товарищей. В играх дети поют без музыкального сопровождения, что очень ценно для развития музыкального слуха. Но инициировать внесение детьми музыкальных моментов в игру, а также проведение игр с музыкальной тематикой должен воспитатель. Он же заботится о наличии в группе специального оборудования и музыкальных игрушек, с которыми дети проводят игры в театр, концерты, телевизионные передачи. Воспитатель сообщает музыкальному руководителю, чем в данный момент заинтересовались дети, о каком событии, явлении с ними надо разучить песни.

Пение. Дети любят напевать не только знакомые песни во время игр, но и придумывать свои незатейливые мелодии. Особенно часто   это можно наблюдать при изображении ими «игры на пианино», проведении дидактических упражнений с настольным материалом («Музыкальное лото», «Кто скорее», «Спой песенку»). В старших группах дети любят петь песни, используя нотный сборник с картинками или картинку, иллюстрирующую содержание знакомой им песни. Все эти пособия выставляет  воспитатель, периодически меняя их, чтобы поддерживать интерес к ним детей.

Исполнение хороводных игр и плясок. Хороводные игры и пляски, разучиваемые на занятиях, предоставляют детям широкие возможности для самостоятельной музыкальной деятельности. Обычно они построены на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Дети быстро усваивают их на занятии и с удовольствием исполняют по собственной инициативе в повседневной жизни. Они и забавляют, и радуют детей, и украшают их быт. Дети исполняют их по собственной инициативе, проявляя при этом творческую инициативу. Воспитателю следует обратить внимание детей на качество пения, движений, иногда предложить им помощь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивей».

Игра на детских музыкальных инструментах. Дети с удовольствием исполняют по собственному желанию несложные мелодии на различных музыкальных инструментах, особенно металлофонах. Они слышат звучание игрушек-инструментов во время проведения педагогом музыкально-дидактических игр, обучаются при­емам игры на групповых и индивидуальных занятиях. Поэтому они не только используют металлофон и другие инструменты в своих иг­рах «в концерт», «музыкальное занятие», исполняя при этом уже ус­военный материал, но и сами придумывают мелодии песен и танцев и исполняют их на разных инструментах. Воспитатель и сам может сочинить пьесу и предложить детям оценить его творчество, устроить соревнование на сочинение самого выразительного марша или плясовой.

Музыкально-дидактические упражнения. Самостоятельное выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражне­ний, особенно с настольным  материалом, повышает их ин­терес к пению, позволяет находить оригинальные решения музы­кально-сенсорных заданий.

Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их зву­ковое окружение: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Для тре­нировки внимания рекомендуется провести игры: «Что мы слышим вокруг себя?»; «Кто что услышал?»; с игрушками типа «Чудесный мешочек», картинками на темы знакомых песен, набором кассет для узнавания музыкальных произведений, определения характера музыки, средств выразительности.

С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «С хороводом, с песней жить интересней», «Спой песенку», «Кто скорее?», «Музыкальное лото». Пособия для упраж­нений изготавливает воспитатель с учетом индивидуальных осо­бенностей детей группы, их потребностей.

Для того чтобы успешно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью, дети должны знать такой музыкальный материал, который отвечал бы их интересам и возможностям. Например, их репертуар песен должен соответствовать тематике привлекательных игр, бытовой деятельности, отражать впечатления об окружающей жизни. Это песни о маме, дне рождения, о строителях,   моряках, железнодорожниках, о животных и птицах, трудовых процессах, городском транспорте, игрушках. Воспитателю следует поощрять инициативу детей даже тогда, когда их деятельность несовершенна, но в то же время обращать внимание на фальшивое пение или беспорядочный стук по инструментам. Замечания по этому поводу надо делать тактично, не выделяя одного из детей, отмечать малейшие качественные сдвиги в той или иной музыкальной деятельности. Воспитатель должен выяснить, кто из детей и как музицирует дома, какие зрелищные мероприятия они посещали с родителями, какую музыку слушают. Следует проконсультиро­вать родителей по организации «музыкального уголка» в семье, по слушанию музыки, репертуару песен. Получив поддержку взрос­лых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут занимать­ся самостоятельным музицированием. Однако практика показыва­ет, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характе­ра или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослого или сверстников при первых неудачных попытках в области музици­рования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходи­мо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, пре­увеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкаль­ной деятельности огромное влияние оказывает качество работы му­зыкального руководителя и воспитателя на занятиях, использование ими творческих заданий, тесный их контакт с родителями детей.

           Примеры музыкально-дидактических упражнений:

 «С хороводом, с пес­ней жить интересней.» Участвуют две группы детей. Поочередно они пока­зывают друг другу картинки с изображением знакомого хоровода или об­раза песни, отгадывают их название и исполняют. Правильно ответившая и исполнившая хоровод или песню группа детей получает флажок. В конце игрового действия подсчитывается количество флажков у каждой группы и определяется победитель. Упражнение можно проводить и без использо­вания картинок. В этом случае дети сами объявляют друг другу, что они знают и будут исполнять. Каждый номер награждается флажком. Еще один возможный вариант: одна группа исполняет произведение, а вторая группа отгадывает, что исполняется. Отгадавшая команда получает флажок и по их количеству определяется команда-победитель Для проведения игрового упражнения «Спой песенку» необходимо иметь два одинаковых, наложенных один на другой круга, сделанных из фанеры или плотного картона диаметром в 20-22 см. На нижнем кругу наклеиваются картинки по содержанию песен, на верхнем кругу имеется вырез. Ребенок быстрым движением вращает круг. Когда движение замедляется и круг останавливается, в вырезе появляется картинка. Нужно спеть соответствующую песню.

Настольно-печатная игра «Кто скорее!» - соревновательное упражнение, в котором одновременно могут участвовать 3-4 ребенка. Они должны поочередно продвигать фишки по дорожке, изображенной на большой карточке, в соответствии с выброшенным на кубике количеством очков. Путешествие может совершаться из города в лес, из домика в домик. Можно помочь бабочке долететь до цветка или Снегурочке прийти на елку в детский сад и т. д. На дорожке тут и там наклеены картинки по содержанию песен. Если фишка попала на одну из картинок, то двигаться дальше нельзя, пока владелец фишки не споет по этой картинке ранее разученную или сочинённую песню, попевку (один куплет песни.)

Настольно-печатная игра «Музыкальное лото» состоит из 3—4 больших карточек, на которых изображены по 3—4 картинки, соответствующие содержанию песен, и маленьких карточек с такими же картинками, что и на больших. Два-четыре ребенка получают большие карточки, а один - маленькие. Он показывает товарищам одну из картинок, а ребенок, на большой карте которого имеется соответствующее изображение, должен спеть песню. После этого он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Кто быстрее закроет все картинки, тот и выиграет. В подготовительной к школе группе картинки могут обозначать и пляски, и хороводные игры. «Музыкальное лото» позволяет выяснить, насколько прочно детьми усвоен пройденный материал.

 

                                                                                                                           Подготовила и провела       

                                                                                     музыкальный руководитель

                                                                                     МБДОУ «Детский сад №31»

                                                                                     Воробьёва Ольга Павловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_muzykalnaya_deyatelnost.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   Консультация для воспитателей на тему:

             «Самостоятельная музыкальная деятельность» 

  1. ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ            

          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ УСЛОВИЯ И СОДЕРЖАНИЕ.

Сформировать у детей представления обо всем многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя   активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одаренности. Педагогам нужно «рассмотреть» её в ребенке, строя процесс обучения так, чтобы дети понимали, почему к ним предъявляются те или иные требования, зачем они должны их выполнять.  

ИСТОЧНИКИ:

Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребёнок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приёмами игры на инструментах. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Например, если на занятиях дети в основном поют в сопровождении инструмента. Но если их учить петь без сопровождения, то они смогут по своему желанию петь без поддержки фортепиано. Многие ребята любят танцевать, маршировать под музыку. Но если они научатся напевать плясовую мелодию, марш, то уже смогут без помощи взрослого сопровождать движения своим пением.

Широкий фоновый источник создают музыкальные впечатления от окружающей жизни, поскольку ребенок слушает радио, магнитофон,  смотрит передачи, посещает с родителями детские спектакли, концерты.

Проводимые в детском саду праздники и вечера развлечений также служат немаловажным источником самостоятельной музыкальной деятельности.

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке»   должен быть набор следующих технических средств: магнитофон, кассеты, настольные игровые пособия, инструменты (как озвученные, так озвученные,)    кроме того, различные пособия, музыкально-дидактические игры,   хорошо иллюстрированные «нотные тетради» к песенному репертуару), дирижерская палочка, различные виды театра и др. Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.  

Важнейшей особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактичном, почти незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особую непринужденную обстановку. В содержание самостоятельной музыкальной деятельности прежде всего входит то, чему дети научились с помощью взрослых.

Первые проявления самостоятельности возникают в различных видах детской музыкальной деятельности на музыкальных занятиях. Самостоятельные проявления малышей еще весьма ограничены: они в основном только имитируют действия взрослого в играх, напевают песни, занимаясь с игрушками, с посильной выразительностью исполняют танцевальные элементы.

Слушая музыку на занятиях, дети должны знать, что в дальнейшем сами будут заниматься музыкальной деятельностью – петь, двигаться под музыку, высказываться о содержании песни, инструментальной пьесы. Если дети воспринимают музыку осознанно, то это способствует их музыкальному развитию. Следовательно, для развития самостоятельной музыкальной деятельности и для успешного обучения детей, необходимы активное, сознатель- ное усвоение предлагаемого на занятиях материала, а также заинтересованность и увлеченность. Желательно уже в младших группах проводить анализ произведения, обращаясь к ребенку с чёткими вопросами: «Каков характер музыки?», «Сколько частей в произведении?», «Как звучит музыка - быстро или медленно?» и т.д. Помогая ребенку ответить, надо, в сущности, отвечать за него: Вова внимательно на меня смотрит, он, конечно, знает, что характер музыки - бодрый...»; «Нина стесняется ответить, а ведь знает, что в произведении две части» и т. д. Подобная методика вызывает у детей доверие, симпатию к педагогу и, следовательно, стимулирует самостоятельные высказывания и другие проявления самостоятельности. У детей возникает стремление проявить свои интересы, склонности, инициативу и вне занятий.

У детей 4-5 лет самостоятельность на занятиях выражается прежде всего в исполнении без участия взрослых песен, игр, плясок третьего этапа обучения.   Но сюжетные игры, инсценировки песен дети самостоятельно выполняют с первого этапа обучения на основе образного слова педагога и слушания музыкального произведения. Они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

В средней группе в часы отдыха, игр дети могут разыгрывать короткие сценки на музыкальную тематику с обычными игрушками или персонажами кукольного театра; инсценировать знакомые сказки, стихи, сопровождая их песенками, прибаутками; петь песни, водить хороводы, слушать музыку, играть на металлофоне. Однако их интересы пока еще неустойчивы. Дети быстро переключаются с одного дела на другое, зачастую желание заняться музыкальной деятельностью возникает у них под влиянием случайных ассоциаций.

Дети старшего возраста отличают неточное исполнение от правильного, стремятся сделать его более выразительным, а на занятиях по развитию творчества сочиняют попевки на заданный текст, несложные мелодии на металлофонах, инсценируют под пение педагога новые для них песни, сочиняют пляски-импровизации, дополняют новыми вариантами сюжетные игры, разыгрывают этюды. В играх и плясках с зафиксированными движениями они не просто выполняют ранее разученные фигуры или действия персонажей, а трансформируют их каждый по-своему. В их оценочных суждениях о качестве исполнения можно усмотреть стремление к эстетической привлекательности: «Не так, не так, не под музыку»; «Твой медведь заболел что ли?»; «Разве девочку так на танец приглашают?».

У детей появляются устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, запас любимых произведений. Все это позволяет им осуществлять потребность в самостоятельной музыкальной деятельности в своей повседневной жизни.

Старшим детям воспитатель помогает устраивать представления кукольного, настольного и других видов театра; разыгрывать оценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать элементы костюмов, декораций. С помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети водят хороводы, играют в музыкальные игры, слушают кассеты с музыкой и сказками. По просьбе детей воспитатель ставит пластинки с музыкальными произведениями. Дети играют на металлофонах выученные на занятиях попевки. Часто напевают популярные песни, стремятся выразительно изображать персонажей игры, не просто подражая взрослому или друг другу, а комбинируя движения. Но их самостоятельная музыкальная деятельность продолжает оставаться малоустойчивой и требует поддержки со стороны воспитателя.

В подготовительной к школе группе самостоятельная музыкальная деятельность в быту приобретает синтетический характер.  Например, дети по своей инициативе, слушая музыку   начинают танцевать под нее, одновременно напевая мелодию. Они поют разученные ранее песни, водят хороводы, играют на металлофоне, маршируют и танцуют под музыку, исполняемую товарищами на ударных инструментах. Дети выбирают партнеров и исполняют пляски. По просьбе детей воспитатель принимает участие в их самостоятельной деятельности: поет вместе с ними, включает магнитофон, помогает выбрать песню, пляску. Дети организуют игры в «оркестр», в «спектакль» с игрушками, плоскостными фигурками, куклами. Для самостоятельной деятельности дети могут объединяться в небольшие группы по интересам и склонностям, обращаться за советом и помощью к воспитателю. Расширяется их музыкальный репертуар, увеличивается время, затрачиваемое на самостоятельную музыкальную деятельность. Дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность. Часто играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упpажнения с отдельными танцевальными элементами, осваивают приёмы игры на металлофоне, учат тексты и мелодии песен.

Следовательно, развитие самостоятельной музыкальной деятельности зависит от:

- имеющихся у детей умений и навыков,

- имеющегося оборудования в группах,

- продуманного и тактичного руководства со стороны    воспитателей.

  1. РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ.

         Самостоятельная музыкальная деятельность осуществляется в процессе слушания музыки, сюжетно-ролевых игр, пения, исполнения хороводных плясок и игр, музыкально-дидактических упражнений, игры на детских музыкальных инструментах.

Слушание музыки. Беседу о прослушанном музыкальном произведении необходимо строить так, чтобы развивать у детей самостоятельность мышления. Вопросы, обращенные к детям, могут быть следующими: О чем рассказала музыка? Что вы вспоминали, когда звучала музыка? О чём думали? Везде ли музыка звучала одинаково? Какова музыка по характеру? Как надо петь эту песню и почему? и т. д. Вопросы ведут ребенка от восприятия произведения в целом к осознанию отдельных элементов музыкальной речи. Чем больше привлекается внимание к деталям произведения, тем полнее и конкретнее оно осмысливается и в результате развивается восприимчивость детей. Возможность как бы запечатлеть музыкальный образ, сделать его доступным, любимым, близким дает слово - беседа, проводимая педагогом. У детей возникает желание слушать данное произведение многократно.

С большим интересом относятся дети к слушанию музыки. Почти весь репертуар программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста записан на кассеты. Прекрасное исполнение музыкантов, оркестровое звучание обогащают впечатления детей от уже знакомых произведений. Неоднократное, по просьбе детей, прослушивание инструментальных пьес, песен, узнавание их приводят к тому, что у детей формируется фонд любимых произведений.

Сюжетно-ролевые игры. Известно, что игра является основной формой организации жизни детей в детском саду. Применение музыки обогащает и углубляет ее содержание. В одних случаях, она как бы является иллюстрацией к действиям игры. Например, играя в «Семью», «мамы» поют детям колыбельные песни; празднуя «новоселье» в только что построенном доме, дети начинают плясать; пускаясь в путешествие по морю, поют знакомые им песни о моряках, кораблях.

В других случаях, в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников. Например, старшие дети любят играть в «оркестр», «музыкальные занятия». В игре в «оркестр» выбирают «дирижера» и под его руководством исполняют знакомые песни или мелодии на различных воображаемых музыкальных инструментах: балалайке, скрипке, трубе, пианино, барабанах. Играя в «музыкальное занятие», дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, проводят хороводные игры, оценивая исполнение друг друга. Одним детям приятно быть в роли педагога, другим - интересно овладеть способом выполнения игры, пляски, доучить текст песни. Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей. Они закрепляют певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявить интересы детей. Обычно дети исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему исполнению и к пению товарищей. В играх дети поют без музыкального сопровождения, что очень ценно для развития музыкального слуха. Но инициировать внесение детьми музыкальных моментов в игру, а также проведение игр с музыкальной тематикой должен воспитатель. Он же заботится о наличии в группе специального оборудования и музыкальных игрушек, с которыми дети проводят игры в театр, концерты, телевизионные передачи. Воспитатель сообщает музыкальному руководителю, чем в данный момент заинтересовались дети, о каком событии, явлении с ними надо разучить песни.

Пение. Дети любят напевать не только знакомые песни во время игр, но и придумывать свои незатейливые мелодии. Особенно часто   это можно наблюдать при изображении ими «игры на пианино», проведении дидактических упражнений с настольным материалом («Музыкальное лото», «Кто скорее», «Спой песенку»). В старших группах дети любят петь песни, используя нотный сборник с картинками или картинку, иллюстрирующую содержание знакомой им песни. Все эти пособия выставляет  воспитатель, периодически меняя их, чтобы поддерживать интерес к ним детей.

Исполнение хороводных игр и плясок. Хороводные игры и пляски, разучиваемые на занятиях, предоставляют детям широкие возможности для самостоятельной музыкальной деятельности. Обычно они построены на простых народных мелодиях с легко запоминающимся текстом. Дети быстро усваивают их на занятии и с удовольствием исполняют по собственной инициативе в повседневной жизни. Они и забавляют, и радуют детей, и украшают их быт. Дети исполняют их по собственной инициативе, проявляя при этом творческую инициативу. Воспитателю следует обратить внимание детей на качество пения, движений, иногда предложить им помощь в изготовлении деталей костюмов, атрибутов и игр, «чтобы было еще красивей».

Игра на детских музыкальных инструментах. Дети с удовольствием исполняют по собственному желанию несложные мелодии на различных музыкальных инструментах, особенно металлофонах. Они слышат звучание игрушек-инструментов во время проведения педагогом музыкально-дидактических игр, обучаются приемам игры на групповых и индивидуальных занятиях. Поэтому они не только используют металлофон и другие инструменты в своих играх «в концерт», «музыкальное занятие», исполняя при этом уже усвоенный материал, но и сами придумывают мелодии песен и танцев и исполняют их на разных инструментах. Воспитатель и сам может сочинить пьесу и предложить детям оценить его творчество, устроить соревнование на сочинение самого выразительного марша или плясовой.

Музыкально-дидактические упражнения. Самостоятельное выполнение детьми разных музыкально-дидактических упражнений, особенно с настольным  материалом, повышает их интерес к пению, позволяет находить оригинальные решения музыкально-сенсорных заданий.

Воспитатели должны чаще обращать внимание детей на их звуковое окружение: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Для тренировки внимания рекомендуется провести игры: «Что мы слышим вокруг себя?»; «Кто что услышал?»; с игрушками типа «Чудесный мешочек», картинками на темы знакомых песен, набором кассет для узнавания музыкальных произведений, определения характера музыки, средств выразительности.

С применением картинок дети могут проводить такие игровые упражнения, как «С хороводом, с песней жить интересней», «Спой песенку», «Кто скорее?», «Музыкальное лото». Пособия для упражнений изготавливает воспитатель с учетом индивидуальных особенностей детей группы, их потребностей.

Для того чтобы успешно заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью, дети должны знать такой музыкальный материал, который отвечал бы их интересам и возможностям. Например, их репертуар песен должен соответствовать тематике привлекательных игр, бытовой деятельности, отражать впечатления об окружающей жизни. Это песни о маме, дне рождения, о строителях,   моряках, железнодорожниках, о животных и птицах, трудовых процессах, городском транспорте, игрушках. Воспитателю следует поощрять инициативу детей даже тогда, когда их деятельность несовершенна, но в то же время обращать внимание на фальшивое пение или беспорядочный стук по инструментам. Замечания по этому поводу надо делать тактично, не выделяя одного из детей, отмечать малейшие качественные сдвиги в той или иной музыкальной деятельности. Воспитатель должен выяснить, кто из детей и как музицирует дома, какие зрелищные мероприятия они посещали с родителями, какую музыку слушают. Следует проконсультировать родителей по организации «музыкального уголка» в семье, по слушанию музыки, репертуару песен. Получив поддержку взрослых, дети почувствуют себя увереннее, с желанием будут заниматься самостоятельным музицированием. Однако практика показывает, что некоторые дети совершенно не занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью. Это - результат особенностей характера или заторможенности из-за грубого окрика, насмешки взрослого или сверстников при первых неудачных попытках в области музицирования. К таким детям требуется повышенное внимание, необходимо организовать с ними индивидуальные занятия. Детям же, преувеличивающим свои возможности, надо предлагать более сложные задания, требующие значительных усилий. В любом случае важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет особенностей его характера, способностей. На развитие самостоятельной музыкальной деятельности огромное влияние оказывает качество работы музыкального руководителя и воспитателя на занятиях, использование ими творческих заданий, тесный их контакт с родителями детей.

           Примеры музыкально-дидактических упражнений:

 «С хороводом, с песней жить интересней.» Участвуют две группы детей. Поочередно они показывают друг другу картинки с изображением знакомого хоровода или образа песни, отгадывают их название и исполняют. Правильно ответившая и исполнившая хоровод или песню группа детей получает флажок. В конце игрового действия подсчитывается количество флажков у каждой группы и определяется победитель. Упражнение можно проводить и без использования картинок. В этом случае дети сами объявляют друг другу, что они знают и будут исполнять. Каждый номер награждается флажком. Еще один возможный вариант: одна группа исполняет произведение, а вторая группа отгадывает, что исполняется. Отгадавшая команда получает флажок и по их количеству определяется команда-победитель Для проведения игрового упражнения «Спой песенку» необходимо иметь два одинаковых, наложенных один на другой круга, сделанных из фанеры или плотного картона диаметром в 20-22 см. На нижнем кругу наклеиваются картинки по содержанию песен, на верхнем кругу имеется вырез. Ребенок быстрым движением вращает круг. Когда движение замедляется и круг останавливается, в вырезе появляется картинка. Нужно спеть соответствующую песню.

Настольно-печатная игра «Кто скорее!» - соревновательное упражнение, в котором одновременно могут участвовать 3-4 ребенка. Они должны поочередно продвигать фишки по дорожке, изображенной на большой карточке, в соответствии с выброшенным на кубике количеством очков. Путешествие может совершаться из города в лес, из домика в домик. Можно помочь бабочке долететь до цветка или Снегурочке прийти на елку в детский сад и т. д. На дорожке тут и там наклеены картинки по содержанию песен. Если фишка попала на одну из картинок, то двигаться дальше нельзя, пока владелец фишки не споет по этой картинке ранее разученную или сочинённую песню, попевку (один куплет песни.)

Настольно-печатная игра «Музыкальное лото» состоит из 3—4 больших карточек, на которых изображены по 3—4 картинки, соответствующие содержанию песен, и маленьких карточек с такими же картинками, что и на больших. Два-четыре ребенка получают большие карточки, а один - маленькие. Он показывает товарищам одну из картинок, а ребенок, на большой карте которого имеется соответствующее изображение, должен спеть песню. После этого он получает маленькую карточку и закрывает картинку на большой. Кто быстрее закроет все картинки, тот и выиграет. В подготовительной к школе группе картинки могут обозначать и пляски, и хороводные игры. «Музыкальное лото» позволяет выяснить, насколько прочно детьми усвоен пройденный материал.

                                                                                     Подготовила и провела                                          

                                                                                     музыкальный руководитель

                                                                                     МБДОУ «Детский сад №31»

                                                                                     Воробьёва Ольга Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей.

Консультации для родителей...

Консультации по ключевым темам истории России

Данный материал поможет учителям истории расширить знания учащихся по отдельным темам....

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"

Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...

Консультации для родителей

1. В данном материале рассказывается о некоторых приемах, которые могут использовать родители в обчении ребенка составлению описательных рассказов с использованием опорных схем.2. В консультации раска...