Научная статья. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности через краеведческую работу
статья

Борух Алена Александровна

Тезисы к научно-практической конференции учителей

Эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к деятельности как компонент содержания образования формирует опыт общественных и личностных отношений, готовящих школьников к активному участию в жизни страны на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества.

Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности, характеризующее нормы эмоционального отношения к миру и его различным проявлениям, хотя и взаимосвязано со знаниями умениями и навыками, творческими способностями учеников, не совпадает с их содержанием и его функция в воспроизведении и развитии культуры отлична от функций первых трёх (см. схему 1). Она состоит в том, что обуславливает нравственные, эстетические, эмоциональные стимулы, потребности и идеалы, то есть все проявления к миру, к деятельности и её продуктам.(2)

Схема 1. Элементы содержания образования (1)

Сегодня обществом востребованы такие духовно-нравственные ценности, как патриотизм, духовность, ответственность, гражданственность, то есть те, которые определяют цивилизационный уровень государства.  Именно поэтому в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования  предусматривается усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского и правового демократического общества, становлению личности ученика.(5)

В стандарте основного общего образования по географии среди целей изучения географии в основной школе выделяется воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Именно школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания учащихся и один из важнейших видов учебной и внеклассной работы по географии. Оно способствует патриотическому воспитанию,  расширяет кругозор и развивает познавательные интересы школьников, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.(4)

В курсе 8 класса «Природа России» отводятся часы на изучение родного края. Формы краеведческой работы разнообразны: кружки, экскурсии, походы и др. Для плодотворного изучения своего региона нужна исследовательская работа с учащимися на местности. В связи с тем, что сейчас в школах широко применяются технические средства обучения, можно использовать как форму краеведческой работы - создание видео-репортажей про свой регион. Для учащихся это хороший вид поисковой деятельности (подбор материала), наглядный метод (видеосъёмка местности) и, безусловно, проектная деятельность в решении проблем региона.

Кардинальные перемены, происходящие в обществе, влияют на формирование у подрастающего поколения представлений о существующей действительности, затрудняют освоение ими нравственных ценностей, норм и правил поведения. (3) Воспитание нравственных качеств личности основываются в освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль.(2) Эти ценности познаются при краеведческой работе. (см. схему 2)

 

Схема 2. Ценности, к которым формируется отношение в процессе обучения географии (1)

В последние десятилетия теория и практика мало обращались к формированию эстетических и нравственных качеств. Эти качества в значительной степени определяют эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. (2) Эмоции очень хорошо проявляются при краеведческой работе. (см. схему 3)

 

Схема 3. Наиболее важные виды эмоций в школьной географии (1)

 

В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки (растёт гуманистическая роль географии, социальные проблемы выходят на новые позиции), а также внедрением новых технологий открываются большие возможности для формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в процессе краеведческой работы в курсе географии «Природа России». А при формировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях и развиваются творческие способности учеников.

 

Литература:

  1. Андрюшова Ю.С. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в процессе обучения географии; Автореф. дис. д-ра пед. наук – М., 2004.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышенной квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.
  3. Соколова Т.Т. Ценностно-ориентированное поведение школьников // Школа, №2, 2005.
  4. Строев К.Ф. Краеведение. М.: Просвещение, 1974.
  5. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования // География и экология в школе XXI века, №5, 2004.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_boruh_a.a.pptx97.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности через краеведческую работу Учитель, методист Борух А.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Научная статья "Формирование навыков письменной речи (эссе) в английском языке.

Данная статья посвящается исследованию «Развитие лексических и грамматических навыков при написании сочинения». Ключевым моментом этого исследования является сравнительно новая методика &l...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"

Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"...