Научная статья. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности через краеведческую работу
статья
Тезисы к научно-практической конференции учителей
Эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям, к деятельности как компонент содержания образования формирует опыт общественных и личностных отношений, готовящих школьников к активному участию в жизни страны на основе идеалов, этических и эстетических ценностей современного общества.
Содержание опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности, характеризующее нормы эмоционального отношения к миру и его различным проявлениям, хотя и взаимосвязано со знаниями умениями и навыками, творческими способностями учеников, не совпадает с их содержанием и его функция в воспроизведении и развитии культуры отлична от функций первых трёх (см. схему 1). Она состоит в том, что обуславливает нравственные, эстетические, эмоциональные стимулы, потребности и идеалы, то есть все проявления к миру, к деятельности и её продуктам.(2)
Схема 1. Элементы содержания образования (1)
Сегодня обществом востребованы такие духовно-нравственные ценности, как патриотизм, духовность, ответственность, гражданственность, то есть те, которые определяют цивилизационный уровень государства. Именно поэтому в Федеральном компоненте Государственного стандарта общего образования предусматривается усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского и правового демократического общества, становлению личности ученика.(5)
В стандарте основного общего образования по географии среди целей изучения географии в основной школе выделяется воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Именно школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания учащихся и один из важнейших видов учебной и внеклассной работы по географии. Оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы школьников, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.(4)
В курсе 8 класса «Природа России» отводятся часы на изучение родного края. Формы краеведческой работы разнообразны: кружки, экскурсии, походы и др. Для плодотворного изучения своего региона нужна исследовательская работа с учащимися на местности. В связи с тем, что сейчас в школах широко применяются технические средства обучения, можно использовать как форму краеведческой работы - создание видео-репортажей про свой регион. Для учащихся это хороший вид поисковой деятельности (подбор материала), наглядный метод (видеосъёмка местности) и, безусловно, проектная деятельность в решении проблем региона.
Кардинальные перемены, происходящие в обществе, влияют на формирование у подрастающего поколения представлений о существующей действительности, затрудняют освоение ими нравственных ценностей, норм и правил поведения. (3) Воспитание нравственных качеств личности основываются в освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль.(2) Эти ценности познаются при краеведческой работе. (см. схему 2)
Схема 2. Ценности, к которым формируется отношение в процессе обучения географии (1)
В последние десятилетия теория и практика мало обращались к формированию эстетических и нравственных качеств. Эти качества в значительной степени определяют эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. (2) Эмоции очень хорошо проявляются при краеведческой работе. (см. схему 3)
Схема 3. Наиболее важные виды эмоций в школьной географии (1)
В связи с новыми тенденциями в развитии географической науки (растёт гуманистическая роль географии, социальные проблемы выходят на новые позиции), а также внедрением новых технологий открываются большие возможности для формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в процессе краеведческой работы в курсе географии «Природа России». А при формировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности происходят положительные сдвиги в знаниях, умениях и развиваются творческие способности учеников.
Литература:
- Андрюшова Ю.С. Формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к людям, к деятельности в процессе обучения географии; Автореф. дис. д-ра пед. наук – М., 2004.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышенной квалификации. – М.: «Народное образование», 1998.
- Соколова Т.Т. Ценностно-ориентированное поведение школьников // Школа, №2, 2005.
- Строев К.Ф. Краеведение. М.: Просвещение, 1974.
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования // География и экология в школе XXI века, №5, 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_boruh_a.a.pptx | 97.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."
“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...
Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся
Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...
Научная статья "Формирование навыков письменной речи (эссе) в английском языке.
Данная статья посвящается исследованию «Развитие лексических и грамматических навыков при написании сочинения». Ключевым моментом этого исследования является сравнительно новая методика &l...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"
Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"...
Статья "Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности через подвижные игры"
https://drive.google.com/file/d/1RKH2_smFfKaO4ppOqpG8NAfJ1Imp_1eR/view...