Рабочая программа "Школа общения"
рабочая программа (5 класс)

Реутова Наталья Викторовна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеурочная деятельность27.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШКОЛА ОБЩЕНИЯ» 5 КЛАСС

Структура рабочей программы

1.Содержание  курса        3-4

2.Тематическое  планирование        4-5

3.Результаты освоения  курса        5

        

Содержание  курса

          Занятия построены как по схеме урока с элементами тренинга,  так и  в тренинговой  форме. Сначала ребятам предоставляется психологическая  информация, которая затем, для того чтобы быть усвоенной, «отыгрывается» в течение  1-2  занятий.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:

  • элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);
  • визуализация;
  • психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
  • телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
  • игровые методы;
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • групповая дискуссия;
  • ассоциативный метод;
  • мозговой штурм;
  • песочная  терапия;
  • проективные методы вербального и рисуночного типа;
  • ролевая игра.

Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного. По своей ценности они превосходят любую другую форму донесения информации до человека. В этом возрасте ребята еще сохраняют непосредственность восприятия сказок, с удовольствием слушают и обсуждают их. Благодаря метафоричности изложения сказки и притчи помогают им глубже понять свои сложности и проблемы и не вызывают у них сопротивления.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самоосознавания. Помимо этого, проективные рисунки служат для диагностики внутренних проблем.

Элементы аутотренинга используются на занятиях для снятия нервно-психического напряжения.

В групповой дискуссии ребята учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции. Обсуждение помогает проанализировать те чувства, которые они испытали, осознать их, сформулировать, чему они научились в результате работы, и определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.

Различного вида игры необходимы для эмоционального развития, повышения уровня активности и улучшения межличностного взаимодействия.

Визуализация дает возможность с помощью самовнушения и саморегуляции создавать в воображении яркие образы, которые могут как отражать стремления самих детей, так и создаваться в соответствии с описанием ведущего.

Мозговой штурм предлагается для создания новых идей, направленных на решение проблемы. Принимая в нем участие, ребята учатся высказывать свои предложения, которые совместно обсуждаются, с тем чтобы потом выбрать самые лучшие.

Ролевая игра создает возможности для получения опыта другого поведения. Она является очень эффективным средством обучения, так как позволяет ребятам поупражняться в различных типах поведения, посмотреть на свое поведение и действия других со стороны. Участвуя в ролевой игре, школьники используют новые для них способы поведения в ситуациях, приближенных к реальным, а также учатся по-новому смотреть на происходящее с ними.

В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:

1. Приветствие. Его ритуал придумывают сами ребята на первом занятии. Он служит для создания положительного настроя на работу и сплочения учащихся.

2.       Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной для ребят форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.

3.       Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.

4.   Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Ученики высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.

                Вся  программа  состоит  из  3-х  модулей: «Мы – пятиклассники»,   «Я и другие Я», «Мы – вместе!».  

Главная задача первого блока -  облегчение процесса  адаптации. Так как  5-й  класс – это  сложный  этап, связанный  с переходом  учащихся  из начальной школы  в среднее звено.

На занятиях  ребята  знакомятся  с правилами и особенностями  обучения  в среднем  звене,  в игровой  форме  моделируют  свой  школьный  путь,  знакомятся  с именами  педагогов,  учатся  взаимодействовать с   новыми  одноклассниками,  снимать  нервно-психическое  напряжение.  

Знакомятся  с менеджментом   учения.  Обучаются  эффективным  навыкам  умения  учиться.

Главная  задача  второго блока – развитие  представление  о себе,  формирование  интереса  к другому человеку  как личности.  

На занятиях   второго блока  ребята   размышляют  о настоящей  дружбе,  о том,  как стать  настоящим  другом.

 Учатся  понимать  свои  чувства  и чувства других  людей. Обучаются  способам   эмоционально-волевой регуляции.

 Размышляют  о ценности  самого себя  и других людей.  Учатся   формированию  положительного образа  своего  «Я».

Знакомятся  со способами  решения   конфликтных    и критических  ситуаций.

Главная  задача  третьего блока – развитие навыков  межличностного общения.

На занятиях  последнего  блока  подростки  обучаются  навыкам  межличностного  общения,  толерантности, умению  ориентироваться  в мире  социальных  и нравственных ценностей.  

Тематическое  планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Мы –пятиклассники!

1

Какие мы разные.

2

Познаем себя.

1

У нас новенький!

1

Я и учеба.

4

Я и мои друзья.

1

Я в своих глазах и в глазах других людей

1

Я и планета чувств.

3

Чувства людей  и их поведение

1

Как победить своего дракона

2

Мои сильные стороны

1

Как достичь  цели?

1

Я и мои способы преодоления тревожности.

2

Я и мои социальные навыки.

1

Я и мои одноклассники.

1

Учимся решать конфликты вместе.

2

Как научиться жить без драки?

2

Наш корабль успешного общения.

2

Наш класс

1

Мы - команда

2

Наши достижения

2

Зажги свою звезду (итоговое занятие)

1

Результаты  освоения курса

  1. Развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
  2. Развитие навыков межличностного общения, способов взаимопонимания.
  3. Развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках.
  4. Развитие представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;
  5. Развитие эмпатии, способности к принятию себя и другого человека;
  6. Развитие умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях;
  7. Развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
  8. Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
  9. Развитие умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
  10. Развитие умения решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли, обладать способностью анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

           В целом   должны  произойти  изменения  по  следующим  критериям:

- умения ориентироваться в мире социальных, нравственных ценностей;

- повышение  самооценки  и веры  в себя;

- приобретение  жизненно  важных навыков:

-умение общаться,

  - умение владеть  эмоциями,

  - умение  строить  межличностные  отношения,

  - умения адекватно реагировать в различных  критических ситуациях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому речевому общению для 11 классов

Данное тематическое планирование предназначено для учителей 11 классов, преподающих русское речевое общение в классах с углубленным изучением отдельных предметов (профильное обучение - гуманитарный ци...

Проект урока по рабочей программе «Речь и культура общения» 6 класс (программа Д.И.Архаровой)

ПредметРечь и культура общенияКласс6Тип урокакомбинированныйТема урокаИспользование топов в письменной и устной речи.Цель урокаОбобщить знания учащихся по теме «Смысловые модели»,расширить знания обуч...

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»

Рабочая программа элективного курса «Основы делового общения»  составлена в соответствии с авторской программой доктора педагогических наук, профессора С.Ф.Сизиковой. М.: Дрофа, 2007. Обучение по...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука общения" для 5 класса

Программа внеурочной деятельности «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 класса, воспитание личности подростков посредством межличностного ...

Рабочая программа дисциплины Психология общения

Рабочая программа дисциплины Психология общения в соответствии с требованиями ФГОС СПО...

Рабочая программа ПМ. 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Представляет собой структурированный процесс изучения содержания профессионального модуля....

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении.

Рабочая программа элективного курса Язык в речевом общении. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении....