Разработка открытого урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"
методическая разработка (6 класс)

Светличная Марина Анатольевна

Разработка конспекта урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse_po_odnknr.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по курсу ОДНКНР

Тема урока:

                     «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 кл

Выполнила: Светличная Марина Анатольевна

Учитель: истории, обществознания. ДОНКНР

МБОУ Камышевская СОШ

2019 год

Цель:  Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности.

Задачи:

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;

-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;

-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;

-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

      Методы: частично-поисковый, практический,  контроля.

      Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

      Предметные:  научаться характеризовать семью как  первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где

                                формируются  духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

      Метапредметные УУД:  

                Познавательные:  ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

                Коммуникативные: проявляют активность  во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

                Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

       Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную

                                          деятельность.

Личностно значимая проблема:   Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Оборудование: карта урока, ролик о семье, сделанный  в программе Windovs Movie Maker, буклет для учащихся, сделанный в программе Publisher, презентация к уроку.

Карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Мотивация к учебной деятельности

5-6 мин.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Как  готовы  работать на уроке? (активно)

- А урок мы сегодня начнем не совсем обычно. Я вам на урок принесла интересные вещи: сосуд,  песок, горох и камни.

Конечно, вам трудно догадаться зачем. Ну, пусть это будет интригой для вас до конца урока.

- Но что бы понять то, о чем пойдет речь на нашем уроке, послушайте сказку:

Чтение сказки. Давным-давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то тусклым. Однажды Луна спросила у Звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?

Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой»!

«А в какие ночи твой свет становится ярким?» – спросила Луна.

«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

«Ты узнала тайну спешащих странников?» – спросила Луна.

«Да, - ответила Звёздочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел измождённым и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза …»

«А какими были его глаза?» - недоумённо спросила Луна.

«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. – Чему ты радуешься странник?» И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

Звёздочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

Луна посмотрела на Звёздочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих звёздочек, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?»

«А разве это возможно?» - с надеждой спросила Звёздочка.

Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы  здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!

- Ребята, вы догадались от чем  мы будем говорить сегодня с вами?

- Правильно, о самом важном в жизни каждого человека – о семье.

Установка: Сейчас мы с вами посмотрим ролик. Подумайте, как его можно назвать , и это будет тема нашего урока (слайд 1)

Обсуждение:

      1.Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор).

      2.Какое название ему подходит?

      3.Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд) Давайте сформулируем тему нашего урока.

Учащиеся отвечают.

Формулируют и записывают тему:   Семья – хранитель духовных ценностей.

2.Актуализация знаний.

3 - 4  мин.

1.

-Давайте вернемся к нашей сказке о звездочке, когда она светила тускло? (когда она грустила)

- А почему она грустила? (ей было одиноко).

- А когда она светила ярко? (когда она видела спешащих странников домой, в семью)

- Как наградила луна звездочку? (осыпала маленькими звездочками, луна создала звездочке семью для счастья)

- Ребята, а что такое счастье? Продолжите фразу.(слайд 3)

Обсуждение:

У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме»  (4 слайд)

Продолжите фразу. Семья – это….(слайд 5)

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составление кластера в виде ромашки. (слайд 6)

Предполагаемые ответы:  Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.

3. Изучение нового материала.

10 – 12 мин.

(слайд 7)Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.  Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая  семья.

        Слово семья  ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: когда холодно, все к ней собираются".

Физминутка

- А сейчас поиграем в игру, которая называется

"Моя семья".

Встаньте все и выполняйте по заданию:

- Присядьте те, --- - кто похож на маму?

- Потопайте те, ---- кто похож на папу?

- Покружитесь те, ---- кто похож сам на себя?

-Похлопайте те, --- у кого есть сестрёнки?

-Покачайте головой те, --- у кого есть братишки?

-Попрыгайте те,----- у кого есть и братишки и сестрёнки

-Поднимите руки те, --- у кого пока никого нет?

-Скажите громко «Да, люблю!» ----- кто любит свою семью и  дорожит ею!

-  А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

а) Чтение и обсуждение притчи.(слайд 8)

         «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…

- Какие это слова?   «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

Ребята, а каковы задачи семьи? Составление кластера.(слайд9)

А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? 

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда   назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.

Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…Покровительницей семьи была богиня Лада. (слайд 10)

А почему дом был большим???

     Семья является  ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.    Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях.  Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины. (лайд 11)

       Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

       Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность??? (слайд 12)

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни , чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Слайд13

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

     Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

     Что же может объединять семью?   

 О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция??? (слайд14 ) Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете???

  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
  • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
  •  Передача семейных реликвий подрастающему поколению

         Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.

Записывают определение семьи.

выдвигают свои предположения;

«Счастливая семья»

Ответы уч-ся.

Ответы учащихся о традициях своей семьи.

4. Первичное осмысление и закрепление изученного материла.

10 – 12 мин.

Физкультминутка

Ролик «Молитва о семье»

 Работа в группах. О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки былины, рассказы, стихи…Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о семье. (ответы детей)

 

а) Работа с пословицами.

- О чём нас учит народная мудрость?  

           Приготовила для вас пословицы, и случайно их выронила. (работа в парах)

           1.  В семье любовь да совет, так и нужды нет.

           2.  Не будет добра, коли в семье вражда.

           3.  Семья без детей, что цветок без запаха.

           4.  Родители/ трудолюбивы, и дети не ленивы.

                                       Слайд 15,16,17

Наша стране 8 июля ежегодно отмечает  – День семьи, любви и верности. Появился он  благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. 

б) Знакомство с религиозной культурой о семье.  (слайд18 Работа с учебником) Работа в группах.

    - Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий.

(делятся на 4 группы. Отвечают на вопросы)

  • Семья в исламской религиозной  культуре.
  • Семья в иудейской религиозной  культуре.                      
  • Семья в православной  культуре.
  • Семья в буддистской  религиозной  культуре.

Слайд19. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего? Семья – свята для всех (слайд 20)

в) Чтение и обсуждение легенды слайд 21

    - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь  «Как появилась дружная семья».  

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо выполнять следующие правила: (Как вы думаете какие?)

     Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

  • Никогда не смейтесь над кем-то.
  • Уважайте родственников.
  • Почитайте родителей.

Г) Ребята, в ваших буклетах есть законы, которые прописаны в Семейном кодексе  РФ и которые должны исполнять и родители, и дети. Давайте с ними познакомимся. (читаем, обсуждаем)

Детям раздаются карточки со словами:

составляют пословицу о семье из слов.

Создают проект «Счастливая семья»

Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.

Каждая группа зачитывают свод семейных правил.

5.Рефлексия.

10 мин.

Сейчас я предлагаю составить синквейн по теме нашего урока.  (слайд 22)

Слайд 23

- Сейчас давайте вернемся к нашим символам сердечкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили.

- А теперь возьмите в руки  ромашки. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.. (музыка)

- Ну а теперь настало время вернутся к нашей интриге.

 Есть одна старая притча  Однажды мудрец принес совим ученикам кувшин, песок, камни и горох.  Ученики удивились и спросили, зачем учитель принес такие странные предметы. Мудрец ответил: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное.

-Ребята, поэтому,  что бы вы ни делали в своей жизни, вы должны быть уверены, что в основание вы положили самые большие камни.

- Ребята, а ваш класс можно назвать семьей?

(В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)

- Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Оценивают свою работу на уроке!

6. Домашнее задание.

 

   1 - 2 мин.

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

  1. Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ о семьи
  2.  придумать герб семьи.

Используемые образовательные ресурсы:

1.А.В.Давыдова. Классные часы. 8 класс. М, ВАКО, 2008 год

2.Семейный кодекс РФ.

3.Д.С.Ожегов. Толковый словарь. М., Просвещение, 2001 год.

4.https://yandex.ru/images

5.nsportal.ru

6. https://kopilkaurokov.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока в 5 классе

Представлена методическая разработка открытого урока для обучающихся общеобразовательных учереждений 5 - го класса...

Методическая разработка открытого урока в 7 классе

Урок грамматики. Введение темы Past Continiuo...

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

разработка открытого урока в 5 классе по экономике

Конспект открытого урока по экономике в 5 классе по теме "Рынок продавца и рынок покупателя"...