Проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
презентация к уроку (5, 6, 7, 8 класс)

Ольга Анатольевна Голубцова

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_umtso.docx35.17 КБ
Файл doklad_umtso.pptx714.88 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

"Проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся"

УМЦО

Доклад и презентация

учителя русского языка и литературы

Голубцовой О.А.

МБОУ СОШ №14 г. Сергиев Посад Московской области

2013

        

        

"Проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся"

УМЦО

Доклад и презентация

учителя русского языка и литературы

Голубцовой О.А.

МБОУ СОШ №14 г. Сергиев Посад Московской области

2014

        

        Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается прежде всего в слове.

 Уместны слова Л.Н.Толстого: «Для того  чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

        Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей.

      Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и

воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру.

        Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.

Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка.                                                                                                                                                                                                  

Слайд 1

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Слайд 2

Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.  

Слайд 3

Работая с художественным произведением на уроке и дома, ребята прямо или опосредованно сталкиваются с определёнными ситуациями, в которых оказался литературный герой, оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель  - это тот человек, что всегда сможет поддержать сомневающегося, объяснить заблуждающемуся, выслушать озадаченного.

Слайд 4

Необходимость в наблюдении над текстом, внимательном прочтении его для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их нравственных идеалов.   

Слайд 5

Раскрыть  потенциал ученика  помогают  интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и межпредметной интеграции.

С целью активизации учащихся на уроке применяется хорошие результаты даёт  проблемная технология. 

Слайд 6

Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которые предполагают создание под руководством учителя проблемных ситуаций, ситуаций выбора  и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое решение тех или иных проблем.

Важнейшим приемом нравственной активизации урока литературы является организация учебной деятельности с использованием «нетрадиционных форм обучения». Это понятие включает в себя организационные формы обучения, которые позволяют создавать на уроке атмосферу заинтересованного сотрудничества между учителем и учащимся, раскрепощают школьников, помогают им проявлять свои способности.

Слайд 7

Слайд 8

Результатом дебатов в итоге должен стать вывод: прежде всего человеку следует измениться самому.

Слайд 9

Метод свободной трибуны применяю при работе над произведениями «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева (6 класс), «Капитанская дочка» А.С Пушкина (8 класс).

Анализ ситуации, где герой поставлен перед нравственным выбором и оценка его решения с учетом последствий поступка позволяет учащимся оценивать собственные действия, формирует умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения и его исполнения.

Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся, используя понятия «мотив поступка», «цель жизни» школьники проводят параллель от литературы к жизни, таким образом, на моих уроках они создают модель своего будущего.

Слайд 10

Педагогическая мастерская. Метод проектов

Слайд 11

Важной составляющей системы планомерной работы по усилению духовно – нравственной функции русского языка и литературы явились занятия в рамках спецкурсов «Литературное краеведение»

Педагогическая мастерская. Заочная экскурсия

Слайд 12

К этому же типу активизации познавательной деятельности учащихся относится и следующее задание – посмотреть на героя или ситуацию глазами психолога, президента, соседа. На Кутузова смотрим глазами Андрея Болконского, Наташи Ростовой и побежденного Наполеона. Эти три взгляда помогут ученикам понять главную «мысль народную» Л.Н.Толстого и составить психологическую характеристику двух главнокомандующих.

Интересны учащимся и такие задания, как написать монолог Е.Онегина после встречи с Татьяной на балу в высшем свете, составить диалог Максима Максимыча и Григория Печорина на могиле Бэлы. Или составить монологи вещей о своих хозяевах: о чем могут рассказать халат Обломова, шинель Акакия Акакиевича, гармонь Василия Теркина? Такие приемы помогают учителю следить за личностным восприятием учащихся, проанализировать движение их чувств, психологические процессы, протекающие в душе каждого ученика при изучении художественного произведения.

Слайд 13

   Для достижения поставленных целей и задач по воспитанию нравственных ценностей у учащихся разных возрастных категорий было бы целесообразно использовать некоторые психологические приемы, такие как специальные нравственные упражнения, доверие, пробуждение гуманных чувств, активизация сокровенных чувств, доброта, внимание, забота. Что из себя представляют эти приёмы?

Приемы воздействия на учащихся по воспитанию нравственных ценностей.

  Приём -  нравственное упражнение:

Суть этого приема в том, чтобы поставить учащегося в условия, требующие от него правильных поступков, рассчитанных на развитие нравственных качеств. Воспитатель «заставляет» учащихся совершить ряд поступков, которые своим содержанием требуют, чтобы ученик проявил именно эту черту характера. Многократное правильное поведение послужит нравственным упражнением в выработке положительной черты характера (доброты, гуманности, чуткости, справедливости и т.д.).сложность приема в том, что необходимо правильно подобрать серию поступков, которые послужат упражнением для формирования  намеченного нравственного качества. Ученик не должен подозревать, что предлагаемое задание носит специально воспитательный характер – оно должно выглядеть естественно. Допустимо создавать условия, при которых ученику в присутствии товарищей было бы неудобно отказаться от предложенного задания, но не  следует действовать прямым приказом. Нравственное упражнение развивает новые мысли и чувства, новые мотивы поведения – в этом его воспитательное значение.

    Доверие.

  Сущность- поручение воспитаннику  определенного ответственного дела. Оно развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность, то есть мобилизует все силы, чтобы выполнить поручение. Само поручение должно быть посильным и вызывать интерес. Иногда лучше дать такое поручение, которое выполняется за короткий срок, чтобы ученик сразу увидел результат своего труда. Деятельность, облеченная доверием, характеризуется большим накалом чувств: создается психологическое состояние, благоприятное для пробуждения положительных качеств. На доверие откликаются все учащиеся, а особенно те, которые потеряли доверие окружающих. Доверие основывается на закономерности развития чувств и воли. Но помните, что доверие вызывает радость и воодушевление только тогда, когда воспитанник начал сомневаться в правильности своего поведения, когда он мечтает заслужить любовь воспитателя, желает стать достойным членом коллектива. Если ребенку чужды интересы коллектива, выражение доверия не трогает его, предстоящее поручение тяготит, и ребенок его не выполняет. Здесь уместен прием вовлечения в интересную деятельность.

   Пробуждение гуманных чувств.

   Для пробуждения гуманных чувств необходимо найти в окружающей обстановке такие условия, при которых ученики сами увидели бы людей, нуждающихся в помощи. Но чтобы дети не прошли равнодушно мимо, учитель должен обратить внимание на испытываемые людьми  трудности и способствовать совершению хорошего поступка. Важно, чтобы работа соответствовала их способностям, была увлекательна для них и давала возможность проявить свои умения, чтобы роль учителя ими была не замечена.  Данный прием основывается на  сопереживании – одном из законов образования чувств. Способность  к сопереживанию, к сочувствию надо воспитывать исходя из морального кодекса  воспитания нравственных принципов.

    Активизация сокровенных чувств.

    Воздействие заключается в создании незаметно для учащихся таких обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств, на их основе воспитываются благородные стремления. Сокровенные чувства не всегда являются ведущими, активными. Задача воспитателя состоит в том, чтобы в организуемой педагогической ситуации  активизировать сокровенные чувства учащихся, сделать их ведущими и на этих чувствах базировать перестройку поведения воспитуемого. Прием активизации сокровенных чувств способствует установлению более сердечных взаимоотношений между воспитателем и учеником. Данный прием основывается на  динамике развития чувств.

Доброта, внимание, забота.

   Доброта и внимание к ученику, помощь со стороны коллектива вызывают в ребенке ответные благородные чувства, порождают радость, признательность. Данный прием более необходим, если ребенок обижен. Тогда боль и огорчение  порождают озлобление, стремление сделать назло, напротив, отомстить. Причины для обид могут быть различными: ненормальная обстановка в семье, неласковые родители, чрезмерно суровое отношение родителей к ребенку, частое осуждение и наказание в школе. Неожиданное проявление доброты, внимания и заботы может вызвать сильные ответные чувства. Причем учащиеся должны чувствовать искренность учителя.

        Основными методами работы могут быть всевозможные беседы по нравственной тематике, тематические классные часы, дискуссии, театральные и кинопросмотры, ролевые игры, тренинги.

           Используя перечисленные приемы и методы воздействия на учащихся, а также учитывая их возрастные особенности можно способствовать повышению уровня  их воспитанности, обеспечить развитие нравственных качеств личности, благодаря чему наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

Слайд 14

Приемы, стимулирующие аналитическую оценочную деятельность школьников.

 Анализ противоречивых высказываний.

 Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний.

Афоризмы, высказывания замечательных людей, пословицы и поговорки заключают в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям по нравственным проблемам. Вместе с тем они чаще всего используются в этических беседах как иллюстративный материал,    подтверждающий проводимую учителем мысль. Надо избегать такого подхода к их использованию, выбирать  афоризмы и пословицы неоднозначные, смысл которых не лежит на поверхности, и создавать ситуацию размышления, раздумья, проникновения в их внутренний смысл.

Анализ проблемных вопросов

Одним из наиболее распространенных способов создания проблемной ситуации, т.е. психологического состояния затруднения, характеризующего потребностью и стремлением разрешить заключающегося в проблеме противоречие, является постановка проблемных вопросов. К сожалению, зачастую под проблемным вопросом понимается любой сложный вопрос, требующий размышления, анализа нравственных явлений. Между тем, проблемным вопрос является лишь в том случае, если в нем просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное. Это противоречие в структуре вопроса: в нем явно выделяются две части. Например: организуя беседу с подростками о дружбе, можно включать следующие проблемные вопросы:

-          Можно ли дружить с человеком, который менее интересен, менее развит, чем ты? Ведь дружба должна обогащать?

-          Существует понятие «бескорыстная дружба». Означает ли это, что может быть «корыстная дружба»?

Анализ нравственных проблемных ситуаций.

        Наиболее интенсивно оценочная деяте6льностьразвертывается на основе анализа конкретных жизненных  ситуаций, соотнесения действий и поступков их участников с этическими нормами и принципами. Лучшим материалом являются ситуации взятые из книг, фильмов публицистики, близкие опыту у учащихся, а также жизненные ситуации, идентичные тем, которые возникают в практической деятельности, межличностном взаимодействии самих детей. Безусловно, необходима некоторая нейтральность используемого материала, недопустимо обсуждение и анализ ситуаций и поступков учеников, задевающих конкретную личность. Важно, чтобы школьники выработали отношение к самому действию, поступку, а не к тому, кто его совершил, решили для себя некоторую нравственную проблему. Предлагаемые для обсуждения ситуации должны быть истинно проблемными, неоднозначными, а не просто требующими оценки «хорошо» или «плохо». Проблемная ситуация может стать толчком к началу беседы, дискуссии по определенной нравственной теме.

   Так, например, для подростков свойственно не различать понятия «смелость», «храбрость» и «лихачество». Можно предложить детям следующую ситуацию:

                   Два друга ехали в автобусе и стали свидетелями иакой сцены – пассажиры сгрудились у выхода, спеша сойти на остановке, и двое мужчин добрались до него в тот момент, когда автобус тронулся. Один из них выскочил на ходу, другой остановился, прыгать не стал. «Струсил» прокомментировал его действия один из приятелей. В этот момент пассажир повернулся лицом к ребятам, и они увидели на лацкане его пиджака Звезду Героя России.

                   Итак, возникает явное противоречие: все знают, что высшей наградой Родины удостаиваются отважные люди, вместе с тем, по мнению подростков, поступок пассажира свидетельствует об обратном. Разрешив это противоречие, дети приходят к осмыслению истинной сущности человеческой смелости, храбрости, отваги.

Дилемма

Джуди 12 лет. Мать пообещала ей, что девочка сможет пойти на концерт рок-ансамля, если соберет деньги на билет, оставляя их от завтраков и подрабатывая няней. Джуди удалось собрать  15 долларов (стоимость билета) и еще пять дополнительно, Но мать внезапно переменила решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги школьное платье. Джуди ужасно разочарована и готова любой ценой попасть на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, у нее есть всего 5 долларов. В субботу вечером она пошла на концерт, а матери сказала, что гуляла сподругой. Прошла неделя, и мать ничего не знала. Однажды Джуди рассказала о случивщемся своей старшей сестре Луизе. Луиза обдумывает, должна ли она сообщить матери.

Вопросы:

Должна ли Луиза сообщить матери о том, что Джуди солгала, или она должна сохранить случившееся в тайне?

Обдумывая, что делать, Луиза все время помнит, что Джуди – ее родная сестра. А как, на ваш взгляд, должно ли это играть какую –то роль в принимаемом решении?

Если Луиза расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?

Важен ли в данной ситуации факт, что Джуди сама заработала на билет?

-          Мать обещала Джуди, что пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт в данной ситуации?

-          Почему надо держать данное слово?

-          Так ли важно сдержать слово, данное человеку малознакомому или тому, кого никогда больше не увидишь?

-          Что наш ваш взгляд, самое важное в отношении матери к дочке?

-          На чем строится материнский авторитет? На чем должно строиться отношение дочери к матери?

-          Что, на ваш взгляд, должна все же сделать Луиза?

В результате проведенного Л. Кольбергом исследования были выделены пять основных характеристик моральной дилеммы. Она должна:

-          иметь отношение к реальной жизни учащихся;

-          быть по возможности простой для понимания;

-          быть не законченной;

-          включать два и более вопросов, наполненных нравственным содержанием.

Альтернативный выбор

Прием, позволяющий не только диагностировать с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора воспитанности, но и на основе обсуждения выборов детей стимулировать развитие их ценностного сознания. Возможны два варианта его использования.

Первый: детям предлагается ситуация (в письменном или устном виде) и варианты действий в данной ситуации. Учащиеся записывают тот вариант, который они выбрали, и отдают свои записи учителю. Он обобщает их, выделяет наиболее типичные ответы и анализирует вместе с детьми на следующем занятии.

Второй: дети отвечают устно, друг за другом, по кругу.

Так, при изучении темы «Доброта» можно предложить следующую ситуацию с альтернативным выбором:

Классный руководитель объявил ребятам, что на елку в театр удалось достать 18 билетов, и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте сами. Я предлагаю несколько вариантов решения этой проблемы, выберите тот, который вы считаете самым лучшим, или предложите, как сделать по другому»

Как бы ты поступил в этой ситуации?

-          предложу тянуть жребий, чтобы не было обидно;

-          предложу решить голосованием кто достоин получить билет;

-          предложу отдать билет тем, кто заслужил их хорошей учебой и активной работой;

-          подниму руку сам, что не пойду, уступлю другим;

-          другое решение.

        А теперь давайте проанализируем, какой вариант свидетельствует об истинно добром, чутком отношении к другому…..

Всегда ли справедливое решение является добрым?

Как соотносятся справедливость и доброта?

С целью развития чуткости, пробуждения у детей стремление понимать состояние другого человека и умения проявлять это понимание можно использовать такую ситуацию.

   Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наварачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

-          «Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова»;

-          «Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:

-          «Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так  понимаю тебя»;

-          «Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное ты в этот момент просто растерялась и все забыла»;

-          присела бы рядом, обняла ее выслушала все, что Света ей скажет.

Какой из вариантов выбрал бы ты?

В каком из них проявляется больше понимания?

Как научиться понимать других людей?

Приемы организации работы с нравственными понятиями

Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, познать сущность любого понятия, необходимо рассматривать его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящимся к ним слова и т.д.

Поиск близких и противоположных понятий

Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу предварительно сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех ребят результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое значение.

Так, для того, чтобы дети смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения», осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладывается в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества, глубокое проникновение в их сущность, требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть, после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.

Например, по теме «Достоинство»

Разделить лист на две части.

1.Выстроить ряд близких по значению понятий. (  в левой части)

2 Определить понятия, характеризующие, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке. ( в правой части)

3. Сравнить данные понятия

достоинство                              эгоизм

гордость                                    гордыня

самоуважение                           высокомерие

самолюбие                                 самовлюбленность

честь                                          тщеславие

Сравнительный анализ данных понятий поможет ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.

  Выделение слов, выражающих смысл понятия.

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытия и по – новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимают мудрые мысли и притчи. Так, анализируя с детьми сущность такого явления, как «любовь», организуем индивидуальную работу по карточкам.

1. Прочитайте. Подчеркните слова, которые относятся к слову «любовь» и выражают ее сущность.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется не правде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит, любовь никогда не уходит».

2. Прочитайте слова в группах, обсудите.

Слайд 15Проблемное обучение

Слайд 16Проблемная ситуация с удивлением

Слайд 17Проблемная ситуация с удивлением

Слайд 18Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 19Метод постановки нравственной проблемы

Слайд 20 Пути решения нравственной проблемы

1.Побуждающий к гипотезам диалог.

2.Подводящий диалог– система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания. 

3.Подводящий без проблемы диалог. 
Слайд 21 Из опыта коллегУрок литературы по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»«Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Слайд 22-29


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на сердце больше всего нужно обращать внимание , сердце – жизнь. Святой праведный Иоанн Кронштадский

Слайд 2

Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания. К. Д. Ушинский

Слайд 3

Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло!- Ведь все порушить может смерть. Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надежное подставить! И знать, что будет так и впредь. Но забываем мы подчас Исполнить чью-то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас. И запоздалая вина Потом терзает наши души. Всего-то надо - научиться слушать Того, чья жизнь обнажена. (А. Дементьев)

Слайд 4

. Анализ текста художественного произведения - основной вид работы на уроке литературы. Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста, то есть сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. Самое важное, что должно остаться после уроков – это доброе впечатление, которое способно подвинуть ребёнка к желанию совершенствоваться. Анализ текста Общечеловеческая идея Желание самосовершенствоваться

Слайд 5

Зачем автор пишет свое произведение ? Чему учит нас книга? Какую оценку мы дадим герою?

Слайд 6

Проблемное обучение Проблемная ситуация Ситуация выбора Самостоятельное творческое решение

Слайд 7

Приемы нравственной активизации Использование нетрадиционных форм обучения Урок-исследование «История создания произведения» «Образ Петербурга в литературе ХХ века» «Самый непрочитанный поэт» Урок-ярмарка Урок-игра Мифологический КВН, « Славна богатырями земля русская!» Урок-конференция «Трагедия народа как тема литературы ХХ века » Урок-диспут «Человек – вот правда» Урок-аукцион Ур ок-конку рс

Слайд 8

Приемы нравственной активизации Технология «Дебаты» на уроке по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» (Вопросы для дискуссии нравственной направленности )

Слайд 9

Приемы нравственной активизации Метод свободной трибуны при работе над произведениями «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьева , «Капитанская дочка» А.С Пушкина. Ситуация выбора Герой поставлен в ситуацию нравственного выбора Герой принимает решение и делает выбор (совершает поступок) Последствия поступка и их анализ Оценка выбора героя с учетом последствий поступка Формирование умения выбирать оптимальный вариант нравственного решения

Слайд 10

Приемы нравственной активизации Педагогическая мастерская. Метод проектов «Словарь говорящих имен и фамилий » « Географическая карта произведений» «Русские писатели и поэты XIX века о природе», «Тема любви в творчестве поэтов Серебряного века».

Слайд 11

Приемы нравственной активизации Педагогическая мастерская. Метод заочной экскурсии Грибоедовская Москва Лермонтовский Кавказ Замоскворечье Островского Блоковский Петербург

Слайд 12

Приемы нравственной активизации Герой произведения друг психолог враг родственник

Слайд 13

Приемы нравственной активизации Приемы воздействия на учащихся по воспитанию нравственных ценностей . 1. Приём - нравственное упражнение: 2. Доверие . 3. Пробуждение гуманных чувств. 4. Активизация сокровенных чувств. 5. Доброта , внимание, забота. 6. Беседы по нравственной тематике, тематические классные часы, дискуссии, театральные и кинопросмотры, ролевые игры, тренинги.

Слайд 14

Приемы нравственной активизации Приемы организации работы с нравственными понятиями Анализ противоречивых высказываний. Анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний. Анализ проблемных вопросов Анализ нравственных проблемных ситуаций. Дилемма Альтернативный выбор Выделение слов, выражающих смысл понятия. Поиск близких и противоположных понятий

Слайд 15

Из опыта коллег Проблемное обучение. Типы проблемных ситуаций Каждый тип предполагает определённые приёмы создания проблемной ситуации . Проблемная ситуация с удивлением Проблемная ситуация с затруднением

Слайд 16

Из опыта коллег Проблемная ситуация с удивлением :. Тип противоречия между двумя (или более) положениями Приёмы создания проблемной ситуации: 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Слайд 17

Из опыта коллег Проблемная ситуация с удивлением Смоделировать противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом Создать проблемную ситуацию между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью Развенчать житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Слайд 18

Из опыта коллег Приёмы создания проблемной ситуации: . Дать практическое задание, не -выполнимое вообще. Доказать, что задание учениками не выполнено. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Слайд 19

Из опыта коллег Методы постановки нравственной проблемы Вытекающий из проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Приём «актуальность» Приём « яркого пятна»

Слайд 20

Из опыта коллег Пути решения нравственной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог. Какие есть гипотезы? - Согласны ли вы с этой гипотезой? Почему? - Как можно проверить эту гипотезу? 2.Подводящий диалог 3.Подводящий без проблемы диалог.

Слайд 21

Из опыта коллег Урок литературы по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума » «Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Задание Результат выполнения задания 1. Подчеркните ключевые слова темы. 1. «Ум», «безумие» 2. С чем ассоциируются у вас эти слова? Какие проблемные вопросы, связанные с данной темой, возникли у вас, когда вы читали комедию? Запишите их в тетрадь. 2. «Ум»- мудрость, образование, человек, успех и т. д . «Безумие» - хаос, глупость, мрак, болезнь и т. д. 3. «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» - спрашивали в Одессе. «Если ты такой умный, покажи свои деньги», - предлагают в Америке. А какой вопрос возникает у вас после прочтения комедии? « Если ты такой умный, почему несчастлив ?» 4. «Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает», - писал Гельвеций. При чем тут «добродетель»? Добро должно быть с кулаками, т. е. активным. Одной критики, пусть и справедливой, недостаточно.

Слайд 22

Из опыта коллег. Урок по роману «Обломов» Обломов и Штольц : сопоставительная характеристика героев Обломов Штольц ? Образ жизни Активность, кипучая коммерческая деятельность Светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери Отношение к семье и родителям ? ? Отношение к образованию Стремлению к постоянному пополнению знаний Скептическое отношение к жизни деловых людей, культ покоя, безделья Поведение в обществе и на службе ? ? Восприятие любви ?

Слайд 23

Из опыта коллег. Урок по роману «Обломов» Обломов и Штольц : сопоставительная характеристика героев Обломов ? ? ? ? ? ? «он боялся всякой мечты…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «…он беспрестанно в движении…» Штольц «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей» «причину всякого страдания приписывал себе» «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»

Слайд 24

Из опыта коллег. Урок по роману «Обломов» Обломов и Штольц : сопоставительная характеристика героев Обломов Сон (бездействие ) Страх перед обстоятельствами Труд - наказание Покой (апатия) Мечта – «скорлупа, самообман» Бесцельность существования «он боялся всякой мечты…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «…он беспрестанно в движении…» Штольц «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей» «причину всякого страдания приписывал себе» «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни»

Слайд 25

Из опыта коллег. Нетрадиционное начало урока эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент

Слайд 26

Из опыта коллег. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. - ситуация несоответствия ( Тема урока: «Базаров как отрицательный герой своего времени»; - ситуация конфликта; - ситуация неожиданности; - ситуация выбора (Стоит ли иметь убеждения, ведь они оказывают воздействие на всю жизнь человека (опыт Б азарова)?; - ситуация предположения (Что бы вы сделали, окажись вы на месте Базарова? Как бы продолжилась жизнь Базарова, если бы в ней не «случилось» Анны Сергеевны? А что если бы Татьяна приняла любовь Онегина после замужества?).

Слайд 27

Из опыта коллег Тема-интрига («Два затмения», «Герой не моего романа», «В каком имении я предпочел бы жить: Троекуровых или Дубровских ?» Душу спасать надо... Вопрос: как ? Какие «чувства добрые » пробуждает в вас это произведение? Как вы понимаете афоризм А.Н.Толстого:"У кого большой ум, тому надо еще больше ума, чтобы управлять этим умом" ? Охотнее всего человека съедают те, кто его не переваривает Сколько стоит достоинство?

Слайд 28

Из опыта коллег. Тематические страницы « Какая она –любовь ?» «Жестокий век-жестокие сердца» «Человечество всегда шло по пути Добра, Истины и Красоты - но путь этот труден тем, что зависит от усилий каждого , а каждый не хочет , либо не может , либо не знает , либо не умеет .»

Слайд 29

Из опыта коллег Система ассоциаций Кластеры Поток сознания Синквейн «Добрый человек» «Милосердие» «Справедливость» «Возмездие» «Месть» «Долг» «Честь»

Слайд 30

Из опыта коллег. Провокационные вопросы на уроке по рассказу А.Платонова «Юшка». Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему? - Если бы вы такого человека встретили на улице, то: а) подали бы руку? б) прошли бы молча мимо? в) брезгливо усмехнулись бы? г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения ? Разве плохо быть непохожим на других? Почему ? Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

Слайд 31

Воспитывать душу и силу чувств Не только труднейшее из искусств, Но сверхважнейшее дело! Асадов

Слайд 32

Нет в саду цветов негодных, Некрасивых, неприродных, Хуже трав или плодов – Нет в саду таких цветов! Нет в саду цветов-лентяев. У заботливых хозяев Нет неряшек , лежебок, Грубый не найти цветок. Нет болтливых и беспечных, Хитрых, жадных, бессердечных, Сорванцов и драчунов – Нет в саду таких цветов! Жизни сад благоухает, Красотою восхищает, Если в нем живут труды, Если много доброты, Если знание растет И любви чудесный плод. С незапамятных времен В мире царствует закон: «Что посеешь – то пожнёшь». Ты каким цветком растёшь ? (Т.И. Чечина )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...