Доклад
учебно-методический материал

Салчак Елена Владимировна

Дополнительное образование расширяет и дополняет общее образование, способствует формированию необходимых компетенций обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. В процессе формирования и развития личности ребенка значимыми выступают элементы культуры, которая приобретается, как в учебной, так и внеучебной деятельности. И чем сильнее выражена интеграция общего и дополнительного образования, выражающаяся в создании и апробации различных моделей взаимодействия в условиях конкретных образовательных учреждений, тем заметнее результаты. Как уже было сказано выше, необходимость сотрудничества общего и дополнительного образования продиктована процессами, происходящими в современном образовании, его модернизацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-практическая конференция

 «Языки и культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: стратегия сохранения и развития»

Тема

Использование ресурсов дополнительного образования для развития речевых компетенций детей, молодежи и взрослых на родных языках коренных малочисленных народов.

Докладчик: Салчак Елена Владимировна, учитель тувинского языка и литературы с.Ий Тоджинского района Республики Тыва

Дополнительное образование расширяет и дополняет общее образование, способствует формированию необходимых компетенций обучающихся в соответствии с их интересами и потребностями. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. В процессе формирования и развития личности ребенка значимыми выступают элементы культуры, которая приобретается, как в учебной, так и внеучебной деятельности. И чем сильнее выражена интеграция общего и дополнительного образования, выражающаяся в создании и апробации различных моделей взаимодействия в условиях конкретных образовательных учреждений, тем заметнее результаты. Как уже было сказано выше, необходимость сотрудничества общего и дополнительного образования продиктована процессами, происходящими в современном образовании, его модернизацией.

Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органично сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечение, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Особую актуальность этот процесс приобретает в условиях перехода к стандартам нового поколения, когда значительно изменяется внеурочная деятельность, усиливается воспитательное воздействие на ребенка.

Для повышения качества образования ребенок должен быть успешен, учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально - педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, социализации.

Система дополнительного образования обладает свойствами открытости, мобильности, гибкости. Это позволяет ей быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечивать индивидуальный темп обучения каждого ребенка, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Этому способствуют функции учреждения дополнительного образования детей:

1.образовательная (обучение ребенка по образовательным программам, получение им новых знаний)

2. воспитательная (обогащение и расширение культурного слоя обр. учреждения, формирование в школе культурной среды, ненавязчивое воспитание детей через приобщение их к культуре)

3. креативная (создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности) 
           
4. компенсационная (освоение ребенком новых направлений деятельности углубляющихся и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности) 
           
5.рекреационная (организация содержательного досуга как сферы восстановления психо-физических сил ребенка) 

6.профориентационная (формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка) 
         
7.интеграционная (создание единого образовательного процесса) 
         
8. функция социализации (освоение ребенком социального опыта) 
         
9.функция самореализации (самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуации успеха, личностное саморазвитие);

Для того, что бы дополнительное образование могло в полной мере реализовать имеющийся потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Только взаимно продуманные действия станут основой для создания целостного образовательного пространства на уровне школы и вне ее (микросоциума).

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом шагу условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах — чтении, говорении, письме, аудировании. «Обучать общению, общаясь” — без этих условий нет знания языка и различных диалектов. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся — как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
Язык тувинцев- тоджинцев относится к восточному диалекту тувинского языка. Тувинский язык (по классификации Н. А. Баскакова) относится к уйгурской группе восточной ветви тюркских языков. Самоназвание его носителей - тыва. Основная масса тувинцев расселена на территории Республики Тыва, расположенной в бассейне Енисея (площадь 175,5 тыс. км 2), где проживают около 223 150 тувинцев, что составляет 67-,3 % от всего населения республики. Часть этнических тувинцев проживает в Монголии (25 тыс.), Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район -около 5 тыс.) и в Красноярском крае в с. Верхнеусинское (около 200 человек) [История Тувы 2001, 3].

А язык тувинцев- тоджинцев выделяются таежный и речной говоры, между которыми наблюдаются ощутимые различия на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. В таежном отличий от других  говоров тувинского  языка больше.  Активное изучение диалекта происходило в 1960–1970-х годах. В наше время изучала язык тувинцев-тоджинцев исследовательница Зоя Барандаевна Чадамба. Язык тувинцев тоджинцев и вопросы его сохранения и развития немыслимы без связи с устным народным творчеством  и ее преподаванием в дополнительном образовании  как в школе, так и в других образовательных учреждениях. Видное место в них должны  занимать фольклор, шаманские песнопения. Развитие диалекта тувинцев- тоджинцев  направлены и нацелены на приобщение учащихся к духовным, нравственным, эстетическим ценностям тоджинского народа. Диалект тувинцев – тоджинцев является одним из самых красивых говоров среди тувинского народ, в настоящее время находится на грани исчезновения. Дополнительное образование является тем самым звеном которая дает возможность сохранить и развить данный диалект.

Как учитель тувинского языка и литературы  я во внеурочное время собираю один из видов устного народного творчества Кожамык (Частушки).

Кожамык – один из основных жанров песенной традиции тувинцев-тоджинцев.  Песни кожамык преимущественно не имеют приуроченности и исполняются практически в любом месте и в любое время, однако некоторая связь с обрядовыми жанрами сохраняется. Разнообразие ситуаций исполнения песен кожамык обеспечивается благодаря импровизации поэтического текста на один из типовых напевов непосредственно во время пения.

Иногда исполнители используют термины, уточняющие характер или содержание кожамык: например, баштак кожамык ‘шуточный кожамык’; багай кудалар дугайында кожамык‘кожамык о плохих сватьях’, иви дугайында кожамык ‘кожамык про оленей’, хек дугайында кожамык ‘кожамык про кукушку’, чарлыышкың дугайында кожамык ‘кожамык про расставание’.

Поэтические тексты кожамык по преимуществу импровизируются на один из типовых напевов непосредственно в ходе исполнения. Мастерством импровизации в той или иной степени владеют практически все носители традиции. Тоджинцами ценятся тексты юмористического, остроумного содержания. По словам Валерия Сатовича Самбукая – народного песенника Тоджи, «чем соленее, покрепче, посмешнее, тем лучше». Чем злободневнее текст кожамык и совершеннее его форма, тем выше статус исполнителя.

Исполнение кожамык не предполагает инструментального сопровождения, танцевальных или иных движений. В традиционном диалогическом ансамбле может принять участие любой присутствующий. Диалог обычно выстраивается по принципу  противопоставления полов (например, между девушкой и парнем) или родов[1]. Отношение к исполнителям со стороны слушателей очень заинтересованное, они живо и непосредственно реагируют на исполнение кожамык. При этом каждый из слушателей в любой момент может включиться в ансамбль.

        В настоящее время жанр кожамык лирическая песенная традиция в целом представляют собой наиболее полно сохранившуюся часть музыкальной культуры тувинцев-тоджинцев и занимают в ней доминирующее положение. Появляются и новые формы бытования жанра кожамык, связанные с художественной самодеятельностью и его сценическим воплощением. Они предполагают театрализацию жанра, использование инструментального сопровождения и ведут к утрате мастерства импровизации и традиционной манеры пения. Отметим также возникновение некоторого количества текстов, откликающихся на исторические события современности. В частности, это тексты советской тематики, в которых зачастую используются русизмы. В целом же музыкальная стилистика тоджинских кожамык разного времени единая.

Отметим оленеводческую тематику в песенных текстах тоджинцев и оленеводческих, и скотоводческих родов, а также частое употребление местных топонимов, по которым зачастую можно определить географическую привязку исполнителей (см. примеры поэтических текстов).

 Кожамык «Сыын-мыйгак турлаа болган»

 Сыын-мыйгак турлаа болган

Сыннар адаа Ий-ле хемим.

Сырынналдыр челип келир

Сыын баштыг сарыг чарым.

 

Элик-хүлбүс турлаа болган

Эзим адаа Ий-ле хемни.

Эзиннелдир челип орар

Элик баштыг сарыг чарым.

 

Для маралов ставшая стоянкой

У подножия горных хребтов (протекающая) моя река Ий.

Как дуновение ветерка, рысью ко мне прибежит

С головой как у марала мой светло-желтый олень.

 

Для косулей ставшая стоянкой

У подлесья (протекающая) моя река Ий.

Как дуновение ветерка, рысью ко мне прибежит

С головой как у косули мой светло-желтый олень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...