Инновационный проект "Фольклор"
проект

Фольклор-это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность. В нем  отражается воззрения, идеалы и стремления народа к лучшей жизни, мечты о справедливости и счастья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovats.proekt_folklor.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Поликультурное развитие русского фольклора в сельской школе

«Народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,-говорившиеся нараспев, под звон струн,- о славных подвигах богатырей, защитников земли народа-героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки…».

Слова А.Н.Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления о главных жизненных ценностях:труде, семье, любви, общественном долге, родине.

         Фольклор-это создаваемая народом и бытующая в народных      массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад жизни, природы, культы и верования.  В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастья. Это устное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М.Горький писал: «…Начало искусства слова-в фольклоре».

Актуальность: Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями.

Новизна проекта: Весь фольклорный материал, изучаемый во время уроков русской литературы, истории, МХК, музыки, рисования, находит свое место в устраиваемых народных праздниках. Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Обоснование: модернизация содержания духовно- нравственного, эстетического развития детей средствами народного фольклора. В непосредственной образовательной деятельности с детьми возможно и необходимо использовать русское народное творчество.

Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.  

Сроки реализации проекта: 2014-2019 учебные годы

Вид проекта: социально-педагогический 

Участники: учащиеся 5-9 классов.

Возраст детей: 10 до 15 лет.

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, устное народное творчество, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество в проводимых календарных народных праздниках кожуунного и республиканского уровней, их разработка, подготовка к изданию сценариев народных праздников на основе русского фольклора с использованием местного материала.

Постановка проблемы

В настоящее время, прислушиваясь к речи учащихся, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи   присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка, развивают речемыслительную деятельность и коммуникативные навыки.

  Значение различных форм русского фольклора в духовно- нравственном, эстетическом воспитании школьников трудно переоценить.   Включение видов устного народного творчества положительно отражается на учащихся – они узнают много нового о русском народном искусстве: скороговорках, пословицах, музыке, песнях, танцах и т.д.  Наблюдая за школьниками во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают учащимся почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают им представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского народа. Они учатся бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У них рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Краткое описание проекта.

               Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

                Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и  провести, используя уже знакомый,  и новый фольклорный материал. 

Для полноценного изучения русской народной культуры, конечно, единичных проведений мероприятий, праздников и развлечений на материале русского фольклора, несомненно, недостаточно. Необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности школьников во время урочных и внеурочных занятий, участий в разных уровнях мероприятий, сотрудничество с Центром русской культуры и другими организациями.

 Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье школьников. Различные виды народного творчества – музыка, танец,  пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные  народные игры способствуют формированию  волевых качеств, активизирует память, внимание.  Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения.

Данный проект является необходимым, т.к. дети нашей школы  проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

              В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

              Педагоги получат интересную технологию работы с обучающимися,  основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для учащихся желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей  в театрализованных представлениях.

              Основной принцип проекта – принцип взаимодействия школьников с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, обучающийся эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

Цель проекта: Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Духовно-нравственное воспитание школьников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского народа.

Задачи:

  • привлечь внимание учащихся и родителей   к  народным  праздникам;
  •  Развивать умение разыгрывать театральные  представления, основанные на русском фольклоре.
  •  Развивать воображение, творческие и актерские способности;
  •  Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
  •  Знакомить учащихся с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр.;
  •  Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского  народа.
  •  Формировать творческие проявления при инсценировании песен;
  •  Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
  • обеспечение  занятости  учащихся  в  свободное  время;

Формы организации

  • Проведение  фольклорных праздников кожуунного и республиканского уровней среди учащихся школ;
  • Проведение классных часов  на материале русского фольклора.
  •  Организация праздников, совместных с родителями.
  • Применение на внеурочных и урочных занятиях дидактических, пальчиковых, речевых и др. игр; чтение художественной литературы;
  • Наблюдение, экскурсии и др.

Этапы работы:

  • беседа с местными жителями, интервьюирование;
  •  сбор и обработка информации;
  • защита проекта;
  • коллективное обсуждение, результаты оценки.

Предполагаемый результат: 

В результате реализации проекта:

  1. Учащиеся  познакомятся:  с  устным  народным   творчеством

(скороговорками,  потешками,  небылицами,  прибаутками,  присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной,  плясовой, игровой, лирической) и играми.

  1. У учащихся будут сформировано умение свободно и непринужденно 

общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

  3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

  4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений,       речь.

  5.Формирование этнической культуры, осмысленного отношения к народным традициям.

6. Развитие чувства толерантности.

Оценка результатов:

      Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: учащиеся, педагоги и родители (анкетирование, наблюдение и др.)

Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:

Ответственные

Виды деятельности

1

Инициативная  группа

- проведение тестирования

- поиск, обработка и анализ информации

- разработка программы действий

- организация и проведение мероприятий в рамках проекта

2

 Завуч по    воспитательной  работе

- распространение информации среди учащихся и среди школ Тандинского кожууна,  работа  с  группами  с целью привлечения внимания к  народным  праздникам;

- установление контакта с   общественными  организациями.

3

Классные  руководители

- привлечение  учащихся к работе над проектом. Создание разновозрастных групп участников проекта.

- проведение классных часов и других внеклассных мероприятий.

4

Авторы  и  организаторы    проекта

- организация и проведение народных  праздников на сумонном уровне  

 изготовление   атрибутов  и  бутафории;

отбор    материала  и  подготовка разработок,  посвященных  народным  праздникам;

создание  альбома и презентаций,  отражающих  деятельность  участников  проекта.

 

Результат проекта:

  1. 2009-2010 учебный год – 3 место
  2. 2010-2011 учебный год –  1 место
  3. 2012-2013 учебный год- 2 место
  4. 2013-2014 учебный год – 1 место

Республиканский конкурс «Талантливы вместе»  в Центре русской культуры 2014г. – диплом «За сохранение народных традиций»

Литература

  1. Анакин В.П. Русские народные пословицы, поговорки,загадки и детский фольклор.-М.,1957.
  2. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта/ М.В.Короткова.- 2-е изд.,стереотип.-М. :Дрофа,2006.-252
  3. Русский советский фольклор. Антология /Под ред. К.Н.Феноменова.-Л.,Изд-во «Наука», 1968.-201с.
  4. Русский фольклор/Под ред. В.П.Аникина,-М.,Худ. Лит.,1985.-367с.
  5. Русский  фольклор/Сост. и  примеч. В. Аникина.-М.:Худож.лит., 1985.-36
  6. Науменко Г.Н. Фольклорный праздник.Linka-Hress. Москва, 2000
  7. Науменко Г.Н. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах-М.,1999.
  8. Толстой Л.Н.  Былины /Переизд. Предисл. В.П. Аникина;-М.: Дет.лит.,1984.-32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства

Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...