Внеклассное мероприятие ко Дню Родного языка.
материал (5 класс)

Сергеева Надежда Владимировна

Внеклассное мероприятие – игра

«Доброе слово сказать – посошок в руки дать»

(по русским пословицам и поговоркам)

5 А класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rodnogo_yazyka.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие – игра

«Доброе слово сказать – посошок в руки дать»

(по русским пословицам и поговоркам)

5 А класс

Сергеева Надежда Владимировна,                                                                                         учитель русского языка и литературы                                                                             МБОУ «СОШ № 8»

Рузаевского муниципального района

Цель: повторение темы «Пословицы и поговорки», определение уровня  знаний учащихся по данной теме.

Задачи: 

1) образовательная: обобщить и расширить знания учащихся о пословицах и поговорках русского народа;

2) развивающая: развивать речь учащихся, формировать познавательный интерес к фольклору;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своей Родины.

Предварительная работа: формирование команд. Задание для команд: придумать название и девиз для своей команды, выбрать капитана команды, составить вопросы для соперников.

ХОД ИГРЫ:

1. Вступительное слово учителя. Знакомство с правилами игры. Представление команд и жюри. Сообщение темы игры.

Добрый день, ребята! Сегодня мы будем говорить о пословицах и поговорках. У нас состоится игра «Доброе слово сказать - посошок в руки дать».

Сейчас я вас хочу познакомить с правилами игры.  В игре участвуют 2 команды по 5 человек. Состоит игра из шести геймов. За правильные ответы команды будут получать очки. Командой-победительницей будет считаться та, которая наберёт наибольшее количество очков.

Учитель читает стихотворение:

Пословицы  недаром  молвятся,

Без  них  прожить  никак  нельзя!

Они  великие  помощницы

И  в жизни верные друзья.

Порой  они  нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица  вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

При выполнении заданий вам предстоит не только показать свои знания пословиц и поговорок, но и проявить находчивость и смекалку.

2. Основная часть. Все готовы? Начинаем игру!

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Жюри считает  очки.

Тур 1. РАЗМИНКА.

Ведущий предлагает каждой команде ответить на три вопроса.

Вопросы для 1-ой команды:

  1. Что такое пословица? (Пословица – краткое народное изречение, имеющее поучительный смысл.)
  2. Закончите высказывание: «Поговорка – цветочек, пословица - … » («Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».)
  3. Назовите  три   пословицы,  в  которых  употреблены числа  семь  и  один. (Семеро  одного  не  ждут.  Семь  раз  отмерь,  один  раз  отрежь.  Семь  бед – один  ответ.)

Вопросы для 2-ой команды:

  1. Чем пословица отличается от поговорки? (Пословица – законченное  суждение, поговорка – часть  суждения.)
  2. Вспомните пословицы о дружбе. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба – великая сила. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Без беды друга не узнаешь. Дружба любит дело.)
  3. Вспомните пословицы, в которых встречаются антонимы. (Ученье – свет, а неученье – тьма. Друг – ценный клад, недругу никто не рад. По одёжке встречают, по уму провожают. Маленькое дело лучше большого безделья. Добро побеждает зло. Старый друг лучше новых двух. Тяжело в учении, легко в бою. Сытый голодного не разумеет. Мягко стелет, да жёстко спать. Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.)

Тур 2. «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

Задание: к зарубежной  пословице  подберите соответствующую ей  по смыслу русскую пословицу.

Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.

1. Перо  сильнее  меча. (Что  написано пером, не вырубишь и   топором.)

2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не  догонишь. (Слово не воробей, вылетит  – не поймаешь.)

3. С  богачом  о бедности  не  говорят. (Сытый  голодного  не  разумеет.)

4. Друга  узнаешь  в  опасности. (Друзья  познаются  в  беде.)

5. Если  есть  дым, есть  и  огонь. (Дыма  без  огня  не  бывает.)

6. За стаей  фазанов погнался  –  ни  одного не  поймал. (За  двумя зайцами  погонишься  –  ни одного  не  поймаешь.)

7. Молчаливость  лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)

8. Зонт  готовь  при  ясной  погоде. (Готовь  сани  летом, а  телегу – зимой.)

9. Много  людей, много  и  мнений. (Сто  голов, сто  умов.)

10. Не  суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают,  по  уму провожают.)

11. Из иголки делают палку. (Из  мухи  делать  слона.)

12. Плясать под чужую музыку. (Плясать  под  чужую  дудку)

Тур 3. «ТЁМНАЯ ЛОШАДКА».

  1. Русский писатель, лексикограф, этнограф и языковед, прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Он назвал пословицу «коротенькой притчей», «сводом народной мудрости». О ком идёт речь? Назовите имя этого человека. (Владимир Иванович Даль)
  2. Величайший русский поэт, создатель современного литературного языка, автор известных сказок. Он широко использовал пословицы и поговорки в своих произведениях.  Этот человек  восторженно отозвался о пословицах: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Назовите имя автора этих слов. (Александр Сергеевич Пушкин)

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.

ОТВЕТ: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

ОТВЕТ: На то и щука, чтобы карась не дремал.

Тур 4. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ…»

Вспомните и назовите по двум данным словам пословицы и поговорки:

дело – смело                                         время – потеха

шило – мешок                                      лес – щепка

труд – пруд                                           журавль – синица

болит – говорит                                   телега – сани

коса – камень                                       брод – вода

перо – топор                                         слово – воробей

Слова первого столбика – для 1-ой команды, слова второго столбика – для 2-ой команды.  

Учащиеся должны назвать следующие пословицы и поговорки:

Кончил дело – гуляй смело.

Шила  в  мешке  не  утаишь.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Нашла коса  на  камень.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Делу – время, потехе – час.

Лес рубят – щепки летят.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Не зная броду, не суйся в воду.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Тур 5. «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ».

Задание 1. «Зашифрованная пословица».

В  каждой  горизонтальной  строчке  найдите  буквы, которые  не повторяются, и прочитайте известную  пословицу.

 А

М

 Н

 Д    

М

 Е

Д

 А

 И

Ш

 Б

Ю

М

Ш

 Б

Б

 Е

Ю

 В

Й

 А  

 С

 Р

 Т

В

 Р

 А

Ю

 К

 Л

О

Ю

 Р

К

 У

 Л

 Б

О

 Л

 Д

 Е

 О

Й

 Д

 А

 С

И

 А

Ж

М

 С

А

 Е  

 Н

 К

Н

 Й

О

 К

 С

О

 К

 Н

 Л

А

 Л

 Т

 Л

 О

А

 Д

 Р

Щ

У

Щ

 З

Ш

Ш

Е

Ш

 Й

     ОТВЕТ: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.                

Задание 2. «Путаница».

Прочитайте  известные  пословицы  с  перепутанными  половинками  и  определите, из  каких  русских  пословиц  они  составлены.

Смотришь  в  книгу – ума  не  надо.

Цыплят  не  вырубишь  топором.

Не  плюй  в  колодец:  вылетит  - не  поймаешь.

Сила  есть, а  видишь  фигу.

Слово не воробей – пригодится воды напиться.

Любишь  кататься – дальше  будешь.

Что  написано  пером, по  осени  считают.

Тише  едешь – люби  и  саночки  возить.

ОТВЕТ:

Смотришь в книгу, а видишь фигу.

Цыплят по осени считают.

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

Сила есть – ума не надо.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Что написано пером, не вырубишь и топором.

Тише едешь – дальше будешь.

Тур 6.  «ЗАКОНЧИ  ПОСЛОВИЦУ»

Учитель называет первую половину пословицы, а ученики – вторую.

Труд человека кормит,                                  а лень портит.

Кто много говорит,                                      тот мало делает.

Повторенье-                                                  мать ученья.

Тот никогда не ошибается,                        кто ничего не делает.

Не спеши языком -                                       торопись делом.

Сделал дело -                                                  гуляй смело.

Ученье-свет ,а                                               неученье - тьма.

Куй железо,                                                   пока горячо.

С кем поведёшься,                                        от того и наберёшься.

Делу – время, а                                              потехе – час.

Лучше горькая правда,                                 чем сладкая ложь.

Не всё то золото,                                          что блестит.

3. Подведение итогов игры. Награждение победителей. Заключительное слово учителя.

Ребята! Наша игра закончилась. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню родного языка для 8 - 11 классов

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню родного языка для 8 - 11 классов...

Внеклассное мероприятие "Международный день родного языка"

Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается с 2000 года. Необходимо воспитывать у молодого поколения любовь к родному языку, гордость за свою культуру, литературу....

Внеклассное мероприятие ко дню родного языка.

Встреча с местными писателями нашего села. Они написали свои замечательные стихи про наш родной язык....

Внеклассное мероприятие к Дню родного языка

Материал предназначен для проведения  внеклассных мероприятий, посвященных Дню родного языка  и Дню матери в среднем и старшем звене школы...

Внеклассное мероприятие ко Дню родного языка "Родной язык - неиссякаемый родник"

Цель:  воспитать у учащихся бережное отношение к родному слову, развивать интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и  во внеурочное время; расширить кругозор учащихся; ...

Разработка внеклассного мероприятия "Международный день родного языка"

Данное мероприятие разработано для обучающихся старших классов. В нём представленны стихотворения о родном языке писателей разных национальностей....

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Родного языка

Мероприятие. посвящённое Дню Родного языка....