Сочинение-рассуждение "Педагогическая коммуникация в цифровую эпоху"
статья

Романова Светлана Сергеевна

Сочинение-рассуждение "Педагогическая коммуникация в цифровую эпоху"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Педагогическая коммуникация в  цифровую эпоху»

На свете есть множество различных профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, то есть найти своё призвание. Считаю, что среди множества различных профессий - моя самая интересная и привлекательная. Я учитель!

Я работаю в МБОУ СОШ №12 имени Ивана Иосифовича Вирченко станицы Павловской с 2011 года учителем географии. За все годы работы в школе мне пришлось изучить самые разные предметы, их особенности и методику преподавания. Это и география, и кубановедение, и астрономия, также различные элективные и факультативные курсы, курсы внеурочной деятельности.

А что же значит, быть учителем в современных условиях, когда детей окружает виртуальный мир, пандемия с одной стороны отдалила ученика и учителя друг от друга, но с другой стороны позволила стать ближе через информационные технологии, «облако», мессенджеры.? И теперь не составляет труда быть с учеником на связи даже тогда, когда он заболел, уехал на соревнования, или когда сам педагог находится в командировке или болеет.

 Сейчас, в век информационного господства электронных технологий - это не только возможность чему-то учить детей,   каждый день общаться с ними, открывая для себя много нового и интересного. Это необходимость быть в курсе всех нововведений в области дистанционных технологий, умение применять методы электронного обучения различных образовательных платформ.  Мне нравится смотреть на окружающий мир глазами детей, которые очень много знают о виртуальном пространстве, но так мало умеют в общении очном друг с другом. Я нахожу в этом радость и удовлетворение. Мне нравится думать о своих учениках. Для меня учитель - это не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня быть учителем- это и значит жить.

     В настоящее время существенно изменились приоритеты образования, реализация федерального государственного образовательного стандарта в очередной раз подчеркнула важность нашего дела. На первый план современное образование выдвигает цели развития личности обучающегося, формирования и развития у школьников самостоятельной учебной деятельности. В настоящее время философы, социологи, культурологи и футурологи обращают все больше внимания на противоречивые процессы, происходящие в обществе под влиянием развития информационных технологий. На наших глазах письменная культура трансформируется в культуру масс-медиа, где в качестве средств коммуникации выступают не письменные знаки, наделенные внутренним значением, подлежащим расшифровке, а сложное переплетение образов и звуков, действующих в обход сознания и оперирующих бессознательными желаниями человека. При этом оценки происходящих культурных изменений и прогнозы на будущее неоднозначны.

Информационные технологии в такой социальной организации пронизывают все сферы деятельности, начиная от доминантных (политическая и экономическая системы) и заканчивая опытом повседневной жизни. Отличительной чертой информационного общества , в котором развивается современное образование, является сетевая логика его структуры. Именно с использованием информационных сетей началось массовое распространение информации, что явилось технической основой для развития телекоммуникаций, образующих современную медиасреду. И если в узком смысле телекоммуникациями принято считать технологические способы передачи информации на большие расстояния для обеспечения дистанционной связи (радио, телевидение, телефон, факс, интернет и т. п.), в более широком смысле они стали пониматься как среда коммуникации между людьми, отнюдь не сводящаяся к простой передаче информации, но проявляющая себя как новая реальность человеческого опыта.

Цифровизации общения учеников и учителей одним из по-настоящему эффективных двигателей повышения качества образовательной системы организацию группового взаимодействия педагогов (другими словами, повышение социального капитала). «Низкий социальный капитал делает высокопрофессионального учителя менее эффективным, а плохого — еще хуже. Напротив, целенаправленные совместные практики мобилизуют и совершенствуют знание в системе, позволяя учителям узнавать, что делают их коллеги, и учиться у них».

        Когда меняется образ жизни людей, с которыми мы связаны социально, меняемся и мы. Например, если один человек в социальной сети набирает вес или меняет свое поведение любым способом, то это отражается и на его близких контактах. Может произойти что-то вроде волнообразного эффекта: друзья и друзья друзей (вплоть до третьего рукопожатия) тоже начинают стремительно менять те же самые привычки. То есть наш круг общения влияет на нас гораздо больше, чем мы думаем. Изменения в одном человеке (как положительные, так и со знаком «минус») приводят к трансформациям всей сети. Та же схема применима и к распространению любых профессиональных навыков, поведенческих установок в школе. Когда хотя бы один учитель загорается педагогической идеей, эффект расходится по всей организации, как круги по воде после падения камня. При этом в сетях, где существует много прочных связей между учителями, изменения распространяются быстрее и проще.

    Получается, что каждый учитель в школе отвечает не только за свои действия и умения, но и косвенно за весь коллектив. Каждый из нас, порой сам того не подозревая, влияет на других самим фактом своего существования. Сюда же относится и ответственность за качество преподавания в школе. Любой учитель, который внимательно относится к своей работе, в той или иной степени заражает своим отношением коллег.

Таким образом, главная задача современной школы - это раскрытие способностей не только каждого обучающегося, но и каждого учителя: только тогда коммуникация принесет пользу и даст качественное образование.. И я согласна с этим. Конечно, очень важно знает ли ребёнок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, умеет ли читать быстро, чётко, внятно, сможет ли показать на карте свою страну, свой регион. Но ещё важнее, на мой взгляд, каким будет ребёнок, когда вырастет. Сможет ли он сам найти правильные пути решения тех задач, которые перед ним поставит жизнь. Поэтому, я думаю, что главное предназначение человека, который решил посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти этот важный и трудный путь становления. Главное не сформировать личность, а создать условия для её формирования, для реализации её способностей, помочь найти свою дорогу, помочь преодолеть все трудности, встречающиеся на пути. Как же этого добиться?

В первую очередь, конечно, нужно быть самому личностью, потому что, как писал К.Д. Ушинский: «Только личность может воспитать личность». Из этого следует, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передаёт свои знания другим. Для того, чтобы раскрыть личность обучающегося, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Для того, чтобы осуществить поставленные цели в своей педагогической деятельности на уроках географии я использую элементы таких технологий, как: технологии проблемного и развивающего обучения, игровых и здоровьесберегающих, коммуникативной и коллективно-творческой деятельности.

В преподавании предмета индивидуальный проект наиболее подходит использование элементов технологий проектной и исследовательской деятельности.

За годы моей работы в школе много раз менялось всё в мире, в России, на нашей малой родине. Менялись и дети, то есть те, ради, кого и существует наша профессия. 2020 год внёс свои коррективы в уклад школьной жизни, пришлось активно осваивать технологию дистанционного обучения. Это ещё раз напомнило нам, что важно не только дать детям знания и умения, но и научить использовать их так, чтобы стать успешным в жизни, найти своё место под солнцем. Поэтому, мне кажется, что в наше время дети сильнее нуждаются в наших советах, подсказках, положительном примере, оптимизме и умении преодолевать трудности. Их жизнь стала такой разнообразной, что не заблудиться в ней трудно.

Сейчас одной из важных и обсуждаемых тем является взаимоотношение школы и семьи обучающегося. Конечно же, любой родитель волнуется о том, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него будут с учителями, с одноклассниками, будет ли ему нравится обучение в школе, насколько оно будет радостным и полезным для ребёнка. И от учителя зависит то, как сложится школьная жизнь ребёнка, какими будут отношения родителей к школе. Поэтому учителю очень важно научиться понимать ребёнка, оценивать его состояние, быть с ним искренним.

Соглашусь со многими: нелёгкая профессия - учитель. Иногда устанешь от повседневных забот, от накопившихся проблем, но бурная школьная жизнь кружит и несёт стремительным потоком, не давая остановиться. А порой охватит состояние полного штиля и пустота. Нет сил даже крыльями пошевелить, не то чтобы летать, такая усталость навалится от бессонных ночей, подготовок к урокам, постоянного чтения учебной и научной литературы. А хочется выспаться, почитать любимую книгу, заняться любимым делом. Но приходит новый день. Полный штиль сменяется сначала легким бризом, затем перерастает в бурю. Бурю эмоций. Эта буря несёт меня в мою школу, где я вхожу в свой кабинет, вижу глаза учеников, слышу «Здравствуйте» и уходят все сомнения, кажутся мелкими все мои желания. И открывается истина- ты этим живёшь, без этого нет смысла твоей жизни, это навсегда.

И очень хочется, чтобы в наших школах всегда была атмосфера любви и творчества, постоянного поиска, единства ученика и учителя. Учителю необходимо быть терпеливым, общительным, оптимистичным и своим примером показывать детям - нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти вперёд и вести за собой других, совершенствовать свои знания, чтобы соответствовать времени, в котором живёшь, месту, которое занимаешь. Также учитель должен постоянно развиваться, углублять свои знания по предмету, изучать новинки методической литературы, расширять свой кругозор. Человек, решивший стать учителем, ответственен за всё, что знает и умеет.

      Внешняя среда школы изменилась и порой, к сожалению, не в лучшую сторону: выросшие в цифровом мире дети менее внимательны и сконцентрированы, но поразительным образом история раз за разом доказывает, что даже в самые нелегкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно, увлеченно, эффективно.

    Любой сотрудник школы вне зависимости от текущей позиции (будь то директор, заместитель или учитель) может найти приемы и идеи, как улучшить свою работу. Ведь если вспомнить свойства любой социальной сети, то или иное изменение в одном человеке может привести к цепочке маленьких и больших преобразований вокруг. Итак, как уже говорилось, изменения «заразны». Поэтому я желаю вам «заразиться» положительными идеями и запустить вирус постоянного улучшения в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лирика чисел. Цифровая поэзия как средство изучения поэтического стиля представителей разных эпох и направлений.

Цифровой век принес с собой цифровую поэзию — стихи, записанные цифрами. Если в обычных стихах мы видим существительные, прилагательные, глаголы и наречия, то в цифровых стихах, как правило, присутств...

Школа в цифровую эпоху

Говоря о современном образовании, мы понимаем, что быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает школу так же стремительно меняться. Сегодня вокруг нас происходит рывок в цифровую эпоху. Информационное...

Выступление на педсовете-Цифровое образование в условиях цифровой экономики(Цифровые компетенции в каждую семью)

Цифровая школа- это проводник цифровых компетенций в каждую семью, это адекватный механизм преодоления ограничений и расширение возможностей граждан вне зависимости от территории проживания, состояния...

Статья "Аналоговый человек и цифровая эпоха"

Статья посвещена проблеме цифрового сообщества.Я постаралась осветить все плюсы и минусы "оцифрования" наших детей.Хорошо ли это? Плохо? Что мы, как родители и педагоги можем сделать?...

Статья "Аналоговый человек и цифровая эпоха"

Статья посвещена проблеме цифрового сообщества.Я постаралась осветить все плюсы и минусы "оцифрования" наших детей.Хорошо ли это? Плохо? Что мы, как родители и педагоги можем сделать?...

ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА

Данная статья посвящена педагогическим инновациям в реализации дистанционного обучения в условиях глобализационного кризиса; описаны ключевые задачи цифровой трансформации образования; выделены основн...

«Как учить детей в цифровую эпоху?»

Они едва ли не с пеленок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность  у родителей и учителей. Но могут  ли современные  дети учиться так, как  учились и...