«Как учить детей в цифровую эпоху?»
план-конспект по психологии

Они едва ли не с пеленок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность  у родителей и учителей. Но могут  ли современные  дети учиться так, как  учились их родители?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_detey_v_tsifrovuyu_epohu.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Как учить детей в цифровую эпоху?»

Доклад на пед.совете 08.02.18.

Педагог-психолог Инюшева О.М.

     Они едва ли не с пеленок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность  у родителей и учителей. Но могут  ли современные  дети учиться так, как  учились их родители?

Кажется, в мозг современного ребенка уже с рождения встроена программа для освоения компьютера и прочих цифровых устройств. В два-три года современные дети легко управляются с iPad. В пять могут помогать  взрослым осваивать гаджеты. А когда это поколение, уже получившее  название digital natives, приходит в традиционную школу, учителей оно  зачастую ставит в тупик.

     Вот типичный пост  на учительском  форуме: «Пока  не вижу  способов  решения. Ведь  то, что они отсекают информацию, не позволяет им в дальнейшем творчески ее использовать  и развиваться  интеллектуально. А еще  отсутствие мотивации: им это не нужно, как бы вы на ушах ни стояли. То есть забавно, пока это шоу, но сразу скучно, как только говоришь: реши или сделай сам. Каждый урок -  как с истого листа». Типичные жалобы: дети не могут надолго сосредоточиться, комментируют происходящее в классе, как если бы сидели у монитора компьютера, у них плохая память. Еще одна волнующая учителей тема: как им, «цифровым иммигрантам», догнать детей, «цифровых аборигенов»?

     Психологи тоже признают, что современные дети очень отличаются от нас.  «Все увиденное и услышанное по телевизору, в интернете мы, взрослые называем всевдореальностью. Но для психического мира нынешнего поколения это самая настоящая реальность. Темпы усвоения информации у детей во много раз выше, чем у взрослых. Это требование времени. Одновременно у детей стала «хуже» память. Но дело в том, что  теперь они хранят информацию как компьютеры -  на внешних источниках. Они запоминают не информацию, а каталоги. Читающие дети редкость, потому что чтение слишком медленный процесс для их динамичных мозгов. Они научились делать все сразу: слушать музыку, готовить уроки, отвечать  на сообщения и постить фото в Сети. Но концентрация внимания на  объекте у них падает, им трудно  улавливать смысл длинных предложений». Нравиться нам  это или нет, но это реалии наших дней, и нам, взрослым, надо учиться реагировать на них адекватно. Вот несколько подсказок, которые помогут и преподавателям, и детям.

Стимулировать их критическое мышление

     Десятилетний Антон скучает в классе, быстро отвлекается: «Я думаю о  многих вещах сразу. Учительница говорит так долго, я не могу дослушать, мне неинтересно». Совет – надо стимулировать критические размышления детей. Учить их задумываться о собственных действиях  и действиях других людей. Например: почему учитель объясняет не торопясь? Как он это делает? Наблюдая за преподавателем, ребенок может заинтересоваться  педагогическими стратегиями. Тогда время на уроках не будет тянуться так  медленно.

Вместе обсуждать их переживания

     Жанне 9 лет, она хорошо учится. Но ей, живой и непосредственной, трудно управлять  своей речью. Слова льются водопадом, она  даже не успевает их выговаривать, как будто боится, что ее  прервут6 «Мне  всегда нужно что-то сказать подружке. А учительница говорит, чтобы мы замолчали» Перед монитором компьютера дети испытывают очень насыщенные эмоции, а в классе время будто замирает. Совет – надо просить их рассказывать о своих  переживаниях: так они учатся  организовывать свои мысли, смотреть на события со стороны, развивают навык рефлексии.

Развивать живость ума

     Во многих школах уроки ведутся по старинке: учителя  и дети пишут мелом на доске. Но современному ребенку ближе персональный компьютер, позволяющий чувствовать динамичность жизни и  сохранить правильную версию работы, в которой больше нет ошибок. Совет – не надо бояться быстрого переключения внимания в разговоре или во время навигации по интернету. Наоборот,  давайте использовать это, чтобы  развивать в детях живость ума.

Побуждать к поиску

     «Когда наша учительница не знает ответа, то говорит, чтобы мы сами нашли его», - 12-летняя Жанна пожимает плечами, по сути, она сомневается в компетенции учителя.  Связь между учителем и учеником  теперь важна как никогда. Учитель -  это первопроходец, дирижер. Он должен вдохновлять и внушать доверие. Объясните детям, что взрослые знают не все и это нормально. Скажите им, как это потрясающе -  вступить в мир, где  многое может измениться благодаря им. Детям нравится эта идея.

Помочь им найти свое место

     Если ребенок привык в одиночестве сидеть перед компьтером, сблизиться с одноклассниками ему не всегда легко. Начиная с 9 лет эксперты советуют отдавать предпочтение групповым компьютерным играм с участием родителей или друзей, чтобы дети могли учиться находить свое место в группе: «Просите их, чтобы они рассказывали о своих успехах и неудачах. Именно так они могут осознавать свои умения, знания и навыки».

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ!

     Приобщать ребенка к цифровой технике нужно с учетом его возраста. Советы нейропсихолога Ксении  Вотяковой.

До 3 лет: никаких экранов. Маленькому ребенку совершенно ни к чему сидеть перед экраном – для развития его познавательных способностей необходим весь спектр ощущений: не только вызуальные, но и тактильные и слуховые. Для него полезнее игрушки, которые он может трогать, и сказки , которые ему рассказывают.

До 6 лет: никаких игровых приставок. Как только ребенок знакомится с компьютерными играми, они занимают все его внимание в ущерб другим видам деятельности. Лучше  отдать предпочтения интернет-приложениям, где в игровой форме предлагаются задания на развитие памяти, внимания, зрительного восприятия (например, cognifit.com/ru/cognifit-for-kids). Это важно для подготовки старших дошкольников к школе.

До 9 лет: контролируемый интернет. Ребенок  должен запомнить три основных правила:  все, что мы оставляем в интернете, может попасть в публичный доступ; все остается там навечно и ко всему, что мы там находим, надо  относится с осторожностью. Желательно исподьзовать функцию «родительский контроль», которая ограничивает список доступных для ребенка сайтов.

До 12 лет: никаких социальных сетей. Доступ в интернет должен  предоставляться в соответствии  с правилами пользования, а  главное – в часы, ограниченные родителями. Не надо  ставить компьютер в комнате ребенка. Хорошо, чтобы родители владели компьютером и могли просматривать в браузере «историю посещений»  ребенка. Это позволяет не только контролировать, но и понять сферу его  интересов.

Старше 12 лет: предупреждать о рисках. Не оставляйте  ребенку неограниченный доступ в интернет ночью, в его комнате. Поговорите с ним о скачивании  материалов, о плагиате, порнографии и сексуальных домогательствах (преследованиях). Не включайте его в число «друзей» на Facebook. В целом работа за компьютером и просмотр телевизора – это не отдых, а нагрузка, и детей, которые быстро утомляются, надо еще больше  ограничивать в этих занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей рассказывать

В статье дается описание тех приёмов и методов, которыми могут воспользоваться родители в домашних условиях для того, чтобы научить своего ребёнка выражать свои мысли и составлять рассказы....

Учим детей красивой и правильной речи

Грамматически грамотной, культурной речи дети обучаются в детском саду и школе. Однако в первую очередь действует, прежде всего, среда, которую ни в коем случае нельзя отбрасывать, когда мы го...

Как учить детей быть успешными.

Что нужно для успеха в современном мире?Какие качества и умения позволяют ученикам достичь этого самого успеха?Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление свое...

Мы учим детей - дети учат нас.

Удивительно, как многому могут научить нас наши ученики!   В прошлом году приняла  классное руководство 5 класса, можно сказать из рук в руки от старшей сестры (учителя начальных ...

Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет

Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...

Родительское собрание "Дети в цифровом мире: цифровая грамотность и границы безопасности"

Родительское собрание "Дети в цифровом мире: цифровая грамотность и границы безопасности"https://www.youtube.com/watch?v=OQV0IuY-Ito...