на конкурс "Педагог года тындинского района - 2021". Мастер-класс
методическая разработка

Мастер-класс с учителями нашей школы. Разработка и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 на конкурс «Педагог года Тындинского района - 2021»

учителя русского языка и литературы Логиновой Людмилы Ивановны.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня вы все – мои ученики.

Все мы живем в большой и красивой стране под названием (пауза) РОССИЯ! Значит, мы (пауза) – РОССИЯНЕ. И наш официальный язык (пауза) – русский. А так как мы все педагоги, то можем с уверенностью сказать, что уж свой родной язык мы знаем хорошо. И говорим мы правильно! А как же иначе, мы ж педагоги! И детей постоянно поправляем, если неправильно произносят то или иное слово. И слух нам режут такие слова, как «ихний» или «текёт».

Чтож, давайте проверим!

Сегодня мы с вами поговорим на древнерусском и современном языке, научимся отличать русские слова от иностранных, а также устроим небольшой штурм нашим мозгам.

Итак, начнем!

Задание 1. Прочитайте стихотворение и скажите мне о чем же оно? (СЛАЙД 3)

Десятью любить!
Елико ненавидеть?
Зело перси пить,
Аще не обидеть,

Дщерь из Галилеи
Зажигает в танце.
Есмь у ней жених?
Паки иностранцы!


Егда улыбнусь,
Бровь согну дугою,
В сердце една грусть,
Бо она с любовью!

Десятью любить,
Елико ненавидеть?
Зело перси пить,
Аще не обидеть!

(Е.П.Свидченко)

В этом стихотворении много древнерусских слов. (СЛАЙД 4)
Десятью — десять раз
Елико — сколько
Зело — очень
Перси — грудь
Аще — если, хотя, когда
Дщерь — дочь, дочка, дочерь
Паки — вновь, опять
Егда — когда
Една — одна
Бо — ибо, потому что

И вот как звучит стихотворение на привычно нам языке: (СЛАЙД 5)

Десять раз любить!
Сколько ненавидеть?
Очень грудью пить,
Если  не обидеть,

Дочь  из Галилеи
Зажигает в танце.
Есть у ней жених?
Опять  иностранцы!


Когда  улыбнусь,
Бровь согну дугою,
В сердце одна грусть,
Потому что она с любовью!

Трудно было? А ведь это обычные русские слова, которые использовались раньше в речи и некоторые из них до сих пор используются в некоторых регионах нашей страны. Например, в Карелии и Пермском крае.

Переходим к следующему заданию. (СЛАЙД 6)

Найдите в стихотворении иностранные слова и замените их на русские.

Нюрины дебаты

(О засилии иностранных слов в современном русском языке)

Агафье говорила Нюра:
- Чудесна нынче 
конъюнктура,
И мой 
опинион таков,
Что есть немало женихов.
Но, хоть я этому и рада,
дифференцировать их надо,
Давай, Агафья, мы вдвоем
По ним 
дебаты проведем.
Во-первых, исключим из 
квоты
Тех, у которых нет работы
Или валюты в банке нет,
А есть с нуждою 
паритет.
И тех, кто ростом слишком мал,
Пусть и имеет капитал.
Но 
финишируем вступленье -
Начнем само перечисленье:
Варфоломей еще студент,
Он не создаст 
истаблишмент,
Ивана я не уважаю,
Ему 
импичмент выражаю,
И мне не нравится Семен -
спонтанно нелоялен он,
А 
трансформировать Павлина
Весьма опасно в семьянина.
Зато Василий мной любим:
Есть у меня 
консенсус с ним!
(Е. Бергер)

Иностранные слова: (СЛАЙД 7)

Коньюнктура – обстановка

Опинион – мнение

Дифференцировать – отличать

Дебаты – обсуждения

Квота – норма, доля

Паритет – равенство

Финишировать – заканчивать

Истаблишмент – политическая элита

Импичмент – отстранение от должности

Спонтанно нелоялен – неожиданно нечестен

Трансформировать – изменить, переделать

Консесус - согласие

А теперь посмотрите на доску, как звучит это стихотворение на чистом русском языке. (СЛАЙД 8)

Переходим к следующему заданию. (СЛАЙД 9)

Просто прочитайте стихотворение.

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

Давайте проверим правильно ли вы его прочли.(СЛАЙД 10)

И последнее задание. Составьте осмысленное предложение из нескольких одинаковых слов. Например, Покрывало покрывало покрывало (покрывало – постельное бельё, покрывало – глагол, покрывало – постельное белье), или Начало начало начало.

А теперь САМО задание. В русское языке есть предложение из 20 одинаковых осмысленных слов. Кто сможет его назвать?

Ответ: (СЛАЙД 11)

За косой-косой косой Косой, косой-косой косой-косой косой-косой косой Косой косой-косой косой-косой Косой косой-косой Косой луг косо косил.

А теперь расшифровка: (СЛАЙД 12)
"За очень кривой речной отмелью с названием "Косая", очень пьяный, очень сильно скошеноглазый, сильно промахивающийся заяц по имени Косой сильно-сильно кривым режущим инструментом сделанным из волос с собственным именем "Коса" сильно-сильно искривленный луг с названием "Косой" косил".

На этой веселой ноте мы заканчиваем с вами на урок. Вам понравилось, коллеги? Надеюсь, что сегодня каждый из вас вспомнил забытое старое и узнал для себя что-то новое. Спасибо за внимание! До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НА КОНКУРС «ПЕДАГОГ ГОДА ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА - 2021»

Слайд 2

МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛОГИНОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ

Слайд 3

ЗАДАНИЕ 1. ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ И СКАЖИТЕ О ЧЕМ ОНО. Десятью любить! Елико ненавидеть? Зело перси пить, Аще не обидеть, Дщерь из Галилеи Зажигает в танце. Есмь у ней жених? Паки иностранцы! Егда улыбнусь, Бровь согну дугою, В сердце една грусть, Бо она с любовью!

Слайд 4

ДРЕВНЕРУССКИЕ СЛОВА: Десятью — десять раз Елико — сколько Зело — очень Перси — грудь Аще — если, хотя, когда Дщерь — дочь, дочка, дочерь Паки — вновь, опять Егда — когда Една — одна Бо — ибо, потому что

Слайд 5

Десять раз любить! Сколько ненавидеть? Очень грудью пить, Если не обидеть, Дочь из Галилеи Зажигает в танце. Есть у ней жених? Опять иностранцы! Когда улыбнусь, Бровь согну дугою, В сердце одна грусть, Потому что она с любовью!

Слайд 6

ЗАДАНИЕ 2. НАЙДИТЕ В СТИХОТВОРЕНИИ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА И ЗАМЕНИТЕ ИХ НА РУССКИЕ. Агафье говорила Нюра : - Чудесна нынче конъюнктура, И мой опинион таков, Что есть немало женихов. Но, хоть я этому и рада, дифференцировать их надо, Давай, Агафья, мы вдвоем По ним дебаты проведем. Во-первых, исключим из квоты Тех, у которых нет работы Или валюты в банке нет, А есть с нуждою паритет. И тех, кто ростом слишком мал, Пусть и имеет капитал. Но финишируем вступленье - Начнем само перечисленье: Варфоломей еще студент, Он не создаст истаблишмент , Ивана я не уважаю, Ему импичмент выражаю, И мне не нравится Семен - спонтанно нелоялен он, А трансформировать Павлина Весьма опасно в семьянина. Зато Василий мной любим: Есть у меня консенсус с ним!

Слайд 7

ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА: Коньюнктура – обстановка Опинион – мнение Дифференцировать – отличать Дебаты – обсуждения Квота – норма, доля Паритет – равенство Финишировать – заканчивать Истаблишмент – политическая элита Импичмент – отстранение от должности Спонтанно нелоялен – неожиданно нечестен Трансформировать – изменить, переделать

Слайд 8

Агафье говорила Нюра : - Чудесна нынче ОБСТАНОВКА, И моё МНЕНИЕ таково, Что есть немало женихов. Но, хоть я этому и рада, ОТЛИЧАТЬ их надо, Давай, Агафья, мы вдвоем По ним ОБСУЖДЕНИЕ проведем. Во-первых, исключим из НОРМЫ Тех, у которых нет работы Или валюты в банке нет, А есть с нуждою РАВЕНСТВО. И тех, кто ростом слишком мал, Пусть и имеет капитал. Но ЗАКОНЧИМ вступленье - Начнем само перечисленье: Варфоломей еще студент, Он не создаст ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЭЛИТУ, Ивана я не уважаю, Ему ОТСТАВКУ выражаю, И мне не нравится Семен - НЕОЖИДАННО НЕЧЕСТЕН он, А ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ Павлина Весьма опасно в семьянина. Зато Василий мной любим: Есть у меня СОГЛАСИЕ с ним!

Слайд 9

ЗАДАНИЕ 3. ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ. ФЕНОМЕН ЗВОНИТ ПО СРЕДАМ ПРИНЯВ ДОГОВОР ПО ГОДАМ, ОН ОТДАЛ ЭКСПЕРТАМ ЭСКОРТА ХОДАТАЙСТВО АЭРОПОРТА.

Слайд 10

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: Фено́мен звони́т по среда́м , Приня́в догово́р по года́м , Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта .

Слайд 11

ЗАДАНИЕ 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ 20 ОДИНАКОВЫХ СЛОВ. За косой-косой косой Косой, косой-косой косой-косой косой-косой косой Косой косой-косой косой-косой Косой косой-косой Косой луг косо косил.

Слайд 12

РАСШИФРОВКА: За очень кривой речной отмелью с названием "Косая", очень пьяный, очень сильно скошеноглазый , сильно промахивающийся заяц по имени Косой сильно-сильно кривым режущим инструментом сделанным из волос с собственным именем "Коса" сильно-сильно искривленный луг с названием "Косой" косил ".

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер –класс», в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года-2011» МО «Гвардейский район»

- "Мастер-класс" (регламент: 20 минут). Участники конкурса демонстрируют свой педагогический опыт, отражают значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций...

Мастер-класс на районном конкурсе «Учитель года – 2009»

конспект подготовительной части урока физической культуры (девушки). "Цыганочка"...

Портфолио преподавателя МБУДО "Дипкунская ДШИ" Тындинского района

На современном этапе развития нашего общества в числе важнейших проблем особенно актуальны вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. В вечном поиске положительного и доброго мы выходим на...

Учитель года - 2017, конкурсное задание "Мастер-класс"

Everyone dreams to learn one foreign language at least. If you go abroad for vacation or holydays you can`t speak fluency. You are scare to make any mistake.Я надеюсь, вы поняли мою вступительную речь...

на конкурс "Педагог года Тындинского района - 2021". Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числительное как часть речи", самоанализ урока и презентация...