на конкурс "Педагог года Тындинского района - 2021". Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "Имя числительное как часть речи", самоанализ урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx44.37 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx14.35 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx789.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Лопчинская средняя общеобразовательная школа »

                                             Методическая разработка урока

по русскому языку.

Обобщающий урок по теме

 «Имя числительное как часть речи»

                                      Л.И.Логинова,  

учитель русского языка

и литературы

Лопча-2021


                             Обобщение темы «Имя числительное».

Цели: закрепить полученные знания по теме «Имя числительное »; заинтересовать ребят уроками русского языка; вызвать интерес к теме «Имя числительное »;  продолжить работу по обогащению словарного запаса.

Задачи:

Обучающие:

Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Имя числительное »,

Развивающие:

Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о числительном;

Воспитывающие:

Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Орг.момент.

-Л.И.Логинова и 6 класс приветствуют вас .

-Запись даты и классной работы в тетрадях.

-Что вы ждёте от урока?(новизны, занимательности, ещё раз повторить одну из молодых тем)

За лучшие ответы  будут вручены… пятерки в журнал и дневник.

Эпиграф

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

 И я могу, имей ввиду,

Сказать который ты в ряду.

(П.Чесноков).

Смысл эпиграфа.Обсуждение эпиграфа.(слайд 1)

1. мозговой штурм

-три (товарища)                      Что общего между словами? (корень, слова со значением числа,слова разных частей речи)

-тройка   (за ответ)                                

-трёхместный  (корабль)                           Почему?

-утроить  (усилия)

С каждым словом составить словосочетание, затем предложение, затем текст, произвести виды разбора

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. (Поставьте на полях оценки себе.)

2. Выразительное чтение отрывка из сказки Жуковского «Спящая красавица» (приложение  1заранее выдало)

 И на пир веселый тот

 Царь одиннадцать зовет

 Чародеек молодых;

 Было ж всех двенадцать их;

 Но двенадцатой одной,

 Хромоногой, старой, злой,

 Царь на праздник не позвал.

 Отчего ж так оплошал

 Наш разумный царь Матвей?..

      Из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»:

   Там лес и дол видений полны;

  Там о заре прихлынут волны

  На берег песчаный и пустой,

 И тридцать витязей прекрасных

 Чредой из вод выходят ясных,

  И с ними дядька их морской…

    Назовите авторов и названия произведений, из которых взяты отрывки.

 Найдите числительные. Расскажите, что вы знаете об имени числительном?  О правописании мягкого знака в числительных?

 

    Какую тему мы изучили? Сформулируйте тему сегодняшнего урока и  

цель.(Обобщение темы  «Имя числительное как часть речи»)слайд 2

Я читаю следующие слова:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен

Ты с числительным будь дружен.

-  К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением.

3.Повторение

   -Что такое имя числительное?

    -Задание №1.На какие разряды делится числительное по составу?   ( простые,  составные, сложные)слайд 3

  - По значению? ( количественные, порядковые)слайд 4

-Все ли слова , имеющие числовое значение, являются именами

числительными?  

4.ФИЗПАУЗА

 раз-встали

2-руки вытянули

3-подняли кверху

4-встали на носочки

5-опустили руки

6-сели

     5. Слуховой диктант                                                                                                                       Запишите  в тетрадях номера, в которых указаны  имена числительные.

  1. десяток                                     6. пятерка                    11. две пятых

  2. двойной                                    7. тройной                   12. трехсотый

  3. удесятерить                              8. полтора                    13. пятеро

  4. десять                                        9. единственный        14. тройка

  5. удваивать                                 10. первый                   15. шестнадцать

    16. семидесятый

Самопроверка

      Ответ: 4,8,10.11,12,13,15,16

- на полях ставим количество ошибок.

     2 задание: выбрать из данных числительных только количественные.

    Ответ: 4,8,11,13,15

- на полях –количество ошибок

    Сделайте вывод о разрядах количественных числительных, приведите    примеры из выписанных числительных и приведите свои(количественные могут  обозначать целые числа, собирательные и дробные) (слайд 5)

-пользуясь критериями, оцените себя:

  6.Задание№2. Запишите имена числительные в таблицу(на отдельных листах):

   

 Простые

 Сложные

 Составные

     Пять, одиннадцать, сто, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, десять, триста тысяч , восемьдесят восемь, три, пятьсот.

Ребята , значение числа, кроме числительных, могут иметь и другие части речи.   

Вывод:Числительные  можно  записать словами и  цифрами, а  другие части речи только словами.

Что такое имя числительное?Экспресс-опрос «Кто быстрее?»(За каждый правильный ответ раздаю бонусы, считать их будете сами)

Ответьте на вопросы: (Приложение №2)

Каково грамматическое значение числительного?

(Обозначает число,количество предметов и порядок предметов при счёте)

На какие вопросы отвечает числительное?(сколько,который,какой)

Назвать разряды числительного(количественные и порядковые)

Синтаксические признаки(любой член предложения)слайд 6 подчеркнуть как члены предложения

Какие числительные пишутся с ь.слайд 7

Как изменятся сложные числительные?(изменяются оба корня, поэтому у сложного числительного 2 окончания)

Как изменяются составные количественные числительные?(изменяются все слова)

Как изменяются составные порядковые  числительные?(изменяется последнее слово)

7.Задания с собирательными числительными: Данные предложения взяты из ученических работ. Все ли здесь правильно? Наведите порядок. Зарабатывайте бонусы.

1.Сестер у Пети только двое.

( Сестер у Пети только две.)

     2.Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).

3.Договор подписан обоими сторонами.( Договор подписан обеими сторонами).

4.У меня есть двое попугаев.( У меня есть два попугая).

5.Мы ехали пятеро дней.( Мы ехали пять дней)

6.Нас семь в одной квартире – вот так и живем. (  Нас семеро в одной квартире – вот так и живем).

 8.Назвать местожительство числительного (морфология).Получили бонусы и оценили себя.

9.Квест ( отгадать шараду) В шараде вы найдёте  часть -названия урока ( обобщение)

1. корень от слова , обозначающего свойственный всем, касающийся всех (общий)

2.приставка, как в слове обнулили  (об)

3.суффикс, как в слове извинение (ени)

4.окончание ,как у существительного  в П.п. ед ч. (е)

Итак: обобщение(значит, наш урок сегодня обобщающий.)

Ученики называют сразу тему урока. ( Обобщающий урок по теме  Имя числительное как часть речи»)

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ. (Поставьте на полях оценки себе.)

10. А теперь устная лексическая разминка

  -Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе (однажды).

 - Издающий один и тот же звук (однозвучный).

 -Соединить вновь (воссоединить).

 -  Ученик того же класса, в котором кто-то учится (одноклассник).

 - Место, где  что-то соединено (соединение).

 - Состоящий из одного, не двойной (одинарный).

 - Человек одних лет с кем-либо (ровесник).

 - Цифра «1»(единица).

 - Сослуживцы одного полка (однополчане).

 - Однотомное издание (однотомник).

 - Пьеса из одного акта (одноактная).

 - Люди с одинаковой фамилией (однофамильцы).

11.Прочитать тексты с числами на слайдах8-9

12.тест(дан на отдельных листах)

13.Рефлексия.

На уроке вы работали с фрагментами текстов А .Пушкина.,В.Жуковского, а также использовали пословицы и поговорки. Отсюда следует, что эти авторы использовали в своей письменной речи… что? (числительные)

Вспомним тему урока. Оцените свою работу на уроке:

Я  ……СМОГ,

             ЗАПОМНИЛ,

             ЗНАЮ, УЗНАЛ

Кому на уроке было интересно, то он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.

smileface3.gif

Кто испытывал затруднения - грустного.

SADFACE3.GIF

13.Оцените работу каждого из вас. Внесите отметки  напротив каждой фамилии в таблице. (Приложение №3)

14. Домашнее задание: решить загадку. Летело стадо гусей, увидел их мужик и говорит:  «Вас поди сто?».Они отвечают ему: «Кабы нас было столько, да ещё столько, да ещё полстолько, да ещё четверть столько, да ты бы с нами-было бы сто».Много ли гусей?.

В рабочей тетради выполнить задание 158 –Никита, 159 -Юля

Фамилия учащегося

Моя оценка

Оценка учителя

1

Обухов Никита

2

Шуба Юлия

Я читаю следующие слова(возвращаюсь в начало урока):

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен

Ты с числительным будь дружен.

-  К концу урока вы должны согласиться или не согласиться с данным мнением. (Ваше мнение)



Предварительный просмотр:

Самоанализ

урока русского языка по теме: «Имя числительное как часть речи» в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы Логинова Людмила Ивановна.

Данный урок проводился в 6 классе. В классе 2 ученика. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по УМК  «Русский язык - 6», авторы Г.К. Линдман-Орлова, С.Н. Пименова.

Тема урока: «Имя числительное как часть речи». Это заключительный урок –обобщение.

Цели урока: закрепить полученные знания по теме «Имя числительное »; заинтересовать ребят уроками русского языка; вызвать интерес к теме «Имя числительное »;  продолжить работу по обогащению словарного запаса.

Задачи:

Обучающие:

Систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Имя числительное »,

Развивающие:

Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о числительном;

Воспитывающие:

Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Использовала на уроке презентацию, раздаточный материал для индивидуальных заданий и заданий в группах.

Тип урока: обобщающий урок-игра

Осуществляла данные подходы:

Текстоориентированный (выбор из текста числительных и определения их особенностей склонения, а также синтаксической роли в предложении)

Коммуникативный (работа в группах, индивидуальная работа, взаимопроверка)

Метапредметный (связь с физкультурой, математикой, литературой)

Игровой  (квест, экспресс-опрос «Кто быстрее»)

Диалоговый (закрепление изученного материала)

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На всех этапах урока использовались компьютерные технологии

( демонстрация презентации).

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (вступительное приветствие).

При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод (определение признаков числительных и их отличие от других частей речи ) и диалоговый подход на межличностном уровне. При формулировке задач урока учениками- регулятивные УУД с использованием наводящих вопросов.

На начальном этапе изучения темы была организована групповая и индивидуальная работа по карточкам, с последующей самопроверкой, что способствовало развитию логического мышления и актуализации знаний по теме.

На этапе систематизации материала использовался игровой метод с введением установочного элемента и игровых задач.

При закреплении правописания и употребления числительных проводилась самостоятельная и групповая работа с взаимопроверкой, как важный аспект развития коммуникативных УУД.

Занимательная физминутка предусматривала использование здоровье сберегающих технологий.

На заключительном этапе урока самооценка работы учащихся была реализована в текстовом отчете-слайде достижений урока (подбор соответствующего фразеологизма). Домашнее задание – отгадать загадку.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Дети справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я каждый день и каждый час Сказать готово, сколько вас, И я могу, имей ввиду, Сказать, который ты в ряду П. Чесноков

Слайд 2

Имя числительное как часть речи

Слайд 3

Простые, сложные и составные числительные Имена числительные Простые Сложные Составные Два Пять Сто Пятьсот Трёхсотый Сто двадцать три Двести шестнадцать Числительные бывают трех видов: простые, сложные и составные.

Слайд 4

Количественные Порядковые Сколько? Какой? Двенадцать лет пятый номер Пять штук первый вопрос Сто тонн пятисотый маршрут Имена числительные По значению слова этой части речи делятся на два разряда: количественные и порядковые.

Слайд 5

Виды количественных числительных Количественные числительные Целые Дробные Собирательные пять две трети семеро двадцать два одна десятая двое Количественные числительные делятся на три группы: целые, дробные и собирательные.

Слайд 6

Синтаксическая роль числительных

Слайд 7

Проверьте себя За лето прочитал пятнадцать книг. В школе пят ь сот учеников. Напечатано восем ь сот экземпляров книг. В продаже есть семнадцать видов обоев. Объем бака – шест ь десят литров. Выполнено двадцать заданий. Вспахали девятнадцать гектаров земли. Заработано девят ь сот рублей. Построено пят ь десят километров дороги. В здании восемнадцать этажей.

Слайд 8

3 – три. Есть у нас 3 сес3цы, Вы не знаете их? Как бы мне ухи3ться Рассказать о троих? У одной, что в С3жове, Над окошком жил с3ж. С3чь она мастерица – Приходи к ней, малыш !

Слайд 9

100 – сто. У про100го 100рожа – Непро100рный дом: Ча100 в нём 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

урок русского в 6 классе "Числительное как часть речи"

Урок русского языка по ФГОС в 6 классе на тему "Числительное как часть речи"  по технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания....

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной обр...