Педагогический проект в детском саду на тему: «Формирование морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста через художественное наследие»
проект

Емельянова Регина Рифовна

 

Вид проекта: групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 4 - 5 лет.
Продолжительность проекта:  2 недели.

Участники проекта: дети средней  группы, родители воспитанников, воспитатели.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_v_detskom_sadu_na_temu.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в детском саду на тему: «Формирование морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста через художественное наследие»

Вид проекта: групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 4 - 5 лет.
Продолжительность проекта:  2 недели.


Участники проекта: дети средней  группы, родители воспитанников, воспитатели.


Актуальность. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна.  Возникший ценностный вакуум, бездуховность,  отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения. 
У  детей дошкольного возраста  ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание.
В связи с этим первостепенной задачей является,  формирование 
нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки. 

 Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в детском саду, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое-то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом. 
 
Чтение — не только развлечение, но и обучение и несет в себе следующие воспитательные задачи:

  • формирование нравственных эталонов (норм поведения);
  • воспитание положительных моральных качеств (доброта, отзывчивость, честность, щедрость и т. д.);
  • формирование осуждения и неприятия отрицательных моделей поведения (ложь, жестокость, трусость).

Эти задачи сформированы на основе изменившихся возрастных особенностей детей.

      На четвёртом году жизни восприятие ребёнком художественного произведения ещё поверхностно и базируется на личном опыте. Дети способны видеть лишь самые простые связи между последовательными событиями. В центре их внимания обычно находится один центральный персонаж и два-три второстепенных, причём оценку поступков они дают, не понимая пока мотивов и эмоций действующих лиц произведения.

      На пятом году жизни, накопив некоторый жизненный и литературный опыт, дети по-иному воспринимают и переосмысливают художественный текст. Дошкольники начинают задумываться о причинах описываемых событий: кто и почему поступил именно так, что последовало за этим. Появляются первые попытки установить причинно-следственные связи.

     (На пятом году жизни) начинается новая стадия литературного развития ребёнка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

К. И. Чуковский

      У дошкольников в средней группе, при всей их взрывной и неуёмной энергии, бывают периоды тишины и покоя. Опытный воспитатель использует эти моменты как для чтения художественной литературы, так и для выражения впечатлений от прочитанного при помощи разных видов творчества. Дети могут слепить или нарисовать полюбившегося героя, разукрасить готовую бумажную форму (сарафан для Машеньки, тарелочку для Мишутки), изготовить поделку в подарок (корону, корзинку, стульчик, лодочку, домик).

      Следует поощрять желание детей театрализовать услышанные произведения. Для этого в уголке театрализованной деятельности должны присутствовать всевозможные атрибуты: косынки, маски, шапочки, разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр рукавичек, бибабо).

      В каждой группе должен быть оборудован уголок книги, который постоянно обновляется в соответствии с сезоном и событиями общественной жизни. Необходимо также вести систематическую работу по пропаганде чтения в семье. Для этого в раздевалке размещают стенд с информацией о рекомендованной для данной возрастной группы литературе, советы по организации чтения дома, примеры бесед по произведениям и т. п.

        Чтение — важный инструмент приобщения детей к культурному богатству своего народа, средство всестороннего развития и духовного воспитания малышей. Продуманное, правильно спланированное и грамотно проведённое занятие по чтению в средней группе принесёт большую пользу, подготовит детей к восприятию более сложных текстов в старших группах и школе, послужит средством развития речи и эстетического восприятия, расширит кругозор ребёнка.

Объект исследования – процесс формирования морально-этических норм у детей 5 года жизни. 

Предмет исследования – специфика технологии формирования морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста. 

Цель проекта - воспитание в дошкольниках морально-этических норм  в процессе изучения художественной литературы.

Задачи:

- способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путем расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса речи детей;

-  формировать первичные представления о добре и зле;

- развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию уважения к окружающим людям;

- учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела, побуждать к совершению добрых поступков.

- развивать умения высказывать свою точку зрения;

- расширять запас вежливых слов;

Ожидаемый результат:

- повышение уровня нравственной культуры воспитанников и родителей;

- воспитание у детей гуманного отношения ко всему живому и предметному миру;

- использование в речи вежливых слов;

- бережное отношение к книгам;

- обращение к сотрудникам ДОУ по имени и отчеству.

Работа с родителями

- Консультации:

 «Причины плохого настроения»

- Рекомендации для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью».

- Акция «Полечи книжку» (ремонт книг дома с детьми).

- Изготовление книжек-самоделок со сказкой о доброте.

- Чтение художественной литературы детям.

Работа с детьми

- Рассматривание книг, иллюстрации, плакатов;

- Беседы;

- Настольно - дидактические игры;

- Игры творческого характера

Чтение художественной литературы:

     За основу была взята книга Софьи Прокофьевой «Не буду просить прощения». Сама сказка «Не буду просить прощения» побуждает в детях самые теплые чувства к родным и близким. «Машины сказки» дают уроки вежливости, доброты и терпения. По одной из «Машиных сказок», а именно «Сказка о невоспитанном мышонке» была проведена ООД.

    Также в режимных моментах (в свободное от занятий время и перед сном) были прочитаны следующие произведения:

 В. Степанов «Уроки вежливости»,

С. Маршак «Друзья-товарищи»,

В. Голяховский «Что за слово»,

Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»,

В. Осеева «Волшебное слово»,

Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,

А. Барто «Вовка добрая душа»,

Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково».

Образовательные

области

Совместная деятельность педагога с детьми

Познавательное развитие

НОД: «Правила вежливости»

НОД: Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для малышей».

Беседы: «Давайте познакомимся»;

«Доброе утро»;

Двигательная, игровая, художественная деятельность: настольно – печатные игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Азбука настроений», «Цветик-семицветик».

Сюжетно-ролевые игры: «В магазин за покупками», «Поездка в автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости».

Коммуникативная деятельность: Заучивание пословиц: «Добрые слова дороже богатства», «Ласковое слово лечит».

Беседы по теме: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Волшебные слова – почему они волшебные», «Правила дружбы».

ООД «Вежливость» (по сказке С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»)

Художественно-эстетическое

развитие

Прослушивание песен:

«Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной».

Настольный театр «Репка»

Речевое развитие

В. Степанов «Уроки вежливости»,

С. Маршак «Друзья - товарищи»,

В. Голяховский «Что за слово»,

Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»,

В.Осеева «Волшебное слово»,

Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,

Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково».

Цель: Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Задачи:
- учить   детей  правилам речевого этикета;
- учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, коммуникативные навыки, мышление;
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.

Предполагаемый результат:
- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- дети умеют анализировать свои поступки и поступки литературных героев;
- дети умеют регулировать свое поведение согласно социальным нормам;
- умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Предварительная работа:
- чтение стихов и рассказов о вежливости, разучивание  стихов, отгадывание загадок;
- знакомство с  Д/и: «Не сердись, улыбнись», «Поссорились – помирились», 
- Х/и: «Лавата», «Если нравиться тебе…»
- разучивание песни «Песенка друзей» ;
- рассматривание иллюстраций «Хорошо – плохо»;
- просмотр мультфильмов «Жадина»; «Кот Леопольд»

Сотрудничество с семьёй: 
- семейные рисунки «Веселый человечек»;
- родительское собрание: «С чего начинать воспитание культуры?»;
- консультация: «Если ребенок не здоровается…», «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»,
- памятки для родителей: « Как помочь ребёнку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»,  

Взаимодействие со специалистами: 
- Развлечение «Если добрый ты…»

Продукт проектной деятельности:  выставка рисунков «Веселый человечек», выставка книг «Добрая книга», фотографии развлечения, изготовление макета «Волшебный цветок».

План реализации проекта:
Вид деятельности: НОД «Вежливые слова»
Результат: Знания детей об этических правилах поведения, употребление в речи вежливых слов.
Форма результата: Конспект занятия, «Цветок добра».

Вид деятельности:  Выставка книг  «Добрая книга»
Результат: Воспитание чувства доброты, любви уважения к окружающему миру, окружающим людям.
Форма результата: Выставка

Вид деятельности: Беседы:«Доброе утро» ,«Давайте познакомимся»
Результат: Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.
Форма результата:  Конспекты бесед.

Вид деятельности:  Показ инсценировки «Кто спасибо потерял?»
Результат: Воспитание  желания создавать радостное настроение окружающим.
Форма результата:  Творческое выступление

Вид деятельности: Ситуативные игры «Подарок», «Доброе утро»
Результат: Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.
Форма результата:  Описание игр.


Вид деятельности: Коммуникативные этюды: «Не  сердись – улыбнись», «Поссорились –помирились», «Встреча друзей».
Результат: Знание культуры поведения, общения с людьми.
Форма результата: Фотографии.

Вид деятельности:  Д/и: «Продолжи предложение» , «Кто знает больше вежливых слов».
Результат: Воспитание чувства доброты, любви, уважения.
Форма результата: Описание игры.

Вид деятельности:  С/р: «Магазин», «У зайчонка день рождения», «Новая кукла»
Результат: Умение использовать средства общения, принятые в обществе. Проявление вежливости и доброжелательности.
Форма результата: Описание игр.

Вид деятельности: Подвижная игра«Лавата», «Если нравиться тебе»
Результат: Воспитание умения налаживать дружеские взаимоотношения.
Форма результата:  Описание игр.

Вид деятельности:  Изготовление макета «Волшебный цветок»
Результат: Творческий продукт изобразительной деятельности
Форма результата:  Макет.

Вид деятельности:  Выставка детских рисунков «Веселый человечек»
Результат: Творческий продукт изобразительной деятельности
Форма результата: Выставка

Вид деятельности: Развлечение «Если добрый ты»
Результат: Воспитание эмоциональной отзывчивости
Форма результата:  Фотографии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.      НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

В своей  работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезироват...

Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"

Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...

Отчет по проекту «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

В настоящее время большое значение придается воспитанию гармонически развитой личности. Необходимым условием для ее развития является богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобо...