Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
методическая разработка на тему

Кузнецова Галина Владимировна

В своей  работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. метод проектов является механизмом взаимодействием семьи и ДОУ. родители оказывают реальную помощь и поддержку в процессе работы над проектом, являются непосредственными участниками образовательного процесса,испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов, успехов ребенка, обогащают свой педагогический опыт.

Педагогический проект на тему "Уроки Мойдодыра" рекомендован для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, но так же может реализовываться в любом другом возрасте и любой категорией детей, так как основная цель проекта формирование у дошкольников  практического опыта по соблюдению КГН. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 44_uroki_moydodyra_proekt.docx276.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 компенсирующего вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

Паспорт педагогического проекта

«УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Авторы и участники проекта:

Воспитатели:         Скрябина Елена Гурьевна

Авдеева Наталия Александровна

Дефектологи:       Кузнецова Галина Владимировна

Логопед:                 Гулова Надежда Александровна

Дети средней группы ЗПР

Родители


Паспорт педагогического проекта

«УРОКИ МОЙДОДЫРА»

Актуальность проекта

         Образовательная область «Здоровье» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

          Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

          Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

          Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

           В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

           При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

        Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

        В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

           Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

         В младшем и среднем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

         Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

         Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

          При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях умывания.

          Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.


Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у дошкольников с ЗПР практического опыта по соблюдению КГН, приобщение родителей к творческому взаимодействию с детским садом, развития у детей познавательного интереса и активизации творческих возможностей педагогов.

Задачи проекта:

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
  2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
  3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
  5. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель, учитель-дефекто-

                                      лог, учитель-логопед, родители, дети.

Целевая группа проекта: проект предназначен детям среднего дошкольного

                                               возраста с ЗПР.

Основные формы реализации проекта:

  • Анкетирование родителей.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Художественное слово.
  • Чтение художественной литературы.
  • Праздники и развлечения, беседы.
  • Работа с родителями.

       Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

         


Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

Дети от 3–4 лет должны:

  • Следить за своим внешним видом.
  • Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
  • вытираться после умывания.
  • Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  • Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.
  • Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Возможности проекта для воспитателей:

  • Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
  • Формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью.
  • Улучшение отношений между детьми.
  • Укрепление связи с родителями.

Перечень основных направлений проекта.

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

  • Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
  • Сделать подборку дидактических игр.

Методическая копилка:

  • Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
  • Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.
  • Сценарии развлечений и досугов.
  • Подобрать и оформить методический материал по валеологии.
  • Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
  • Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные игры по данной теме.

Работа с родителями:

Консультации на тему:

  • «Как привить детям культурно – гигиенические навыки »
  • «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

Родительские собрания:

  • «Как вырастить ребенка здоровым?

Краткое описание проекта по этапам.

Тип проекта: групповой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 месяц.

Сроки реализации проекта: конец ноября -декабрь  2012года.

Этапы:

  • Информационно-аналитический этап:
  • определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР через наблюдения, беседы;
  • составление плана работы;
  • разработка содержания проекта;
  • создание творческой группы воспитателей ГБДОУ детский сад  № 44;
  • изучение литературы;

  • Основной этап:
  • Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
  • большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;
  • подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;
  • блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.

  • Заключительный этап:
  • Подведение итогов работы над проектом;
  • анкетирование родителей и опрос детей;
  • презентация проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Подготовительный этап:

  • Сбор литературы по данной теме.
  • Диагностика детей по данной теме.
  • Составление плана работы.
  • Разработка содержания проекта.

Основной этап:

  • Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста с ЗПР», «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков»;
  • Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
  • Оформление уголка (туалетной комнаты);
  • Фотоконкурс (для родителей) на тему: «Кап-кап-кап течет водичка, все ребята любят мыться»;
  • Разучивание потешек про умывание «Водичка, водичка»;
  • Оформление наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр »
  • Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература;
  • Дидактические упражнения: «Научим куклу умываться», «Научим Петрушку умываться»,  «Айболит встречает ребят»,  «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Моем чисто руки и лицо» и т.п;
  • Дидактическая игра «Это я!», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Умывалочка», «Белые перчатки»;
  • Вечер загадок (про мыло, воду, полотенце и другие туалетные принадлежности);
  • Словесные игры «Наоборот»;
  • ТРИЗ – «Хорошо – плохо»;
  • Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой и с мылом;
  • Чтение русской народной сказки  «Про непослушные ручки и ножки»;
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Тувим «Дорогие, мои дети!», А.Барто «Девочка чумазая»;
  • Изготовление театра по сказке «Девочка чумазая»;
  • Игры ситуации «Купание куклы», «Умывание куклы», «Купание» и т.п.;
  • Подвижная игра «Мыльный пузырь», «Зайка белый умывается» и т.п.;
  • Выставка мыла на тему: «Да здравствует, мыло душистое!»;
  • Изготовление коллажа «Что нам надо для умывания»;
  • Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться»;
  • Занятия на тему «Водичка, водичка, умой мое личико», «Путешествие в страну Здоровья», и т.п.;
  • Анкетирование для родителей «Здоровый образ жизни»;
  • Папка раскладушка «Растем здоровыми»;
  • Развлечение «Приключение мыльного пузыря».

Заключительный этап:

  • Анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок? »
  • Итоговое занятие: «Вот какие мы большие»
  • Диагностика детей по данной теме.
  • Презентация проекта для педагогов ДОУ, родителей         сообщение из опыта работы по проекту.


В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас.

В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Методы и формы работы, которыми мы руководствовались в рамках проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: (панно «Кому нужна вода»;
  • словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования (аппликация);
  • релаксация;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие (книжка-самоделка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в подвижных играх с мячом для детей среднего дошкольного возраста

Деятельность по физическому развитию ребенка с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе....

Доклад на тему: "Роль игры в процессе формирования детей среднего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете в дошкольном образовательном учереждении....

Сценарий новогоднего представления для детей среднего дошкольного возраста «Приключение Снежного колобка»

Сценарий новогоднего представления для детей, с использованием кукольного театра....

Занятие по экологии для детей среднего дошкольного возраста. Тема «Ознакомление со свойствами воды»

   Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.     Задачи:1.     Расширять представления детей о неживой природе.2....

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста

Педагогический проект «Речеград» по профилактике речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста...

Педагогический проект в детском саду на тему: «Формирование морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста через художественное наследие»

Вид проекта: групповой воспитательный проект с элементами творчества для детей 4 - 5 лет.Продолжительность проекта:  2 недели.Участники проекта: дети средней  группы, ро...