Профилактика деструктивных, суицидальных, в том числе террористическо-экстремистских, явлений в молодежной в среде несовершеннолетних. Роль педагогов в выявлении подростков с нестабильным психо - эмоциональным состоянием.
презентация к уроку

Нечаева Ольга Геннадьевна

В работе раскрываются термины и определения,  выделяются типы суицидального поведения, мотивы суицидального поведения несовершеннолетних, внешние признаки возможности суицидального риска, алгоритм действий классного руководителя, педагога, если педагог заметил у ребенка признаки суицидального/аддиктивного поведения. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток, несуицидального самоповреждающего поведения и суицидов несовершеннолетних.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика деструктивных, суицидальных, в том числе террористическо-экстремистских, явлений в молодежной в среде несовершеннолетних. Роль педагогов в выявлении подростков с нестабильным психо - эмоциональным состоянием. Презентацию подготовила Нечаева Ольга Геннадьевна, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ № 36»

Слайд 2

Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток, несуицидального самоповреждающего поведения и суицидов несовершеннолетних. (постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области №8/2 от 07.08.20217 (с изменениями от 27.11.2019, Постановление №11/2) Задачи - обеспечение взаимодействия субъектов системы профилактики в процессе проведения комплексной помощи с детьми, совершившими суицидальные попытки, а также их семьями - организация раннего выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению - анализ кризисной ситуации, выявление и установление причины попыток суицидов среди несовершеннолетних - профилактика рецидивного суицидального поведения несовершеннолетнего, совершившего суицидальную попытку

Слайд 3

Термины и определения Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

Слайд 4

Ребенок-суицидент – несовершеннолетний в возрасте до 18 лет, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные намерения . Суицидальное поведение – вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель – смерть, мотив – разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Имеет определенные формы, способы осуществления, стадии развития, предикторы, факторы риска. Суицид (самоубийство) – осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти; Суицидальная попытка – суицидальный акт, не завершившийся летально.

Слайд 5

Несуицидальное самоповреждающее поведение – наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни, с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия Межведомственное взаимодействие органов системы профилактики – комплекс мер по осуществлению сотрудничества органов системы профилактики, направленного на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних. Межведомственное взаимодействие включает такие формы сотрудничества, как информационный обмен, разработка единого порядка действий, проведение совместных мероприятий Муниципальная группа оперативного реагирования – рабочая группа, состоящая из специалистов здравоохранения, образования, учреждений социального обслуживания, органов опеки и попечительства, с целью оказания комплексной помощи подростку с суицидальным поведением и его окружению Куратор случая – специалист, сопровождающий несовершеннолетнего и (или) его семью с целью преодоления кризисного состояния. Куратор является посредником между несовершеннолетним и (или) семьей и муниципальной группой оперативного реагирования Социально-психологической помощи понимается система мероприятий, направленных на выявление и анализ причин суицидального поведения несовершеннолетних, переживших попытку суицида, источника их психического напряжения, кризисных ситуаций, поиск средств и способов их устранения, а также оказание комплексной психологической помощи несовершеннолетним по восстановлению

Слайд 6

Типы суицидального поведения : Демонстративное поведение – ( проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения) Аффективное суицидальное поведение ( попытки повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами) Истинное суицидальное поведение ( чаще прибегают к повешению)

Слайд 7

Протест Призыв Избегание Самонаказание Отказ от жизни

Слайд 8

Мотивы суицидального поведения - обида, чувство одиночества, отчужденности и непонимания; - действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность; - переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи; - чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; - страх позора, насмешек или унижения; - любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность; - чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство; - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации; - страх наказания, нежелание извиниться; - сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ («синдром Вертера»).

Слайд 9

Представление детей о смерти Отсутствие летальности Убеждение в своей индивидуальной неуязвимости и исключительности Убеждение в существовании уникального личностного конечного спасителя Смерть временна, она есть уменьшение, приостановление жизни и сон Вера в то, что дети не умирают. Персонификация смерти Отсутствие страха смерти Специфика выбора способа суицида, связанная с неадекватной оценкой последствий

Слайд 10

Внешние признаки возможности суицидального риска Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. Затяжное подавленное настроение, низкий эмоциональный фон, раздражительность; Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, приводит дела в порядок, стал дарить дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей); Разговоры или намеки на желание умереть или нежелание продолжать жизнь; Опасное поведение с высоким риском причинения вреда своей жизни и здоровью.

Слайд 11

Признаки эмоциональных нарушений Импульсивное переедание или потеря аппетита. Бессонница или повышенная сонливость. Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду. Соматические недомогания, постоянная усталость. Чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении и выполнении работы, которая приносила удовлетворение. Уход от контактов. Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Внезапные приступы гнева, агрессии, зачастую из-за мелочей. Отсутствие планов на будущее.

Слайд 12

Основные признаки суицидальной опасности говорит, о том, что хочет покончить жизнь самоубийством были попытки суицида прощается, пишет записки, раздает вещи обсуждает способы, ищет информацию ослабление чувства самосохранения одобрение самоубийства других людей тяжелая психологическая травма одиночество, изолированность депрессия, психическое расстройство неизлечимая болезнь ощущение бесперспективности изоляция, уход от контактов нарушение внимания, снижение качества работы погружение в размышление о смерти все время говорит о смерти

Слайд 13

Роль педагога- помощь в своевременном выявлении детей с суицидальным риском (наблюдение, отслеживание признаков проблемного состояния: напряжения, апатия, агрессивность и т.п.)и первичная профилактика Все суицидальные проявления в этом возрасте следует расценивать как истинные и относиться к ним серьезно

Слайд 14

У словия профилактики суицидального риска в подростковой среде Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе) Создание ситуации успеха. Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.) Возможность доверительного общения подростка с родителями, учителями, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего, семейные Контроль использования ребенком интернет-ресурсов

Слайд 15

Алгоритм действий классного руководителя, педагога Если педагог заметил у ребенка признаки суицидального/аддиктивного поведения сообщить администрации ОО, социальному педагогу, психологу о подозрении на суицидального поведения ребенка -поговорите с ребенком, но не называйте истинную причину разговора социальный педагог ОО сообщает в органы системы профилактики ( здравоохранения, образования, органы опеки и попечительства, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ГБУ АО «Центр «Надежда») и создается муниципальная группа оперативного реагирования (МГОР) МГОР оказывает комплексную помощь подростку и его окружению социальный педагог ОО и специалист проводят родительское собрание (класс, школа) социальный педагог ОО и специалист проводят занятие с педагогами - родителям рекомендовать консультацию в центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи Обеспечить непрерывное наблюдение за подростком как в школе, так и в семье

Слайд 16

Организация работы МГОР Органы и учреждения системы профилактики в случае выявления несовершеннолетнего информируют МГОР – в течение 1 дня - МГОР выезжает в семью рекомендуют родителям получить комплексную помощь с целью предупреждения рецидива при положительном решении о помощи МГОР получает письменное согласие родителей или самого ребенка суицидента (от 15 лет), если родители отказываются берется письменный отказ, (но если ребенок находится не в СОП)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

Изучение психо-эмоционального состояния ребёнка в семье по средствам диагностики.

Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика и по своей важности, и по тому месту, которое она занимает в его жизни. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физическо...

Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»

Цель: снятие  эмоционального напряжения у педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения....

Семинар-тренинг для педагогов Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Данный материал можно использовать для проведения тренингов с педагогами....

Статья на тему: "Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка"

Музыка оказывает большое влияние на психо-эмоциональное состояние подростка....

«Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»

laquo;Психосоциальное здоровье обучающихся как важнейший компонент профилактики деструктивного поведения (профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде)»...