Анализ логопедической работы за 2019-2020 учебный год.
материал

Коваленко Екатерина Валерьевна

Анализ логопедической работы за 2019-2020 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ логопедической работы за 2019-2020 уч. год Коваленко Е.В.

Анализ логопедической работы за 2019-2020 учебный год.

План анализа.

  1.  Анализ работы за 2019-2020 уч. год.
  2. Результаты работы  с детьми, имеющими нарушения в звукопроизношении.
  3. Достижения педагога.

  1. Анализ логопедической работы за 2019-2020 уч.  год.

На начало учебного года  по результатам обследования  на логопедические занятия было  зачислено  30 человек.

Из зачисленных на занятия было сформировано  4 группы, 4 подгруппы, с 3 учениками  (Журавлёв А. – 5 кл., Чеботарь К.- 6 кл., Ноак У. - 7 кл.) велись индивидуальные занятия.

Занятия проводились с обучающимися 1-7 кл.

Работа   велась над коррекцией звукопроизношения, развитием устной связной речи, письменной связной речи.

Основными задачами выбранных мною программ на 2019-2020 уч. год являлось:

- план индивидуальной коррекционной работы с ребёнком на учебный год;

- коррекция звукопроизношения;

- развитие умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы;

- соотносить предмет по его изображению;

- развитие импрессивной речи;

- составление простых нераспространённых предложений на основе демонстрируемых картинок, ЛОС, по вопросам учителя;

- расширение словарного запаса;

- развитие монологической, самостоятельной  речи;

- учить детей правильно согласовывать части речи;

- научить произносить слова различной слоговой сложности.

1.        Результаты работы учителей-логопедов с детьми, имеющими нарушен звукопроизношении.

Логопункт посещли 5 учеников с тяжёлым нарушением речи (ТНР).

3 класс:

Мохов Кирилл (F-70 F-80.88) – 3 год

Куорти Вадим (F-80.82) – 3 год

6 класс:

Маршалкин Дима (F-70) – 6 год

Ветров Алёша (F-70) – 6 год

Чеботарь Кирилл (F-70) – 6 год

Занятия с логопедом в дошкольном образовательном учреждении не посещали (из-за отсутствия специалистов).

Рекомендации ТПМПК: коррекция устной и письменной речи.

Работа велось по Программе «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Результаты:

3 класс

Мохов К. На момент поступления в школу  понимал обращённую речь только на элементарном бытовом уровне («Сядь», «Дай», «Принеси»), самостоятельное высказывание- бессмысленные непонятные  фразы. С трудом концентрировался на задании, не понимал требуемого, постоянно отвлекался и говорил без умолку. 1-ый год обучения вёлся по программе развития импрессивной речи. Со 2-го класса началась работа по Программе коррекции звукопроизношения. На момент обследования ученик заменял 6 звуков ([ж] – [ч], [з] – [ч], [щ]- [ш],[л] – [в], [р] –[л]). На сегодняшний день ребёнок заменяет 2 звука ( [р] – [л], [л]- [п]).

Куорти В. На момент поступления в школу самостоятельная речь была гнусавая, малопонятная, на вопросы отвечал 2-3 словами, звуки «проглатывал», инструкции логопеда не понимал. На момент обследования мальчик заменял 4 звука ([ж] –[ з], [ч] – [з], [щ] – [за], []с – [з]).  Поэтому 1-ый год обучения вёлся по Программе развития импрессивной (обращённой речи). На сегодняшний день звуки поставлены, ведётся работа над постановкой и автоматизацией звука [р].

6 класс

Ветров А. На момент поступления в школу говорил очень не понятно и невнятно. Говорить стеснялся, обращённую речь понимал на элементарном бытовом уровне и «считывал» с губ говорящего. Был очень стеснителен, замкнут, порой агрессивен.

1-ый год велась работа по Программе развития импрессивной речи. На момент обследования выговаривал все гласные и согласные [м], [п], [т], [л]. Полиморфное нарушение речи. На сегодняшний день ученик заменяет 7 звуков ([с] – [ч],[ ц] – [ф], [ш] – [щ,[ к] –[ х], [щ] –[ ч], [р] – [л], [с] –автоматизация). Читает лучше, чем говорит. У мальчика медицинский диагноз – нейросенсорная тугоухость 3-4 степени.

Маршалкин Д. На момент поступления в школу речь была совершенно не различима на слух. Мальчик понимал обращённую речь лишь частично на элементарном бытовом уровне. Злился, что его не понимают взрослые и одноклассники, проявлял при этом агрессию. На момент поступления в школу произносил все гласные, а   согласные -  [м], [п], [к]. На сегодняшний день ученик заменяет 3 звука ([с] – [ч], [з] –[ с], [ц] – [с]. Читает лучше, чем говорит. У мальчика медицинский диагноз – двусторонняя сенсорно-невральная тугоухость 3 степени (Н90.5).

Чеботарь К. На момент поступления в школу речь отсутствовала, произносил отдельные гласные звуки. Наблюдалась саливация.  Занятия велись по Программе развития импрессивной речи, включая жестовую мимику. После лечения в 2017-2018 уч. году стал медленно произносить отдельные слова. На сегодняшний день заменяет 3 звука ([ш] – з], [щ] – [с], [р] –автоматизация.

В 2019-2020 учебном году в 1, 1Д, 2, 2Д  классах,  реализовалась коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

1Д класс Программа логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи.

Цели:

- развитие учебных навыков

- развитие речевой активности

- уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее    обогащение       словарного   запаса

- развитие общей и речевой моторики

- развитие слухового восприятия

Результат: дети стали сидеть за столом в течении 10-12 минут, откликаться на своё имя, воспринимать учителя-логопеда, понимать и выполнять простейшие инструкции («Дай», «Возьми», «Положи», «Сядь»), выражать свои мысли жестом, одним-двумя словами.

В плане на следующий учебный год: продолжить работу над развитием пространственного восприятия, развивать необходимость в использовании слов как средство коммуникации, развивать умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить слово с предметной картинкой, развитие навыков построения связного высказывания.

1-2 классы Программа логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи.

- развитие речевой активности

- обогащение словарного запаса

- развитие слухового восприятия

- развитие звуко-слоговой структуры слова

Результат: дети стали выражать свои мысли, чувства простыми предложениями, делить слова на слоги, вставлять пропущенные буквы в слова.

В рамках внутришкольного контроля было показано 3 открытых логопедических занятия с учащимися 1Д, 6 классов. Ученики   продемонстрировали  знания, полученные за время обучения.

В плане на следующий год: развитие навыков построения связного высказывания, составление простых предложений на основе демонстрируемых картинок, вопросов учителя, развитие монологического высказывания.

4 класс Программа логопедических занятий по развитию устной связной речи.

- обогащение словарного запаса

- развитие слухового восприятия

Результат: дети стали выражать свои мысли и эмоции распространёнными предложениями, составлять предложения на основе сюжетных картинок, воспроизводить словесный материал, самостоятельно выполнять письменную инструкцию.

В плане на следующий год: обогащение словарного запаса, развитие монологической речи, умение логически выстраивать своё высказывание.

Цели, поставленные в начале года достигнуты.

Положительных результатов   удалось достичь благодаря чёткому планированию логопедической работы в целом, составлению индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения и совместной работе с воспитателями и учителями.

Анализ логопедической работы за 2019-2020 уч. год позволяет сформулировать задачи на 2020-   2021 уч. год.

1. Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.

2.Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.

III. Неделя Логопедии и психологии не проведена, в связи с пандемией.

IV. Достижения педагога

2019-2020 уч. год

Уровень

Результативность

1.

Октябрь

23.10.19 г.

Открытое коррекционное занятие (логопедия) в 1Д классе на тему

«Развитие учебных навыков».

МОУ «СКоШ»

Школьный

Участие

Обмен опытом среди коллег

Март

3-4.03.20.

Открытые коррекционные занятия (логопедия) в 3, 6  классах по коррекции звукопроизношения. МОУ «СКоШ»

Участие

Обмен опытом среди коллег

2.

Октябрь-ноябрь

31.10.19 г. - 01.11.19г.

«Теория и практика языковой адаптации детей-инофонов в школе: психологические и методические основы обучения русскому языку как неродному»

ТОИПКРО

Региональный

Удостоверение о повышении квалификации

№ 9135, Томск 2019 г.

3.

Май

16.05.20 г.

Публикация «Адаптированная образовательная программа по дефектологии в 1Д классе в соответствии с требованиями ФГОС УО на 2019-2010 уч.г.»

Сайт сетевого педагогического издания «Вестник Просвещения»

Всероссийский

Сертификат

о публикации материала на сайте педагогического издания

Рецензия

На публикацию Программы

Благодарственное письмо

за активное участие в работе издания

Анализ логопедической работы за 2018-2019 учебный год.

План анализа.

  1.  Анализ работы за 2018-2019 уч. год.
  2. Анализ реализации программ, которые обучаются по ФГОС ОУО (ИН)

с учащимися 1 – 3 классов за 2018-2019 уч. год.

  1. Неделя логопедии и психологии.
  2. Достижения педагога.

  1. Анализ логопедической работы за 2018-2019 уч.  год.

На начало учебного года  по результатам обследования  на логопедические занятия было  зачислено  29 человек.  

Из зачисленных на занятия было сформировано  6 подгрупп, 4 группы,  с 3 учениками  (Медведев С. – 1 кл., Попов Д.- 2 кл., Журавлёв А.- 4 кл.) велись индивидуальные занятия. 

Занятия проводились с обучающимися 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 классов.  Работа   велась над коррекцией звукопроизношения, развитием устной связной речи, письменной связной речи.

Основными задачами выбранных мною программ на 2018-2019 уч. год являлось:

- план индивидуальной коррекционной работы с ребёнком на учебный год;

- коррекция звукопроизношения;

- развитие умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы;

- соотносить предмет по его изображению;

- развитие импрессивной речи;

- составление простых нераспространённых предложений на основе демонстрируемых картинок, ЛОС, по вопросам учителя;

- расширение словарного запаса;

- развитие монологической речи;

- учить детей правильно согласовывать части речи;

- научить произносить слова различной слоговой сложности.

II. Анализ реализации программ, которые обучаются по ФГОС ОУО (ИН) с учащимися 1 – 3 классов за 2018-2019 уч. году

В 2018-2019 учебном году в 1-3 классах, которые обучаются по ФГОС ОУО (ИН), реализовалась коррекционно-развивающая логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи».

 1 класс Программа логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи в соответствии с ФГОСО ОУО (ИН).

Цели: 

- развитие учебных навыков

- развитие речевой активности

        - уточнение значений имеющихся у учащихся слов и дальнейшее    обогащение       словарного   запаса

- развитие общей и речевой моторики

- развитие слухового восприятия

Результат: дети стали сидеть за столом в течении 10-12 минут, откликаться на своё имя, воспринимать учителя-логопеда, понимать и выполнять простейшие инструкции (дай, возьми, положи, сядь), выражать свои мысли жестом, одним-двумя словами.

В плане на следующий учебный год: продолжить работу над развитием пространственного восприятия, развивать необходимость в использовании слов как средство коммуникации, развивать умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить слово с предметной картинкой, развитие навыков построения связного высказывания.

2 класс Программа логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи в соответствии с ФГОСО ОУО (ИН)

- развитие речевой активности

- обогащение словарного запаса

- развитие слухового восприятия

- развитие звуко-слоговой структуры слова

Результат: дети стали выражать свои мысли, чувства простыми предложениями, делить слова на слоги, вставлять пропущенные буквы в слова.

В рамках Недели логопедии было показано открытое логопедическое занятие на тему «Все работы хороши», на котором учащиеся продемонстрировали свои успехи.

В плане на следующий год: развитие навыков построения связного высказывания, составление простых предложений на основе демонстрируемых картинок, вопросов учителя, развитие монологического высказывания.

3 класс Программа логопедических занятий по коррекции устной и письменной речи в соответствии с ФГОСО ОУО (ИН).

- овладение русским разговорным языком

- обогащение словарного запаса

- развитие слухового восприятия

Результат: дети стали выражать свои мысли и эмоции распространёнными предложениями, составлять предложения на основе сюжетных картинок, воспроизводить словесный материал, самостоятельно выполнять письменную инструкцию.

Открытое логопедическое занятие в этом классе показало знания детей, полученные за время обучения.

В плане на следующий год: обогащение словарного запаса, развитие монологической речи, умение логически выстраивать своё высказывание.

Цели, поставленные в начале года достигнуты.

Положительных результатов   удалось достичь благодаря чёткому планированию логопедической работы в целом, составлению индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения и совместной работе с воспитателями и учителями.

В 4 четверти я изучила и попробовала применить элементы альтернативных коммуникаций с учеником 2 класса (Попов Данил). Было подготовлено несколько образцов карточек, которые я апробировала на занятиях. Не все карточки были действенны, поэтому мною была составлена подборка, применяемая конкретно с данным учащимся. Отмечается частичная положительная динамика: ребенок пошел на контакт, выполняет простые инструкции, увеличилась продолжительность занятий по времени.

На следующий год планирую продолжить работу в этом направлении с этим учеником и хочу апробировать эту методику с другими учащимися, которые имеют схожие проблемы в развитии речи.

Анализ логопедической работы за 2018-2019 уч. год позволяет сформулировать задачи на 2019-   2020 уч. год.

1. Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.

2. Разработать и внедрить в учебный процесс программу по альтернативным коммуникациям для учащихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся.

III. Неделя Логопедии и психологии

В период с 15.04.19. по 19.04.19. в нашей школе прошла «Неделя логопедии и психологии»

Цель: повышение интереса к логопедическим занятиям.

Задачи:

  1. развитие коммуникативных способностей учащихся,
  2. развитие познавательных и психических процессов,
  3. пропаганда логопедических знаний среди педагогов.

Для проведения «Логопедической недели» ежегодно составляется план мероприятий на каждый день.

Понедельник, 15.04.19.

Состоялось открытие «Недели логопедии», которое носило увлекательно-информационный характер. Для педагогов был предоставлен дидактический материал: задания и упражнения на развитие устной и письменной речи, которые будут использоваться на уроках в течение недели.

Вторник, 16.04.19.

В этот день учитель-логопед Коваленко Е.В. представила для коллег школы с целью обмена опытом   открытое логопедическое занятие по развитию устной связной речи во 2 классе по лексической теме «Все работы хороши!»

Учащиеся проявляли интерес на протяжении всего урока, были раскрепощены, с удовольствием выполняли предложенные задания.

Среда, 17.04.19.

Среди учащихся 5-6 классов был проведён конкурс «Слышу отчётливо, пишу грамотно». Логопед Дзюба Ю.Ю. провела диктант с грамматическим заданием.  Ребятам были предложены задания: подчеркнуть гласные и согласные, подобрать обобщающее слово, разделить слова на слоги, исключить «четвертый лишний». Во время игры ребята активно проявляли и использовали свои знания, полученные на логопедических занятиях. Со всеми заданиями ребята справлялись и были готовы к новым более сложным испытаниям.

Четверг, 18.04.19.

В этот день учащиеся школы под руководством педагога-психолога Булатовой Л.Р. провели блиц-опрос среди педагогов школы. Среди уч-ся 7-9 кл. была проведена игра-презентация «Своя игра» и среди 3-4 кл. игра-презентация «Пословицы и поговорки».

Пятница, 19.04.19.

Состоялось закрытие Недели логопедии. Были подведены итоги всех викторин и конкурсов. Победители награждены дипломами и грамотами.

 Учителя-логопеды провели конкурс рисунков «Как я занимался с логопедом» и конкурс «Слышу отчётливо, пишу грамотно».

Проведение Недели логопедии сближает всех ребят, активизирует их, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая форма работы важна для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию познавательных и психических процессов, вызывает интерес к обучению и в дальнейшем помогает их социализации в общество.

Положительным достижением «Логопедической недели» можно считать то, что по сравнению с прошлой Неделей активность участников образовательного процесса значительно возросла.

В течение учебного года проводились консультации с педагогами школы. Совместно обсуждались вопросы о соблюдении педагогического такта по отношению к детям, имеющим нарушения речи,  по артикуляции слов, правильным произношением поставленных (изучаемых звуков), упражнениях на развитие фонематического слуха.

В рамках консультационно-методического пункта (КМП) в течение года обратились педагоги с МДОУ «Колобок», МБОУ № 3, александровской средней школы. У коллег возникали вопросы по практической помощи в организации коррекционно-образовательной деятельности, в разработке  АООП, дефектологической программе.

IV. Достижения педагога

2018-2019 уч. год

Уровень

Результативность

1.

Сентябрь 2018

ФГОС ООО

Тест на знание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной основной образовательной программы основного общего образования Портал «Единый урок»

Сентябрь

Фотоконкурс «Удивительный мир животных», посвящённого   акции «День защиты животных»

МОУДО « ДЭБЦ»

Всероссийский

Муниципальный

Диплом об успешном прохождении теста

2 место

Загородний М.,

3 класс

2.

Октябрь

24.10.18 г.

Открытое коррекционное занятие (логопедия) в 3 классе на тему

«Осень в гости к нам пришла» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России».

МОУ «СКоШ»

Школьный

3.

Апрель 2019 г.

16.04.19 г.

Открытое коррекционное занятие развитие устной связной речи (логопедия) во 2 классе на тему «Все работы хороши!» в рамках Недели логопедии и психологии. МОУ «СКоШ»

Школьный

4.

Март 2019 г

Экологический конкурс «Вторая жизнь ненужных вещей» ТОИПКРО

Межрегиональный

2 место

Махкамова Шаббона,

3 класс

5.

Апрель 2019 г. (сроки: 15.04. -28.06.)

 Конкурс «Яркие краски детства» ТОИПКРО

Всероссийский

6.

Май 2019 г. (сроки: 15.04. – 28.06.)

 Конкурс для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск.» ТОИПКРО

Региональный

Данные результативности  работы с детьми распределились следующим образом:

1 класс – 3 подгруппы

На начало учебного года никто не мог вести диалог и работать в паре, плохо выполняли инструкцию педагога, не владели артикуляционной моторикой. К концу учебного года дети стали справляться с заданиями частично. Работа велась над коррекцией звукопроизношения. У Перемитина Д., Салынина В., Уразова М. звуки  поставлены. На следующий год работа продолжится в данном направлении с Кирилловой Т.,  Чеботарём К., Корчагиным Д.

Мальцева Маша - на начало учебного года ученица совершенно не слушала педагога, бегала по кабинетам, невозможно было усадить за парту, от предлагаемых заданий отказывалась. На конец учебного года ученица начала с большим трудом адаптироваться к школе. Задания стала выполнять, но не всегда.  Требуется особый индивидуальный подход и постоянный контроль. Планирую работу с Машей по развитию устной  связной речи по темам.

Ким Серёжа  – на начало учебного года не сидел за рабочим местом. Постоянно выкрикивал различные звуки, хлопал дверьми, наотрез отказывался выполнять какое-либо задание. На конец учебного года выполняет небольшие по объёму задания, идёт интенсивный прирост слов, слушает педагога. Но всё зависит от настроения. На следующий учебный год планирую с учеником работу по развитию устной связной речи по темам.

2 класс – 3 подгруппы.

Из 8 учащихся у 5 поставлены звуки ( Гибадуллин Э., Барышев Е., Ботовский И., Савинков Д., Аббасов Р.), с Никитиным Д., Боготским С. И Алтурмесовым В. Работа по коррекции звукопроизношения будет продолжена в следующем учебном году.

3 класс-  подгруппа № 7

С Сапульской Б. и Баженовой Л. Работа велась по коррекции звукопроизношения. Работа будет продолжена в этом направлении в следующем учебном году.

6 класс – подгруппа № 8

С Гаджиевым А. и Берединой К. велась работа над развитием устной связной речи. К концу учебного года ученики смогли пересказывать небольшие по объёму тексты, с помощью учителя составлять план рассказа, вести диалог. В следующем году работа будет продолжена.

7 класс – подгруппа № 9

 Развитие устной связной речи  по системе Н.Г. Андреевой «Письменная связная речь» (часть № 3) велась с Корчагиной Н. и Алексеевым Д. В течение года учащиеся учились устно и письменно писать сочинения, изложения , составлять рассказы по листам опорных сигналов (ЛОС), серии сюжетных картинок (ССК), составлять свои ЛОСы.

Положительная динамика наблюдается в развитии у детей коммуникативных компетентностей, повышения уровня информативности, улучшения уровня последовательности пересказа, в развитии монологической речи.

В следующем учебном году планирую продолжить работу в этом направлении.

9 класс- индивидуальное обучение

велось с Черновым В. по развитию устной связной речи. Ученик самостоятельно успешно пересказывал прочитанное, определял основную мысль, составлял ЛОСы, планы пересказа. По окончании учебного года выпущен с логопункта с улучшением.

С Гаджиевым А. (6кл.), Гаджиевой Н. (4 кл.) и Фараджовым К. (4 кл.) занималась по отдельной модифицированной программе. Логопедическая программа рассчитана на детей, не владеющих русским (неродным) языком. На сегодняшний день мои ученики могут расставить ударения в словах, вставить пропущенные буквы, слова в предложения, составить небольшой по объему рассказ по картинке, написать небольшой текст под диктовку. В дальнейшем я планирую продолжить работу по программе, добавив новые темы,  такие как «Времена года», «Транспорт», «Животные».

II. Анализ апробируемой модифицированной программы

«Развитие устной связной речи» по системе Н.Г. Андреевой «Письменная связная речь» (часть № 3) для обучающихся 7 класса МКСКОУ СКОШ VIII вида.

Реализация апробирования логопедической программы «Развитие устной связной речи» по системе Н.Г. Андреевой «Письменная связная речь» (часть № 3) велась с Корчагиной Н. и Алексеевым Д. В течение года учащиеся учились устно и письменно писать сочинения, изложения , составлять рассказы по листам опорных сигналов (ЛОС), серии сюжетных картинок (ССК), составлять свои ЛОСы.

Диагностика,  проведённая в конце учебного года показала следующие результаты:

Информативность

Причинно-следственные связи

Последовательность

Логичность

Определение основной мысли

Начало

года

Конец года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Из приведённых данных видно, что детям заметно трудно даётся устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать последовательность при пересказе (учащиеся забывают быстро прочитанное, услышанное, часто включают постороннюю информацию, отвлекаются на незначительные детали), проявлять логичность в своём высказывании.

Однако,  динамика наблюдается в развитии у детей коммуникативных компетентностей, повышения уровня информативности, улучшения уровня последовательности пересказа, в развитии монологической речи.

В следующем учебном году планирую продолжить работу в этом направлении.

III. Программа  логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта» (описание инновационного опыта).

Описание инновационного опыта.

Цели программы:

Образовательные – обучение детей способам усвоения общественного опыты, развитие познавательной активности, формирование положительного отношения к учёбе, чтобы помочь детям овладеть тем объёмом знаний и умений, который предусмотрен программой школы VIII вида.

Коррекционные – компенсация отставания в речевом развитии, накопление и увеличение словарного запаса, развитие позитивных качеств с тем, чтобы заложить основы дальнейшего успешного продвижения в учении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

       Изучив «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком» авторы Чиркина Г.В., Лагутина А.В. и «Программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи», автор Чиркина Г.В., модифицируя, я разработала  «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта».

     Программа реализуется в рамках логопедических занятий из расчёта 2 раза в неделю, 64 часа в год.

На занятиях используются как традиционные дидактические технологии, так и специальные коррекционные: личностно-ориентированные, ролевые и деловые игры, элементы ИКТ, имитационное моделирование.

    Программа основывается на принципе коммуникативной направленности и комплексно-тематическом принципе обучения неродному языку.

    Каждый тематический блок включает словарь-минимум и примерные лексико-грамматические модели, обслуживающие речевые ситуации с учётом речевых возможностей детей.

Схема изучения учебного материала:

  1. Обследование с целью выявления состояния активного и пассивного словаря;
  2. Увеличение объёма активного словаря посредством включения в речь словесных клише;
  3. Введение в речь развернутых речевых высказываний;
  4. Автоматизация, самостоятельное применение русскоязычных слов.

По итогам входящей диагностики из  3 обучающихся двое не разговаривали на русском языке, не общались со сверстниками, не смотрели телепередачи на русском языке.

    По результатам итоговой диагностики отмечается улучшение  качества знаний по русскому языку.  Все трое детей-мигрантов в основном освоили навыки говорения, чтения,  письма, общения на русском языке в обиходно-бытовой и учебной сферах.  Из трёх обучаемых учащихся  отвечают на  вопросы учителя, умеют обратиться к собеседнику, участвовать в диалоге, составлять типовые предложения, пишут заглавные и строчные буквы в соответствии с нормами каллиграфии.

В 2011-2012 г. мною изучалась проблема обучения детей-мигрантов, не владеющих русским языком.

В2012-2013 г. модифицируя источники по данной проблеме , была разработана  «Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта».

В 2013-2014 г. программа прошла внутреннюю экспертизу и принята на ШМС № 9   от 01.04 2014г.

     В 214-2015 г.  предполагается собственно само внедрение  инновационного опыта.

  1. Участие в методической работе.

23.10.2013

межмуниципальный

1.Открытое логопедическое занятие на тему «Последовательный пересказ текста с опорой на ЛОС».

2.Стендовая презентация на тему «Листы опорных сигналов на занятиях логопедии».

сертификат

25.12.2013

школьный

Выступление на тему «Особенности работы учителя-логопеда с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта». Модифицированная программа логопедической работы.

Принята модифицированная

Программа

01.04.2014 г., пр.№ 9

27.03.2014

муниципальный

Выступление на тему «Особенности работы учителя-логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Банк инновационно-педагогического опыта

24.04.2014

муниципальный

Выступление на тему «Особенности работы учителя-логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

  1. Курсы повышения квалификации:

Москва.  Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция».

Дистанционные курсы по программе «Внедрение инновационных социально-образовательных программ нового поколений «Особый ребёнок».

Получено свидетельство о повышении квалификации ( 240 ч.)

В течение года принимала участие в службе ППМС сопровождения и школьном ПМПК. Во время учебного года посетила 7 открытых занятий коллег с целью накопления опыта.

Стаж работы учителем-логопедом – 8 лет.

Анализ логопедической работы за 2011 – 2012 учебный год.

План анализа:

  1. Проблемный анализ работы за год.
  2. Анализ профессионального роста.
  3. Участие в методической работе школы.
  4. Участие и результативность профессиональных конкурсов в 2011-2012 уч. году.

В 2011-2012 уч. году имела нагрузку – 20 часов в неделю.

На начало учебного года в логопункт было зачислено 20 человек. Из них сформировано  9 подгрупп, с 2 учениками велись индивидуальные занятия ( Бушманов . – 1 кл.,

Сулейманов О. – 9 кл.)

        Занятия проводились с учащимися  1, 5, 6, 8, 9 классов. Работа велась над коррекцией звукопроизношения и развитием связной речи.

Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Основными задачами выбранных  мною программ на 2011 – 2012 учебный год являлось:

- индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком на учебный год,

 - коррекция звукопроизношения;

- обучение артикуляционной гимнастики;

- развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

- развитие чётких представлений о звуковом составе слова;

- умение выделять звуки из слова;

- определять место звука в слове;

- овладение буквой, как графическая опора для закрепления звука в речи;

- развивать умения отчётливо повторять произносимые учителем слова и фразы;

- соотносить предмет по его изображению;

- давать простейшую характеристику по признакам: цвет, размер, функциональные признаки;

- составление простых нераспространённых предложений на основе демонстрируемых по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам;

- коррекция недостатков общего речевого развития учащихся;

- расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

- развитие наблюдательности на основе упражнений;

- расширение словарного запаса;

- развитие монологической речи;

- использование ИКТ (работа с компьютером)

      II.  Для лучшего усвоения программного материала детьми использовала различную методическую литературу.

На протяжении всего учебного года использовала материалы следующих авторов: И.А. Смирнова " Логопедический альбом для обследования лексико – грамматического строя и связной речи ", Т.А.Ткаченко " Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у школьников" (методическое пособие ), О.Б.Иншакова " Альбом для логопеда ", К.В. Иванова " Сами с усами ", З.А. Репина, В.И. Буйко " Уроки логопедии", И.Г. Сухин " Весёлые скороговорки для " непослушных " звуков ", В.И. Городилова  «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения ",

Л.Н. Ефименкова " Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов ",П.Д. Лебедева " Коррекционная логопедическая работа " ,

И.Л. Лебедева " Трудный звук, ты наш друг!" , Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах», В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко «Работа по коррекции звукопроизношения», Т.Б. Филичева «Основы логопедии», Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь», ч.1,2, Е.В.Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии» и мн.др.

В течение учебного года у учащихся вырабатывала понимание импрессивной речи, расширяла активный и пассивный словарь, развивала внимание и мышление.

В течение учебного года были проведены консультации с родителями и педагогами школы.

С родителями были проведены беседы и даны рекомендации по работе с детьми в домашних условиях (11 бесед). Взаимосвязь с педагогами осуществлялась посредством консультаций по запросу и велась тетрадь, где были рекомендованы упражнения с детьми-логопатами.

В начале учебного года совместно с учителем – логопедом Богомоловой Л.Н. были разработаны контрольно-измерительные материалы ( КИМы) результатов реализации программы развития школы как индивидуальный диагностический инструментарий деятельности учителя-логопеда. В течение учебного года заполнялась результативность работы по следующим критериям:

- формирование коммуникативных умений и навыков;

- развитие связной устной речи;

- развитие и коррекция звуковой стороны речи.

Данные результативности распределились следующим образом:

1 класс – на начало учебного года из 5 человек никто не умел вести диалог и работать в паре, выполнять инструкции педагога, отвечать на вопросы учителя, владеть артикуляционной моторикой. На конец учебного года 3 человека выполняют задания с помощью педагога, 1 ученику (Баженова Л.) инструкции недоступны, 1 ученик (Ямилов Э.) выведен на индивидуальное обучение (25.11.11.).

2 класс – на начало учебного года из 5 человек умение вести диалог и работать в паре 3 человека справлялись с помощью педагога, 2 человека могли пересказать услышанный текст и ответить на вопросы, артикуляционной моторикой владели 2 человека. На конец учебного года 1 ученик (Князев Д.) справляется с заданиями самостоятельно, 3 обучающихся с помощью учителя выполняют задания, 1 имеет диагноз РДА, поэтому у него индивидуальные критерии оценок.

5 класс – из 4 человек, посещающих логопедические занятия, 2 ученика справлялись с заданиями с помощью учителя, 2-ум ученикам часть заданий была недоступна. К концу учебного года 2 ученика самостоятельно выполняют задания, а 2 ученика справляются с помощью педагога.

6 класс -  на начало учебного года 2 ученика выполняли задания с помощью учителя-логопеда,  к концу учебного года 1 ученик справляется самостоятельно ( после неоднократных разъяснений логопеда) и 1 ученица выполняет задания при помощи учителя.

8 класс – 2 ученицы работали при помощи учителя. К концу учебного года 1 ученица справляется самостоятельно с заданиями, а вторая при помощи учителя. Самостоятельное выполнение недоступно ( Фёдорова К.).

9 класс – на начало учебного года 2 ученика справлялись с заданиями при помощи учителя, 1 ученику инструкция была доступна частично. На конец учебного года 1 ученик выполняет задания самостоятельно, второй – после неоднократных разъяснений и частичной помощью логопеда, третий – только с помощью и под контролем учителя ( Сулейманов О.).

Анализ работы по контрольно- измерительным материалам показал, что на следующий учебный год нужно разработать критерия оценок дополнительно для обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта.

Курсы повышения квалификации в 2011-2012 уч. году.

  1. Логопедические курсы на тему: «Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы детских авторов»  (16 ч. РЦРО, Томск).
  2. Логопедические курсы по теме: «Предупреждение и коррекция учебных трудностей у детей с ОВЗ в период подготовки к обучению в школе и в период школьной адаптации» (80 ч.) ТОИПКРО.

Тема по самообразованию в 2011-2012 уч. году: «Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения». Форма реализации – участие во Всероссийской научно-практической конференции «Внедрение системно-деятельностного подхода в образовательный процесс» (апрель 2012г.) Выступление с докладом «Обучение аутичных детей навыкам коммуникативного общения». который опубликован в сборнике материалов конференции. Получен сертификат участника.

В следующем учебном году планирую работать над темой по самообразованию «Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии».

На спецсеминаре по олигофренопедагогике выступила с сообщением на тему:

 «Об уровне владения речевым этикетом и педагогическом артистизме. Их роль в формировании профессиональной культуры педагога-дефектолога».

Оценка методической службы школы в 2011-2012 уч. году – «удовлетворительно».

В течение года принимала участие в службе ППМС сопровождения и школьном ПМПК.

Во время учебного года посетила 7 открытых занятий коллег с целью накопления опыта.

Стаж работы учителем – логопедом – 6 лет.

 

30 мая 2011 г.                                                                                                         Учитель – логопед I КК

                                                                                                                                  Коваленко Е.В.

Приложение:

  1. Отчёт о логопедической работе МКСОУ СКОШ VIII вида ( таблица).
  2. Мониторинг за 2011-2012 уч. год (5,6,8,9 кл.) ( таблица).
  3. Отчёт о количестве обучающихся в развитии устной и письменной речи в

 МКСКОУ СКОШ VIII вида и результатах обучения в логопедическом пункте за 2011-2012 уч. год (таблица).

  1. Название и количество мероприятий в период с 2008-2012 уч.г.г. по ПР школы (таблица, итог).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ на 2019-2020 учебный год

Ад  Аптированная рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопункта предназначена для детей с 4 до 6 лет с фонетическим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общ...

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса (2019-2020 учебный год)

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 10 класса (2019-2020 учебный год)...

Анализ воспитательной работы на 2019-2020 учебный год

Дан анализ воспитательной работы в школе-интернате с. Ериловка  за 2019-2020 учебный год....

Анализ работы за 2019 - 2020 учебный год

В 2019 - 2020 учебном году коллектив СОШ №1 г.Белоярский работал над целью: создание условий, обеспечивающих доступное, качественное образование и воспитание, способствующее интеллектуальному, нравств...

Анализ работы за 2019 - 2020 учебный год

Анализ работы за 2019 - 2020 учебный год...