Приёмы работы по развитию коммуникативных УУД на уроках истории и во внеурочной деятельности
методическая разработка

Степаненко Вера Петровна

Современное общество развивается быстрыми темпами, умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Обеспечить конкурентоспособного  и успешного выпускника-задача школы.  Государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место  формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

    Преодоление данных трудностей, становится возможным посредством внедрения форм и методов активного обучения в рамках предметов «История» и «Обществознание». Активное обучение ориентировано на широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Основной формой такого обучения является командная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы работы по развитию коммуникативных  УУД

 на уроках истории и во внеурочной деятельности

Подготовила

Степаненко В.П. ,учитель истории

Троицко – Харцызской  СШ № 18

Современное общество развивается быстрыми темпами, умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Обеспечить конкурентоспособного  и успешного выпускника-задача школы.  Государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место  формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

    Преодоление данных трудностей, становится возможным посредством внедрения форм и методов активного обучения в рамках предметов «История» и «Обществознание». Активное обучение ориентировано на широкое взаимодействие обучающихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Основной формой такого обучения является командная работа. 

Пример. Каждого учащегося необходимо учить работе в команде и посвящать этим целям уроки. Так в 7 классе на уроке «Ремесленная мастерская» я поделила класс на 4 команды, и задала общий вопрос «Какое качество работника наиболее ценно В группе они вначале отбирали 3 качества, потом из них – одно. Все это происходило при активном обсуждении, у всех перед глазами лежали правила работы в группе.(памятки) Потом представители всех групп выставляли одного делегата,  эти 4 делегата совместно должны были выбрать только 1 качество. С первого захода не вышло, после дополнительного тайм-аута делегаты пошли на 2.-й  и тогда у них получилось. «Я так горжусь вами!» «Потому что мы правильно определили качество?» «Нет, потому, что вы сумели договориться» - сказала я. Для создания полноценной команды необходимо руководствоваться четырьмя принципами:

  • благоприятный психологический климат,
  • индивидуальная ответственность участников команды,
  • равное участие и одновременное взаимодействие.

На первом месте – активность именно класса, моя функция как учителя – осуществлять «включенный контроль» и создавать условия для инициативы учащихся.

Пример. на уроке истории России «Оформление сословного строя» в 7 классе мной проводилась следующая работа: класс из 20 человек делился на 4 группы. В каждой команде один ученик брал на себя роль командира и являлся экспертом. Перед каждой командой лежала таблица с перечисленными сословиями, команде необходимо было вписать в пустые колонки особенности всех 4 сословий и охарактеризовать их.В конце этого урока я задала вопрос: «Представителем какого сословия вы бы хотели стать? Аргументируйте свой ответ». Учащиеся самостоятельно создали уже новые команды в зависимости от выбранной ими позиции: крестьянство, посадское население, купечество, дворянство.

Групповая форма активного обучения интересна и учителю и ребятам. на некоторых уроках групповая работа перетекает в полилог. Формы полилога, применяемые мной на уроках истории и обществознания:

  • Дискуссия.

Если ставится цель выработать общее мнение при существующих различиях в понимании проблемы, дискуссия необходима. Причем, ее можно построить как вы индивидуальной, так и в групповой форме.

Пример. В 7 классе на уроке истории по теме «Великие географические открытия» можно предложить детям проблему – почему начались географические открытия  Учащиеся высказывают свою точку зрения.

  • Диспут.

На занятии происходит свободный обмен мнениями, учащиеся должны доказать верность своей точки зрения. Пример: в 8 классе на уроке обществознания «Образование» учащиеся разделились на 2 группы и отстаивали свою позицию по вопросам платного и бесплатного высшего образования.

  • Деловая игра.

Использование деловой игры повышает мотивацию учеников, развивает их способности к осмыслению событий и явлений, обучает сотрудничеству. Несмотря на то, что это сложная форма проведения урока, любую задачу по любой теме можно развернуть в деловую игру. Например, в виде адвокатской конторы или выборов, на котором рассматривается тот или иной спор. Данная форма проведения урока позволяет развивать у учащихся навыки анализировать и делать выводы, обоснованно излагать и отстаивать свою позицию.

  • Дебаты.

 Основываясь на материалах исследования, одна из команд утверждает, что проблема может быть решена следующим образом и приводит свои доводы. Другая команда слушает и находит у оппонентов слабые места и пытается привести доводы в противовес сказанному ранее.

Темы дебатных игр могут быть такими:

« Подростки должны нести такую же ответственность за совершенные преступления, как и взрослые.»

«Права и обязанности школьников»

«Нужен ли Устав школы» и т. д.

  • Конференция. 

Создается группа докладчиков, которым предстоит выступить на конференции, и экспертов, в роли которых выступают остальные учащиеся. Например: урок – защита коллективных проектов в 7 классе «Экология и мы» или урок – конференция «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны»  «Героические страницы истории России»

Нужно не забывать, что полилог – разговор многих участников, который предполагает, что роль говорящего переходит от одного участника к другому. Если этого не происходит, то полилог переходит в монолог. При работе в группах, когда дети передвигаются, все вовлечены в этот процесс и информация запоминается легко. Но самое главное – пассивных учеников на уроке нет, задействован весь класс. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и креативно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Наряду с закреплением изученного, освежением в памяти забытого, развитием речи это способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности.

Но только на групповой работе не построишь учебный процесс. Коммуникативные компетенции начинают формироваться у ребенка не только через групповую работу. В работе я применяю и монолог как активную форму организации обучения и практикую такие методы:

  • монологический рассказ у доски (в это время класс слушает и оценивает ответ товарища или выполняет другое задание);
  • монолог в паре;
  •  рассказ по цепочке; по ключевым словам;
  • тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками полушепотом, в то время как класс занят другим делом).

Учащиеся учатся анализировать ответ товарища, давать рецензию с помощью памяток. В процессе объяснения нового материала ученики получают задания:

- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;

- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество)

- выписать новые понятия;

- заполнить таблицу;

- продолжить… или дополнить…;

- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;

- обобщить (сделать вывод).

Для формирования  коммуникативной компетенции важен диалог.

На уроках использую следующие методы и приемы:

  • взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем.
  • опрос в форме диалоговой пары. На доске учитель предлагает вопросы, заранее проставив количество баллов, которые ученики могут получить при выполнении каждого задания. Затем ученики в паре выбирают вопросы, готовят ответы, оценивают работу (тема «Восточные славяне» в 6 классе)
  • цепочка вопросов: первый ученик отвечает у доски на первый вопрос, второй ученик задает ему вопросы, затем отвечает на второй вопрос, третий ученик задает вопросы второму и отвечает на свой вопрос и т. д. (тема «Смута» в 7 классе)
  • 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика.
  •  «Двойной дневник»: лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а напротив - в правой - факты (или свои комментарии) («Для чего нужно соблюдать закон» 8 кл.)
  • заполнение сравнительной таблицы.

Содержание обществоведческих дисциплин даёт широкий спектр возможностей для реализации принципов личностно-ориентированного подхода Так, например, при изучении обществознания в 10-м классе предлагаю учащимся вспомнить и привести примеры реальных жизненных ситуаций, свидетелями которых были сами школьники, или факты, почерпнутые из СМИ, иллюстрирующие межнациональные отношения и связанные с ними проблемы, существующие в современном мире. После анализа этих ситуаций предлагаю на выбор выполнить два задания: либо сформулировать причины возникновения данных проблем, либо спрогнозировать возможные последствия их существования. Таким образом, я использую собственный опыт детей и предоставляю им свободу выбора при выполнении заданий.

Таким образом, сочетание разнообразных методов и форм активного обучения, их систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию. При проведении уроков, построенных на применении таких активных методов и форм обучения, ребята чувствуют себя комфортно, что является основным условием здоровьесбережения.  Формированияе коммуникативной компетентности у учащихся  повышает  интерес к процессу обучения, а значит улучшается  качество знаний.

Недавно ребята предложили мне ввести на уроках минутку политинформации, и я приму их инициативу к сведению. Именно это я и стремлюсь воспитывать в школьниках: самостоятельность, инициативность, патриотизм, человечность.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Районное обобщение опыта педагогической работы "Современные приёмы работы с архивными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности" 2020 год

Данный материал отражает приёмы работы с использованием архивных источников. В качестве последних были взяты копии документов Кольчугинского архива из фондов артели инвалидов им. Воровского за период ...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...