Методическая разработка Проект «Блокадный Ленинграда»
методическая разработка

Гаджиева Нурият

Актуальность проекта:

Уже почти 75 лет мы прославляем победу в Великой Отечественной войне. Блокада Ленинграда сыграла очень важную роль не только в жизни Ленинграда (в настоящее время Санкт-Петербург), но и в жизни всей страны в целом. Многие современные дети просто не знают, как жили, росли дети военного времени, ведь у них тоже было детство, только не такое радостное и беззаботное. Слушая рассказы, просматривая фильмы о блокаде Ленинграда, они смогут лучше воспринимать историю своей Родины, сравнивая жизнь детей разных поколений. Как рассказать детям о том времени и не напугать. Для решения этой проблемы и был создан данный проект "Блокадный Ленинград".                                                                                                                    

Тип проекта: познавательно-информационный

Сроки – проект краткосрочный с 25.01-29.01.2021, в старшей группе №8

Участники: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

Цель проекта: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

  •  Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.
  • Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогащать словарный запас детей.
  • Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными Блокаде Ленинграда.
  •  Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. 
  •  Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, проживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

 

Предполагаемый результаты:

1. Знание детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

2. Интерес детей к истории отечества в годы Великой Отечественной войны.

3. Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые Блокаде Ленинграда.

4. Знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», ветеран.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный

1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о Блокаде Ленинграда.

2. Информирование родителей о предстоящем проекте.

3. Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап – основной

1. Проведение НОД, бесед о Блокаде Ленинграда.

2. Привлечение родителей к участию в проекте.

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.

3 этап – заключительный:

1. Просмотр презентации «Блокада Ленинграда».

2.  Просмотр исторического фильма (хроники) о подвиге Ленинграда.

4. Досуг совместно с музыкальным руководителем посвященный ко дню снятия блокады.

 

Формы проведения проекта:

- Беседа с презентациями: «900 дней Блокады», «Дети блокадного Ленинграда»

- Знакомство с художественной литературой: Е. Благина «Шинель», С. Ботвинник «Блокадный хлеб», «Дневник Тани Савичевой», Ю Воронков, Книга стихов «Блокада», М. Сухачёв «Дети блокады», В. Воскобойников «Оружие для Победы».

- Рассматривание иллюстраций: «Дорога жизни», «Пискарёвское мемориальное кладбище», «Разорванное кольцо блокады», «Дети блокадного города».

- Прослушивание музыкальных произведений: Д. Шостакович «7 (Ленинградская) симфония», В. Толкунова «Дети Ленинграда», Э. Хиль «Медаль за оборону Ленинграда», А. Островский и Л. Ошанин «Солнечный круг», Д. Тухманов, В Харитонов «День Победы», М. Исаков М. Блантер « Катюша».

- Дидактические игры: «Подбери картинку». «Колесо истории», «Что изменилось», «Военный транспорт».

- Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Летчики», «Госпиталь».

- Подвижные игры: «Перейти на другой берег», «Попади в цель» «Меткий стрелок»,

- НОД: Занятие на тему «Блокада Ленинграда»

- Рисование: Раскраски военные профессии

- Работа с родителями:

- Оформление стенда «Блокада Ленинграда»,

- Оформление папки-передвижки «Мы помним, мы гордимся»,

- предложить родителям вместе с детьми маршрут выходного дня: посещение мемориального комплекса "Разорванное кольцо", м/к "Невский Пятачок", просмотр х/ф "Садись рядом, Мишка" (КДЦ Подвиг)

- Просмотр видеофильма о Блокадном Ленинграде

 

 

Приложение 1

Конспект занятия для детей старшей группы «Блокада Ленинграда»

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде; дать представления о тяжелых и героических днях в истории родного города; воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

 

Задачи:

 

Образовательные: Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников.

 

Развивающие: Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь;активизировать в словаре детей: город – герой,паек, монумент, мемориал.

 

Воспитательные: Воспитывать любовь и гордость к родному городу, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям города.

 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

 

Виды детской деятельности: общение с взрослым, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок.

 

Предварительная работа:

 

1. Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.

 

2. Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города.

 

3. Чтение художественных произведений по теме.

 

4. Рассматривание фотоальбома «Город – герой», картин о войне.

 

5. Прослушивание песен и музыки военных лет.

 

6. Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.

 

Материалы и оборудование: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и иллюстрации по теме; запись воздушной сирены; запись метронома; запись песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.

 

Воспитатель: Скажите, ребята, как сейчас называется наш город, в котором мы с вами живем.

 

Слайд1 (Санкт-Петербург)

 

Ответы детей: Сейчас наш город называется Санкт – Петербург.

 

- Какие у Вас есть самые любимые места в нашем городе? (ответы детей)

 

-Молодцы! Вы назвали много прекрасных мест – достопримечательностей нашего города.

 

Воспитатель читает стихи о Санкт – Петербурге.

 

Ты красив в любое время года:

Грустной осенью, студеною зимой.

И в жару, и даже в непогоду

Я люблю тебя, мой город над Невой!

Город музеев, чудесных дворцов,

Город каналов, мостов, островов,

Город чугунных оград на Неве, -

И нет прекрасней его на земле!

 

Воспитатель: Много испытаний было у нашего прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашего города. Хотя вы ещё маленькие, но по рассказам взрослых, по фильмам знаете о страшной войне с фашистами, которую наша страна выиграла в жестокой битве.

 

Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечает наш город 27 января. Это очень памятная дата для нашего города.

 

-А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?

 

Ответы детей. Ленинград.

 

Воспитатель: А жители города назывались ленинградцами.

 

Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

 

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали города, полыхали пожары, гибли люди.

 

-А кто такие фашисты?

 

Гитлер-главнокомандующий немецкой армии, не сумел захватить город Ленинград силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

 

Слайд 2 (карта)

 

Рассматривание карты Блокады Ленинграда.

 

Воспитатель: Посмотрите (карту-картинку, на что это похоже? (Круг, кольцо.)

 

Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй, с Москвой и другими городами. (показ на карте)

 

Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо. (Выходят несколько детей).

 

Воспитатель: Вы стоите плечом к плечу. И нет такого промежутка, чтобы можно было пролезть между вами. Вот так и был окружен наш город. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали свой город.

 

Воспитатель: А сейчас мы с вами послушаем фрагмент песни «Священная война».

 

(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача.)

 

Воспитатель: Какой характер у этой музыки? Что вы чувствуете, когда слышите эту песню?

 

В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и тогда все встали на защиту города. Жители города проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. Это были взрослые, старики, дети. Все старались помочь своему городу.

 

Слайд 3 (Зима)

 

Воспитатель: Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

 

Их было 900… это почти 2, 5года. Жителям города нужно было пережить 3 холодных зимы.

 

Продуктов не хватало. Люди забыли вкус мяса, фруктов, овощей, дети- вкус конфет, печенья, булки.

 

Слайд 4 (хлеб)

 

Норма хлеба снизилась, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать кусок хлеба такой массы). Хлеб выдавали по карточкам. И если житель терял карточку, то он оставался без хлеба. В хлеб добавляли муку, крупу, добавлялась бумага, древесные опилки, хвоя деревьев.

 

Слайд 5 (печь-буржуйка)

 

Воспитатель: Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

 

Слайд 6 (окна)

 

Воспитатель: Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

 

Слайд 7 (дневник)

 

Воспитатель: До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.

 

В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала:

 

«Сегодня умер дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».

 

День за днем умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено – «Умерли все» .Осталась одна Таня.

 

Таню удалось вывезти из города. Но врачи девочку спасти уже не смогли. Она умерла.

 

Слайды Дневника.

 

Физкультминутка

 

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.)

В январском снегу (Обнять себя руками.)

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши.)

На морском берегу (Плавные движения руками-волны.)

С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.)

Строг и красив (Руки вперед.)

Как будто вплывает (Движения руками «плывут».)

В широкий залив (Повтор.)

В блокадные дни (Шагают на месте)

Под обстрелом в снегу (Повторить.)

Не сдался, не сдался (Повороты головы.)

Наш город врагу (Наклон вперед.)

 

Воспитатель: Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

 

Нужно было быстро бежать в бомбоубежище. Таким местом обычно служили подвалы домов или специально вырытые глубоко под землей помещения.

 

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома).

 

-Что Вам напоминает этот звук?

Воспитатель: Он напоминал звук биения сердца. Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

 

Слайд8 (Дорога жизни)

Воспитатель: Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картинки). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

 

Слайд 9 (салют)

 

Воспитатель: Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

 

Отгремели тяжелые бои. Город залечил раны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в памяти народа.

 

Слайд10 (Разорванное кольцо)

 

В честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере «Разорванное кольцо». Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.

 

Слайд 11 (Пискаревское кладбище)

 

Воспитатель: На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, у братской могилы горит Вечный огонь (слайд 12 Вечный огонь).

 

Посередине возвышается скорбная фигура Матери-Родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

 

Никто не забыт и ничто не забыто.

 

Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

 

Слайд13 (мемориальн. доска)

Воспитатель читает стихи

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

 

Воспитатель: Ребята, а мы с вами вечером, придя домой, зажжём свои маленькие огоньки-свечки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.

 

Чтение стихотворения

 

Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили,выжили люди!

Блокадный паек, стакан кипятка.

Жизни глоток,

Потом темнота.

А город прорвался!

А город воскрес!

А город остался!

Никуда не исчез!

 

Рефлексия.

 

Детям задаются вопросы:

 

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Почему наш город носит название город-герой?

3. Где проходила Дорога жизни?

4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

5. О каких мемориалах вы узнали?

6. Что вам запомнилось из моего рассказа?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokada.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...

Методическая разработка проекта "Театр&Country" в рамках Всероссийского проекта "Школа волонтерев чтения"

Идея проекта основана на сочетании лингвокульторологии и литературы. Изучать литературу необходимо в тесной связи с историей, традициями, менталитетом и языком страны, выходцем из которой, является то...

Методическая разработка "900 Блокадных Дней"

Сценарий, посвященный снятию блокады Ленинграда....

Методическая разработка занятия "Блокада Ленинграда"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Разработка урока "Блокадный Ленинград"

Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...