Муниципальное казенное дошкольное учреждение "Детский сад"Бахча". Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы.
материал

Бухсаева Саимат Гудгудовна

                                                                              На тему: "Яран Сувар" провела: Бабаева Саимат Гудгудовна воспитатель МКДОУ "Детский сад"Бахча".     

Цель: Познакомить детей с праздником Яран Сувар .

Задачи:

  • Образовательные: Обучение детей проявлению своей фантазии и воображения,  в придумывании узора и нанесении его на яйцо   
  • Развивающие: Развитие у детей художественно-творческих способностей в нетрадиционной технике рисования.
  • Воспитательные: Воспитание любви к культуре своего народа, его традициям и обычаям.     

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие ( нетрадиционное рисование).

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие; Физическое развитие; Социально- коммуникативное развитие.

Организация деятельности детей: Фронтальная; Групповая (индивидуально - коллективная).

Методы и приёмы:

  • Практические: Приветствие "Круг радости", сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика  "В гости", Подвижная игра "Ахтихтарам", рисование.
  • Наглядные: Рассматривание и показ иллюстраций.
  • Словесные: Беседа , вопросы, пояснения, объяснения, разговор, художественное слово, рассказ воспитателя.

Словарная работа: Овальный; орнамент; "Куса".

Предварительная работа:  разжигание огня (как один из символов праздника Яран Сувар), проведение традиционных Лезгинских игр на прогулке.

Материалы и оборудование: 

  • Демонстрационный материал: Обычные вареные яйца и цветные яйца, клубок красной нити, проросшая пшеница
  • Раздаточный материал: иллюстрации с Дагестанскими узорами, цветные яйца, простые карандаши , фломастеры

Оборудование: Костюм кусы, доски, блюдца с салфетеками, пластмасовые стаканы; музыка.

 

Ход НОД

1. Организационный момент.                                                                                                                                                                                                                                                                        Приветствие "Круг радости" (фоновая музыка). Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу передать его всем вам. А поможет мне в этом - этот "волшебный клубочек" (показать клубок красной нити). Я приглашаю вас всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки "волшебный клубочек".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Желаю счастья и добра                                                                                                                                                                                                                                                                              Всем детям с самого утра!                                                                                                                                                                                                                                                                        (Дети передают друг другу клубок и произносят добрые пожелания) (Спокойная фоновая музыка).

Сюрпризный момент. Вход Кусы (Дагестанская музыка - Акушинка).

Куса. 

Ваз хвашкелди, Яран сувар

Салам гана мугьман хьайи

Гатфарикай мани лугьур

Чубаракриз байан хьайи.   

К. Эх! Опять про меня забыли. И это в предверии праздника Яран Сувар, когда все ходят в гости и дарят подарки (Эх! Мадни зун рикелай алуднани, вири фирла мугьманвилиз багъиш ийиз пишкешар).

В. Мы очень рады, что вы пришли и всегда рады гостям. Особенно таким талантливым как вы.

К. Я и правда талант но все думают, что я злой т.к. я ничего хорошего делать не умею (Захъ дуьзни бажарагъвал ава. вирида фикир ийизва, зун къел кувай инсан я лагьана вучиз лагьайта залай са хъсан шеъни йиз алакьзавач).

В. А мы как раз задумали хорошее дело. Будем делать подарки для наших соседей. Присоединяйтесь к нам.

К. С радостью (Башуьсте).

2. Основная часть.

В. Ребята я пришла к вам не с пустыми руками (Вытаскиваю корзину). А вы попробуйте угадайте что же находится в моей корзине. И сделать я вам это предлагаю на ощупь не подглядывая. Кто хочет попробывать? (Вызывается Шихверди).

Скажи мне Шихведи предмет который находится в корзине какой формы?

Ш. Этот предмет овальной формы.

В. А этот предмет мягкий или твердый?

Ш. Этот предмет твердый.

В. А этот предмет гладкий или шероховатый? 

Ш. Этот предмет гладкий.

В. Так как ты думаешб что это?

Ш. Это яйцо.

В. Все правильно, молодец. Давай покажем его ребятам. Садись. (Повторение со всеми детьми этих слов про яйцо).

В. Ребята а вы знаете, что у лезгинского народа есть обычай красит яйца?

Д. Да знаем.

В. Скажите в честь какого праздника они это делают? Кто хочет попробовать ответить? Беглерхан хочет у нас ответить.

Беглерхан. Лезгины красят яйца на праздник Яран Сувар.

В. Все верно молодец. Садись.

В. В какое время года отмечают праздник Яран Сувар? Кто хочет ответить? Бухсай хочет попробовать.

Бухсай. Яран Сувар отмечается всесной начиная с 21 марта.

В. Все правильно. Молодец, присаживайся.

В. Все верно, ребята Яран Сувар отмечается весной и переводится как праздник Солнца. Отмечаем мы его в день весеннего равнодействия 21 марта.

(История праздника)

В. А вы знаете, что праздник Яран Сувар символизирует возрождение и обновление жизни, победу света над тьмой, весенного тепла над зимним холодом, добра над злом, выздоровления над болезнью, жизни над смертью.

Красный цвет в жизни лезгин занимает важное место. Согласно верованиям древних лезгин, земля держится на рогах красного быка! Красный цвет считается цветом зарождения, ассоцируется с жизнью. За 2 - 3 недели до наступления Яран Сувар на запястья повязывают красную нить. Дети я предлагаю и нам с вамиповязать на наши запястья браслет из красной нити, чтобы они на протяжении всего года оберегали нас от жизненных невзгод.(Дети повязывают друг другу красную нить. Воспитатель и Куса помогает тем детям кто затрудняется это сделать).

Яран Сувар - долгожданный праздник лезгинского народа. В этот день люди всех возрастов вовлекаются в праздничную суету, отвлекаясь от своих повседневных забот. Особенно радуются этому празднику дети. А взрослые готовят разные угощения и хозяйки накрывают праздничный стол. Одно из главных блюд Яран Сувар, это вареные яйца.

В. Ребята давайте еще раз вспомним, какое одно из главных блюд хозяйки ставят на стол?

Д. Вареные яйца.

В.Верно, ребята, но яйца не простые, а цветные. (Показываю корзину с цветными яйцами).

В. Ребята а вы знаете, что яйцо - это маленькое чудо, это символ новой жизни. На праздник Яран Сувар яйца красят в разные цвета. Ребята, на праздник принято ходит в гости друг к другу с подарками и угощениями. А вы хотите приготовить своим соседям подарки?

Д. Да хотим.

В.Ребята закроем глаза и представим, что мы с вами в творческой мастерской и превратились в мастеров - художников. Мы будем расписывать цветные яйца.

В. Роспись - яйца древний обычай. Они раскрашиваются от руки сюжетными или орнаментными узорами. Вот и мы сейчас выполним роспись яиц, как настоящие мастера. Но сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так чтобы получилась красивая и интересная композиция. Сам, узор может быть самым разным: и гирлянды, зеленые листочки и цветы и солнышко и линии всех видов: прямые, волнистые, дугообразные и т.д. но, мы сегодня будем наносить на яйца наши дагестанские узоры. Вот как они выгладят (показать детям узоры, прикрепленные к доске). Сейчас весна, поэтому и крски выбирайте самые, яркие: желтые, зеленые, красные, голубые.

В. Подумайте и решите для себя, какой рисунок будет на вашем яйце. Прежде чем вы приступите к росписи, давайте побалуем наши пальчики гимнастикой:

Пальчиковая гимнастика "В гости"

В гости к пальчику большому (Пальцы сжать в кулачок, поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому (Две ладони сомкнуть по углом - "крыша")

Указательный и средний, безымянный и последний (Называемые пальцы каждой руки по очереди соединять с большим пальцем)

А мизинчик - малышок (Все пальцы сжать в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порого (Постучать кулачками друг о друга)

Вместе пальчики друзья (Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать)

Друг без друга им нельзя (Соединить руки в замок).

 

В. Теперь приступайте к росписи.

Самостоятельная деятельность детей ( Помогаю по мере затруднения определенным детям).(Фоновая музыка Вивальди А.Л. = Времена года. Весна).

После того как дети нанесли узоры.

В. Ребята давайте сейчас немножко с вами отдохнем и потом дальше продолжим закрашивать яйца фломастерами.

Проводится подвижная игра "Ахтихтарам"( Фоновая музыка Лезгинка - Дагестанская народная).

(Дети делятся на две части по 6 человек в каждой команде. Потом строятся в две шеренги на пративополжных сторонах зала держась крепко за руки. Затем одновременно обе команды приближаются к центру и отходят опять на свои места, после этого одна команда говорит следующее "Ахтихтарам тихтарам, ай зи гуьзел гьим герек я", на что другая команда отвечает "А нал алай..." и называет имя ребенка. Потом этот ребенок которого назвали разбегается и пытается прорваться через руки другой команды если получается то он забирает одного ребенка с собой в свою команду если же не получается прорваться, то сам встает в их команду. Игра продолжается до тех пор пока не победить какая - нибудь команда).

В. Размялись ребята?

Д. Да.

В. Тогда дальше продолжайте закрашивать яйца.

3. Рефлексия.

В. Ребята посмотрите какие у нас получились красивые яйца.

Вот вам яйца цветные,

Непростые расписные,

Кто яйца друг другу дарят!

Счастлив целый год бывает.

Ребята давайте подарим свои яйца, которые вы расписывали с такой любовью своему соседу (Дети обмениваются).

В. А вам уважаемый Куса понравилось проводить с нами время?

К. Я был очень рад ребята провести с вами время и научиться делать такие красивые подарки. Пойду также порадую своих соседей такими красивыми расписными яйцами (Заз пара хвеши хьана куь патав атана, гила фена хвеши ийида жуван къунширизни бишкешар багъиш авуна).

В. Давайте ребята попрощаемся с нашим сегодняшним гостем.

Д. Досвидания Куса. Возвращайтесь к нам в следующем году на праздник Яран Сувар.

К. Досвидания ребята обязательно еще к вам приду (Сагърай аялар! Мадни куь патав хкведа. (Прощается и уходит).

В. Ну как вам ребята понравилось сегодняшнее занятие?

(Ответы детей).

В. Что больше всего понравилось?

(Ответы детей).

В. Кто к нам сегодня приходил на занятие?

(Ответы детей).

В. Что вы сегодня делали?

(Ответы детей)

(Требую с детей, чтобы они отвечали на вопросы полными предложениями).

В. Но вот на этом и закончивается наше сегодняшнее занятие.

 

 

 

                                                                                                                                     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОТ компенсирующей направленности для детей старшей группы «Домашние животные», «Буква К. Звук {К}

Конспект организованной образовательной деятельности, направленный на развитие познавательных интересов, социализации и коммуникации. А так же включены задания по лексике и грамматике....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема:  "Дикие ...

Конспект проведения литературной гостиной (для детей старшей группы и их родителей).

Конспект проведения литературной гостиной(для детей старшей группы и их родителей)....

Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы на тему: «Хохломская роспись».

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.Задачи:- Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на издели...

Конспект проведения подвижной игры для детей старшей группы

Название игры: «Совушка-сова»Задачи: 1) Образовательные : закреплять умение бегать, не мешая друг другу; закреплять умение детей действовать по сигналу «день» и ...

Конспект проведения подвижной игры для детей старшей группы

Название игры: «Сигналы светофора»Задачи:1) Образовательные- закреплять правила дорожного движения, правильное значение цветов светофора2) Развивающие- развивать ловкость, быстроту;- разви...