Юный политик
рабочая программа (10 класс)

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Юный политик» для учащихся 10-11 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_politik.docx68.19 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Юный политик» для учащихся 10-11 классов

Выполнила:

Соломенникова Марина Александровна,

учитель истории

МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательной деятельности, направленная на удовлетворение учащихся в содержательном досуге и социализацию школьников (в соответствии с ключевыми понятиями ФГОС основного общего образования).  Внеурочная деятельность общеинтеллектуальной направленности является важной составляющей работы школы в рамках развития потенциальных возможностей и самореализации детей.

Общеполитологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, современная жизнь требует от человека умения адекватно оценивать окружающую действительность, принимать ответственные политические решения, выражать свою гражданскую позицию. Изучение курса политологии позволяет учащимся осуществить обобщение знаний в области политологии, выйти на более глубокий теоретический уровень, освоить практическую сторону политической науки, что играет важную роль в формировании мировоззрения.

К отличительным особенностям данной программы относится включение в содержание регионального компонента: раздел изучения особенностей формирования органов власти ХМАО-Югры, а также  местных органов власти, их функции и полномочия.

Данная программа является средством углубленного, изучения обществоведческих дисциплин, взаимосвязанных с такими предметами, как история, обществоведение, право. Рекомендована для учащихся 10 -11-х кадетских классов, проявляющих интерес к социально-политической проблематике, ориентирующихся на продолжение обучения по социально-гуманитарным специальностям вузов.   Современная жизнь требует от человека умения адекватно оценивать окружающую действительность, принимать ответственные политические решения, выражать свою гражданскую позицию.

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.  

Программа «Юный политик» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению - общеинтеллектуальной; по форме организации - групповой с учетом индивидуальных маршрутов; по времени реализации –  двухгодичной.

Изучение данного курса актуально в связи с новой образовательной концепцией, в которой на первый план выходит поисковый тип мышления.

Учет в программе основных требований ФГОС ООО

Программа содержит основные требования ФГОС ООО (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897, с изменениями и дополнениями) в части организации внеурочной деятельности.  В частности, она направлена на становление личности «умеющей учиться, осознающей важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике».

В соответствии с ФГОС ООО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Юный политик» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, которые обеспечивают формирование готовности учащихся к саморазвитию, самоопределению, активную созидательную деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), а также основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.).

В соответствии с ФГОС ООО важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Введение в учебный процесс методов и технологий исследовательской и поисковой деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, что, выполняя учебное исследование правовой или политологической направленности, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта учебно-исследовательской и поисковой деятельности является одним из требований ФГОС.

Учет основных задач развития образования в регионе

Целевые ориентиры моей программы согласованы со стратегическими ориентирами развития образования региона, что находит подтверждение в следующих документах:

  • Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», где в направлении «Модернизация системы общего и дополнительного образования» обозначена цель по созданию условий для раскрытия способностей каждого ребенка: выявление; сопровождение; поддержка, а также отмечена необходимость новой образовательной политики, направленной на повышение конкурентоспособности естественно-научного образования.
  • Концепция развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года, одной из задач которой является «обеспечение возможности выстраивания учащимися индивидуальных образовательных траекторий при усилении акцента на развитие способностей и компетентностей».
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости, внедрению инновационных образовательных технологий.

Учет требований образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОКШ №4»:

Программа курса внеурочной деятельности «Юный политик» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 30.08.2019 года № 408, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы. Содержание программы курса внеурочной деятельности отвечает миссии и основным задачам МБОУ «СОКШ №4».  

Содержание программы «Юный политик» отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Специфика кадетской школы отражена в реализации социальных практик, в презентации индивидуальных проектов на базе волонтерской площадки, школьного историко-краеведческого музея в участии в региональных и всероссийских конкурсах (очные и дистанционные).

Программа педагогически целесообразна, так как предоставляет учащимся условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, познавательной активности; создает условия для реализации индивидуальных и коллективных исследований и проектов.

Ценностно-смысловым ядром программы внеурочной деятельности (как составляющей образовательной программы школы) является развитие навыков исследовательской и поисковой деятельности, коммуникативных компетенций, поддержка интеллектуальных способностей учащихся. Программа внеурочной деятельности «Юный политик» может быть использована как для расширения знаний по образовательной области «обществознание», повышения предметной компетентности, так и для формирования исследовательской, коммуникативной компетентности.

Место дополнительной образовательной программы «Юный политик» в основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОКШ № 4» (раздел «План внеурочной деятельности»): программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 40 минут. Итого 35 часов 1 год и 35 часов 2 год обучения. Всего 70 часов.

Основной формой организации деятельности в рамках данной программы являются деловые игры, поиск и отбор информации в различных источниках и решение познавательных задач, которые создают возможность для раскрытия интеллектуальных возможностей воспитанников.    

Основная цель курса: создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных способностей и практических исследовательских навыков, развития основ политической культуры и умения самостоятельно приобретать и применять знания, в том числе в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  • Способствовать популяризации у учащихся политических и правовых знаний.
  • Углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания.
  • Создать условия для самореализации учащихся кадетских казачьих классов в различных видах научно-исследовательской деятельности.
  • Формирование таких социально-значимых черт личности, как инициатива, самостоятельность, ответственность.
  • Формирование навыков адаптации к различным условиям; повышение самооценки личности и содействие укреплению социальной позиции подростка.  
  • Расширение и обогащение социально - коммуникативного опыта подростков.  
  • Формирование опыта исследовательской деятельности.
  • Развивать навыки самостоятельной работы с научно-популярной литературой, навыки самостоятельного изложения полученной информации.
  • Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям

В основу программы «Юный политик» были положены следующие принципы:

  • принцип плановости, понимаемый как четкая, выверенная стратегия и тактика действий;
  • принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность и взаимосвязанность всех компонентов образовательной деятельности;
  • принцип последовательности, понимаемый как четкое разбиение процесса на логически завершенные этапы, с постоянной детализацией каждого этапа по мере приближения сроков его реализации, с планированием новых этапов на основе достигнутых результатов;
  • принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательной деятельности  как индивидуальность;
  • принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
  • принцип ценностно-смыслового равенства, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
  • принцип событийности: вовлечение всех участников образовательной деятельности в яркие запоминающиеся события, дела, проекты, праздники, практики.

Учет в программе внеурочной деятельности психолого-возрастных особенностей учащихся 3-го уровня образования

Программа «Юный политик» учитывает психолого-возрастные особенности старшего школьного возраста (как одно из требований ФГОС ООО). Программа ориентирована на возрастные особенности детей 16-17 лет, построена с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей подростков. Основной акцент в старшем подростковом возрасте делается на развитие социальной компетентности и формирование устойчивых предпрофессиональных интересов подростков. Данный возраст отличается высокой волевой активностью, целеустремленностью, стремлением к физическому и нравственному самосовершенствованию. Кроме того, для учащихся 16-17 лет важна возможность самореализации, возможность встать на позицию взрослого, самостоятельность и возможность выбора, поэтому я предоставляю им возможность изменения социальных ролей – переход от роли обучаемых к роли обучающих.

Содержание программы опирается на знания учащихся старших классов, сформированные в основной школе, а также предполагает расширение и углубление теоретического материала по истории и обществознанию. В программе курса усилен блок практикоориентированного характера: изучение источников, моделирование политического процесса, участие в диспутах, защита творческих работ, что позволяет сформировать мировоззрение, соответствующего современному уровню политологического, социологического, культурологического знания, субъективной позиции учащегося (самостоятельная и ответственная деятельность в сфере политических, социальных и личностно значимых отношений), осознания себя как носителя и творца ( потенциально или реально) культуры.

Методологическая основа программы

Использование современных образовательных технологий

Программа внеурочной деятельности реализуется с использованием современных педагогических технологий: технологии проектной деятельности, ИКТ-технологий, технологии организационно-деятельностных и имитационных игр (тренингов), технологии личностно-ориентированного обучения.

Вышеперечисленные технологии позволяют самостоятельно организовать и планировать свою работу, а также ставить перед собой задачу и искать пути её решения индивидуально или в сотрудничестве.

В основе технологии организационно-деятельностных и имитационных игр для подросткового возраста лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик и проб как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско-взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

 Личностно-ориентированное обучение в рамках внеурочной деятельности предполагает включение каждого в самостоятельную познавательную деятельность, с учетом адекватной нагрузки и индивидуальной траектории; создание условий для самореализации каждого во внеурочной деятельности.

Программа предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: интерактивные деловые игры, дискуссии, квесты, исторические реконструкции, погружения, разработка и защита проектов. Подобные современные деятельностные формы проведения занятий способствуют раскрытию интеллектуальных и творческих способностей подростков, воспитанию у них командного духа, приобретению навыков проектно-исследовательской деятельности, делового сотрудничества и взаимодействия.   

Формы обучения: групповые, индивидуальные, дистанционные.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся. Индивидуальная форма обучения активно управляет восприятием информации, помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

В индивидуальной и групповой работе используются интерактивные тесты-презентации, компьютерные тренажеры, электронные пособия и сетевые интерактивные лаборатории «Глобаллаб», «Проектория», «Кванториум Югры».

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Программа внеурочной деятельности «Юный политик» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, так как только в процессе самостоятельной работы учащиеся способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, определиться с программой саморазвития по преодолению и коррекции проблем. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор, помогающий определиться с программой саморазвития. Ведущим принципом при организации самостоятельной работы является принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения. Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через взаимодействие в малых группах, современные интерактивные формы обучения и взаимообучения с позиции «Равный – равному». Современной формой организации самостоятельной работы в рамках данного курса является обучение через индивидуальный кабинет пользователя на образовательной платформе «Фоксфорд».  

Система оценки достижений учащихся

Использование современных оценочных средств

Деятельность учащихся оценивается при помощи современных оценочных средств. Задания носят посильный развивающий характер. Главным критерием результативности программы является индивидуальное продвижение каждого ученика. В связи с этим диагностический инструментарий предусматривает отслеживание индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям.

Современные оценочные средства:

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

  • Разноуровневый тестовый контроль с использованием интерактивных тренажеров онлайн-школы «Фоксфорд».
  • Защита проектно-исследовательской работы.
  • Участие с представлением собственного исследования или проекта    в виртуальной биологической или экологической конференции. Творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
  • Диагностика познавательных навыков при помощи методик «Интеллектуальная лабильность», «Интеллектуальный портрет» (авторы Н.Панютина, В. Рагинская).
  • Карты оценивания сформированности УУД, проектно-исследовательских навыков, разработанные группой педагогов школы совместно с федеральным экспертом в области образования М.М. Миркес.
  • Дневники самоконтроля для фиксации индивидуальных результатов по проектно-исследовательской деятельности и планирования корректирующей деятельности.

Ресурсное обеспечение программы

Использование современных учебных материалов

Проведение занятий требует использования современных учебных материалов:

  • Система видеоконференцсвязи, позволяющая проводить телекоммуникационные мосты и конференции с участием экоотрядов и обществ юных натуралистов других территорий, учебных заведений.
  • Мобильный класс (25 учебных нэтбуков с единой точкой доступа для сетевого общения);
  • Интерактивная система голосования VOTUM, которая способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая интерактивное общение между учителем и учениками в процессе обучения, контроля знаний, проведении образовательных событий;
  • Интерактивные тесты-презентации, компьютерные тренажеры, электронные пособия и сетевые интерактивные лаборатории «Глобаллаб», «Проектория», «Кванториум Югры».
  • Электронные таблицы учета индивидуального продвижения учащихся, на основе которых корректируются индивидуальные образовательные маршруты.

Развитие образовательной среды школы

Программа способствует развитию образовательной среды школы, которая направлена на удовлетворение культурно-образовательных потребностей учеников в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями.

В нашей школе создана информационно-насыщенная образовательная среда, способствующая социализации и самоопределению учащихся. Программа данного курса занимает в данной среде определенную роль, способствует популяризации предметной области «обществознание» как системообразующей дисциплины, формирующей научное мировоззрение учащихся, адекватное реалиям информационного общества (через организацию исследований, экспериментов, олимпиадного и конкурсного движения). Кроме того, программа данного курса способствует наполнению гуманитарно-научного сегмента информационно-насыщенной образовательной среды школы собственными цифровыми образовательными ресурсами (методическими разработками, технологическими картами, контрольно-оценочными материалами, сценариями погружений, квестов, реконструкций. проектами и пр.).

 Привлечение социальных партнёров

С целью расширения рамок взаимодействия школы, семьи и социума для консолидации усилий в области духовно-нравственного воспитания, для формирования социальных компетентностей и патриотических установок учащихся к реализации программы внеурочной деятельности «Юный политик» привлекаются  социальные партнеры:

- Нефтеюганское городское казачье общество Обь-Иртышского отдела Сибирского Казачьего войска - проведение цикла виртуальных экскурсий по истории казачества на основе проектов учащихся кадетских классов; реализация проекта «Виртуальный музей».

- Общество старожилов города Нефтеюганска – реализация долгосрочного проекта «Диалог поколений», интерактивного проекта «Совет ветеранов он-лайн».

- Некоммерческая организация «Фонд наследия Менделеева» - совместные конференции научно-исследовательских работ;

- Всероссийский центр «Интеграция» - участие в он-лайн конференциях исследовательского характера.

Планируемые результаты освоения курса

В результате изучения курса «Юный политик» учащиеся получат развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем.

Изучение курса направлено на следующие предметные результаты:

- Сформированность социально-гуманитарной картины мира (владение понятиями: общество, человек, культура, познание, политика, социум).

- Владение знаниями специфики развития политической, духовной и социальной сфер жизни современного российского общества, а также знаниями основных тенденций развития мирового сообщества в глобальном мире.

- Владение умением осуществлять ценностное самоопределение.

- Владение базовыми методами научного познания, включая умения:

- осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию социальных явлений и процессов;

- выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические связи между социальными явлениями и процессами;

- прогнозировать развитие социальных процессов

- Владение умением понимать и раскрывать смысл философских и политических суждений и высказываний авторов культурных текстов и приводить аргументы в подтверждение собственной позиции.

- Владение умением осуществлять рефлексию собственной учебной и исследовательской деятельности.

Критерии и показатели результативности

Личностными результатами освоения программы являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

Предметными результатами освоения программы являются:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Учебно-тематический план

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет политологии. Сущность науки о политике и власти, содержание и основные проблемы   политологии. Политическая теория и практика.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация

2. Политика как сфера человеческих отношений. Причины возникновения политики.  Политика в различных цивилизациях. Понятие политики. Политика как отношения по поводу власти.   Политика как деятельность по управлению обществом.  Важнейшие признаки политики.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация

3. Власть: её виды и критерии эффективности.

Причины появления власти в обществе. Понятие и определение власти.

Виды власти. Особенности государственной власти.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация.

4. Местное самоуправление в Российской Федерации, история становления.

История становления и развития местного самоуправления в России. Система органов государственной власти ХМАО-Югры. Система органов государственной власти г.Нефтеюганска.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

5. Становление местного самоуправления в России и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (в период с 1986 года по настоящее время). Становление местного самоуправления и история его становления в ХМАО-Югре, компетенции и ответственность

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

6. Организация и функционирование местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Организационные особенности становления местного самоуправления. Особенности осуществления местного самоуправления среди коренных малочисленных народов Севера.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

7. Политические партии. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Правовое  регулирование политических партий в Российской Федерации.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация

8. Профсоюзы. Добровольное общественное объединение людей.  Род деятельности на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Целью создания профсоюзов. Защиты прав работников. Права профсоюзов.

Современные тенденции в российском профсоюзном движении.

Формы занятий: практикум, семинар

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

9. Религиозные организации. Религия как особый тип мировоззрения. Роль религии и религиозных организаций в жизни современного общества. Структура, виды и функции религиозных организаций. Понятие и функции религиозных организаций.  Политические аспекты основных мировых религий. Способы участия религиозных организаций в политической жизни

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

10. Средства массовой информации. Роль СМИ в политической жизни. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Функции СМИ. Правовое регулирование деятельности СМИ в Российской Федерации.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

11. Политическое лидерство. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Понятие политического лидерства. Кто становится политическим лидером? Типы политического лидерства. Правое регулирование политического лидерства.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

12. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Понятие политической элиты. Задачи политической элиты. Причины существования политической элиты.Правовое регулирование деятельности политической элиты.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация

13. Политическая культура. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Понятие политической культуры. Структура политической культуры.  Функции политической культуры.  Типы политической культуры. Российская политическая культура.

Проблема правового регулирования политической культуры.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация

14. Политическая ответственность. Политическое сознание и политическое поведение. Формирование политической культуры. Социальная ответственность и её виды.  Политические нормы и их особенности.

Понятие политической ответственности.  Виды политических санкций.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

15. Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль. совокупность норм и принципов поведения. Происхождению морали и основные моральные принципы. Политические субъекты.  Право как ограничитель деятельности политических партий.   Политика и мораль.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация

16. Происхождение государства. Понятие и признаки государства. Понятие государства, его отличительные признаки. Виды и формы государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: презентация

17. Государственный аппарат. Понятие государственного аппарата. Особенности государственного аппарата.  Виды государственных органов. Характеристика законодательных органов. Характеристика исполнительных органов. Правоохранительные органы

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

18. Классификация государств. Исторический (временной) критерий.  Экономический критерий. Государственное устройство. Территориальное устройство.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: документы, презентация

19. Социальное назначение государства. совокупность основных целей, реализуемых государством в обществе, конкретизированных в задачах государства, в достигаемых им результатах в разных сферах социальной жизни. Социальное назначение государства. Задачи государства или его значение в обществе. Функции государства.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

20. Политический режим и его виды. Виды  и особенности политических  режимов. Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме.

Формы занятий: практикум, дискуссия, семинар

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

21. Демократия: её признаки и виды. Демократия – политический режим будущего. Признаки демократии. Зачем нужна демократия, или плюсы демократии. Виды демократии. Условия создания демократического общества.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

22. Конституция – манифест политики. История Конституции, Конституция как главный нормативный акт, конституционный строй РФ, гражданство. Понятие и значение конституции. Структура конституции. История конституции в России. Особенности конституции Российской Федерации.

Формы занятий: практикум, дискуссия, семинар

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

23. Права и свободы как показатель гуманизма политики. Правовой статус и правовое положение личности. Понятие прав человека. Классификация прав и свобод.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

24. Политические права и свободы. Понятие политических прав и свобод.

Право участвовать в отправлении правосудия. Право на обращение в государственные органы или петиции.

Формы занятий: лекция, практикум

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

25. Плебисцит, референдум, всенародный опрос. Понятие и цель референдума. Виды референдума. Порядок проведения референдума.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

26. Выборы. Формирование местных органов власти. Представительная демократия в прошлом, понятие, принципы избирательного права, нормативная основа выборов, права избирателей, виды избирательных систем. Понятие избирательного права. Нормативная основа выборов. Принципы избирательного права. Права избирателя. Выборы местных органов власти.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

27. Основы организации местного самоуправления в ХМАО-Югре. Правовая основа местного самоуправления в ХМАО-Югре. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

28. Формы осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления. Местный референдум. Местные выборы. Правотворческая инициатива граждан. Собрание граждан. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Эволюция парламентаризма. Парламенты и их типы. Законотворческий процесс.

Формы занятий: практикум, дискуссия, семинар

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

29. Органы местного самоуправления г. Нефтеюганска. Структура органов местного самоуправления. Представительный орган городского образования – Дума. Порядок формирования, функции.

Формы занятий: беседа

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

30. Правовое государство. Признаки правового государства. Судьба правового государства в России.

Формы занятий: лекция

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

31. Социальное государство. Условия возникновения социального государства.  Признаки социального государства.

Формы занятий: лекция, практикум

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

32. Государство и гражданское общество Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Формы занятий: практикум, дискуссия, семинар

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

33. Понятие гражданского общества. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

34. Становление гражданского общества в России. Становление гражданского общества в России.

Формы занятий: практикум, дискуссия

Методическое обеспечение: работа с источниками, работа в группах, презентация

35. Итоговое занятие. Защита проектов.

Формы занятий: проектная деятельность.

Методическое обеспечение: презентация

Календарно – тематическое планирование (1 год)

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

Всего

1

Предмет политологии.

1

0

1

2

Политика как сфера человеческих отношений

1

0

1

3

Власть: её виды и критерии эффективности. Местная власть.

1

0

1

4

Местное самоуправление в Российской Федерации, история становления.

0

1

1

5

Становление местного самоуправления в России и в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (в период с 1986 года по настоящее время).

0

1

1

6

Организация и функционирование местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

1

0

1

7

Политические партии.

0

1

1

8

Профсоюзы.

0

1

1

9

Религиозные организации.

0

1

1

10

Средства массовой информации.

0

1

1

11

Политическое лидерство.

1

0

1

12

Политическая элита.

1

0

1

13

Политическая культура.

0

1

1

14

Политическая ответственность.

1

0

1

15

Право как ограничитель политики и власти. Политика и мораль.

1

0

1

16

Происхождение государства. Понятие и признаки государства.

0

1

1

17

Государственный аппарат.

0

1

1

18

Классификация государств.

1

0

1

19

Социальное назначение государства.

1

0

1

20

Политический режим и его виды.

0

1

1

21

Демократия: её признаки и виды.

0

1

1

22

Конституция – манифест политики.

0

1

1

23

Права и свободы как показатель гуманизма политики.

0

1

1

24

Политические права и свободы.

1

0

1

25

Плебисцит, референдум, всенародный опрос.

1

0

1

26

Выборы. Формирование местных органов власти

0

1

1

27

Основы организации местного самоуправления в ХМАО-Югре.

1

0

1

28

Формы осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.

0

1

1

29

Органы местного самоуправления г. Нефтеюганска

1

0

1

30

Правовое государство.

1

0

1

31

Социальное государство.

1

0

1

32

Государство и гражданское общество.

0

1

1

33

Понятие гражданского общества.

0

1

1

34

Становление гражданского общества в России.

0

1

1

35

Итоговое занятие

0

1

1

Всего:

16

19

35

Учебно-тематический план

СОДЕРЖАНИЕ

1. Государственный аппарат. Понятие «Бюрократия». Эволюция государственного аппарата. Армия как государственный институт

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

2. Политическая система и политический режим. Классификация политических систем. История становления двухпартийной, многопартийной и однопартийной политической системы. Роль оппозиции. Понятие политического режима. Критерии классификации политических режимов. Тоталитарный политический режим: понятие и основные признаки. Предпосылки возникновения тоталитарных режимов в XX веке. Виды тоталитарных режимов. Авторитаризм: признаки и виды.  Основные характеристики демократического режима. Понятие представительной демократии. Характерные черты политического режима современной России.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

3. Избирательная кампания.  Понятие избирательной кампании.  Создание  «избирательной машины»  как необходимое условие эффективной  избирательной кампании. Критерии эффективности избирательной  кампании.  Понятие, структура и принципы формирования  команды  кандидата.

Формы занятий:  практикум, проектирование

Методическое обеспечение: работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

4.Политическое прогнозирование. Политическое прогнозирование и его роль в управлении политическими событиями. Прогноз в политике. Политическая футурология. Поисковое и нормативное прогнозирование. Объективные основы и условия прогнозирования. Проблема объективной истинности и надежности политических прогнозов.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

5. Формы и средства политической деятельности Принципы организации парламентской деятельности.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

6. Формы  и  средства  политической  борьбы Анализ  текста  из  труда  «Государь» Макиавелли.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

7. Внепарламентская борьба. Агитация и пропаганда. Массовые действия. Насилие, как средство борьбы. Гражданская война.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

8. Политический компромисс. Партнерство. Союз. Понятие компромисса. Виды и результаты. Значение партнерских отношений.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

9. «Реформа и революция». Сущность и итоги, последствия реформаторской деятельности и революций.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

10. Понятие «политическая культура». Типы политической культуры. Источники демократической культуры.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

11. Политика и право. Право и политическая целесообразность. Суд и политическая власть. Право, как ограничитель политики.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

12. Идеология и политика. Понятие «идеология». Борьба идеологией. Влияние идеологии на политику.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

13. Политическое участие. Понятие политического поведения и участия. Социальные механизмы политического поведения и участия в сообществах различного типа. Факторы участия субъекта в политике: характер социальной напряженности, уровень социальной ущемленности, степень идеологической мобилизации и подверженности сознания. Социологический анализ мотивации и целей политического участия и поведения. Методики оценки уровня политической активности различных социальных групп.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

14. «Политика и мораль» Мораль и политическая деятельность. Мораль и личность политика. Цель и средства в политике.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

15. Роль  СМИ  в  политической  жизни.  Характеристика  СМИ  как  четвертой  ветви  власти.

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

16. Политическая  жизнь  современной  России. Политические процессы в современной России. Россия XXI века. Модернизация российского общества: исторический опыт и перспективы. Синдром развивающегося общества. Особенности и динамика политического процесса в России. Субъекты политического процесса в современной России

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

17. Историческая ретроспектива. «Политика вчера и сегодня»: персоналии сущность, успех и просчеты».

Формы занятий:   практикум, проектирование

Методическое обеспечение:  работа с источниками,   схемами, работа в группах, презентация

18. Защита проектов, сообщения по теме «Я и политика». «Наилучшая форма правления – это…?»

Формы занятий:   проектирование

Методическое обеспечение:  работа в группах, презентация

19. Итоговое занятие

Формы занятий:   проектирование

Методическое обеспечение: презентация

Календарно – тематическое планирование (2 год)

п/п

Тематика и содержание программы

Кол-во часов

по теории

Кол-во часов

по практике

Всего

1

Государственный аппарат.

1

1

2

2

Политическая система и политический режим.

1

0

1

3

Избирательная кампания.

2

1

3

4

Политическое прогнозирование

0

1

1

5

Формы и средства политической деятельности.

0

1

1

6

Формы  и  средства  политической  борьбы

2

1

3

7

Внепарламентская борьба.

0

2

2

8

Политический компромисс.

0

1

1

9

«Реформа и революция».

2

0

2

10

Понятие «политическая культура».

0

2

2

11

Политика и право.

2

1

3

12

Идеология и политика.

1

1

2

13

Политическое участие

0

1

1

14

 «Политика и мораль»

1

1

2

15

Роль  СМИ  в  политической  жизни

2

0

2

16

Политическая  жизнь  современной  России.

0

2

2

17

Историческая ретроспектива

0

1

1

18

Защита проектов, сообщения по теме «Я и политика».«Наилучшая форма правления – это…?»

1

1

2

19

Итоговое занятие

1

1

2

Всего:

16

19

35

Литература

1. Конституция РФ

2. Мухаев Р. Т. Политология. М., 2018.

3. Мушинский В. О. «Азбука политики. Введения в политическую науку». М., 2011.

4. Политология. Энциклопедический словарь. / Общая редакция и составление: Аверьянов Ю.И. - М.: Publisherrs, 2009 г.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.– М., 2003.

6. Политическая культура: теории и национальные модели / К. Гаджиев, Д. Гудименко, Г. Каменская и др. – М., 1994.

7. Фельдман Д.М. Политология конфликта: Учебное пособие. М., 2009

Список нормативных документов

1. ФЗ от 11.07.2001 № 95-ФЗ 9ред. От 21.07.2005) «О политических партиях» ( с измен. и доп., вступающими в силу с 01.01.2006).

2. ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Интернет-ресурсы:

  1. Базовый федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное

 и политологическое образование» – http://www.humanities.edu.ru/, раздел «Политические науки».

2. «Интеллектуальная Россия» – http://www.intelros.ru/.

3. «Современная Россия»–http://www.nasledie.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Международный статус РФ и ее место во внешней политике США: 1991-2000 гг. в оценках американского политико-академического сообщества

Статья посвящена рассмотрению международного статуса РФ и ее места во внешней политике США американским политико-академическим сообществом после официального окончания «Холодной войны»: 1991-2000 гг. ...

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...

«Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры по результатам заседания, проведённого 19.12.2018 года»

Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры №1762 от 27.12.2018г. «О решении аттестационной комиссии Департамента образования и молодёжной политики ХМАО – Югры ...

Самоанализ урока по теме "Семейная экономика как политика доходов в сфере государственной национально-экономической политики России по достижению финансового благосостояния граждан"

Методический материал представлен в презентации самоанализа урока по обществознанию  в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика". Тема урока хорошо вписывается в модуль  кур...