Разработка урока- Семья, как духовная ценность.
план-конспект урока (5 класс)

Симачева Евгения Владиславовна

Конспект урока по ОДНКНР "Семья, как духовная ценность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_opk.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Семья – хранитель духовных ценностей»


ОДНКНР для 5 класса

Цель: создание условий для размышлений учащихся на тему «Семья – хранитель духовных ценностей» и осознания её значимости в жизни человека

Тип урока:  изучение нового материала.
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Планируемые результаты:

Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини-группах и строить продуктивное взаимодействие.

Предметные: характеризовать семью как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, где формируются духовные ценности, овладение представлениями о роли семьи в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества.

Метапредметные: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.
Личностно значимая проблема: Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

1.Что  может объединять семью?
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция?

                                               Семейные традиции.

  1. Издавна одной из традиций  русской семьи считалось составление своей родословной, т. е. генеалогического дерева. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди стараются узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам. (Коротко рассказать,  как составить свою   родословную) 
  2. Семейные династии. Издавна на Руси представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов,  врачей, военных, т.д. ( А вы знаете такие примеры?) 
  3. Наши имена. Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников - бабушки, дедушки, тети и т.д. А кого из вас назвали в честь кого-то? 
  4. Семейный альбом. Во время войны солдаты бережно хранили фотографии своих любимых и родных  и носили с собой повсюду как самое ценное. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. (Показать старые фотографии) (
  5. Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, а также песнями, танцами, шутками и забавами. У каждого народа свои обычаи и праздники.   День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д.- отмечаются в каждой семье. А вы знаете старинные праздники и обряды на Руси? (например, свадьба, Масленица) 
  6. Кулинарные традиции. В каждой семье любят готовить  свои блюда. Раньше на Руси в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба, квас, капуста. А что любят  готовить и есть в вашей семье? 

Назовите, какие традиции есть в вашей семье (по   желанию ребята рассказывают о своих традициях). 


Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

А в ваших семьях какие есть традиции?
- Ребята, а в ваших семьях есть традиции? Расскажите о них.
Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.
Записывают определение семьи.

Кто прав, кто виноват?
По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.

Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко.
Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.

И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»
Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»

Обсуждение:
О чем эта притча???
На земле существует немало притч. Одни из них посвящены любви, другие – семье, третьи – дружбе. Этот список можно долго перечислять, но ясно одно: каждая притча имеет поучительный характер и несет в себе глубокий смысл.

И Какие бы ни создавались притчи о семье, короткие или длинные, они всегда учат человека правильно относиться к жизни и ценить свою семью.

2. Актуализация знаний.
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы  задумываемся о том, что оно обозначает?
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
Предполагаемые ответы: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.
3. Изучение нового материала.10 – 12 мин.

Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.

Слово семья не зря ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

- А вот на чём держится семья? Какие слова будут объединять всех членов семьи?

Задание 1. Для этого вам понадобится РОМАШКА.
У вас есть лепестки для создания ромашки. НО не все они подходят. Необходимо найти нужные и создать свой цветок.
ЛЮБОВЬ. ДОБРОТА. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. ТЕРПЕНИЕ. УВАЖЕНИЕ. СОГЛАСИЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАБОТА. МИР. УЮТ. ВЗАИМОВЫРУЧКА
НЕПОНИМАНИЕ. ЗЛОСТЬ. ОБИДА. НЕУВАЖЕНИЕ. НЕТЕРПЕНИЕ. РАЗДРАЖЕНИЕ. НЕНАВИСТЬ. СЕРДИТОСТЬ

Из подходящих лепестков дети делают ромашку на доске. Те лепестки, которые не подходят бросают в черный ящик с комментариями.

Задание 2. Взять веревку. Представьте себе.. что эта веревочка - нить в отношениях родственников. Помогите мне - из чего состоят отношения? (Завязывать шуточные узелки). А что же будет.. если друг друга не уважать и "тянуть одеяло на себя" (попросить помочь кого-нибудь дернуть веревку с другой стороны) - она развяжется. Какой вывод можно сделать. Что произойдет?

Итак, мы видим, какие семейные ценности должны присутствовать в современной семье.
Послушайте пословицы и поговорки о семье.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• На что и клад, когда в семье лад.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
 Задание 3.  Нарисовать портрет кого-то из своей семьи, или себя с мамой, или папой.
Домашнее задание. 
1. Поговорить с родителями, бабушками и дедушками о ценностях и традициях своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Семья и семейные ценности"

Методическая разработка поможет в проведении уроков и внеклассных мероприятий....

Разработка открытого урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Разработка конспекта урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"...

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей".

Методическая разработка: технологическая карта урока "Семья – хранитель духовных ценностей"....

презентация по уроку "Семья-как духовная ценность"

Авторская разработка презентации к уроку по ОДНКНР в 5 классе....

Технологическая карта урока "СЕМЬЯ -ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ".

Технологическая карта урока "Семья- хранитель духовных ценностей"...

План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «Семья – хранитель духовных ценностей» 5 класс

Цель урока: Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности....

Методическая разработка урока "Семья - хранитель духовных ценностей"

Методическая разработка ориентирована для 5-6 класса и может быть использована как на уроках ОДНКНР, так и во внеурочной деятельности....