наш зеленый друг
методическая разработка (5 класс)

Горбунова Ольга Ивановна

заочное путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_zelenyy_drug.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие «Наш зеленый друг»

Цель: формирование экологической культуры воспитанников на основе краеведческого материала

Задачи:

обобщить знания детей о роли леса в жизни человека и природы;

Выяснить экологические проблемы леса, которые возникли по вине человека;

Изготовить знаки, показывающие, что запрещено делать в лесу;

Развивать речь детей, умение работать в паре, в группе; умение общаться уребенок-ребенок, воспитатель-воспитанник;

Воспитывать у детей гордость за природу нашего края и бережного отношения к ней.

Оформление: выставка книг, Красная книга Республики Мордовия,  рисунки, панно из природного материала.

Организационная структура занятия

Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем наш классный час.

Самоопределение к деятельности.

- Ребята, думаю, что вы все познакомились с выставкой книг, прочитали книги.

- На какую тему подобраны книги? (о животных, о природе, о птицах, о лесе).

-Назовите среду обитания животных? (Лес)

- О чем будем говорить на классном часе? (о лесе)

Стихотворение

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь-мы свои!                С. Погореловский

4. Сегодня мы с вами отправляемся в заочное путешествие по лесу «Наш зеленый друг».

Мы часто ходим на экскурсию в лес.

Какая красота в  лесу! В нем возвышаются могучие вечнозеленые сосны и ели, стройные белоствольные березы, кудрявые рябины с красными гроздьями.

А вот и грибы: съедобные боровики и опята. Несъедобные для человека мухоморы,  для лосей являются лекарством.

 Вот муравейник, только муравьев не видно, они закрыли все входы и выходы, приготовились  к зиме. Спрятались насекомые.

Тихо в лесу. Только слышен стук лесного доктора-дятла, а вот и снегирь прилетел на обед к рябине.

 Вот таким мы  увидели сказочный, чудесный  лес.  

Вывод: по итогам экскурсий мы делаем различные поделки из природного материала, выставку рисунков. Лес - украшает нашу жизнь!

На следующем этапе нашей экскурсии мы попробуем утвердиться в своих знаниях, внимательнее присмотримся к окружающему миру.

Дайте ответы на загадки и вопросы

Полежала между елками               летом катится клубок,

Подушечка с иголками.                У него колючий бок.

Тихонечко лежала,                       он охотится ночами

Потом вдруг убежала. (еж)           За жуками и мышами.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова. (береза)

- Какие животные помогают распространять семена? (птицы, мыши, собаки, муравьи)

- Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)

- Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (в дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых).

- Погибают ли растения под снегом? Как это можно доказать. (Нет. Можно раскопать снег и увидеть зеленую траву).

Вывод: - Молодцы, много помните и знаете о лесе. Но лес хранит много еще тайн и загадок, которые нам предстоит узнать на уроках и внеурочной деятельности.

- Почему считается, что жизнь человека неразрывно связана с лесом? (лес приносит пользу….)

В детском доме провели опрос среди воспитанников о том, в чем заключается польза леса.

По данным опроса было выяснено, что:

Лес-источник ягод, грибов, лекарственных растений

Лес - место отдыха для человека

Лес - дом для растений, животных, грибов

Лес – «легкие» нашей планеты, защитник воздуха, водоемов и почв

Лес - источник древесины

Лес - украшает нашу жизнь

Лес - наше богатство

Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.

Вывод: лес играет важную роль в жизни людей. Это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…». Лес излечит, напоит чистой водой. В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы. Он – наш друг.

Физкультминутка

- Ребята, как вы думаете, по чьей вине возникают экологические проблемы леса ?

- Прочитайте рассказ. Ваша задача - найти ошибки, в поведении детей. Объяснить, почему так нельзя делать.

Оля и Саша приехали на каникулы из города в деревню к бабушке. Однажды они решили сходить на прогулку в небольшую берёзовую рощицу недалеко от деревни. С собой дети взяли пакет с едой.

На опушке рощи дети увидели огромный муравейник. Саша подобрал палку и ткнул ею в самую середину кучи.

- Смотри, как прикольно бегают! – показал он сестре на всполошившихся насекомых. Ребята посмеялись и пошли дальше.

Внимание Оли привлекло маленькое гнёздышко под кустом. Там сидело четверо серых взъерошенных птенцов. Они разевали яркие клювики, просили есть.

- Ой, какие хорошенькие! – Оля взяла их в руки, погладила по головкам и усадила обратно в гнездо. Довольная, она побежала к Саше, который давно звал её. Мальчик тоже нашёл гнездо. В нём лежали маленькие пёстрые яички.

- Возьму парочку с собой, спрошу у бабушки, кто из них должен вылупиться. – И мальчик положил их в карман рубашки, не обращая внимания на маленькую птичку, которая вилась рядом и жалобно кричала.

- Смотри, Саша, спелая черника! – Оля с удовольствием срывала с куста сладкие ягоды.

- А я сразу весь куст возьму! – мальчик вырвал с корнем несколько кустиков черники. – И бабушку угощу!

Ребята решили отдохнуть. Они сели на живописной опушке, стали есть вкусное печенье и бутерброды, пить чай из бутылки. Поев, они кинули опустевшие пакеты и бутылку в траву и отправились через луг домой.

- Смотри, засохший куст! – Саша достал из кармана зажигалку. Огонёк весело заплясал на сухих ветках. Ребята полюбовались костром и побежали к деревне.

Они так весело провели время! Будет о чём рассказать бабушке!

 - Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие? Почему так нельзя делать?

- А какие еще проблемы леса вы можете назвать?

Воспитатель: Сегодня вы изготовите знаки, показывающие, что запрещено делать в лесу. Затем прикрепим на доску, и у нас получится плакат «Правила поведения в лесу».

Вывод: вы всегда должны помнить, знать  и соблюдать «Правила поведения в лесу», а также говорить, напоминать  своим младшим друзьям, сверстникам, знакомым.

- А кто лучший друг леса? (человек)  

- Как вы думаете, какую помощь (практические дела) вы можете оказать лесу?

(На доске висит корзина. Дети пишут на листах  я могу…. И вкладывают их в корзину. посадить дерево, сделать кормушку, кормить птиц, собирать мусор, установить знаки правила поведения в лесу, написать обращение к жителям, чтобы берегли лес).

Воспитатель:  Вот этим нам предстоит с вами заниматься, это наши планы. Давайте с вами будем вести себя так, чтобы быть друзьями леса. Так давайте же ее любить и охранять лес, и он ответит нам тем же.По теме: методические раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой зеленый друг"

Проектная работа проводилась с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся самостоятельно учились находить нужный материал по теме: стихи, загадки, народные названия комнатных цветов...

Учебно- исследовательская работа « Лук- наш зеленый друг»

детский проект 5 класса  "лук- наш зеленый друг"...

Конспект занятия для дошкольников «Письмо зеленому другу» с использованием методик по развитию эмоционально-личностного отношения к природе

Конспект занятия «Письмо зеленому другу» разработано в рамках работы эколого-биологического отдела по развитию эмоционально- личностного отношения к природе. Занятие рассчитано на проведен...

Слово о зеленом друге.

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны.  Дорогой  ценой было  завоевано счастье жить и трудиться под мирным небом. И память об этом живет в сердцах людей. Немало памятников и...

Школьный конкурс учебно-методических разработок педагогов Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»

Исследовательский проект «Мой друг – зеленый лук»в рамках внеурочной деятельности младших школьниковАктуальность работы....

"Письмо зеленому другу"

Положение конкурса детского творчества в целях активизации деятельности школьных экокоманд, воспитания активной гражданской позиции....

Зеленый наряд нашей планеты. "Лес - наш друг" 21.04.2020г.

       Мы живём на удивительной зелёной планете. Природа дарит нам прекрасное настроение. А сколько удивительного можно увидеть в лесу ! Но не надо забывать о том, что всё э...