"Толерантность в современном образовательном пространстве"
статья

Розалия Хертековна Джалилова

Доклад о воспитании  толерантности в сознании детей разных возрастов через преподавпание курса ОРКСЭ в 4-х кл. и факультатива по духовно-нравственному воспитанию в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Джалилова Розалия Хертековна

учитель истории, обществознания и основы буддийской культуры МБОУ СОШ №12 г. Кызыла имени Воинов-интернационалистов, высшей категории

Почетный работник образования РФ

Федеральный тьютор, сопровождающий преподавание курса ОРКСЭ в школах РФ

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе, является образование.

Образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения, являлось  действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания. А на современном этапе  исторического развития России образование рассматривается так же как и средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач.

Именно благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.

Главная задача образования, в том числе школьного, - формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

С чем связано обращение особого внимания к проблемам  необходимости воспитания в умах и сердцах подрастающего поколения толерантного сознания?

Сегодня, в детской и подростковой среде, все больше распространяются недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, участились в российском обществе и случаи ксенофобии.

Причин тому много. Это отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, вызванные  социально-экономическими проблемами, заметным спадом жизненного уровня граждан, резким ухудшением морально-нравственной обстановки в обществе, спадом культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, взаимной нетерпимостью и культурным эгоизмом.

Такая ситуация является серьезной угрозой для будущего существования многонационального и многоконфессионального государства, такого как Российская Федерация. Это мешает укреплению государственных основ, взаимодействию, взаимопониманию и «взаимо-бытию» разных народов, населяющих и представляющих Россию.

По словам Федерико Майора, генерального директора ЮНЕСКО «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому, я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов»

Среди конкретных задач в области образования в поликультурном пространстве можно  выделить следующие:

  • глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа;
  • формирование представлений о многообразии культур в России и мире;
  • воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;
  • создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
  • развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  • воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения;
  • воспитание уважения к истории и культуре других народов;
  • создание мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур.

В свою очередь, мультикультурное образование предусматривает:

  • адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
  • взаимодействие между людьми с разными традициями;
  • ориентацию на диалог культур.

Результатом мультикультурного образования и станет формирование в сознании и поведении современных подростков межкультурной толерантности.

Культурная толерантность личности предполагает способность субъекта к продуктивному диалогическому взаимодействию с другими культурами.

Возможность принятия иной культуры требует наличия устойчивой культурной идентичности самой личности, осознания себя в качестве носителя определенных культурных традиций, выступающего в отношении к другим культурным традициям как субъект сохранения собственной культуры и развития человеческой культуры в целом.

По утверждению Е.М. Аджиевой, «Ознакомление учащихся с особенностями культуры своего и других народов на уроках и во внеурочной деятельности, в свободном общении друг с другом, в том числе с детьми разных культур, позволяет им познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом  жизни других народов, представлениями о мире, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира».

Практическая реализация названных проблем требует соответствующей подготовки педагогов, освоения ими новых приемов работы и т.д. Особое значение приобретает требование — сформировать толерантность самого педагога, в том числе в сфере межэтнических отношений, очень важна установка педагога на этнокультурное взаимодействие.

Педагогические условия, при которых возможно формирование толерантности:

  • создание единого толерантного пространства образовательного учреждения;
  • формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности руководителей образовательных учреждений, педагогов и учащихся к равноправному диалогу через синергетическое взаимодействие;
  • вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности учеников;
  • реализация программ повышения психолого-педагогической компетентности педагогических работников;
  • организация просвещения учащихся с целью повышения уровня информированности по проблеме толерантности;
  • обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и внеучебной деятельности, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств.

Но, при этом важно помнить, что сфера образования, дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, являются помощниками родителей в воспитательном процессе. Все-таки, главная роль в деле воспитания подрастающего поколения, принадлежит семье. Семья  является той социальной ячейкой, в которой начинается формирование нравственных качеств подростка и создается психологическая ситуация, обеспечивающая дальнейшее его развитие. Установлено, что атмосфера толерантности в семье имеет исключительно важное значение не только  для внутрисемейных отношений, но и для взаимоотношений и взаимопонимания между людьми в обществе. Поэтому устойчивое состояние семьи становиться приоритетной ценностью для государства, если оно заинтересовано в сохранении внутренней стабильности, национальной безопасности, укреплении своего национального статуса

Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. А так же процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность, религиозные организации, государственные органы и, наконец, мировое сообщество. Потому что – это является залогом сохранения мира и жизни на планете Земля.

С 1 сентября 2012 года во всех российских школах введен новый курс ОРКСЭ. Одной из главных задач этого курса – воспитание толерантного сознания у ученика младшего школьного возраста, будущего достойного гражданина многонациональной и многоконфессиональной России, уважающего не только свою традиционную культуру, но понимающего и принимающего иную культуру.

Отношение к новому курсу у ученых, педагогов, родителей и простых граждан разное. Даже среди верующих, отношение к введенному курсу неоднозначное.

Интересно высказывание Президента Российской ассоциации буддистов Школы Карма Кагью Александра Койбагарова: «Даже добровольное разделение не сможет предотвратить межрелигиозные конфликты в школьной среде. Напротив, оно будет их стимулировать. Давайте вспомним мировую историю. Есть множество примеров, показывающих, что религиозное разделение людей вызывало несчастья. На протяжении веков религии помогали одним народам выживать среди других народов: под религиозными знаменами шли воевать и защищать собственные земли. Религии учат добру и состраданию внутри группы своих приверженцев. Выбор курсов по отдельным религиям не стимулирует воспитание толерантности. На мой взгляд, было бы гораздо эффективнее ввести единый предмет, который максимально объективно и отстраненно рассказывал бы об истории возникновения разных религий, их сути, доктрине, учении, религиозной практике, о том, как это все повлияло на культуру человечества и разных стран. Причем делать это стоило бы в старших классах, где изучение подобных вещей действительно приемлемо и необходимо»

На мой взгляд, важен особый подход и подбор своеобразных методов в преподавании данного курса. В ходе знакомства детей с ценностями разных культур, в том числе основами различных религий, необходимо учить видеть в них не различия, а сходства и основы для взаимодействия, взаимопонимания.

И даже в рамках преподавания «Основы буддийской культуры», возможно, найти точки соприкосновения различных культур и мировоззрений.

На уроке по теме «Будда и Его Учение» (3-4 уроки курса ОБК) мы знакомим учащихся с личностью Будды Шакьямуни – основоположником буддизма и основами Его Учения. Рассказывая о жизни и деятельности Будды, важно уделить внимание личностям Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, отметив то, что все три исторические личности, которые стояли у истоков трех мировых религий, были реальными людьми, которые в силу своего сострадательного и милосердного ума посвятили всю свою жизнь делу освобождению людей от негативных качеств ума и поведения и указывали пути к достижению счастья – ненанесения вреда живым, несовершения неблагих деяний, совершение добрых поступков через любовь, милосердие и сострадание.

На уроке по теме «Любовь к человеку и ценность жизни» (урок 11 курса  ОБК) важно сказать о том, что во всех религиозных культурах  важное место занимает человек.  В христианстве и исламе  человек – это творение Бога, которого Всевышний создал наподобие себя и вдохнул  в него божественную искру. Если он пройдет достойно все испытания, выпавшие на его долю, то он получит возможность, в будущем, родиться рядом с Ним.   А в буддийской культуре человек – это живое существо, у которого самый высокий шанс достичь такого же состояния, какого достиг Просветленный Будда.  

Его Святейшество Далай Лама ХIV сказал: «Все крупные религиозные традиции говорят о единстве всего человечества. Если воспользоваться языком теистических религий, то мы скажем, что все люди, весь мир сотворены Богом ― у нас один источник. Или Аллахом, если рассуждать в контексте ислама. У нас, у буддистов, нет идеи Бога-Творца, но мы подчеркиваем, что у всех существ равные права, и все они движимы стремлением к счастливой жизни»

Поэтому источником всеобщего  человеческого счастья в этой жизни и в будущем, независимо от их национальных, расовых, религиозных и языковых различий,  – является праведная жизнь в соответствии Путем, который был указан великими Учителями.

Важно также показать общие черты, объединяющие их Учений, на примере 10 неблагих (греховных) деяний и 10 благодеяний. По сути, все эти Наставления одинаковы.

Необходимо учащимся донести то, что, несмотря на различия, в разных религиозных культурах все же больше общих, объединяющих начал. Это объединяющее и сближает разные народы, разные религии в единую большую человеческую семью, которая должна жить в мире, согласии и взаимопонимании.

Таким образом, «человечность (гуманизм)», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс ОРКСЭ актуализирует вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс играет важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования толерантного, порядочного, честного, достойного гражданина.

Использованная литература

  1. Программа преподавания курса ОРКСЭ в 4 кл. Учебный модуль «Основы буддийской культуры». – М. Просвещение, 2012
  2. Технологии формирования толерантной личности. – Л.С. Новолодская, Вестник БГУ  №1  2011. С. 164-167
  3. Способы формирования толерантности у подростков. - psinovo.ru›…po…i…tolerantnosti_u_podrostkov.html
  4. Условия формирования межкультурной толерантности у подростков – obrportal.ru›…mezhkulturnoy-tolerantnosti-u…
  5. Проблемы формирования межэтнической толерантности подростков - noyamolod.ru
  6. Койбагаров А. Выбор курсов по отдельным религиям не стимулирует воспитание толерантности  – Сайт Буддизм России.
  7. Фейсбук.  Страница  «Далай Лама» – 10 ноября 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

Место информационных технологий в современном образовательном пространстве.

Современный урок музыки — это урок созвучный времени, в котором должны гармонично сочетаться главные задачи образовательной сферы, специфика восприятия музыки, применение информационных технологий. ...

Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

доклад "Формирование толерантного отношения в образовательном пространстве"

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный м...

Педагогический совет на тему: «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.2. Изучение современных технологий здоровье сбережения  и  внедрение современных инноваций в области физическ...

Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве

Тезисы для выступления на научно-практической конференции....