эссе «Почему происходит потеря смысла профессиональной деятельности»
материал

Сергун Татьяна Александровна

Эссе представлено на конкурс «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности»для работников сферы образования. Мои размышления о причинах "выгорания".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_obraztsovoe_vladenie-_esse_t.a._sergun.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Областного конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» для работников сферы образования

                                             

                                           «Почему происходит потеря  смысла

                                          профессиональной деятельности»                        

                                                       Автор: Сергун Татьяна Александровна,

                                            учитель истории и обществознания

                                         МАОУ «СОШ №4» г. Череповца.

Сегодня всё чаще говорят о профессиональном выгорании. Впервые с термином «профессиональное выгорание» я столкнулась в школе на педагогическом совете. Мне тогда подумалось: «Ну, меня уж это точно не коснётся. Я буду «сеять разумное, доброе, вечное», дарить свет знаний». Сейчас, проработав в школе более 20 лет, я понимаю, что подобная ситуация существует. Иногда я замечаю, что перестаю ощущать радость от работы, глаза «не горят», силы иссякли. А ведь сейчас огромное количество возможностей, призванных облегчить труд учителя: интернет переполнен разными сайтами, ресурсами, готовыми уроками, программами. Кабинеты   оборудованы необходимой техникой.  О себе могу сказать, что  знаю и умею применять инновационные технологии обучения. Мысли и идеи замечательные рождаются, а сил творить и вдохновлять нет. Даже отдых перестал ощущаться отдыхом. Почему так происходит?

Во - первых, информационная пресыщенность.  Всего так много: надо почитать, заполнить, распечатать, обработать, отреагировать.  От такой многозадачности мозг начинает тормозить и отключается.

Во - вторых, много бумажной работы.  И это учитывая, что, например, в нашей школе большую долю бюрократической работы теперь выполняют заместители директора, за что лично я им очень благодарна. Недавно увидела в группе «Весёлый учитель» пословицу в тему: «Пять минут ребенка учим – пять часов бумагу пишем».

Третьей причиной может быть недоверие к профессионализму учителей.  Мы всё время кому-то что-то доказываем: пишем, отчитываемся, заполняем. Учитель всегда что – то  или кому – то должен,   постоянно отягощён комплексом вины за всё и сразу. Как только что - нибудь случается в школе и вне её стен, сразу со всех сторон слышим: «Виноват учитель! Виновата школа!».

Причиной потери смысла профессиональной деятельности может быть отсутствие видимого результата. У учителя нет возможности узнать итог своей работы здесь и сейчас, так как выученный учеником параграф – это не весь результат педагога. Я добросовестно отрабатываю свои 40 минут, готовлюсь к уроку, проверяю работы обучающихся, заполняю электронный журнал. Результаты моей работы могут быть сильно отсрочены. Взрослея, ученики начинают пользоваться теми знаниями, которые были получены много - много лет назад на уроках. Узнать о пользе затраченных усилий я смогу только из рассказов бывших учеников, а сию минуту этого не дано.  

Огромное влияние на эмоциональное состояние учителя оказывает следующая причина: он всегда должен быть образцом. Нам нельзя находиться в магазине у полок с алкоголем или нижним бельем, страница в соцсетях всегда пристально изучается, детально исследуется личная жизнь. А ведь учитель – простой человек!

К профессиональному выгоранию имеет отношение и чувство страха, которое испытывают учителя. Один из главных таких страхов - нестабильность современной системы образования. Недавно введенный дистант на территории всей страны стал причиной укрепления этого страха, так как появилась реальная угроза нужности (или ненужности) живого учителя.

Учителя боятся ухудшение материального положения. Только ленивый не упрекнул нас в том, что не учим, а гребем деньги лопатой. А после сообщений о выплате классным руководителям 5000 рублей нужна не просто лопата, а бульдозер!

А ещё нам нельзя болеть. За последние 10 лет я отсутствовала на рабочем месте трижды, выпав из рабочего графика в общей сложности на месяц. Эмоциональное напряжение вызывает физическое недомогание, круг замыкается.

  И, наконец, нам постоянно не хватает времени. Существует стереотип, что учитель работает только во время уроков.  В реальной действительности учитель загружен. Опираясь на свой личный опыт, я знаю, что не хватает времени ни на семью, ни на хобби, ни на саморазвитие, ни на книги (а так хочется почитать что-то для души), ни на ничегонеделанье.

Конечно, не хочется терять желание работать. Если я чувствую, что не хочется каждое утро бежать на работу, понимаю, нужно внимательно проанализировать, почему такое настроение стало преобладать. Но что бы не происходило, я гордо говорю: «Я – учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Почему я стала классным руководителем"

Часто ли мы задумываемся, почему наша жизнь сложилась именно так? Несколько строк по этому поводу......

Эссе "Почему я работаю классным руководителем".

Данное эссе было написано к конкурсу "Самый классный классный".  Я называю его - "откровение педагога"....

ЭССЕ «ПОЧЕМУ Я УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ?»

ЭССЕ «ПОЧЕМУ Я УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ?» - это рассуждение о выборе профессии учителя. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может с...

Эссе «Почему я учитель-логопед?»

В данном сочинении я объяснила свой выбор профессии....

Эссе "Почему я стал учителем"

Эссе написано в рамках участия в городском конкурсе "Учитель года"....

Эссе. Почему я стала учителем.

Размышления о том, почему я выбрала профессию учителя....

Эссе "Почему я работаю учителем"

Размышления о моей педагогической деятельности....