Виды переработки текста. Критерии оценки проектной и исследовательской работы
учебно-методический материал (10, 11 класс)

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

-В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающегося на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

 

К  проектной и исследовательской работе предъявляют требования  Основные требования к работе:

1. Формулирование проблемы.

2. Планирование действий по разрешению проблемы

3. Поиск информации.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. Представление продукта – презентация продукта и защита самого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_pererabotki_teksta_kriterii_otsenivaniya.docx91.9 КБ

Предварительный просмотр:

Виды переработки текста

Критерии оценки проектной и исследовательской работы

Тема: Переработка чужого текста. 

Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование               Задачи: -узнать виды переработки текста;

       -изучить понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование/

 

1. Информационная переработка текста – процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Информационная переработка научных, научно-популярных, учебнонаучных и (реже) публицистических или художественных текстов – это написание на их основе планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. п.

Различные виды переработки текста позволяют в устной или письменной форме сократить (свернуть) исходный текст (в форме плана, тезисов, конспекта), развёрнуто или кратко передать его содержание (в форме устного пересказа, подробного, сжатого и выборочного изложения, аннотации, оглавления), создать оригинальный текст на основе текстаисточника (в жанре реферата, резюме), выявить тему или проблему текста (дать ему заголовок).Созданный на основе текста-источника новый текст носит название вторичного.

 

2. Основные понятия:

Конспект.

Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план. Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам). 

План и тезисы. План — это самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. План бывает простой и сложный; цитатный, безцитатный, смешанный; Тезисы — это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части. Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Реферат. Реферат (от лат. - сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.

Аннотация. Аннотация (от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.  

Рецензия. Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, надо знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится. Оценку текста называют отзывом или рецензией. Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII - начале XIX века (от лат. – осмотр, обследование). Рецензия (от лат. — рассмотрение, обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма.

Эссе. Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Некоторые признаки эссе:

 - наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.

- эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

- как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

- в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.

Тема: Критерии оценки проектной и исследовательской работы

Задачи: -узнать основные требования к критериям;

               -изучить критерии, оценивая проектной и исследовательской работ.

-Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

-В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающегося на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

 

К  проектной и исследовательской работе предъявляют требования  Основные требования к работе:

1. Формулирование проблемы.

2. Планирование действий по разрешению проблемы

3. Поиск информации.

4. Результатом работы над проектом является продукт.

5. Представление продукта – презентация продукта и защита самого проекта.

 

Оценка  проектной и исследовательской работы

Оценивание - это самое сложный и противоречивый этап. Оценка проектной деятельности учащихся

1)Процесс                                

1) Работа над проектом

2)Результат проекта                

2) Продукт проекта (что получилось в итоге)

3) Оформление проекта        

3) Оформление проектной папки, видеоряда

4) Защита проекта      

4) Презентация своего продукта: уровень  презентации                                                              

5) Самоанализ учителя              

процесс защиты презентации

6) Деятельность учителя в рамках данной  проектной деятельности.                                                  

Результат учащихся в рамках деятельности.

                                                 

 Критерии оценивания работы:        

-   Актуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая           предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий);

- самостоятельность (уровень самостоятельной работы, планирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственного участия);

- проблемность   (наличие и характер проблемы в проектной деятельности, умение формулировать проблему, проблемную ситуацию);

- содержательность (уровень  информативности, смысловой емкости проекта);

- научность  (соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими)

- работа с  информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации - от воспроизведения до анализа);

-  системность (способность рассматривать все явления, процессы в совокупности,  выделять обобщенный способ действия и применять его при решении задач в работе);

- интегративность (связь различных областей знаний);

- коммуникативность .  

 

Критерии оценивания «продукта» проектной деятельности 

Полнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены);  

соответствие контексту проектирования (важно оценить, насколько полученный результат экологичен, т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (межличностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции воспитания, складывавшиеся годами);

соответствие культурному аналогу, степень новизны (проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте.);

социальная (практическая, теоретическая) значимость;  

• эстетичность;

•  потребность  дальнейшего развития  проектного опыта (некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин).  

 

Критерии оценивания оформления проектной работы 

Правильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии);  

композиционная стройность, логичность изложения  (единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда, Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов);

•  качество оформления (рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков);

наглядность (видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия);            

 самостоятельность.

 

Критерии оценивания презентации проектной работы (продукта):

Качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);  

объем и глубина знаний по теме (или предмету) (эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей);  

полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;  

представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории) ;

ответы на вопросы  (полнота, аргументированность,  логичность, убежденность, дружелюбие);

деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность) ;

правильно оформленная презентация.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценок проектных работ по английскому языку для студентов специальности "Информатика"

Критерии оценок проектных работ по английскому языку для студентов специальности "Информатика"...

критерии оценки проектной работы

Критерии оценки проектной работы....

Методическая разработка урока по русскому языку с профессиональной направленностью по теме "Текст и его строение. Основные виды переработки текста."

Урок для обучающихся по профессии "Машинист на открытых горных работах", "Автомеханик". Тема урока: Текст и его строение. Основные виды переработки текста....

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания

Критерии оценки проектной работы учащихся на уроках истории и обществознания...

Критерии оценки проектной работы учащихся

Критерии оценки проектной работы учащихся...