Статья Открытый урок преподавателя Королевой Н.П. по теме «В творческой лаборатории класса ансамбля»
статья

Королева Нина Павловна

Открытый урок – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. Любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии и преподавателю удалось таким образом с режиссировать свой урок, что учебная и воспитательная работа в классе ансамбля, была представлена в перспективе обучения в школе, начиная с первых дебютных шагов ребенка до успешного окончания освоения им учебной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_._otkrytyy_urok._koroleva_n.p.docx302.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Зеи»

Статья

Открытый урок преподавателя

Королевой Н.П.

по теме

«В творческой лаборатории класса ансамбля»

                                                                                        Выполнила преподаватель

класса скрипки

Королева Нина Павловна

  28 апреля состоялся открытый урок преподавателя высшей квалификационной категории класса скрипки Королевой Нины Павловны. Открытый урок – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. Любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии и преподавателю удалось таким образом с режиссировать свой урок, что учебная и воспитательная работа в классе ансамбля, была представлена в перспективе обучения в школе, начиная с первых дебютных шагов ребенка до успешного окончания освоения им учебной программы. Это было интересно учащимся, а главное познавательно и для коллег, и для гостей.  

Интрига урока содержалась в представленной теме «В творческой лаборатории класса ансамбля» и форме подачи учебного материала.

C:\Users\Нина\Desktop\IMG_20210428_154658.jpgМалыши Лиза Пичугина и Вика Градовская представили совместную работу в ансамбле Т. Дружинина «Шмель на ромашке», при этом педагог активно использовала ассоциативное мышление детей для создания художественного образа исполняемого произведения. Художественность исполнения неразрывно связана с точным, одновременным движением взятия инструмента. Этот момент рассматривается детьми и педагогом как прием, который тщательно вырабатывается на репетициях.

C:\Users\Нина\Desktop\IMG_20210428_154955.jpgУчащиеся средних классов (Дудкова Алёна, Генштейн Ева, Цугунов Илья) вместе с представленным ассоциативным рядом рассуждали о средствах музыкальной выразительности: мелодии, ладе, ритме, темпе, штрихах, показывая отличное владение темой и ее реализацией в исполняемой пьесе А. Гречанинова «Моя лошадка».  

Работа в квартете и разнообразных формах ансамбля доступны учащимся старших классов. В железно просчитанный ход урока вплетались маленькие островки импровизации: участники старшего ансамбля показывали стилевые особенности исполняемого джазового произведения Дж. Гершвина «Хлопай в ладоши», подготовленного совместно с саксофонистом Никитой Кирпиченко. Свинг один из труднейших разделов произведения, но ребята достойно справились C:\Users\Нина\Desktop\IMG_20210428_155333 (1).jpgсо стилистикой и интонированием. Работа в квартете и разнообразных формах ансамбля доступны учащимся старших классов.

Изюминкой урока стала работа над новым произведением М. Таривердиева «Звездная страна» в переложении А. Шувалова, который любезно написал его именно для этого состава ансамбля (Якимова Маргарита, Будёхина Иветта, Баранова Софья, Селиверстова Алина, вокалист Черкасов Артем). Нина Павловна заострила внимание присутствующих, что современный яркий репертуар ансамбля формируется благодаря ИКТ, личными контактами с композиторами и аранжировщиками. Хороший репертуар, не только половина успеха концертного выступления, но и полноценная работа детей на уроке.

C:\Users\Нина\Desktop\IMG_20210428_161157.jpgЭмоциональной и творческой доминантой урока явилось произведение Е. Глебова «Адажио принца и розы» из балета сказки –притчи «Маленький принц» по произведению А. Экзюпери (соло исполнила Климова Динара). «Глаза слепы, чутко только сердце» с этой цитаты началась работа над произведением, а закончилась она озвучиванием ансамблем «Кампанелла» фрагмента из мультфильма, представленного с помощью медиа. Удивительное совмещение визуального и музыкального ряда вызвало у учащихся яркий эмоциональный отклик. Некоторые из них вспомнили свои любимые высказывания из великого произведения: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

И, конечно же, сводный ансамбль с так узнаваемой песней из мюзикла Ж. Борджуа «Мама».

Одним из моментов, вызвавших у присутствующих приятное удивление был заключительный обобщающий вопрос преподавателя: Что значит для тебя класс ансамбля? Ответы были неожиданно искренними. Так семилетняя Лиза сказала, что ансамбль «это половина моей жизни», что оказалось совершеннейшей правдой, ибо с 4 лет Лиза присутствовала на концертах школы. А еще ансамбль скрипачей - это конкурсы и фестивали, дружная командная работа, цельность взглядов и единство мысли и бесконечный источник красоты. Вот такой итог состоявшегося мероприятия подвели сами учащиеся.

Но…урок есть урок…и при самоанализе преподаватель напомнила собравшимся, что занятия в классе ансамбля являются продолжением работы в специальном классе и помогают решать одни и те же задачи учебно-воспитательного процесса, поднимая исполнительский уровень по двум дисциплинам. Представленный состав ансамбля, активно участвовал в творческих проектах класса «Музыкальный ринг», «Мой первый сольный концерт», а также проектах патриотической направленности «Мой дом Россия». Поэтому учебная и воспитательная работа в классе ансамбля имеют единую смысловую ось.

Выступающие на обсуждении урока преподаватели обратили особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники.  Высоко оценили занятие с позиции реализации дидактических принципов.  Подводя итоги обсуждения, дали положительную оценку приемам и методам, использованным на занятии, отметили глубину раскрытия темы и целесообразности использования представленного опыта.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе

Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления...

Открытый урок по английскому языку по теме: «My Family» 6 класс

Рассказ  о семье и описание внешности человека на уроке английского языка....

Открытый урок по английскому языку по теме «Seasons» в 5 классе УМК «Английский в фокусе»

Открытый урок по английскому языку по теме «Seasons» в 5 классе УМК «Английский в фокусе» Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Тема: Seasons. Времена года.Цели: систематизировать зна...

Открытый урок по английскому языку на тему: "Internet" в 11 классе

Открытый урок по  английскому языку на тему: "Internet"в 11 классе...

Открытый урок по русскому языку на тему "Односоставные предложения"-8 класс.

Какие предложения называются односоставными, виды односоставных предложений.. Что такое предложение? Что та­кое простое предложение?: Предложения, синтаксический разбор ко­торых вы только что про...