Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Соловьева Наталия Сергеевна

Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь

  1. Эмоциональный настрой 
    Друзья мои! Я очень рада 
    Войти в приветливый ваш класс. 
    И для меня уже награда 
    Вниманье ваших умных глаз. 
    Я знаю: каждый в классе гений, 
    Но без труда талант не впрок. 
    Скрестите шпаги ваших мнений - 
    Мы вместе сочиним урок! 

3. Сообщение  темы урока, постановка учебных задач.

Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим, расширим знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий.

Откройте тетради. Запишите число и тему урока: «Повторение изученного по теме «Наречие»».

Историческая справка(что обозначает слово наречие)

  4.Актуализация опорных знаний учащихся:

На доске записана пословица: «Умную речь хорошо и слушать»

  1. Ребята, объясните смысл данной пословицы, как вы её понимаете?
  2. Давайте определим часть речи каждого слова?

(Прилагательное, существительное, наречие, союз, глагол)

  1. А сколько в русском языке всего частей речи?
  2. На какие группы их можно разделить? (Самостоятельные и служебные)
  3. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количества и бывают членами предложений. Самостоятельные части речи употребляются без служебных и вместе со служебными частями речи. Служебные части речи употребляются только с самостоятельными и не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества.)
  4. К какой группе мы отнесём наречие? (К самостоятельным частям речи.)
  5. А какие ещё части речи являются самостоятельными? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, причастие, деепричастие)
  1. Не зря говорят, что знания- это сила, и эту силу необходимо правильно применять. Сегодня мы попробуем проверить, какой же силой мы с вами об
  2. - Как мы называем такие меткие выражения? 

 Скажите, какой художественный приём часто используется в пословицах? Подсказка: образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Это одно из очень сильных троп. 
Дети: Это сравнение. 
Учитель: А как этот приём соотносится с темой нашего урока? 

а) Наречия имеют степени сравнения. 

Учитель: Правильно. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения наречий. Внимание, задание. Послушайте пословицу. Найдите в ней наречия и образуйте степени сравнения.

 Русские медленно запрягают, но  быстро скачут. 
 А теперь задание посложнее

Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия.

        А) Он слушал на уроке более внимательно.

  1.         Б) Ты сделал работу лучше всех.
  2.         В) Я стараюсь писать более красивее.
  3.         Г) Мой брат рисует хуже меня.(слайд)

Работа в группах по 4 человека.

Итак, мы повторяем правописание наречий. Давайте сыграем в игру «Ромашка». Но для начала скажите, как должна действовать команда? (ответы: дружно, уверенно, слаженно, вместе и т.д.) Слова какой части речи вы мне назвали? (Наречие).

Проведем игру «Ромашка», наша ромашка будет не простая, а лингвистическая. Я раздам сердцевины от  ромашек, на которых указана орфограмма. Вам необходимо к ней прикрепить лепестки, которые лежат у вас на партах. На лепестках вы должны написать примеры, иллюстрирующие правило.

б)Ромашка

1группа-не с наречиями

2группа-суффиксы о,а

3группа-дефисное написание

Выступления учеников.

Физминутка.  
Под весенние напевы 
Повернёмся вправо, влево. 
Руки вверх, на них смотри – 
Головою не крути. 
Руки вниз ты опусти 
Глазами следом ты веди. 
Закрой глаза, теперь открой… 
Посмотри перед собой. 

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

: Наш язык необыкновенно богат. Он как воздух, вода, небо, без него мы не можем жить, но мы к нему привыкли, а, следовательно, обесценили. Многие говорят тускло, стандартно. Но есть живая речь, могучая, гибкая. Вот как раз пословицы и поговорки разнообразят нашу речь. Также яркой и образной нашу речь делают фразеологизмы.

5. Творческое задание. Проверка домашнего задания.

  1. Что такое фразеологизмы?

Дома нужно было подобрать фразеологизмы.

  1. А теперь заселим домик фразеологизмами и подселим к ним соседей-наречия.

Положа руку на сердце

Честно

У черта на куличках

Далеко

Рукой подать

Близко

Как в аптеке

Точно

Черным по белому

Ясно

Битый час

Долго

Бок о бок

Рядом

На вес золота

Дорого

Душа в душу

Дружно

На всю Ивановскую

Очень громко

Как вы понимаете выражение?

На всю ивановскую кричать. В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обмениваясь слухами и новостями, вступая в торговые сделки.

Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) "площадные подьячие" и глашатай громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские приказы и указы.

Так и закрепилось в языке это выражение для обозначения особенно громкого приказа.

  6. «Этимологическая минутка»

 (из истории наречий, откуда и как они появились).

-А сейчас послушайте сообщения ваших одноклассников. Они познакомят вас с происхождением некоторых наречий. Вы эти наречия запишите в тетрадь.

Шиворот - навыворот. Нам с вами сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: "совсем наоборот", "наизнанку" - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. "Шиворотом" в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот - навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Мы сейчас тоже употребляем эти слова в связи с одеждой, в смысле "задом наперёд", но значение их стало куда шире. Шиворот - навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще сделать не так, как принято

Знать назубок. Знать назубок - значит превосходно выучить что-либо, отлично в чём-нибудь разбираться.

Было время, когда слова "знать на зубок", "проверить на зубок" понимались почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять надкусом подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла.

Возьмёшь монету в рот, прикусишь её зубами, и, если не осталось на ней вмятины, значит, она подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться и подделка, сработанная фальшивомонетчиком: внутри полая или отлитая из мягкого олова, свинца; на таком изделии человеческий "зубок" тотчас же оставляет изобличительные отметины.

Держи карман шире. Есть русская плясовая песня, в которой говорится:

Он принёс мне три кармана: Первый карман - с пирогами, Второй карман - с орехами...

Что за ерунда? Как можно "принести карман"?

Загляните в старые словари и увидите: слово "карман" в XVIII—XIX веках означало всякий мешок или торбу, прицепленную к одежде снаружи. Такие карманы вешались и на сёдла; их можно было носить, и при надобности "держать (раскрытыми) шире". Теперь мы вспоминаем об этих старых карманах, когда хотим насмешливо ответить на чрезмерные требования: "Ну как же, так и дожидайся! Держи карман шире".

Дополнительный материал:

Дотла – от тьло – почва, пол, основание; слияние предлога до с формой родительного падежа.

Невмоготу – собств. русское, является сращённым сочетанием не в моготу, в котором могота – сила, мочь, возможность.

Начеку – собств. русское, от сущ. Чек – стража, ожидание и предлога на.

Наружу – собств. русское, от сущ. Ружь – внешность, вид (в вин. падеже) и предлога на

Сегодня образовалось из местоимения сего (сей – «этот» и имени существительного дня. Сегодня – значит «этого дня»

Завтра – это старый творительный падеж имени существительного утро: заутро. Звук у превратился в в. Получилось завтра.

  1. Попробуйте и вы объяснить, как образовалось наречие сейчас,сегодня.
  2. (Сегодня образовалось из местоимения сего (сей – «этот» и имени существительного дня. Сегодня – значит «этого дня»)
  3. Ребята, какой литературой вы пользовались, чтобы подготовить данный материал? (Этимологическим словарём)
  4. А какие словари вам ещё известны, какими вы уже пользовались? (Орфографический словарь, «Толковый словарь» Ожегова, Даля, словарь синонимов, антонимов, омонимов, орфоэпический словарь, фразеологический  и др.)       

.

7. Орфоэпическая пятиминутка 

Вот мы уже повторили почти все орфографические правила.

Какие орфограммы мы забыли?

Небольшая подсказка-посмотрите на слайды.

Выборочное письмо.

А пока команды работают, капитаны с карточками(слитное и раздельное)

(на)ходу,(на)лету,(на)бок,(на)половину,(на)лад,(на)прокат,(на)зло,(на)руку,(на)память,(на)дом,(на)изусть,

 Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий? (Возможны речевые ошибки при употреблении наречий)

Прочитайте правильно:

пиши красивее, сядь удобнее, вытри дочиста, сделай иначе, уехать надолго.

8.Работа с текстом.

Сядьте удобнее и послушайте внимательно одну притчу.

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, попустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь.

«Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

(М.Е.Салтыков-Щедрин миниатюра «Где живёт Совесть?»)

Автор этой миниатюры дал своё название, но как бы вы её назвали? Авторское название «Где живёт Совесть?» - это и есть основная мысль: по мнению автора, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые её утрачивают. Вы можете согласиться или нет. Почему с большой буквы? Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.

Обратите внимание на обилие наречий.

  1. Для чего авторы используют в своих текстах наречия? Попробуйте прочитать текст без наречий, будет ли текст таким же красочным, образным? (Наречия украшают речь, делают её выразительной, образной. Наречия обозначают признак действия . Описывать действия очень непросто, нужно сохранить точность, четкость, последовательность в описании. И наречия нам в этом помогают.)

Мы поработаем только с выделенными наречиями.

Омонимия.

. Запишите омонимичные словоформы подчеркнутых слов (например, по-весеннему тепло и омонимичная форма – по весеннему лесу). (учащиеся выполняют задание)

Примерные ответы: по пустому дому, во время отпуска, на показ мод, с начала урока, по новому шоссе, по моему мнению

Как отличить наречие от других частей речи?(в тексте,по вопросу)

На  какие вопросы отвечает наречие?

Что обозначает наречие?

Что является отличительной особенностью наречия?

Самостоятельная работа.

Биатлон.

 Разбор слов по составу(по одному члену команды по очереди,на выбывание)

Испуганно, направо, вкрутую, по-летнему, сверху, слева, изредка.

  9. Подведение итогов урока.

Вот мы с вами и повторили тему.

Как вы думаете, кому принадлежат слова: «Живой народный язык… сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». Небольшая подсказка …( словарь этого ученого-лингвиста включает 200 тысяч слов,называется « Толковый словарь живого великорусского языка», состоит из 4 томов).Конечно же, это Владимир Иванович Даль. Именно В.И.Даль говорил: «Пословица – это короткая притча. Это суждение, приговор, поучение». 
        Прочитайте ещё раз эпиграф. Ответьте на вопрос, почему именно эту пословицу я взяла эпиграфом к нашему уроку? 

10.Домашнее задание.

1)составить словарный диктант (20 слов) на изученные орфограммы написания наречий;

2)сочинение-миниатюра «как я понимаю пословицу,в какой ситуации ее уместно употребить»

11.Рефлексия.

- Спасибо за урок,мы сочинили его вместе.

  В заключение урока прослушаем стихотворение Вадима Шефнера "Устная речь" и откликнемся на призыв поэта, обеспокоенного угасанием устной словесности.

       Ученик читает стихотворение:

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Дачи, джинсы, слайды, платья...

Ценам, цифрам - несть конца,

Отвлечённые понятья

Улетучиваются.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение имени существительного в 5 классе"

В  игровой форме повторяем основные сведения по теме "Имя существительное": грамматические признаки, употребление в речи, роль существительных в предложении....

План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья”  Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему " Деепричастие. Повторение и обобщение изученного"

Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему " Деепричастие. Повторение и обобщение изученного"...

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким...

Открытый урок "Повторение раздела "Лексика" в 5 классе"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Повторение изученного по разделу "Лексика"...