Рабочая программа. татарская литература
рабочая программа

Хузина Гульназ Рафисовна

Рабочая программа. татарская литература, 5-9 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tatarskaya_lit-ra_5-9.docx72.71 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе по предмету Родная (татарская) литература

(5-9 классы)  по МБОУ Исенбаевская СОШ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Результатом изучения учебного курса по татарской литературе на уровне основного общего образования являются формирование у учащихся навыков восприятия, анализа, оценки художественного произведения, собственной нравственной позиции, воспитание эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые в целом станут средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.

Развитие устной и письменной речи учащихся в 5-9 классах охватывает следующие направления:

Рецептивная деятельность как основа развития читательских компетенций школьников: осмысленное, творческое, выразительное чтения художественных произведений различных жанров, чтение стихотворных текстов или отрывков из прозаических текстов наизусть; рассказ о жизненном пути и творчестве писателя (выборочно или предложенного автора); определение жанров фольклорных произведений и их особенностей; определение принадлежности художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

Репродуктивная деятельность как формы погружения в художественную структуру произведения: устный комментарий к тексту и различные виды пересказа прочитанного; воспроизведение по ролям, инсценирование, театрализация; целенаправленная работа с источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, электронные средства); обращение к материалам периодической печати; конспектирование и тезирование.

Поисковая деятельность как виды творческого осмысления поэтики писателя: поиск ответов на проблемные вопросы; составление плана; написание рецензии на художественное произведение; написание изложения с элементами сочинения; словесное рисование и устное мини-сочинение или доклад-сообщение.

Исследовательская деятельность как вид развернутого размышления о художественном творчестве: анализ художественного произведения с точки зрения сюжета, композиции, системы образов, языка и стиля; анализ литературного текста в целом; сопоставление проблематики и тематики различных произведений; рефераты и индивидуальные проектные исследовательские работы; сочинение по литературному произведению, по творчеству пистеля (или поэта), по историко-культурным явлениям.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Литература как вид искусства.

Природа искусства. Место литературы среди других видов искусства. Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве. Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Раздел 2. Устное народное творчество

Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Особенности произведений фольклора. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытии и человеке, человеке и природе.

Основные жанры фольклора.

Сказки, виды сказок (волшебная сказка «Ак бүре» / «Белый волк»).

Песни, их классификация, особенности татарских народных песен (песня «Иске кара урман» / «Старый дремучий лес»).

Малые жанры фольклора: загадки, анекдоты, пословицы и поговорки. Оригинальный жанр татарского фольклора – баиты ( «Сак–Сок»).

Легенды и предания, их особенности (легенда «Зөһрә кыз» / «Девушка Зухра»  и предание «Шәһәр ни өчен Казан дип аталган» / «Почему город назван Казанью»).

Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов. Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны»),  «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»).

Характерные признаки жанра дастан. Краткое содержание, проблематика, основные герои и художественные особенности дастана «Идегей», первая пол. XV в. («Идегәй» -  в сокращенном виде).

Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота, сравнение и др.). Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов.

Влияние народного творчества на развитие литературы и литературного языка. Возникновение литературы, связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией (Ф. Амирхан «Ай өстендә Зөһрә кыз» / «Зухра на Луне»). Переход фольклорных жанров в литературу (Г. Рахим «Яз әкиятләре» / «Весенние сказки»). Фольклорная и литературная сказка (Г. Тукай «Шүрәле» / «Шурале»).

Раздел 3. Древняя, средневековая тюрко-татарская литература

Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Древние тюркские государства, религиозные верования и письменность древних тюрков. Принятие ислама булгарами (922). Тюрко-татары в контексте «Восток и Запад». Этапы развития древней и средневековой тюрко-татарской литературы.

Фольклор  и литература общетюркской эпохи как составная часть татарской литературы. Орхоно-Енисейские памятники, отражение в них истории, верований, особенностей художественного мышления древних тюрков.«Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари – один из источников по изучению древнетюркского фольклора и письменной литературы.         «Котадгу билиг» / «Благодатное знание» Юсуфа Баласагунлы – первая классическая поэма тюркских народов.

Булгаро-татарская литература (XII- первая пол.ХIII вв.), поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе» – гимн мудрости, красоте, величию чувств человека.

Татарская литература золотоордынского периода: творчество Кутба, Саифа Сараи, Хорезми. Религиозно-суфийское направление в тюрко-татарской литературе.

Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства (Мухаммед Амин, Кулшариф, Умми Камал). Гуманистическая дидактика в творчестве поэта Мухаммедьяра («Нәсыйхәт» / «Назидание»).

Присоединение Казанского ханства к русскому государству (1552). Отражение кризисного состояния татарского общества в хикметах – философских изречениях М. Колый. Переходные явления от затянувшегося Средневековья к эпохе просвещения (К. Насыйри «Әбүгалисина» /«Абу Али Сина»).

Раздел 4. Татарская литература XIX века

Просветительское движение у татар. Просветительская деятельность Г. Курсави, И. Хальфина, К. Насыри, Ш. Марджани, Х. Фаизханова, И. Гаспринского и др.

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри (1825-1902).

Становление реалистической поэзии в творчестве Г. Кандалый, Акмуллы и др. Становление татарской реалистической прозы. Концепция образованного, просвещенного человека, особенности его изображения (Муса Акъегет «Хисаметдин менла» / «Хисаметдин менла»). Появление в литературе новых видов и жанров европейского типа (роман З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде). Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую. Борьба между старым и новым как основной конфликт в произведениях.

Раздел 5. Татарская литература начала XX века

Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры (Дардменд «Видагъ» / «Прощание»; Н. Думави «Яшь ана» / «Молодая мама»; М. Гафури «Нәсыйхәт» / «Назидание», «Сарыкны кем ашаган?» / «Кто съел овцу?»).

Габдулла Тукай (1886-1913) – выдающийся татарский поэт, лирик и сатирик, публицист и литературный критик.        Утверждение идеалов национального возрождения («Милләтә» / «Нации»),  воспевание родной земли («Пар ат» / «Пара лошадей», «Туган җиремә» / «Родной земле») в романтических стихах. Автобиографические записи «Исемдә калганнар» / «Оставшиеся в памяти».

Фатих Амирхан (1886-1926): нравственно-философские и литературно-эстетические искания («Хәят» / «Хаят», «Бер хәрабәдә» / «На развалинах…»).

Национальная проблематика как лейтмотив татарской литературы данного периода (С. Рамиев «Уку» / «Знание»).

Жизнь и творчество Гаяза Исхаки (1878–1954), комедия «Җан Баевич» / «Жан Баевич».

Шариф Камал (1884-1942) – основоположник жанра новеллы в татарской литературе. Показ трагизма будничной жизни («Буранда» / «В метель», «Акчарлаклар» /  «Чайки» в сокращенном виде).

Галиасгар Камал (1879-1973) – один из основоположников татарской реалистической драматургии. Особенности конфликта в пьесах Г. Камала («Беренче театр» /«Первый театр», «Банкрот»).

Раздел 6. Татарская литература первой половины XX века (1917-конец 1950-х гг.). Сложность процесса  развития татарской литературы после 1917 года. Возникновение нового направления в искусстве слова, основанного на идеологии диктатуры пролетариата. Многообразие творческих методов и направлений в первой половине 20-х годов. Литературные традиции в новых условиях (Ф. Борнаш «Таһир-Зөһрә» / «Тагир-Зухра»; К. Тинчурин «Сүнгән йолдызлар» / «Угасшие звезды»).

Г. Ибрагимов (1887-1938) – выдающийся романтик татарской литературы начала XX века. Прославление гармонии бытия, нравственной цельности и красоты народной жизни («Алмачуар» / «Чубарый»).        Особенности развития поэзии в 20-е годы: сближение ее с действительностью; осуществление синтеза лирики и эпоса; поэтизация повседневности; творческие искания в области формы стиха, жанров и стилей. Этапы творчества Х. Такташа (1901-1931). «Пи-би-бип».

Активизация романной жанровой традиции: М. Галяу («Мөһаҗирләр» / «Мухаджиры» («Беженцы»)  в сокращенном виде).

Великая Отечественная война, ее влияние на литературу.Основные образы, мотивы и поэтические особенности поэзии военных лет (М. Джалиль «Җырларым» /«Песни мои», «Тик булса иде ирек» / «Лишь бы была свобода», «Сандугач һәм чишмә» / «Соловей и родник»; Ф. Карим «Сибәли дә сибәли» / «Моросит и моросит»; Г. Кутуй «Сагыну» / «Ностальгия»; Ә. Еники «Кем җырлады?» /«Кто пел?»).Жизнь и творчество М. Джалиля (1906-1944).

Этапы творчества Х. Туфана (1900-1981). «Кайсыгызның кулы җылы» / «Чьи руки теплее», «Киек казлар» / «Дикие гуси». Философско-лирическая направленность поэзии 40-50-х гг. Исповедальность, особенности поэтики и стиля.

Раздел 7. Татарская литература второй половины XX века (1956-1990 гг.)

Возвращение татарской литературы к национальным традициям. Лиризм и социально-философское осмысление опыта культуры, литературы, истории в творчестве поэтов старшего поколения. «Тихая» лирика С. Хакима («Әнкәй» / «Мама», «Бу кырлар, бу үзәннәрдә...» / «В этих полях, в этих долинах…»). Насыщение лирики психологическими деталями. Раздумья о судьбе татарской нации в литературе этих лет (А. Еники «Әйтелмәгән васыять» / «Невысказанное завещание»). Художественное осмысление национальных черт характера, традиций татарского народа: А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»).

Жизнь и творчество А.Еники (1909-2000).

Трансформация исторического романа соцреализма (Н. Фаттах «Ител суы ака торур» / «Итиль  река течет»). Возникновение в этот период новых жанров, появление новых тем, мотивов и литературных форм. Усиление лиризма в прозе (Г. Сабитов «Тәүге соклану» / «Первый восторг»; М. Магдиев «Без кырык беренче ел балалары» / «Мы – дети сорок первого года»). Поиски идеального героя эпохи: Ф. Яруллин («Җилкәннәр җилдә сынала» / «Упругие паруса»).

Обращение к исторической памяти, к образу Тукая (Р. Батулла «Имче» / «Знахарка»). Формирование «критического направления» в прозе и драматургии (Ш. Хусаинов «Әни килде»(«Әниемнең ак күлмәге») / «Белое платье матери». Творчество Т. Миннуллина («Әлдермештән Әлмәндәр» / «Альмандар из Альдермыша»).

Поэзия Р. Файзуллина: вопросы свободы личности и свободы мнений в художественной литературе (Р. Файзуллин «Җаныңның ваклыгын сылтама заманга...» / «Мелочность твоей души…»). Многообразие жанровых форм, стилевых черт в творчестве М.Аглямова («Каеннар булсаң иде» / «Как березы» (устоявшийся вариант перевода), «Учак урыннары» / «Места костров»). Детская литература (Ш. Галиев «Һәркем әйтә дөресен» / «Каждый говорит правду»; Ф. Яруллин «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» / «Вы – самый прекрасный человек»).  

Раздел 8. Татарская литература рубежа ХХ-ХХI веков (1990-2016 гг.)

Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков: критическая оценка советского и постсоветского времени, переосмысление далекой и близкой истории народа (Зульфат «Тамыр көлләре» / «Пепел корней», «Тойгыларда алтын яфрак шавы» / «В чувствах – золотая мелодия листьев»). Появление литературных произведений, описывающих крупные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества (Ф.Садриев «Таң җиле» / «Утренний ветерок» – в сокращенном виде). Проблемы возрождения и сохранения языка, культуры, обычаев татарского народа в драматургии (Т. Миңнуллин «Кулъяулык»/ «Платочек)». Выход на первый план психологических и философских мотивов (Г. Гыйльманов «Язмышның туган көне» / «День рождения судьбы»).

Мировой литературный процесс. Взаимосвязи между татарской, русской и зарубежной литературами. Вечные темы и образы.

Раздел 9. Теория литературы

Род и жанр литературы. Литературные роды: эпос, лирика и драма. Жанр. «Память жанра». Эпические жанры: роман, повесть, рассказ. Лирические жанры: пейзажная лирика, гражданская лирика, интимная лирика, философская лирика. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Лиро-эпические жанры: сюжетное стихотворение, басня, нэсер (проза в стихах), поэма.

Образность в литературном произведении. Образ, символ, деталь, аллегория. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое «я», образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы-вещи, мифологические образы, фантастические образы, архетип.

Литературное произведение. Форма и содержание. Содержание: событие, подтекст, контекст. Конфликт, сюжет, элементы сюжета. Композиция. Тема, проблема, идея, пафос. Идеал. Изображенный мир. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп. Текст: эпиграф, посвящение, сильная позиция.

Литературное творчество. Художественные средства и стиль. Художественные приемы: повтор, параллелизм, противопоставление, ретроспекция. Языковые и стилистические средства (тропы, лексические, стилистические, фонетические средства). Художественная речь: повествование, диалог, монолог. Лирические отступления. Особенности стихотворной и прозаической форм словесного выражения. Ритм, рифма, стих, строфа. Стихосложение. Формы смеха: юмор, сатира, сарказм. Авторский стиль: юмористический, трагический, экзистенциальный, публицистический и др. начала.

История литературы. Традиции и новаторство. Религиозная литература, светская литература.

Литературный процесс. Понятие о литературном процессе и периодах в развитии литературы.

Раздел 10. Обзорные темы

Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Поэтика фольклорных произведений.

Сказки, жанры татарских сказок.

Песни, их классификация, особенности татарских народных песен.

Малые жанры фольклора: загадки, анекдоты, пословицы и поговорки.

Оригинальный жанр татарского фольклора  баиты.

Легенды и предания.

Мифы. Концепции об их происхождении и классификация.

Жанр дастана.

Связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией.

Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Этапы развития древней и средневековой тюрко-татарской литературы.

Булгаро-татарская литература (XII- первая пол.ХIII вв.), поэма Кул Гали «Кыйссаи Йосыф».

Тюрко-татарская литература золотоордынского периода.

Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства.

Литература позднего Средневековья.

Просветительское движение у татар.

Научная и литературная деятельность Каюма Насыри(1825-1902).

Становление просветительской литературы.

Татарская литература начала XX века.

Жизнь и творчество Габдуллы Тукая (1886-1913).

Жизнь и творчество Фатиха Амирхана (1886-1926).

Жизнь и творчество Гаяза Исхаки (1878–1954).

Шариф Камал (1884-1942) – основоположник жанра новеллы в татарской литературе.

Галиасгар Камал (1879-1973) – один из основоположников татарской реалистической драматургии.

Татарская литература после 1917 года. Возникновение нового направления в искусстве слова, основанного на идеологии диктатуры пролетариата.

Этапы творчества Х. Такташа (1901-1931).

Многообразие творческих методов и направлений в 1920-30-х гг.

Этапы творчества Х. Туфана (1900-1981).

Великая Отечественная война, ее влияние на литературу.

Жизнь и творчество М. Джалиля (1906-1944).

Татарская литература послевоенного времени.

Жизнь и творчество А. Еники (1909-2000).

«Возвращение» татарской литературы к национальным традициям в 1960-1980 гг.Поэзия. Драматургия.

Творчество Т. Миннуллина.

Возникновение новых жанров, появление новых тем, мотивов и литературных форм в прозе.

Поэзия Р. Файзуллина.

Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков: критическая оценка советского и постсоветского времени, переосмысление далекой и близкой истории народа.

Мировой литературный процесс. Различные связи между татарской, русской и зарубежной литературами. Вечные темы и образы.

Раздел 11. Развитие устной и письменной речи учащихся.

Развитие устной и письменной речи учащихся в 5-9 классах охватывает следующие направления:

Рецептивная деятельность как основа развития читательских компетенций школьников: осмысленное, творческое, выразительное чтения художественных произведений различных жанров, чтение стихотворных текстов или отрывков из прозаических текстов наизусть; рассказ о жизненном пути и творчестве писателя (выборочно или предложенного автора); определение жанров фольклорных произведений и их особенностей; определение принадлежности художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

Репродуктивная деятельность как формы погружения в художественную структуру произведения: устный комментарий к тексту и различные виды пересказа прочитанного; воспроизведение по ролям, инсценирование, театрализация; целенаправленная работа с источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, электронные средства); обращение к материалам периодической печати; конспектирование и тезирование.

Поисковая деятельность как виды творческого осмысления поэтики писателя: поиск ответов на проблемные вопросы; составление плана; написание рецензии на художественное произведение; написание изложения с элементами сочинения; словесное рисование и устное мини-сочинение или доклад-сообщение.

Исследовательская деятельность как вид развернутого размышления о художественном творчестве: анализ художественного произведения с точки зрения сюжета, композиции, системы образов, языка и стиля; анализ литературного текста в целом; сопоставление проблематики и тематики различных произведений; рефераты и индивидуальные проектные исследовательские работы; сочинение по литературному произведению, по творчеству пистеля (или поэта), по историко-культурным явлениям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)

Ведущая тема: жанровая природа фольклора и литературы

№ п/п

Кол -во часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

1.

4 ч.

Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытие и человеке, человеке и природе. Поэтические особенности произведений фольклора: сравнения, олицетворения, метафоричность, аллегоричность.

Иметь представление об устном народном творчестве вообще, и о татарском фольклоре. Понимать особенностей произведений фольклора.

2.

4 ч.

Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки и анекдоты. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях

Знать основные жанровые особенности пословиц, поговорок, анекдотов и загадок. Различать пословицы и поговорки. Использовать пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях.

3.

6 ч.

Лирические и лиро-эпические жанры татарскогофольклора: песни и баиты. Лирические, исторические, обрядовые песни, такмаки, мунаджаты, особенности татарских народных песен (песня «Иске кара урман» / «Старый дремучий лес»).

Оригинальный жанр татарского фольклора – баиты. «Сак–Сок». Предпосылки формирования жанра. Их виды и подвиды.

Ознакомиться и анализировать татарские народные песни.

Анализировать баит «Сак-Сок». Знать основные жанровые признаки песен и баитов.

4.

6 ч.

Эпические жанры татарского фольклора:легенды и предания (легенда «Зөһрә кыз» / «Девушка Зухра»  и предание «Шәһәр ни өчен Казан дип аталган» / «Почему город назван Казанью»).

Анализировать легенды и предания. Знать основные жанровые особенности легенд и преданий. Определять функции исторических событий и мифологических образов в легендах и преданиях.

5.

10 ч.

Татарские народные сказки (повторение изученного в 1-4 класах)

Сказки, виды сказок (волшебная сказка «Ак бүре» / «Белый волк»).

Бытовые сказки. Сказки о животных.

Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота и др.).

Пересказывать самостоятельно прочитанную сказку.

Различать сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Инсценировать одну из сказок о животных. Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Охарактеризовать героев волшебных сказок. Инсценировать небольшую сказку (по выбору учителя). Написать сказку.

6.

6 ч.

Героический эпос. Характерные признаки жанра дастан.

Иметь представление о героическом эпосе татарского народа. Различать сказочных героев и дастанных героев.

7.

4 ч.

Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов.

Возникновение литературы, связь татарской литературы с фольклором и исламской мифологией (Ф. Амирхан «Ай өстендә Зөһрә кыз» / «Зухра на Луне»). Олицетворение добра и зла. Система персонажей в тексте. Авторский комментарий происходящих событий.

Ознакомление с текстом рассказа Ф. Амирхана. Выразительно читать,определить мифологический сюжет, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Проводить диспут. Сопоставлять авторские идеи и персонажей литературных произведений, использующих данный сюжет.

8.

6 ч.

Фольклорная и литературная сказка (Г.Тукай «Шүрәле» / «Шурале»). Художественный вымысел. Троп.

Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

Анализ поэмы Г. Тукая. Определять авторскую идею и мотивы.

Оценивать выразительность художественного языка автора. Выучить наизусть отрывок из поэмы.

9.

5 ч.

Габдулла Тукай, воспевание родной земли («Пар ат» / «Пара лошадей», «Туган җиремә» / «Родной земле») в романтических стихах. Сказочное воссоздание поездки в Казань. Мифологизация Казани и родной земли. Лексические и фонетические средства художественной речи.

Анализировать произведения. Определить жанровые особенности пейзажной лирики. Выявлять признаки лирического рода литературного произведения. Учить наизусть стихотворение («Родной земле»), при чтении обращать внимание на художественные средства живописного описания окружающего мира.Находить олицетворения, противопоставления и эпитеты в стихотворениях.

Выучить наизусть стихотворение «Родной земле».

10.

4 ч.

М.Гафури.Басня «Сарыкны кем ашаган?» / «Кто съел овцу?». Жанр басни. Аллегорические образы.

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Иметь представление о жанре басни.

11.

4 ч.

Ш.Галиев. «Һәркем әйтә дөресен» / «Каждый говорит правду».

Детская литература. Юмор, сатира.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений, адресованных детям.

12.

4 ч.

Ф.Яруллин. «Сез иң гүзәл кеше икәнсез» / «Вы – самый прекрасный человек»).  

Ритм, рифма, стих, строфа. Стихосложение.

Анализировать стихотворение. Показывать, с помощью каких художественных средств формируется образ лирического героя.

13.

7 ч.

Повторение и обобщение изученного в 5 классе.        

Найти ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения.

Писать контрольное сочинение.

6 класс(2 ч. в неделю, всего 70 ч.)

Ведущая тема: система образов

№ п/п

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

1.

4 ч.

Повторение эпических жанров фольклора (баиты, сказки, предания, легенды), метафоричность, аллегоричность.

Различать образы рассказчика и повествователя, мифических героев в эпическом произведении. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета).

2.

6 ч.

Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов. Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны»,  «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»).

Выразительно читать тексты. Находить общее и различное в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества.

3.

10 ч.

Развитие мифологических и религиозных сюжетов в литературе. Научная и литературная деятельность Каюма Насыри (1825-1902). Изучение им фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Повесть К. Насыри  «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина». Фантастический сюжет и просветительские идеи в повести.

Просветительское движение у татар.

Тема для обсуждения. Образ Абу Али Сины – исторический персонаж, сказочный герой или просветительский идеал?

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах от правдоподобия до фантастики.

Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы по татарскому просветительству.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики произведений. Писать сочинение-повествование. Использовать в письменном тексте изобразительно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры).

4.

4 ч.

Переход фольклорных жанров в литературу: условность (Г. Рахим «Яз әкиятләре» / «Весенние сказки»). Аллегорическая образность. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение бескорыстия как важного человеческого качества.

5.

6 ч.

Г. Ибрагимов. Прославление гармонии бытия, нравственной цельности и красоты народной жизни («Алмачуар» / «Чубарый»). Система образов людей.        

Образ Алмачуар. Любовь маленького героя к лошади. Функции образов мальчика-рассказчика и взрослого повествователя. Этнографические детали и материалы. Образ татарской деревни.

Отмечать особенности системы образов. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения.  Письменно оформлять результаты выступления.

Владеть такими видами пересказа как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др. Написать сочинение по повести Тукая.

Находить в тексте Р.Батуллы незнакомые слова и определять их значение. Сформулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

6.

6 ч.

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдә калганнар» / «Оставшиеся в памяти». Образ повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Характер. Воспоминания, условность, вымысел.

7.

6 ч.

Р.Батулла. «Имче» / «Знахарка». Исторический сюжет о детстве Тукая. Сходство героя Батуллы с Тукаевским Апуш и отличия от него. Приёмы создания исторических ситуаций. Особенности рассказывания.

8.

6 ч.

Комические образы. Жизнь и творчество Г. Камала – одного из основоположников татарской реалистической драматургии.  Основные конфликты в комедии Г. Камала «Беренче театр» /«Первый театр». Просветительские идеи, комические средства.

Иметь представление об истории татарского театра, о жизни и творчестве Г. Камала. Знать содержание комедии. Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка драматурга. Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа.

Дать оценку комедии в свете общеэстетических характеристик татарской литературы начала ХХ века.

9.

4 ч.

Лирико-эмоциональные образы. Дардменд «Видагъ» / «Прощание». Содержание лирического текста, лирический герой, чувство-переживание. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика.

Жизнь и творчество Дардеменда. Татарское литературоведение о Дардеменде.

Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения.

Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно. Соотносить образы лирического героя и поэта.

Выучить наизусть стихотворение Дардменда.

10.

4 ч.

С. Рамиев «Уку» / «Знание». Просветительский мотив. Образ автора. Гражданская лирика. Жизнь и творчество С. Рамиева. Татарское литературоведение о Рамиеве.

11.

4 ч.

Х. Такташ«Пи-би-бип». Образ природы и родной земли.

12.

4 ч.

М. Джалиль.«Сандугач һәм чишмә» / «Соловей и родник». Условность, аллегория.

13.

6 ч.

Повторение и обобщение изученного в 6 классе

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное сочинение.

7 класс(2 ч. в неделю, всего 70 ч.)

Ведущая тема: литературные роды и жанры

№ п/п

Кол

часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

1.

4 ч.

Повторение: система образов. Деталь и образ.

Определять образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении, образы людей и образы природы.

2.

6 ч.

Краткое содержание, проблематика, основные герои и художественные особенности дастана «Идегей», первая пол. XVв. («Идегәй»  в сокращенном виде).

Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты.

Иметь представление о содержании текста произведения. Выразительно читать фрагменты. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Учить наизусть одно из авторских отступлений (об Идел-йорт). Писать характеристику главному герою.

3.

6 ч.

Эпический род художественной литературы. Эпические жанры. Жанр рассказа. Н. Думави «Яшь ана» / «Молодая мама». Нетрадиционный для татарской литературы сюжет об отношениях девочки и ее мачехи. Смысловая нагрузка образа мачехи. Своеобразие языка и интонации произведения.

Анализировать тексты. Определять особенности жанра. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения.  

Определять тему и идею произведений, пересказывать сюжеты, характеризовать персонажей, давать им сравнительные характеристики, определять основные конфликты, группировку образов, основные этапы развития сюжета, охарактеризовать своеобразие языка писателей.

Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа по произведениям А. Еники и Ш. Камала.

4.

8 ч.

Жанр повести. Ш.Камал. «Акчарлаклар» / «Чайки». Проблема вынужденности искать счастья на чужой земле. Драматизм. Художественная речь: повествование, диалог, монолог.

5.

6 ч.

Жанр повести. А.Еники «Әйтелмәгән васыять» / «Невысказанное завещание». Национальная и социальная проблематика.

Раздумья о судьбе татарской нации, о потере нравственных ориентиров в обществе.

Эпиграф, посвящение, сильная позиция.

Жизнь и творчество А. Еники.

6.

8 ч.

Жанр повести. М. Магдеев. «Без –кырык беренче ел балалары» / «Мы – дети сорок первого года». Лиризм и орнаментализм в татарской прозе. Лирические отступления.

Повторение мотивов и тем в различные периоды развития литературы. Мотив судьбы нации в татарской литературе начала ХХ века, второй пол.ХХ века.

7.

3 ч.

Лирический род литературы. Лирика и лиро-эпика. Г.Тукай «Милләтә» / «Нации». Диалогичность стихотворения. Обращение к нации, констатация любви к своему народу.

Лирика, гражданская лирика.

Тема для обсуждения. Тема судьбы нации в творчестве Г. Тукая.

Отмечать особенности лирического рода. Выделять лирического героя, его чувства-переживания. Самостоятельная работа по творчеству Тукая.

8.

3 ч.

С. Хаким «Бу кырлар, бу үзәннәрдә...» / «В этих полях, в этих долинах...». Образ родного края, мифологизация образа родины.

Лиризм и социально-философское осмысление опыта культуры, литературы, историив творчестве поэтов старшего поколения. «Тихая» лирика С. Хакима. Насыщение лирики психологическими деталями.

Анализировать стихотворение. Иметь представление о творчестве поэта. Выявлять черты фольклорной традиции в стихах С. Хакима, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

9.

8 ч.

Драматический род литературы. Драматические жанры. История возникновения драматического рода у татар. Г. Исхакый «Җан Баевич» / «Жан Баевич».Описание комической ситуации, возникшей в татарском обществе в нач.ХХ века о том, как отдельные представители, желая показаться образованными, перенимают внешние атрибуты русского быта, «забывают» свой язык и своих корней. Сатира и ирония.

Выявлять признаки драматического рода и жанра комедии на примере произведения Г. Исхаки. Характеристика главного героя.

Выявлять признаки жанра драмы на примере произведения Ш. Хусаинова.

Новаторство драматургов, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик  литературы определённой эпохи.

Написать сочинение по драме Ш. Хусаинова.

10.

8 ч.

Ш.Хусаинов. «Әни килде» («Әниемнең ак күлмәге») / «Белое платье матери». Социально-этическая проблематика. Образ, символ, архетип.

Формирование «критического направления» в прозе и драматургии.

11.

3 ч.

Мотив счастья в татарской литературе. Г. Сабитов. «Тәүге соклану» / «Первый восторг». Сюжет рассказа, картины деревенской жизни. Конфликт как результат проявления зависти. Ностальгия по детству, по прошлому. Мальчик-рассказчик и совпадающий с автором повествователь.Событие, подтекст, контекст. Символы золотой рыбки, белых облаков.

Тема для обсуждения. Что такое счастье?

Охарактеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др. Находить символы, параллелизмы в тексте, определять их функцию.

12.

3 ч.

Г. Гильманов «Язмышның туган көне» / «День рождения судьбы». Изображенный мир. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп.

Тема для обсуждения.Знакомо ли вам ожидание чуда?

Анализировать форму выражения авторской позиции в рассказе.

13.

4 ч.

Повторение и обобщение изученного в 7 классе

Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное сочинение

8класс (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)

Ведущая тема: стиль писателя – стиль эпохи

№ п/п

Количество часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

1.

2 ч.

Повторение: лирические, эпические и драматические роды художественной литературы

Различать роды и жанры

2.

3 ч.

Назидание в художественной литературе. Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства (Мухаммед Амин, Кулшариф, Умми Камал). Гуманистическая дидактика творчества поэта Мухаммедьяра («Нәсыйхәт» / «Назидание»).

Выразительно читать стихотворение, выделить назидание поэта. Выявлять в тексте разные виды художественных образов.

Выделять назидательность как одну из основных традиций национальной литературы.

Анализировать повесть М. Акъегета, охарактеризовать персонажей. Написать сочинение.

Сопоставлять стихотворения Мухаммедьяра и М. Гафури с точки зрения основных мотивов и авторской позиции.

3.

2 ч.

Концепция образованного, просвещенного человека, особенности его изображения (Муса Акъегет «Хисаметдин менла»). Просвещенность, честность, ум, патриотизм и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Хисаметдина идеальных качеств народа.

4.

3 ч.

М.Гафури «Нәсыйхәт» / «Назидание».

Добро и зло в стихотворении поэта начала ХХ века. Традиции и новаторство.

5.

4 ч.

Психологизм в литературе. Ш. Камал «Буранда» / «В метель». Эмоциональная насыщенность текста: средства и приемы. Композиция.

Отмечать особенности формирования различных форм психологизма в татарской литературе начала ХХ века. Воспринимать психологизм как специфическую характеристику искусства.

Анализировать произведения. Определить виды психологизма, средства психологизма.

6.

4 ч.

Ф. Амирхан«Бер хәрабәдә» / «На развалинах…».Жанр нэсер.Образ повествователя, его переживания. Символы, повторы, музыкальное оформление текста. Имена героев.

7.

8 ч.

Романтический стиль в татарской литературе. Ф. Борнаш «Таһир-Зөһрә» /«Тагир-Зухра». Жанр трагедии. Средневековый романтический сюжет, тема любви и предательства.

Выявлять черты романтической традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении.

Написать сочинение по повести Г. Кутуя. Выучить наизусть отрывок поэмы Х. Такташа.

8.

3 ч.

Х. Такташ. «Алсу». Жанр поэмы. Романтический герой.

9.

6 ч.

Г.Кутуй«Тапшырылмаган хатлар» / «Неотосланные письма». Романтический сюжет. Вставки в духе социалистического реализма.

10.

6 ч.

К. Тинчурин «Сүнгән йолдызлар» / «Угасшие звезды». Афористичность названия. Тема любви.

11.

4 ч.

Патриотизм в татарской литературе. Ф. Карим «Сибәли дә сибәли» / «Моросит и моросит».

Патриотизм в поэзии периода Великой Отечественной войны. Анализ стихотворения. Картины природы, их роль в создании образа главного героя, усиления психологизма.

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики, литературоведческий анализ.

12.

8 ч.

Ф. Яруллин «Җилкәннәр җилдә сынала» / «Упругие паруса». Противоборство с судьбой и с собственной немощью.

Анализировать повесть, охарактеризовать главного героя. Написать сочинение.

13.

2 ч.

Р. Файзуллин. «Җаныңның ваклыгын сылтама заманга...» / «Мелочность твоей души…».

Иметь представление о творчестве Р. Файзуллина. Самостоятельно подбирать стихотворения поэта, созвучные с данным стихотворением.

14.

4 ч.

Философичность татарской литературы. Т. Миннуллин «Әлдермештән Әлмәндәр» / «Альмандар из Альдермыша».

Образ сильного человека в литературе. Мотив победы над смертью. Преобразование мира как жизненная потребность человека.

Иметь представление о творчестве Т. Миннуллина. Анализировать драму. Написать сочинение.

Анализировать стихотворения М. Аглямова. Самостоятельно подбирать стихотворения поэта, созвучные с данным стихотворением.

15.

4 ч.

М. Аглямов«Каеннар булсаң иде» / «Как березы», «Учак урыннары» / «Места костров». Сила – в преданности идеалам. Проблема “исторической памяти”. Многообразие жанровых форм, стилевых черт в творчестве М. Аглямова.

16.

4 ч.

Повторение и обобщение изученного в 8 классе

Писать контрольное сочинение

9 класс (2 ч. в неделю, всего 70 ч.)

Ведущая тема: история татарской литературы

№ п/п

Кол

во часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

1.

2 ч.

Литература как вид искусства.

Природа искусства. Место литературы среди других видов искусства. Своеобразие художественного отражения жизни в словесном искусстве. Художественная литература как одна из форм освоения мира, богатства и многообразия духовной жизни человека; художественное воспроизведение жизни. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.

Иметь представление о художественной литературе как одного из видов искусства, об образной природе, гносеологических возможностях.

2.

6 ч.

Древняя, средневековая тюрко-татарская литература.

Историко-литературные сведения о тюрках и предках татар. Этапы развития древней и средневековой тюрко-татарской литературы.

Фольклор и литература общетюркской эпохи как составная часть татарской литературы. Орхоно-Енисейские памятники,отражение в них истории, верований, особенностей художественного мышления древних тюрков.«Диване лөгат эт-төрк» / «Словарь тюркских наречий»Махмуда Кашгари – один из источников по изучению древнетюркского
фольклора и письменной литературы.        «Котадгу билиг» / «Благодатное знание» Юсуфа Баласагунлы
 – первая классическая поэма тюркских народов.

Булгаро-татарская литература (XII- первая пол.ХIII вв.), поэма Кул Гали«Кыйссаи Йосыф» / «Сказание о Йусуфе»  гимн мудрости, красоте, величию чувств человека.

Ренессансное направление в татарской литературе золотоордынского периода: творчество Кутба, Саифа Сараи, Хорезми.Религиозно-суфийское направление в тюрко-татарской литературе.

Общая характеристика татарской литературы периода Казанского ханства. Присоединение Казанского ханства к русскому государству (1552). Отражение кризисного состояния татарского общества в хикметах – философских изречениях М. Колый.

Иметь представление о древней и средневековой тюрко-татарской литературе, о главных этапах развития, видных представителях.

3.

4 ч.

Татарская литература ХIХ века. Просветительская деятельность Г. Курсави, И. Хальфина, К. Насыри, Ш. Марджани, Х. Фаизханова, И. Гаспринского и др.

Становление реалистической поэзии в творчестве Г.Кандалый, Акмуллы и др. Становление татарской реалистической прозы.

Иметь представление о татарском просветительстве, о видных представителях просветительского движения, об их жизни и деятельности.

Знать об особенностях реалистической поэзии, иметь представление о творчестве Г. Кандалый, М. Акмуллы.

4.

6 ч.

Появление в литературе новых видов и жанров европейского типа (роман З. Бигиева «Өлүф, яки Гүзәл кыз Хәдичә» / «Тысячи, или красавица Хадича» – в сокращенном виде). Актуальность таких тем как необходимость возрождения и развития татарского народа, судьба татарских женщин, ориентация на ведущие культуры, в особенности на русскую.

Знать о процессе жанрообразования в татарской литературе данного периода. Анализировать роман З. Бигиева. Написать сочинение.

5.

5 ч.

Татарская литература начала ХХ века. Приобщение татарской литературы в начале ХХ века к достижениям восточной, русской, европейской литературы, философии и культуры.

Фатих Амирхан (1886-1926). «Хаят». Модернизм, модернистские приемы.

Иметь представление о возрождении татарской литературы в начале ХХ века. Анализировать повесть «Хаят» Ф. Амирхана. Знать жизнь и творчество Ф. Амирхана. Проводить диспут по проблематике повести. Оценивать стиль писателя. Написать сочинение.

6.

5 ч.

Г. Камал. «Банкрот».

Иметь представление об истории татарского театра и драмы. Анализировать текст комедии. Ознакомиться с театральной постановкой «Банкрот»а.

7.

5 ч.

Татарская литература первой половины ХХ века. Сложность процесса  развития татарской литературы после 1917 года.

Активизация романной жанровой традиции: М. Галяу («Мөһаҗирләр» / («Мухаджиры» – в сокращенном виде).

Иметь представление о литературном процессе после 1917 года. Охарактеризовать романную традицию в татарской литературе. Анализировать роман М. Галяу. Иметь представление о творчестве и трагической судьбе М. Галяу.

8.

5 ч.

Великая Отечественная война, ее влияние на литературу.Основные образы, мотивы и поэтика поэзии военных лет (М. Джалиль «Җырларым» /«Песни мои», «Тик булса иде ирек» / «Лишь бы была свобода», Г. Кутуй «Сагыну» / «Ностальгия»; Ә. Еники «Кем җырлады?» /«Кто пел?»).

Жизнь и творчество М. Джалиля.

Иметь представление о татарской литературе в период Великой Отечественной войны. Классифицировать основные направления развития литературного процесса. Анализировать тексты. Знать жизнь и творчество М. Джалиля.

9.

6 ч.

Этапы творчества Х. Туфана («Кайсыгызның кулы җылы» / «Чьи руки теплее», «Киек казлар» / «Дикие гуси»). Философско-лирическая направленность поэзии 40-50-х гг. Исповедальность, особенности поэтики и стиля.

Знать жизнь и творчество Х. Туфана. Анализировать тексты. Иметь представление о состоянии татарской поэзии послевоенных лет. Написать сочинение.

10.

5 ч.

Татарская литература второй половины ХХ века. Возвращение татарской литературы к национальным традициям. Художественное осмысление национальных черт характера, традиций татарского народа: А. Гилязов («Җомга көн кич белән» / «В пятницу вечером»).

Иметь представление о татарской литературе второй пол.ХХ века. Анализировать повесть А. Гилязова. Охарактеризовать образ Бибинур.

11.

5 ч.

Трансформация исторического романа соцреализма (Н. Фаттах «Ител суы ака торур» / «Итиль – река течет»).        

Анализировать роман Н. Фаттаха. Знать жанровые признаки исторического романа.

12.

4 ч.

Татарская литература рубежа ХХ-ХХI веков (1990-2016 гг.). Трансформация татарской литературы на рубеже ХХ-ХХI веков: критическая оценка советского и постсоветского времени, переосмысление далекой и близкой истории народа (Зульфат «Тамыр көлләре» / «Пепел корней», «Тойгыларда алтын яфрак шавы» / «В чувствах – золотая мелодия листьев»).

Иметь представление о состоянии татарской литературы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Анализ стихотворений Зульфата.

13.

4 ч.

Появление литературных произведений, описывающих отдельные этапы в жизни страны с точки зрения конфликта человека и общества (Ф. Садриев «Таң җиле» / «Утренний ветерок» – в сокращенном виде).

Анализировать роман Ф. Садриева. Написать сочинение.

14.

4 ч.

Проблемы возрождения и сохранения народных традиций (Т. Миңнуллин «Кулъяулык» / «Платочек)».

Анализировать драму. Охарактеризовать основное действие пьесы.

15.

2 ч.

Повторение и обобщение изученного в 9 классе

Написать контрольное сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа. татарская литература

Рабочая программа. татарская литература, 5-9 кл...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....