Конспект по формированию предметных представлений средняя группа
план-конспект

Ветрова Анастасия Олеговна

Тема занятия: рассматривание зайца.

Возраст детей: средняя группа детского сада.

Цель занятия: формирование и закрепление у детей знаний о зайце.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию предметных представлений.

Тема занятия: рассматривание зайца;

Возраст детей: средняя группа детского сада;

Цель занятия: формирование и закрепление у детей знаний о зайце;

Задачи занятия:

  1. Обогащение чувственного опыта:
  • развитие световосприятия;
  • способствование повышению остроты зрения и прослеживающих функций;
  • обогащение опыта сонорныхопераций.
  1. Формирование предметных представлений:
  • закрепление имеющихся у детей представлений о зайце, об образе жизни зайца.
  1. Формирование умений и навыков обследовательской деятельности:
  • продолжение знакомства детей с алгоритмом рассматривания животного.
  1. Развитие свойств восприятия через развитие высших психических функций:
  • развитие аналитико–синтетической деятельности;
  • развитие процессов памяти, запоминания, узнавания;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие мелкой моторики рук.
  1. Развитие и активизация речи:
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • активизация речи, развитие ее номинативной и обобщающей функции.

Оборудование:муляж зайца,изображение зайца из геометрических фигур, вырезанные из картона геометрические фигуры, разноцветные фишки, пособие для игры «Найди зайчика», разрезные картинки.


Ход занятия

  1. Организационная часть

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с новым животным, он пришёл к нам из леса. Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать:

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной? 
И стоит среди травы — 
Уши больше головы. 

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. 

Маленький, 
Беленький 
По лесочку 
Прыг-прыг! 
По снежочку 
Тык-тык!  (Заяц)

- Как вы догадались, что это зайчик? (он живёт в лесу, у него длинные уши, он быстро бегает, прыгает)

-Сегодня к нам в гости пришёл зайка. Он будет присутствовать на занятии, смотреть, как вы выполняете задания, будет слушать, о чём мы говорим, так же, как и вы, узнает много интересного!

  1. Основная часть занятия

  1. Рассматривание скульптуры зайца

Тифлопедагог читает стихотворение:

Вот какой забавный зайка!

Ты нас не бойся, Побегайка!

На макушке – длинные ушки.

Пушистая спинка, мягкий животик.

Тебя не будем обижать,

Будем с зайчиком играть.

- Ребята, давайте рассмотрим зайца. Перед вами находится муляж зайца.

-Заяц средней величины. Посмотрите, какая эта часть тела у зайца? (голова). Что есть на головеу зайчика? (уши). Какие у зайчика уши? (большие, длинные). А что у зайчика есть ещё на голове? (глаза, нос, усы, рот). Во что переходит голова у зайчика? (в шею). У зайца шея короткая, всё покрыта шерстью. Во что переходит шея у зайчика? (в туловище). Туловище длинное, тоже покрыто шерстью, как голова и шея. Что ещё есть у зайчика? (лапы, хвостик). Давайте посчитаем, сколько у зайчика лап? У людей есть ноги и руки, а у зайчика задние и передние лапы. Задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (потому что зайка прыгает).А какой хвост у зайчика? (маленький). Хвост в виде пушистого белого шарика. Хвост маленький, но всеже хорошо виден.А какого цвета шерсть у зайчика? (зимой - белая, летом - серая). Как вы думаете, помогает ли смена окраса  зайчику жить в лесу? (Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем.)

-Итак, давайте попробуем описать зайца словами. Он среднего размера, у него длинные уши и маленький хвостик. Он быстро прыгает. Живёт он в лесу, значит, он домашний или дикий зверь? (дикий). А кто похож на зайчика, но считается домашним животным? (кролик). А чем ещё отличаются кролик от зайчика? (не меняет цвет шерсти, у него на такие сильные лапы). Правильно! А как называются детеныш зайца? (зайчонок). Зайчата рождаются зрячими, с густым мехом и первое время сидят в траве неподвижно, чтобы не оставлять следов, а мать приходит их кормить 1-2 раза за ночь. При этом она кормит не только своих зайчат, но и чужих. В местах, где зайцев много, все зайчата порой становятся как бы общими.Зайцы - это травоядные животные, они питаются различными видами растительности. Зимой зайчик можетесть тонкие веточки, кору деревьев или сухую траву, которая осталась с лета.

  1. Собирание портрета зайца из геометрических фигур

 - Давайте попробуем собрать портрет зайца, но необыкновенный, а из геометрических фигур. Возьмите конверт и попробуем из геометрических фигур собрать фигуру зайца, такую же, как на картинке.(Детям раздаются карточки, на которых изображен зайчик, сложенный изгеометрических фигур. Такие же фигуры выложены на столе. Дети подбирают геометрическую форму по размеру и накладывают ее на картинку так, чтобы закрыть идентичную фигуру на картинке).

-Из каких частей состоит тело зайца?(голова, шея, туловище, хвост, лапы – передние и задние).

-Ребята, посмотрите на картинки, которые я вам раздала. Давайте назовем все геометрические фигуры, которые вы здесь видите (овал, круг).

-Сколько кружков? (2) Разложите все круги от самого большого к самому маленькому. Сколько овалов? (5) Разложите все овалы от самого большого к самому маленькому.

- Давай выложим такого же зайчика на этой картинке.

- На какую геометрическую фигуру похоже тело зайчика? (овал). Положите самый большой овална туловище зайчика.

- На какую геометрическую фигуру похожа голова зайчика? (круг). Положите круг слева от овала.

- На какую геометрическую фигуру похожи уши зайчика? (овал). Сколько ушей у зайца? (2) Давайте положим 2 одинаковых овала над кругом так, что- бы получились уши зайца.

-Что ещё не хватает нашему зайчику? (лапы, хвостик). Попробуйте сами положить лапы зайчика, так как это изображено на картинке. Куда вы поместили лапы? (снизу под туловищем). Какая лапка больше: задняя или передняя? (задняя). Где находится задняя лапка на картинке: справа или слева? (справа).

- А теперь осталось положить хвостик! Где находится хвостик у зайчика? (справа от туловища).

Вот мы и сложили с вами зайчика.Какой красивый получился зайчик! А теперь давайте сделаем разминку!

  1. Физкультурная минутка

Тифлопедагог читает текст и показывает движения, а дети повторяют за ним и выполняют движения по тексту:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Зайка бегал-бегал

И на место прибежал.

  1. Игра «Найди зайчика»

Тифлопедагог каждому ребёнку раздаёт картинку с зайчиками и тарелочку  с пятью фишками разных цветов.

-А теперь зайчики хотят с нами поиграть. Перед вами карточка, на которой изображены зайчата. Посчитайте сколько на картинке зайчат? (5)

-Правильно, а теперь надо отгадать:какой зайчик где находится? А отгадывать мы будем с помощью фишек, которые лежат на тарелочке. Какого цвета фишки? (красная, зелёная, жёлтая, синяя).

-Берём жёлтую фишку и кладём на самого большого зайчика.

-Бёрем зелёную фишку и кладём на зайчика, который находится в правом верхнем углу.

- А синюю фишку мы кладём на зайчика точно такого же размера. Где он находится? (в левом верхнем углу). Правильно, значит, мы кладём зелёную фишку на зайчика, который находится в левом верхнем углу.

- У нас 2 маленьких зайчика. Положите красную фишку на зайчика, который находится в правом нижнем углу.

Молодцы! Все справились с заданием.

  1. Разрезные картинки

-А сейчас мы будем собирать из разрезных карточек изображение зайчика (тифлопедагог кладет на парту каждому ребёнку разрезную картинку зайчика).

-У вас на столе лежит образец и разрезные картинки. Образец положите сверхуфланелеграфа, а собирать картинку будем под образцом. Начинаем собирать изображение с головы. (Дети сами собирают картинку).

Давайте проверим, что у вас получилось. Вначале вы нашли голову зайчика, затем передние лапки, затем задние лапки и хвостик.

Молодцы! Вот такой у нас получился зайчик.

  1. Зрительная гимнастика

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет действия:

Вверх морковку подними,

На нее ты посмотри.

Смотрят вверх.

Вниз морковку опусти.

Смотрят вниз.

Только глазками смотри:

Вверх-вниз, вправо-влево.

Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.

Ай да, заинька, умелый!

Глазками моргает.

Моргают глазками.

Глазки закрывает.

Закрывают глазки.

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

  1. Заключительная часть.

-Ребята, наше занятие подходит к концу! Давайте вспомним с вами, кто сегодня приходил к нам в гости? (заяц).

-Зайчик говорит, что он очень доволен нашим занятием и с удовольствием снова придёт к нам в гости! А давайте вспомним вместе с зайчиком, что мы сегодня узнали? (Дети отвечают).

-А что вам больше всего сегодня понравилось на занятии? А что больше всего запомнилось? (Дети отвечают).

-Занятие окончено, ребята, можете быть свободны, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР. Тема: "Признаки предметов"

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе для детей с ЗПР....

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...

Применение образовательных технологий при формировании предметных представлений у детей с нарушением зрительных функций.

Коррекционная работа с такими детьми строится на формировании предметных и зрительных представлений, обогащении знаний об окружающем мире, а начинается  она с изучения эталонов формы и цвета. Дет...

Конспект открытого занятия для воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)

Конспект открытого занятиядля воспитателей средних групп ДОУ по ФЭМП и физической культуре «В гостях у клоунов» (средняя группа № 6 д/с № 35)   Тип занятия: интегрированное занятие по ...

Проект по формированию у детей средней группы основ здорового образа жизни «Здоровей-ка».

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и п...

Конспект по формированию предметных представлений

Конспект занятия по формированию предметных представленийВозрастная категория: подготовительная группа детского сада.Тип занятия: формирование предметных представлений и способов обследовани...