Конспект по формированию предметных представлений
план-конспект

Ветрова Анастасия Олеговна

Конспект занятия по формированию предметных представлений

Возрастная категория: подготовительная группа детского сада.

Тип занятия: формирование предметных представлений и способов обследования предметов (коррекционное занятие по развитию информационно-познавательной функции);

Тема: “Дикие животные”

Цель занятия: формирование знаний у детей  о диких животных

Оборудование: фронтальный фланелеграф для демонстрации дидактических материалов; картинки с изображением диких животных; индивидуальные фланелеграфы;  индивидуальные пособия, подготовленные в соответствии с заданиями (изображения на зашумленном фоне, контурные изображения);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podg_gruppa_konspekt_formirovanie_predm_predst.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию предметных представлений

Возрастная категория: подготовительная группа детского сада.

Тип занятия: формирование предметных представлений и способов обследования предметов (коррекционное занятие по развитию информационно-познавательной функции);

Тема: “Дикие животные”

Цель занятия: формирование знаний у детей  о диких животных

Задачи:

  • способствовать формированию конкретных представлений о диких животных
  • формировать у детей представления о животных в разных модальностях (цветные изображения, контурные изображения);
  • развивать познавательные интересы у детей через обогащение знаний у детей о диких животных
  • развивать пространственную контрастную чувствительность
  • развивать прослеживающую функцию глаза, сопряженную с движением руки;
  • развивать такие сенсорные операции, как локализация, узнавание
  • развивать зрительное внимание;
  • развивать мыслительные операции (прежде всего, сравнение, обощение)
  • уточнение и активизация сенсорных эталонов
  • активизировать речь, за счет более точного описания частей животных и самостоятельного объяснения ребенком решения поставленной задачи

Оборудование: фронтальный фланелеграф для демонстрации дидактических материалов; картинки с изображением диких животных; индивидуальные фланелеграфы;  индивидуальные пособия, подготовленные в соответствии с заданиями (изображения на зашумленном фоне, контурные изображения);

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! У меня есть для вас очень интересная история и сейчас я вам ее рассажу.

- Однажды мальчик, прогуливаясь с мамой по книжному магазину, увидел книгу. Мальчику стало интересно, и он решил посмотреть, о чем она.  Книга очень увлекла мальчика и он захотел, чтоб мама купила ему ее.

II. Основная часть занятия (введение в тему занятия)

Задание «Назови животное»

Давайте мы тоже полистаем эту книгу. Переверните карточку. (дети рассматривают картинку с изображением диких животных)

Вы уже догадались, о ком в ней рассказывается? (дети отвечают:  о животных)

- О каких же животных рассказывается в этой книге : диких или домашних? (дети отвечают: о диких)

- Давайте теперь еще раз  посмотрим  внимательно на каждое изображение животного и назовем  их.

Кто стоит в самом верху? (Дети называют: жираф)

Кто стоит под жирафом? (дети называют: белый медведь)

А кто стоит под белым медведем? (дети называют: кабан)

А кто же у нас стоит под кабаном? (дети называют: олень)

Кто стоит под оленем? (дети называют: слон)

А кто же встал под слоном? (дети называют: лось)

А кто стоит в самом низу под лосем? (дети называют: морж)

Задание « Назови, где живут животные»

- Полистав эту книгу мальчик узнал, что одни животные водятся только там, где жарко, то есть в жарких странах, другие – в средней полосе, третьи – только там, где холодно, то есть на Севере.

- Давайте и мы с вами постараемся разобраться, кто где живет? Посмотрите внимательно, в левом столбике изображены животные, которых вы с вами только что перечислили, а справа изображения жарких стран, средней полосы и севера.

- Назовите животных, из тех, которые изображены в левом столбике, которые живут в жарких странах (дети отвечают: жираф, слон).Какие вы молодцы! Все верно!

- Теперь назовите животных, которые живут в средней полосе, то есть в нашей местности? (дети отвечают: кабан, лось).  

- А кто же у нас проживает в северных странах?  (дети отвечают: белый медведь, олень,морж).

А сейчас ребята, нам нужно соединить животных и местность, в которой они проживают, возьмите в руки карандаш. Давайте найдем жирафа, где он находится? (дети отвечают: наверху слева).  Мы с вами выяснили, где проживает жираф, значит с каким изображением в правом столбике нам нужно соединить жирафа?  (дети отвечают: жираф живет в жаркой местности, значит его нужно соединить с первой картинкой в правом ряду). Ребята, найдите еще раз глазами жирафа, затем найдите изображение жаркой местности. Теперь давайте соединим их одной непрерывной линией , ее нужно провести от жирафа, до изображения местности, в которой он проживает(тифлопедагог помогает провести линию). Далее дети выполняют соединение  каждого животного, придерживаясь этой последовательности действий.

- Ребята, вы молодцы и со всем хорошо справились! Давайте еще раз назовем животное и местность, в которой оно проживает. (дети должны назвать животное и местность в которой оно проживает, если дети затрудняются, тифлопедагог помогает им.)

Физкультминутка

- В зоопарке было очень весело и интересно, мальчик с мамой веселились и играли, давайте и мы вместе с ними поиграем.

У оленя (перекрещивание кистей рук с растопыренными пальцами над головой) дом большой (описывание руками широкого круга),

Он глядит в свое окошко (руки на поясе, небольшой наклон корпуса вперед).

Зайка по лесу бежит (легкие прыжки),

В дом к нему стучит: “Тук-тук (имитация стука правой рукой), дверь открой (имитация стука левой рукой),

Там, в лесу (руки на поясе, поворот корпуса вправо), охотник злой (руки на поясе, поворот корпуса влево)!”

“Зайка, зайка, забегай (легкие прыжки),

Лапу мне давай (вытягивание рук вперед ладонями вверх)!”

Задание «Узнай животное»

- В книге, которую читал мальчик, рассказывалось о том, как хорошо животные могут прятаться. Листая картинки из этой книги, мальчик обнаружил изображение, на котором животное очень хорошо спряталось за травой. Давайте попробуем  узнать,  кто же так хорошо спрятался?  (дети рассматривают изображение тигра на зашумленном фоне и отвечают, что за травой спрятался тигр.)

- Ребята, а как вы поняли, что это тигр? (дети должны указать признаки, по которым они поняли, что это тигр: круглая морда, стоячие уши, полосы на теле, длинный хвост). Возьмите указку и обведите тигра по предполагаемому контуру. (Дети выполняют: обводят тигра указкой, начиная с головы и проговаривают части тела, по которым ведут указкой) 

- А теперь переверните карточку и посмотрите, чье изображение было еще в книге? Кто прячется за камнями? ( дети рассматривают изображение медведя на зашумленном фоне и отвечают, что за камнями прячется медведь).

- Ребята, а как вы узнали, что это медведь? ( дети называют признаки, по которым узнали медведя: заостренная морда, круглые уши, крупные части тела). Возьмите указку и обведите медведя по предполагаемому контуру.

(дети выполняют: обвозят медведя указкой называют части тела, по которым ведут указкой).

Зрительная гимнастика. Дети прослеживают глазами за движениями снежинки.

Педагог: Там, где живут белые медведи, много снега и льда. Давайте мы с вами, как и они, поиграем со снежинкой.

Мы, белые снежинки (движение вверх),
Летим, летим, летим (
движение вниз).
Дорожки и тропинки (
движение вправо)
Мы все запорошим (
движение влево).
Покружимся над садом
В холодный день зимы (
движение по большому кругу)
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы (
движение сверху вниз).

Задание « Назови животных, которые здесь изображены»

- Перевернув следующую страницу книги, мальчик увидели еще более интересную картинку. Возьмите следующую карточку на ваших фланелеграфах и  посмотрите, что же так удивило нашего друга. (Дети рассматривают картинку, на которой представлены контурные изображения  животных в разных позах).

- Ребята посмотрите внимательно на картинку и скажите, кого вы узнали? Кто изображен в левом верхнем углу?( дети отвечают: слон) В нижнем правом углу? ( дети отвечают: слон)   Кто находится справа между двумя слонами? ( дети отвечают: жираф) Кто находится слева между двумя слонами? ( дети отвечают: медведь).

- Ребята, сосчитайте сколько всего слонов изображено на этой картинке?(дети отвечают: четыре слона)

- А сколько всего медведей? (дети отвечают: два медведя)

- Кто остался один? (дети отвечают: один остался только жираф)

- Где изображен слон на шаре? (дети отвечают: слон на шаре изображен в правом нижнем углу)

- Где находится слон, который идет домой?(дети отвечают: слон, который идет домой, изображен в левом верхнем углу)

Задание « Подбери вольер» 

- Мальчику  так понравились все животные, о которых рассказывалось в книге, что они решили посмотреть на них вживую и они с мамой отправились в зоопарк. Гуляя по зоопарку, мальчик с мамой обратили внимание на то, что для крупных животных сделаны большие клетки и вольеры, а если животные мелкие, то и клетки для них сделаны гораздо меньшего размера. Давайте и мы с вами попробуем подобрать домики-клетки для животных, чтобы им было удобно и комфортно.

Перед вами картинки с изображением животных, кто изображен на первой карточки слева? (дети отвечают: слон) кто стоит после слона? (дети отвечают: заяц), а кто стоит после зайца? (дети отвечают: лось).  В такой же последовательности дети рассматривают вторую карточку.

- Ребята, как вы считаете, кто из животных на первой карточке больше? (дети отвечают: слон) а кто самый маленький? (дети отвечают: заяц) а кто больше зайца, но меньше слона? (дети отвечают: лось). В такой же последовательности дети рассматривают вторую карточку.

- Давайте приготовим для них клетки-домики. (Выдаем желтые дорожки.)

Разложите клетки на желтые дорожки слева направо, начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. Положите карточку перед собой на стол.

- Итак, как вы сказали, самое большое из этих животных – это слон. Подберите для него домик. А чья клетка следующая после слона? (дети отвечают: для лося), а после лося, чья стоит клетка? (дети отвечают: медведя) так дети расставляют клетки для каждого животного в последовательности от самого большого до самого маленького (олень, заяц, ежик).  Молодцы, ребята, вы все правильно сделали!

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов

-Ребята, наше занятие подходит к концу! Давайте вспомним с вами, кого мы видели в книге? (дети отвечают, слона, жирафа, медведя, зайца, ежика, лося, оленя, моржа, кабана).

Мы сегодня узнали какие животные в каких странах живут, давайте вспомним? где проживает жираф и слон? (дети отвечают: в жарких странах), а какие животные проживают в нашей местности?(кабан, лось), а кто живет на севере? (дети отвечают: олень, морж, белый медведь)

-Ребята, вам понравилось путешествовать вместе с мальчиком и его мамой? Что из путешествия запомнилось больше всего? Какие задания вызвали трудности? (дети отвечают).

Спасибо за работу! Молодцы! До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Статья "Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения" была опубликована сборнике "Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ".-Сборник...

Применение образовательных технологий при формировании предметных представлений у детей с нарушением зрительных функций.

Коррекционная работа с такими детьми строится на формировании предметных и зрительных представлений, обогащении знаний об окружающем мире, а начинается  она с изучения эталонов формы и цвета. Дет...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»

   В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...

"Роль предметно-развивающей среды в процессе формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"

Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР, этапы формирования в специально организованной предметной среде...

Конспект по формированию предметных представлений средняя группа

Тема занятия: рассматривание зайца.Возраст детей: средняя группа детского сада.Цель занятия: формирование и закрепление у детей знаний о зайце....

Конспект занятия " Формирование математических представлений. Цвет и форма".

Конспект занятия " Формирование математических представлений. Цвет и форма"....

Конспект занятия. Формирование навыка представления о себе у ребенка с РАС

Формирование навыка представления о себе  у ребенка с РАС...