ЛЮБИ И ОХРАНЯЙ РОДНУЮ ПРИРОДУ
материал (8 класс)

Дорофеева Татьяна Николаевна

ЛЮБИ И ОХРАНЯЙ РОДНУЮ ПРИРОДУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     «ЛЮБИ И ОХРАНЯЙ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

ЦЕЛЬ:

- формирование у ребят чувства любви, бережного отношения к природе, и ко всему живому.

Задачи:

1. Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе;

2. Воспитывать экологическую культуру у воспитанников;

3. Углубить знания о родной природе;

4. Расширять представления воспитанников о растениях, птицах и животных, какую важную роль они играют в природном сообществе.

Форма проведения: «путешествие по лесным тропкам»

                                       Ход занятия

Орг. момент.

Вос-ль:

- Дорогие ребята! Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь передайте частичку своего хорошего настроения другому,  и с хорошим настроением начнём наше мероприятие.

Слайд  1,2,3,4,5

-  Посмотрите вокруг какой прекрасный, удивительный мир нас окружает  леса, поля, реки, солнце, животные, птицы. Это природа! Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе, к лесу. Трудно представить себе Землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

- Сегодня мы отправляемся путешествовать по лесной тропе. Лесная тропа научит нас относиться к природе чутко и бережно. Есть очень хорошая поговорка: « Кто природу губит, тот свой край не любит».

-  А как вы думаете, нужно ли охранять природу?  Зачем?

-  Прежде, чем отправиться по лесной тропе, ребята давайте вспомним правила поведения в лесу?

(читают по очереди ребята) ↓

Слайд  6

ПРАВИЛА:

1)  Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

 2) Не разоряйте птичьи гнезда.

3) Не разоряйте муравейники - муравьи лесные санитары.

4) Не забирайте из леса домой животных и птиц.

5) Не ловите бабочек и стрекоз. Они украшают нашу землю.

6) Не рвите полевые цветы. Они украшают поля и луга.

7)  Не шумите в лесу. У леса своя музыка.

8)  Не разжигайте костер в лесу без взрослых. Это может привести к пожару.

9)  Не оставляй мусор в лесу. Мусор тут в лесу чужой, забери его с собой.

10)  Не бейте стекло в лесу. Это опасно для людей и животных.

11)  Не вырывайте кустарники с корнём. Нежно ягодки сорви, а куст - оставь, побереги.

Вос-ль:

- Молодцы ребята вспомнили правила. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

- Вы знаете, как вести себя в храме природы. Но еще нужно знать природу. Итак, начинаем путешествие по лесным тропам.

- Название первой тропы вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Слайд 7,8,9,10,11

1. Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь,

Хоть не красный он, а синий,

Все ж на звездочку похож.   (василек)

2. Белые горошки

     На зеленой ножке.  (ландыш)

3.  Эй, звоночки, синий цвет!

    С языком, а звона нет.  (колокольчик)

4.  Я шариком пушистым

     Белею в поле чистом,

 

     А дунул ветерок -

 

    Остался стебелек. (одуванчик)

 5.  Цветочек этот голубой

 Напоминает нам с тобой

 О небе - чистом – чистом

 И солнышке лучистом. (незабудка)

6.  Первый вылез из землицы

     На проталинке,

     Он мороза не боится

     Хоть и маленький. (подснежник)

-  А как назвать всё это, одним словом?  (Цветы)  

- Мы  с вами поговорили о нежных, красивых растениях  -  цветах. Вспомните лето. Словно красивые, драгоценные камни – самоцветы рассыпались по лугам. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, белые, в крапинку сверкают они среди травы. Цветы не только приносят нам радость,  украшают нашу жизнь, но и приносят пользу. Ведь многие цветы еще и лекарственные. А какие лекарственные цветы знаете вы?

Слайд  12

Ответы ребят: (Зверобой, мята, душица, ромашка, пижма, мать-мачеха, иван-чай, подорожник и. тд).

 

На экране вы видите названия восьми цветов. По моим вопросам вам надо угадать, о каком цветке идет речь.

 

Слайд  13

               1                                       2                               3                                  4

  КОЛОКОЛЬЧИК                  РОЗА                    АСТРА                    ВАСИЛЕК 

               5                                       6                               7                                  8

    ПОДСОЛНУХ                 ТЮЛЬПАН          НЕЗАБУДКА                 СИРЕНЬ

  1. Какой цветок носит имя звезды?  (3  -  астра)
  2. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что-то? (7  -  незабудка)
  3. Какой цветок всегда следит за солнцем?  (5  -  подсолнух)
  4. Какой цветок символизирует болтливость? (1  -   колокольчик)
  5. Какой синенький цветок римляне называли «царским»? (4  -  василек)

Вос-ль:

- Ну, молодцы ребята, справились и с этим заданием.

Вос-ль:

-  Но как бы небыли красивы цветы, лучше не рвать их.

Ученик: (Пономарёва О.)

На  земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее  это.

Меньше радости и красоты

Доставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

Ученик: ( Мируськин А.)

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том,  что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок. 

Вос-ль:

-  Для того, чтобы узнать название второй тропы, вам надо расшифровать

название: (ДЕРЕВЬЯ)

Слайд  14

4  1  3  1  6  2  5

1

2

3

4

5

6

Е

Ь

Р

Д

Я

В

Вос-ль:   

Правильно, деревья на второй тропе, мы поговорим о больших ранах, наносимых природе. С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это для жизни человека необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, люди уничтожают леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Ее требуется очень много. С каждым годом на нашей планете все меньше лесов. Прослушайте стихотворение  Владимира Орлова «Доброе дерево»  

Ученик: (Тюлькин И.)

         «Доброе  дерево»  

           Доброе дерево, старые ветви.

            В листьях запутались шумные ветры.

Сколько птенцов под густою листвою

Ты укрывало от стужи и зноя!

Старые ветви ночами не спали,

Чтобы на землю птенцы не упали,

Чтобы им с дерева, словно с порога,

В синее небо открылась дорога.

Лето промчится, и перед зимой

Дерево  птицам помашет листвой.

Будет потом ему сниться и сниться,

Как по весне возвращаются птицы.

Их не пугают опасные кручи,

Белые молнии, черные тучи.

Птицы на родину мчатся уверенно,

Зная, что помнит их доброе дерево.

Вос-ль:

 - Ответьте на вопрос: Почему автор назвал дерево добрым? (Молодцы ребята) А, теперь вам надо назвать деревья по описанию

Слайд  15

                    1                                  2                                3                             4

              БЕРЕЗА                      ЛИПА                     ОСИНА                    ЕЛЬ

                    5                                   6                                7                               8                          

                ДУБ                          СОСНА                     КЕДР                       ИВА

  1. Это дерево растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые плоды появляются только через 20 лет  (5 - дуб)
  2. А это дерево растет очень быстро. За 25 лет оно достигает высоты пятиэтажного дома. За сутки взрослое дерево высасывает из земли до 40 литров воды.  (1  -  береза)
  3. Цветы этого дерева дают первоклассный мед.  (2  -   липа)
  4. Этим деревьям нужно солнце. Они растут до 350 лет.  (6  -  сосна)
  5. Это дерево у древних славян оно было символом семейного очага, охраняло людей от злых духов и пожаров. Из старины остался обычай обрывать это цветущее дерево и дарить друг другу. Из веток этого дерева плетут корзинки, а древесина этого дерева  -  лучшие полозья для саней. (8 - ива)

Вос-ль:

- Молодцы,  ребята, справились с этим заданием и показали свои знания о деревьях.

        Физминутка:  ( Запутанная пословица )

- Сейчас вы немного подвигаетесь. Каждому даны таблички с разрезанным словом, надо выйти к доске и вставить по порядку слово в пословице. «Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить».

- О чём эта пословица? ( о природе )

    Вос-ль: 

- А название следующей лесной тропы, вы узнаете, когда прослушаете стихотворение.

Ученик: ( Порфиненко К. )

 Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых —

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково —

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство —

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство.

Птичье царство — и только?

Ну, дрозды, ну, синички...

Где запомнить все клички,

Просто клички и — только.

Во-ль:

- О ком это стихотворение? ( о птицах )

Во-ль:

- Удивительные творения природы  -  птицы  - радуют нас  своей  подвижностью, голосом, обликом. Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли и проявляют заботу о пернатых друзьях. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.   Следующие вопросы — о них.

Слайд  16

                1                              2                            3                           4

      ЛАСТОЧКА            ПАВЛИН              ДЯТЕЛ               ДРОЗД

               5                              6                             7                            8

        ГОЛУБЬ                ЦАПЛЯ                 КЛЁСТ               СКВОРЕЦ

1. Какая птица устраивает свои гнезда  в обрывах над рекой? (1 — ласточка.)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой?   (7  -  клест)

3. Какая из птиц считается символом мира? (5 — голубь.)

4. Какой птице хвост помогает не только в полете, но и при добывании пищи? (3 — дятел.)

5. Какая птица кричит громче всех?  (2 - павлин)

Вос-ль: 

- Ребята, кто знает, что такое Красная книга? Для чего она нужна?

Ответы ребят:

Слайд  17,18,19,20,21,22

Вос-ль: 

Красная книга – Красная!

Значит природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Если что-то попало в Красную книгу!

Охраняйся Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

 

Вос-ль: 

- А какие из растений или птиц, которые мы сегодня вспоминали, занесены в Красную книгу?

Ответы ребят:  (Василек, кедр, цапля).

Вос-ль:

- Молодцы,  ребята.

Рефлексия:

Вос-ль:

- Ребята, посмотрите на меня и ответьте, что я держу в руках ( ответы ребят ) «глобус»

 

-  Сейчас каждый из вас будет из рук в руки передавать глобус и отвечать на вопрос: « Какой бы я хотел видеть нашу планету или что могу для её спасения сделать? »

 

-  Давайте встанем в круг ( Ребята встают в круг )

-  Я передаю в ваши руки этот хрупкий земной шар, чтобы наша земля всегда была планетой с чистым воздухом ( Дальше продолжают ребята ).

Итог:    

 

 Вос-ль: 

-  Сегодня наше мероприятие было посвящено природе, её охране.  

- Чего нового вы извлекли из этого мероприятия ? ( ответы ребят )  

Вос-ль:

-  Вот и подошло время расставаться. Гуляя по лесным тропам, вы узнали много нового, полезного и интересного. Я думаю, что вам понравилась это путешествие. Вы должны запомнить, что любить и охранять природу – это главная наша обязанность.  

Слайд  23

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю

Всякую гадость!

И даст вам природа

Здоровье и радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"

Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....

Урок-подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»

Урок-подготовка к сочинению в публицистическом стиле «Люби и охраняй природу!»Цели урока: повторить сведения о публицистическом стиле (сфера употребления, языковые особенности); формировать набор знан...

Люби и охраняй природу!

Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства не вечны, что брать и расходовать их нужно бережно. Нужно стараться жить на Земле так, чтобы она оставалась всегда щедрой и пре...

Люби и охраняй природу

Экологический КВН "Люби и охраняй природу".  Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой; развивать экологическое мышление и творческое воображение; расширять знание д...

Классный час на тему "Знать, любить и охранять природу"

Классный час в коррекционной школе 8 вида посвящен воспитанию бережного отношения к окружающей нас природе....

Беседа-презентация "Люби и охраняй природу родного края"

Беседа-презентация  "Люби и охраняй природу родного края",в рамках экологической акции, для обучающихся 5-9 классов. Для расширения представления о природе и ее богатствах. О плной взаимосв...

Час общения с поэтом «Если ты родился на свет, проживи свой век человеком» (По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям нашим меньшим» и охране родной природы) Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы

Форма: мастерская общенияОформление: выставка плакатов  на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка ...