Программа воспитания и социализации «ВЕКТОР»
рабочая программа (9 класс)

Нестерова Екатерина Викторовна

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности учителя в современных условиях.  Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя  школа № 32 им. С.А. Лавочкина» города Смоленска

Программа воспитания и социализации «ВЕКТОР»

     

     Класс 9/11

   Уровень общего образования ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Учитель Нестерова Екатерина Викторовна

    Срок реализации программы, учебный год 2019 / 2022

    Составлена на основе требований Федеральных государственных  образовательных стандартов основного общего образования, среднего общего образования

    Рабочую программу составил (а)___________________________Е.В. Нестерова

подпись                          расшифровка  подписи

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности учителя в современных условиях.  Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.

     КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.

  1.  Индивидуально - групповой.
  2.  Ценностно – ориентированный.
  3.  Функционально – деятельный.
  4.  Пространственно – временной.
  5.  Диагностико – аналитический.

Воспитать такого человека нелегко Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, можно обнаружить следующие противоречия:

  • нетерпимость детей друг к другу,
  • неумение трудиться на общее благо,
  • эгоизм, дефицит общения,
  • негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, определены цели: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей (особенностей) обучающихся, создание условий для самореализации личности с различными способностями и интересами.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

  1. Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
  2. Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
  3. Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
  4. Воспитывать толерантность.

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций, определение профессиональной ориентации. Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика); проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни);  информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности); освоение уровней владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья и осознания ценности здоровья.

Классный руководитель помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решать наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; и является компонентом воспитательной системы школы.

КОНЦЕПЦИЯ

В основу воспитательной системы класса положена концепция Л.В. Резкина «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы» «Всегда стремиться, всего добиться!». Воспитательная система класса построена на гуманистическом принципе воспитания.

Результат:

«Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека»    Н. Е. Щуркова.

Этапы реализации системы:

1 этап

Прогностический  (9 класс - I полугодие)

2 этап

Становление системы  (9класс -II полугодие)

3 этап

Реализация системы  (10 класс)

4 этап

Аналитический. Подведение итогов.  (11 класс)

1. Цель воспитательной работы

Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

2. Задачи

- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий  

   саморазвитию учащихся.

- Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.

- Способствовать сплочению классного коллектива.

- Формировать собственную позицию жизни ученика.

- Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.

- Формирование потребности в самообразовании.

- Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.

- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

- Формировать стремление к здоровому образу жизни.

3. Структура воспитательной системы

3.1. Модель выпускника основной школы

Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации:

умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия; осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии; овладеть основами компьютерной грамотности; знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.

3.2. Ученическое самоуправление

Принципы:

Принцип гласности

Принцип отчетности

Принцип согласованности в работе

Принцип обязательного выполнения решений

Положения работы.

Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.

Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.

Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.

Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное).

 Самоуправление в классе представлено следующими 6 министерствами:

Министерство Образования

Министерство культуры

Министерство печати

Министерство Порядка

Министерство Спорта

Министерство Милосердия

Министерство Образования – работа членов данного сектора ориентирована на улучшение получения знаний, на повышение эрудиции, формирование осознанности необходимости самообразования, организация взаимопомощи, участие во всех мероприятиях по всем предметам. В итоге мы должны иметь развитые способности учащихся.

 Обязанности:

  1. организует и планирует совместно с классным руководителем и активом класса познавательные мероприятия: олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели, викторины и т. д.;
  2. ведёт контроль за успеваемостью в классе (проверка дневников, учебников, тетрадей);
  3.  ведет учёт пропусков;
  4. организует помощь в учёбе нуждающимся учащимся.

     

Министерство культуры – работа членов данного сектора ориентирована на выявление талантов, развитие эстетических вкусов, формирование чувства уважения  к человеческим ценностям. Работа в данном направлении предполагает развитие творческой инициативы при организации и проведении разного рода мероприятий на основе принципа самоуправления и организацию досуга учащихся.

 Обязанности:

  1. планирует, организует и проводит классные досуговые мероприятия (экскурсии, походы, посещение театра и т. д.);
  2. подготовка к школьным мероприятиям и активное участие в них;
  3. организует поздравления учащихся с днём рождения, с призовыми местами на конкурсах, олимпиада, соревнованиях;
  4. проводит совместно с классным руководителем классные часы о культуре общения (поведения, внешнего вида, речи и т. д.)

Министерство печати – здесь ребята работают над выпуском стенных газет, молний, различного рода бюллетеней. Развивается умение критически относиться к своим необдуманным поступкам, самоанализ. Работа направлена на формирование ценностных ориентиров личности, воспитание гражданской позиции. Ведётся работа по формированию сознательного соблюдения школьниками этических норм.

 Обязанности:

  1. выпускает газеты к различным праздникам, различные плакаты на воспитательную тему, боевые листки;
  2. готовит фотогазету об увлечениях, спортивных и учебных достижниях ребят в классе;
  3. ведёт фотоальбом «Наш класс»;
  4. предоставляет возможность появиться в печати каждому учащемуся, высказать свою точку зрения;
  5. ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений учащихся, добившихся хороших результатов в учёбе, спорте, на различных конкурсах и т. д.

Министерство порядка – члены данного сектора работают над воспитанием трудолюбия, уважительного отношения к чужому труду, также идёт процесс вовлечения школьников в общественно-полезный труд. В итоге ребята должны понимать, что без усиленного труда нельзя добиться успехов.

 Обязанности:

  1. организация помощи сельхозпредприятиям в уборке урожая по соглашению со школьной администрацией;
  2. отвечает за дежурство в школе и в классе;
  3. несёт ответственность за сохранность школьного и классного имущества;
  4. вовлекает всех членов классного коллектива во внутришкольные дела.

Министерство спорта – данное направление работы ориентировано на сохранение и  укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, на обучение  их осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самоусовершенствованием, на помощь в осознанности здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

 Обязанности:

  1. планирует, организует и проводит классные спортивные мероприятия;
  2. помогает в подготовке и проведении школьных спортивных мероприятий;
  3. несёт ответственность за комплектование команд;
  4. ведёт учёт спортивных достижений и пропаганду здорового образа жизни.

3.3. Совместная деятельность с родителями

Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя

1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.

2. Поддержание регулярного общения.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.

2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в четверть).

3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).

4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.

Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса

1. Анализ учебной работы учащихся:

— анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов;

— анализ отношения к учебе;

— объективная оценка качества образования;

— собеседование с неуспевающими учащимися.

2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:

— значение семьи в ответственные моменты жизни;

— готовность учащихся к сдаче экзамена;

— порядок аттестации основной школы.

3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:

— информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы;

— рекомендации психолога по профориентации;

— анализ профессиональных интересов учащихся.

3.4. Мастерская классного руководителя

Диагностическая мастерская        

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся класса        

1. Формы диагностики: анкетирование,

тестирование, наблюдение, беседы.

2. Мастерские общения «Давайте познакомимся», «Расскажи мне обо мне».

3. Коллективные творческие дела «Устав класса», «Мир интересов моей семьи».

4. Ролевые игры «Планета друзей», «Мой класс сегодня и завтра».

5. Родительские собрания «Школа+Семья», «Роль родителей в воспитании класса», «Возрастные особенности подростка», «Значение выбора профессии в жизни человека».        

Составление карты интересов и увлечений учащихся. Подведение результатов диагностик.        

Беседа с учителем физической культуры.

Посещение уроков физической культуры. Обязательное прохождение ежегодного медосмотра.

2. Определить уровень сформированности класса и состояние в нем деловых и межличностных отношений

3. Выявить воспитательные возможности родителей

4. Определить место и роль класса в жизни школы и местного социума

Результат:

Сформировать жизнедеятельность класса, привлекательную для учащихся класса, и выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в воспитании классного коллектива и отдельной его личности.

Мастерская педагогической поддержки        

1. Сформировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в классе        

2. Привлечение социального педагога и школьного психолога для проведения тренингов «Роль человека в современном социуме», «Давай научимся общаться».

3. Мероприятия «Праздник Именинников», «Арбузник», «Девичник с мальчишником».

4. Прогулки на природу, экскурсии, походы (пешком, на велосипедах, на лыжах).        

5. Проведение классных мероприятий с использованием современных технологий.        

6.  Прогулки на природу весной и осенью на велосипедах, зимой на лыжах.

7.  Валеологические беседы, привлечение школьной медсестры и врачей ЦРБ для проведения школьных мероприятий.

8. Создание системы ученического самоуправления

9. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы в жизнедеятельности класса

10. Сформировать традиции класса

Результат:

выявить и развить индивидуальные способности каждого ученика.

Проектная мастерская        

1. Формирование потребности в самообразовании        

Тренинги общения, коммуникативные игры.

Работа над проектами «Класс, в котором я учусь», «Моя будущая профессия», «Я гражданин России».        

Оформление и презентация проектов.        

Работа над проектами «Здоровый образ жизни», «Суд над вредными привычками».

2. Развитие умений и навыков в учебной деятельности

3. Развитие самостоятельности мышления

4. Становление позиции гражданина

5. Освоение компьютерной грамотности.

Результат:

определить собственную позицию в жизни каждого ученика

Девиз: «Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой…»

Ребёнок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

Задачи:

а) проведение внеклассных мероприятий (классные часы, КТД), направленных на развитие коммуникативной культуры, творческих способностей;

б) использование воспитательных возможностей учебных занятий, родительских собраний, направленных на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;

в) способствование повышению роли ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива;

г) вовлечение родителей в воспитательный процесс: КТД, родительские собрания, посещение семей, работа родительского комитета.

Сопутствующие принципы:

принцип личностно – ориентированного подхода;

принцип социальной адаптации;

принцип создания воспитывающей среды.

Цели воспитательной системы класса:

1. Идеальная цель - воспитание всесторонней, гармонично развитой личности.

2. Результативная цель – формирование Человека, обладающего этической, интеллектуальной культурой, личности с высоким творческим потенциалом.

Задачи для реализации:

а) способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

б) создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника;

в) содействовать формированию нравственной позиции школьника.

3. Процессуальная цель – (достижение учеником желаемого образа учащегося) – содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащегося через взаимодействие детей, педагогов, окружающего социума.

Задачи:

а) проведение внеклассных мероприятий (классные часы, КТД), направленных на развитие коммуникативной культуры, творческих способностей;

б) использование воспитательных возможностей учебных занятий, родительских собраний, направленных на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, национальной культуре;

в) способствование повышению роли ученического самоуправления в организации жизнедеятельности классного коллектива;

г) вовлечение родителей в воспитательный процесс: КТД, родительские собрания, посещение семей, работа родительского комитета.

Прогнозируемый результат

Формирование нравственных понятий и норм поведения и их усвоение школьниками.

Творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими и умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.

Адекватная оценка учащимися своих возможностей.

Стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

Формирование личности, не склонной к употреблению ПАВ.

Особенности планирования воспитательной работы с классом

«Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника»

В.Г. Белинский.

Воспитательная работа строится на основе самостоятельной деятельности и инициативности со стороны учащихся. Подготовка к мероприятиям позволяет выявить лидеров коллектива, и организовать мероприятия с учётом индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Поощряется инициатива учащихся в выборе форм и характера проведения внеклассных мероприятий, осуществляется подготовка воспитанников к жизни в социуме, закрепляются коммуникативные навыки.

Цель:

 – создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся.

Направления деятельности:

  1. «Здоровье»

Задача -  формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

  1. «Интеллект»

Задача – Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.

  1. «Общение»

Задача – формировать у учащихся культуру общения в системах «учитель- ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»

  1. «Нравственность»

Задача - формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.

  1.  «Досуг»

Задача - использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. «Гражданин»

Задача – Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.

  1. «Cемья»

Задача – Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.

Формы внеклассной работы:

Тематические классные часы, конкурсы, викторины, тесты, празднование памятных дат в жизни учащихся, Дни здоровья, беседы, дискуссии.

Мониторинги

Выявляемые способности:

способность к учению; уровень познавательного интереса; способность к самостоятельной познавательной деятельности; способности к различным видам деятельности.

Наименование педагогических методик, автор (ы):

- Профессиональное самоопределение личности

Готовность к выбору профессии (методика В.Б.Успенского)

- методика «Сфера интересов» О.И. Моткова.

Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского:

- диагностика зоны актуального и ближайшего развития;

- уровень обучаемости (способность к учению);

- уровень обученности (результат);

- уровень познавательного интереса;

- уровень самостоятельной творческой деятельности  (уровень познавательной самостоятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...

Программа воспитания и социализации "Вектор"

Программа воспитания и социализации «ВЕКТОР»...