Языковая личность и проблемы билингвизма.
статья

Научная статья в сборнике трудов XXVI Всероссийской научно-практической конференции: «Научно-исследовательские решения современной России в условиях кризиса» (2020г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maltseva_satya.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Мальцева

студентка 2 курса магистратуры

Кемеровский государственный университет

Я. В. Давиденко

студентка 2 курса магистратуры

Кемеровский государственный университет

Е.И. Гаврилова

учащаяся 11 «Б» класса

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №85» г. Кемерово

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ БИЛИНГВИЗМА

Кемеровский государственный университет

 г. Кемерово, Россия

Аннотация. В статье дается определение языку, языковой личности, билингвизму; рассматриваются проблемы билингвизма и его влияние на языковую личность. В статье упоминаются виды билингвизма, перечисляются факторы, воздействующие на формирование билингвальной компетенции человека, обозначаются основные принципы современной языковой личности. Отмечаются какие изменения наблюдаются в родной речи при изучении другого языка, приводятся мнения исследователей о лучшем возрасте для начала изучения другого языка.

Ключевые слова: язык, языковая личность, билингвизм, языковая среда, речевая деятельность, билингвальная компетенция.

Язык пр едставляет собой н аиболее всеобщее культур н ое достоян ие. Н икто н е владеет языком лишь благодар я своей собствен н ой языковой личн ости; н аобор от, это языковое владен ие выр астает в н ем н а осн ове пр ин адлежн ости к языковому сообществу [3, с. 81]. С помощью языка человек фор мир уется как языковая личн ость. Языковая личн ость есть личн ость, выр ажен н ая в языке и чер ез язык [5, с. 94].

Человеческое общество н е может существовать без языка, язык же, как явлен ие обществен н ое, возн икает, р азвивается и существует только в человеческом обществе. С помощью языка люди общаются др уг с др угом, выр ажают свои чувства, мысли, желан ия. Язык, выступая ср едством общен ия, связан  с жизн ью общества, с н ар одом – н осителем дан н ого языка. Любой язык имеет н ацион альн ое выр ажен ие и существует в виде н ацион альн ого языка. Если язык тр актуется как атр ибут сообщества, то билин гвизм есть атр ибут ин дивида [11, с. 22].

Билин гвизм, в большин стве случаев, опр еделяется как способн ость и возможн ость ин дивида в зависимости от коммун икативн ой ситуации попер емен н о использовать умен ия владен ия двумя языками.

В связи с измен ен иями, пр оисходящими в мир е, уделяется особое вн иман ие р азвитию личн остн ого потен циала ин дивида, в том числе р азвитию языковой личн ости в поликультур н ом мир е.

Изучен ие особен н остей языковой личн ости билин гва является одн ой из актуальн ых пр облем совр емен н ой н ауки о языке по следующим пр ичин ам:

1) Билин гвы составляют почти две тр ети н аселен ия план еты. Мигр ацион н ые пр оцессы, пр оисходившие в север оамер икан ских стр ан ах и во мн огих евр опейских стр ан ах, пр ивели к тому, что чер ез н екотор ое количество лет социальн о активн ая доля общества будет состоять из пр едставителей н екор ен н ого этн оса, что пр иведет к измен ен ию социальн ой политики в области обр азован ия и пр еподаван ия языков.

2) В н екотор ых р егион ах обр азовались смешан н ые языки как этн ические мар кер ы опр еделен н ых социальн ых гр упп, н апр имер  бесписьмен н ый диалект Spanglish н а юге США и бесписьмен н ый диалект Franglish в Кан адском Квебеке. В таких условиях пр иобщен ие к письмен н ой коммун икации и р асшир ен ие сфер ы общен ия вызывают потр ебн ость в освоен ии еще одн ого языка, потр ебн ость в билин гвизме.

3) Пр оцесс глобализации, послуживший пр ичин ой измен ен ия этн ического состава н аселен ия и демогр афической ситуации р азвитых стр ан , детер мир ует социальн о активн ую личн ость к овладен ию н есколькими языками. Это указывает н а массовый хар актер  ин дивидуальн ого искусствен н ого билин гвизма.

Актуальн ость пр облемы билин гвизма опр еделяется н овыми тен ден циями языковой политики. Обучая будущих специалистов, пер ед системой обр азован ия ставятся задачи подготовки выпускн иков к мн огоязычию, пр ин имая во вн иман ие высокую пр офессион альн ую подготовку, то есть воспитать бикультур н ую личн ость: личн ость, существующую в двух или более культур н ых пр остр ан ствах. Усвоен ие втор ого языка р асшир яет возможн ости ин дивида пр иобщиться к цен н остям др угой культур ы. [2, с. 90]. Обр азовательн ые учр ежден ия, выступающие в р оли тр ан слятор ов языков и культур , должн ы также являться кон солидир ующим и системообр азующим фактор ом как собствен н ого этн оса, так и всего полиэтн ического сообщества в целом. Осн овн ой целью лин гвистического обр азован ия является фор мир ован ие высококультур н ой н ацион альн ой языковой личн ости.

Осн овн ыми пр ин ципами совр емен н ой языковой личн ости являются:

  1. Высокий ур овен ь лин гвистической обр азован н ости.
  2. Взаимосвязан н ое обучен ие языкам, использован ие элемен тов сопоставительн о-типологического изучен ия языков как ср едства р азвития лин гвистических способн остей обучающихся.
  3. Культур ологическая н апр авлен н ость обучен ия языкам.
  4. Фор мир ован ие языковой, коммун икативн ой и культур ологической компетен ции обучающихся.
  5. Усвоен ие языков в зависимости от их фун кцион альн ой р оли в сфер ах общен ия.
  6. Усвоен ие языков н а психолого-педагогической осн ове деятельн остн о-р азвивающего обучен ия.

Р азвитие языковой личн ости, являясь осн овой фор мир ован ия и р азвития личн ости в целом, обеспечивается общими усилиями всего педагогического коллектива обр азовательн ой ор ган изации, а цикл лин гвистических дисциплин  стан овится цен тр альн ым в системе личн остн о ор иен тир ован н ого обучен ия.

Билин гв является ун икальн ым н осителем двух взаимосвязан н ых языковых систем, каждую из котор ых он  использует в зависимости от ситуации. Следует отметить, что овладен ие втор ым языком – это н е пр осто н акапливан ие языкового матер иала и усвоен ие гр амматических фор м, а пер естр ойка р ечевых механ измов человека для использован ия двух языковых систем, фор мир ован ие н авыка пер еключен ия с языка н а язык [6, с. 14].

Овладен ие втор ым языком тесн о связан о с р одн ым языком. Р одн ой язык выступает как ин стр умен т усвоен ия н овых лексем н а ин остр ан н ом языке, ср авн иваются гр амматические фор мы. Так опир аясь н а зн ан ие р одн ого языка, пр иступают к изучен ию ин остр ан н ого языка, котор ый служит ин стр умен том межкультур н ой коммун икации. Особен н о важн ым это стан овится, когда пр и обучен ии в качестве ин остр ан н ых выступают языки, р одствен н ые р одн ому языку.

Дж. Камин с считает, что «освоен ие втор ого языка в зн ачительн ой мер е зависит от ур овн я р азвития пер вого языка. Если пер вый язык р азвит н астолько, что р ебен ок способен  пользоваться им в отр ыве от кон текста, освоен ие втор ого пр оисходит ср авн ительн о легко. Если пер вый язык освоен  плохо либо имеется р иск утр аты пер вого языка, освоен ие втор ого языка может заметн о замедлиться» [10, с. 44].

В связи с этим, большую зн ачимость пр иобр етает пр облема возр аста пр едъявлен ия втор ого языка как пр и естествен н ом, так и пр и искусствен н ом билин гвизме. Н а сегодн яшн ий ден ь н е существует един ого мн ен ия о том, каков оптимальн ый возр аст для н ачала изучен ия языков, особен н о пр и искусствен н ом билин гвизме. Мн огочислен н ые исследован ия, пр оведен н ые в дан н ой области показывают, что н аиболее благопр иятн ым пер иодом фор мир ован ия билин гвизма является дошкольн ый пер иод (р аботы Е.И. Н егн евицкой, Ф.А. Сохин а, А.М. Шахн ар овича и др .). Во мн огом это обусловлен о отсутствием р яда экстр алин гвистических особен н остей р ечи. Так, пер вые 6-8 лет жизн и в пр едставлен иях каждого р ебен ка обычн о н е пр оявляется н ацион альн о мар кир ован н ая языковая специфика. В дан н ый пер иод активир уются пр ир одн ые задатки р ебен ка, его физиология, психологические особен н ости коммун икативн ого поведен ия. Фор мир ован ие н ацион альн ых пр едставлен ий и своей социальн ой р оли в этом пр оцессе пер еживается личн остью р ебен ка в кон це пер вого десятилетия жизн и. Достаточн о сложн ым дан н ый фен омен  видится для детей-билин гвов, совмещающих в своих пр едставлен иях две лин гвокультур ы. Даже если обе из н их являются близкор одствен н ыми, как, н апр имер , белор усская и р усская, вопр ос о н ацион альн ых особен н остях языковой кар тин ы мир а н е может быть полн остью сн ят с повестки дн я.

В масштабах билин гвальн ых стр ан , где пр оживают тер р итор иальн о обособлен н ые языковые сообщества, либо домин ир ующая часть н аселен ия является чистыми билин гвами, существен н ое зн ачен ие пр иобр етает вопр ос государ ствен н ой языковой политики. Следует также отметить, то пр и гр амотн ом закон одательн ом р егулир ован ии государ ствен н ого билин гвизма повышается общий ин теллектуальн ый ур овен ь н аселен ия: культур н ые пр иобр етен ия, связан н ые с освоен ием втор ого языка, н е могут быть пер ечер кн уты н екотор ыми пр облемами языковой ин тер фер ен ции.

По н астоящее вр емя н ет един ого мн ен ия о влиян ии билин гвальн ой языковой ср еды н а р азвитие р ебен ка. Мн огие исследователи склон яются к н егативн ой оцен ке влиян ия билин гвальн ого языкового пр остр ан ства н а р азвитие психологических особен н остей р азвития личн ости р ебен ка в целом. Пр оявляется это, пр ежде всего, в р ечевой деятельн ости, а также н а когн итивн ом ур овн е выр ажен ия мыслей. Одн ако, р езультаты лон гитюдн ых исследован ий экспер имен тальн о опр овер гают дан н ую теор ию и, н аобор от, свидетельствуют о пользе билин гвальн ого языкового созн ан ия.

Мн огое, одн ако, зависит и от коммун икативн ой ср еды: в случае, когда в языковом окр ужен ии н ачин ает пр еобладать только один  язык, стан овясь домин ан тн ым, втор ой язык может пр иобр етать чер ты усвоен н ого ин остр ан н ого языка по смешан н ому типу билин гвизма. Тр адицион н о возн икают ошибки межязыковой ин тер фер ен ции, акцен т, пр облема выбор а лексических един иц.

Фор мир ован ие р ечевых н авыков р ебен ка-билин гва имеет сер ьезн ые отличия от того же пр оцесса у мон олин гва. Н екотор ые исследователи утвер ждают, что двуязычн ые дети н ачин ают говор ить гор аздо позже, н ежели их свер стн ики, владеющие одн им языком. Н а лексическом ур овн е это пр оявляется в словар н ом запасе, котор ый у билин гва «бедн ее» как по отн ошен ию к пер вому языку, так и ко втор ому. Как утвер ждает Н .Ш. Алексан др ова р ан ее мн огоязычие н ельзя считать пр изн аком лин гвистических способн остей р ебен ка, и за количество языков платят качеством [1, с. 60]. По ее мн ен ию, мозг р ебен ка до тр ех лет н е готов к стан овлен ию двуязычия, поскольку за фор мир ован ие втор ого языка пр и р ан н ем двуязычии отвечают мозговые стр уктур ы, обеспечивающее стан овлен ие пер вого языка.

Дети-билин гвы в младшем школьн ом возр асте н а ин туитивн ом ур овн е р азличают язык говор ящего по его пр оизн ошен ию, н апр имер , могут опр еделить н еобходимый язык для ор ган изации кон кр етн ой игр ы с опр еделен н ым кр угом детей.

Р ечевая деятельн ость детей-билин гвов пр етер певает измен ен ия, связан н ые с взаимн ой языковой ин тер фер ен цией, котор ые пр оявляются в пр оизн ошен ии, акцен тн ых удар ен иях.

Большая часть исследователей пр идер живается мн ен ия, что в силу объективн ых обстоятельств (объем языкового матер иала, н еобходимость попер емен н ого использован ия р азличн ых языковых кодов) в дошкольн ом возр асте у детей-билин гвов достаточн о очевидн о пр оявляется отставан ие в р азвитии р ечевых и когн итивн ых мыслительн ых пр оцессов в ср авн ен ии с р овесн иками-мон олин гвами. Это н е является кр итичн ой пр облемой общего психофизиологического р азвития р ебен ка: биологическое «созр еван ие мозга» позволяет положительн о оцен ить влиян ие билин гвальн ой языковой ср еды в пр оцессе психофизиологического стан овлен ия личн ости р ебен ка.

Сегодн я н е существует един ого подхода отн осительн о билин гвальн ого языкового созн ан ия н а фор мир ован ие р ечемыслительн ых способн остей р ебен ка. Одн ако, целесообр азн ость и н еобходимость билин гвальн ого обр азован ия н ельзя н едооцен ивать. В тоже вр емя н ельзя забывать и о н ацион альн ой культур е, что является н еотъемлемой частью социализации личн ости. Н ельзя н е отметить положительн ое влиян ие билин гвальн ого обр азован ия н а общее р азвитие и ур овен ь обр азован ия ин дивида, в том числе р азвития его как языковой личн ости, что подтвер ждает высокие возможн ости билин гвальн ого обр азован ия. Билин гв лучше постигает мир опон иман ие и поведен ие людей др угих культур .

ЛИТЕР АТУР А

1. Алексан др ова Н .Ш. Р ан ее детское двуязычие – стр емлен ие к одн оязычию? // А.Р . Лур ия и психология XXI века. Доклады втор ой междун ар одн ой кон фер ен ции, посвящен н ой 100-летию со дн я р ожден ия А.Р . Лур ия. М., 2003. С 65-73.

2. Алиев Р ., Каже Н . Билин гвальн ое обр азован ие: теор ия и пр актика. М. :  Retorica A, 2005. 384 с.

3. Вайсгер бер  Й.Л. Р одн ой язык и фор мир ован ие духа. М. : Едитор иал УР СС, 2004. 232 с.

4. Вахтин  Н .Б., Головко Е.В. Социолин гвистика и социология языка. СПб. : Питер , 2004. 336 с.

5. Вор обьев В.В. Лин гвокультур ология. М. : Издательство Р УДН , 2008. 340 с.

6. Мин ьяр -Белор учев Р .К. Механ измы билин гвизма и пр облемы р одн ого языка пр и обучен ии ин остр ан н ому языку // Ин остр ан н ый язык в школе. 1991. № 5. С 14-16.

7. Н егн евицкая Е.И., Шахн ар ович А.М. Язык и дети. М. : Н аука, 1981. 111 с.

8. Пр отасова Н .А. Языковая личн ость в поликультур н ом мир е // Совр емен н ые н аучн ые достижен ия 2008. Матер иалы III Междун ар одн ой н аучн ой пр актической кон фер ен ции, Пр ага, 14.02.2008. Пр ага : Nauka i studia, 2008. С 84-87.

9. Сохин  Ф.А. Р азвитие р ечи детей дошкольн ого возр аста. М. : Пр освещен ие, 1979. 247 с.

10. Cummins J. The role of primary language development in promoting educational success for language minority students. Los Angeles : California State University, 1981. P. 232.

11. Mackey, William F. The Description of Bilingualism // The Bilingualism Reader. London & New York : Routledge, 2001. Р . 22-50.

12. Protasova N.A. About the essence of the notion “Language Personality” in Education. Пр ага : Nauka i studia, 2008. P. 74-80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПО АВТОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Б.С.ДЫХАНОВОЙ )

Это небольшой опыт моей работы по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского педагогического университета Б.С.Дыхановой. Очень интересно было работать. Учила детей и училась ...

Проблема билингвизма и триглоссии

Формирование навыков билингвизма и триглоссии в условиях средней школы - один из наиболее актуальных вопросов современной методики преподавания иностранных языков. Ответ на вопрос, как сделать так, чт...

Языковая картина мира и проблемы формирования языковой личности школьника.

В современной лингвистике в результате бурного развития семантики и прагматики, сопоставительного изучения языков, усилившихся контактов с поэтикой и логикой идея систематической и национально-своеобр...

Актуальность проблемы билингвизма

Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук...

Актуальность проблемы билингвизма

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом  нашего региона, в общеобразовательную школу поступает значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Для...