Методическая разработка " Организация внутришкольной системы оценки качества образования
методическая разработка

Клюйкова Нина Ивановна

 

Организационная структура оценки  качества образования осуществляется посредством:

• системы внутришкольного контроля;

• общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами экспертной группы  родителей и учащихся школы, педагогическим коллективом, членами администрации;

• профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит);

• самооценки (внутренний аудит).

Организационная структура внутришкольной системы оценки качества включает следующие структурные компоненты: педагогический совет; администрацию школы; психологическую и социальную службы; методические объединения учителей - предметников; целевые аналитические группы (комиссии); школьный управляющий совет; общешкольный родительский комитет. Каждый структурный компонент имеет свои функции и является звеном в формировании ВСОКО.

Объекты   и параметры их оценки.

Объектами внутришкольной системы оценки качества образования являются любые структурные элементы образовательных систем различных уровней:

 - ученик; педагог; класс; классы.

- условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические);

- организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание);

- содержание учебно-воспитательного процесса (цели, образовательные и учебные программы, календарно-тематические планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики);

- результаты (качество знаний, умений, навыков обучающихся; качество обученности обучающихся; качество обучения; творческая деятельность педагогов и обучающихся, физическое здоровье и нравственно-психологическое состояние обучающихся; готовность обучающихся к продолжению образования);

- взаимодействие систем с окружающим социумом.

Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования в условиях введения ФГОС (качество результата, качество условий и качество процесса).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы  

по организации внутришкольной   системы оценки качества образования

 Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования на современном этапе является формирование системы управления качеством образования  с привлечением всех заинтересованных участников образовательного процесса.

Качество образования, обеспечивающее  высокую конкурентоспособность, оптимальную организацию и управление образовательной организацией.

Повышение качества образования рассматривается в образовательной инициативе «Наша новая школа» как одна из важнейших задач на ближайшую перспективу. Одним из направлений решения этой задачи является совершенствование  критериев и процедур комплексной оценки деятельности образовательного учреждения – лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, а также создание независимой системы оценки и контроля качества образования.

Однако повысить качество образования лишь за счет совершенствования системы внешнего контроля не представляется возможным. Качество формируется самой деятельностью образовательного учреждения и во многом зависит от наличия в школе внутренней системы обеспечения и оценки качества образования.

Разработка программы, направленной на решение задач повышения качества образования повлекло  решение о координации деятельности всех структур и служб образовательного учреждения по управлению качеством образования. Целью координации явилось определение направлений и механизмов создания внутришкольной системы оценки качества образования.

Основные идеи и принципы системы управления качеством имеют  следующие принципы: ориентация на потребителя, лидирующая роль руководства, подход к принятию решений на основе фактов.

Обобщая различные направления о качестве образования, определяющие   дефиниции:

  • обучающиеся  здоровы и готовы участвовать в образовательном процессе и учиться при поддержке семьи и общества;
  • образовательную среду – здоровую, безопасную, обеспечивающую благоприятные условия для реализации индивидуальных интересов участников образовательного процесса;
  • содержание, которое отражено в соответствующих учебных программах и материалах для овладения базовыми знаниями, навыками и  способами деятельности;
  • подходы в обучении, согласно которым основное внимание уделяется интересам обучающихся, оценивание способностей , стимулирующих обучение ;
  • результаты, умения и формирование личной позиции обучащегося и связаны с его будущим участием в общественной жизни. Таким образом, содержание понятия «качество образования»:

Качество образования-  интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям участников образовательного процесса.

Исходя из такого понимания понятия «качество образования», можно определить другие важные дефиниции ВСОКО следующим образом:

  • внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами образовательного процесса, субъектами государственно-общественного управления школы, а также совокупность организационных структур и нормативных материалов, обеспечивающих управление качеством образования. Целью  является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Задачи: информационное, аналитическое и экспериментальное  обеспечение мониторинга школьной системы образования; разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования; определение форматов собираемой информации и разработка технологии её использования как информационной основы принятия управленческих решений;

выявление факторов,  влияющих на повышение качества образования; реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.

Организационная структура оценки  качества образования осуществляется посредством:

• системы внутришкольного контроля;

• общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами экспертной группы  родителей и учащихся школы, педагогическим коллективом, членами администрации;

• профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит);

• самооценки (внутренний аудит).

Организационная структура внутришкольной системы оценки качества включает следующие структурные компоненты: педагогический совет; администрацию школы; психологическую и социальную службы; методические объединения учителей - предметников; целевые аналитические группы (комиссии); школьный управляющий совет; общешкольный родительский комитет. Каждый структурный компонент имеет свои функции и является звеном в формировании ВСОКО.

Объекты   и параметры их оценки.

Объектами внутришкольной системы оценки качества образования являются любые структурные элементы образовательных систем различных уровней:

 - ученик; педагог; класс; классы.

- условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические);

- организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание);

- содержание учебно-воспитательного процесса (цели, образовательные и учебные программы, календарно-тематические планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики);

- результаты (качество знаний, умений, навыков обучающихся; качество обученности обучающихся; качество обучения; творческая деятельность педагогов и обучающихся, физическое здоровье и нравственно-психологическое состояние обучающихся; готовность обучающихся к продолжению образования);

- взаимодействие систем с окружающим социумом.

Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования в условиях введения ФГОС (качество результата, качество условий и качество процесса).

Характеристика управлением качества образования

В соответствии с целями, задачами и основными принципами функционирования внутришкольной системы оценки качества образования сложились основы управления данным процессом.

Система управления качеством образования в школе включает ряд областей к основным направлениям деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения в контексте управления качеством образования относятся:

  • конкретизация социальных ожиданий и требований, определение образовательных результатов (качеств и умений) учащегося — компетентная модель ученика;
  • конкретизация образовательных результатов (ключевых умений), чтобы они могли быть реализованы и оценены в учебном процессе, были понятны и учителю, и учащемуся, и родителям;
  • обеспечение участия родителей и других лиц из внешнего окружения в управлении образовательным учреждением;
  • обеспечение компетентности педагогического коллектива, необходимой для реализации поставленных целей (образовательных результатов);
  • организация образовательного процесса в формах, способствующих достижению учащимися требуемых компетентностей (ключевых умений);
  • создание в образовательном учреждении благоприятного психологического климата, атмосферы, способствующей реализации профессиональной деятельности и достижению учащимися требуемых образовательных результатов;
  • осуществление внутренней экспертизы педагогическим коллективом своей профессиональной деятельности (выявление проблем, затруднений, поиск путей их разрешения);
  • осуществление внешней экспертизы деятельности образовательного учреждения (помощь в разрешении затруднений и проблем, сторонний взгляд на ситуацию);
  • оценка образовательных достижений учащихся (использование критериев и процедур, позволяющих оценивать ключевые и предметные умения учащихся, а также уровень их достижения);
  • оценка удовлетворенности потребителей (учащихся, родителей, академической общественности, работодателей) образовательными результатами;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Планирование мониторинговых исследований как средство управления качеством образования. Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования является формирование системы управления качеством образования через мониторинг контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования. Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на информационное обеспечение управления, обеспечивает его эффективность, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени.

        Сфера практического применения мониторинга: информационное обеспечение управления качеством образования. Мониторинг позволяет определить Модель внутреннего аудита системы оценки качества образования, которая представляет собой 2 группы критериев :

I группа: характеризует как образовательное учреждение добивается результатов в области качества образования и что для этого делается; II группа критериев: что достигнуто.

Методическое сопровождение.  Цель: обеспечить методическое сопровождение оценки качества образования  посредством  организации целенаправленной системы методической учебы педагогических кадров.

Ожидаемые результаты планирования работы по методическому сопровождению:

  • систематизация проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • формирование и совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования;
  • повышение мотивации, возможности самоанализа, определение перспектив развития для всех участников образовательного процесса;
  • возможность принятия обоснованных управленческих решений, способствующих повышению качества образования.

Критерии эффективности достигаемых результатов:

  • повышение результативности образовательной деятельности;
  • повышение эффективности проводимых учебных занятий, внеклассных мероприятий;
  • повышение квалификации членов администрации и педагогических работников;
  • удовлетворенность участников образовательного процесса качеством предоставления образовательных услуг;
  • возможность осуществления внутреннего аудита.

Реализация модели в практической деятельности школы. Условия реализации программы:

  • Учебно-материальная база. Материально-техническое обеспечение  – одно из важнейших условий  реализации программы (оснащенные  учебные кабинеты, учебно-наглядное оборудование,  материально-техническая  база школы).

Учебные занятия проходят в кабинетах, многие из которых оснащены компьютерами, видеотехникой, что позволяет проводить уроки с использованием информационных технологий. Из 53 учителей 49 имеют ноотбуки. Из 29 кабинетов 12 кабинетов оснащены видеотехникой, 9 кабинетов – компьютерами. Кроме этого имеется 2 кабинета информатики, мультимедийный кабинет с современной видео и копировальной техникой. В учебный процесс включен 71 компьютер. Отремонтирован актовый и спортивный зал, планируется улучшить физкультурно-оздоровительную базу: приобрести спортинвентарь, сделать спортивную площадку с твердым покрытием.

Все учащиеся обеспечены бесплатными учебниками. Школа реализует типовые программы, программы предпрофильного и профильного обучения.

  • Кадровое обеспечение. В школе работают  педагоги разных категорий и все педагогические работники своевременно повышают уровень профессиональной подготовки,  информационным технологиям.
  • Инновации в воспитании. В воспитывающей деятельности инновации носят в большинстве своём вспомогательный характер, являясь средством достижения образовательного результата. Чаще всего эти инновации связаны с применением ИКТ и иных новейших педагогических технологий, а с вектором социальной направленности деятельности и совершенствованием структур ученического самоуправления. Добиться высоких результатов УВР невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. В связи с этим была пересмотрена система работы с родителями. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

 Этапы реализации программы

  • I этап – организационный (2018 год):  разработка, представление и утверждение программы . Определение  стратегии и тактики деятельности
  • II этап – практический (2019-2022 гг.): реализация основных направлений программы . Организация  мониторинга оценки и самооценки деятельности субъекта образовательного процесса.
  • III этап – оценочно-результативный (2023 год): анализ результатов, корректировка дальнейших действий.
  • IV этап – обобщающий (2023 год): подведение итогов, выработка рекомендаций, корректировка программы .

  Анализ работы

 Мониторинг деятельности педагогических работников

Достижение  нового качества образования, предполагает измения,   расширение  сознания учителя. Педагог  должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, психологом, исследователем, культурным человеком. Это достигается не только за счет овладения современными технологиями, учителя – предметники учатся составлять  кейсы, работать в лабораториях, анализируя сложность заданий итд, т.е. повышают свою компетентность в данной области.

Доля учителей, использующих проектные, исследовательские технологии.

Методическая работа школы направлена на формирование высокопрофессиональной, высоконравственной личности. Компетентность педагогов в использовании проектных и исследовательских технологий выросла за счет методического просвещения  и самообразования.

Достижения педагогов. Педагоги достигают высоких результатов, участвуя в профессиональных конкурсах, это дает возможность достигнуть качество образования. Регулярно печатаются в различных сборниках методические разработки, опыт работы, исследовательские работы …..

Мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения.

Анализ творческих достижений школьников рассматривается  в рамках  достижения  качества образования,  пересмотрена цель обучения и способы ее реализации,  введен метапредметный мониторинг в образовательный процесс. Школа ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. Анализ образовательной практики, показал, что школа сталкивается с интеллектуальной пассивностью учащихся, нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач итд.

Учёт личностных достижений обучающихся осуществляется мониторинговыми исследованиями с согласия родителей. Проводится педагогом - психологом с использованием различных методик. Анализ результатов позволил определить уровень учебной мотивации обучающихся и выявить возможности и особенности каждого конкретного ребенка на определенном этапе обучения и в связи с выявленными проблемами перестроить подходы педагога к обучению и воспитанию. Проведённая диагностика показала, что у обучащихся сформированы и формируются положительные личностные качества,  готовность постигать новое и развивать свои способности.

Метапредметные достижения включают освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться  и межпредметными понятиями. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Оценка метапредметных результатов. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. Учёт образовательных достижений позволит спроектировать индивидуальную траекторию развития каждого ученика.

Оценка предметных результатов. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются  в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру. Анализ  показывает следующее, что качество знаний учащихся по школе увеличивается , а в нескольких параллелях происходит значительное снижение годовых результатов; но  происходят и позитивные изменения: увеличивается  доля обучающихся , принимающих участие в предметных олимпиадах, что  свидетельствует о сложившейся в последние годы продуманной и эффективной системе подготовки учащихся.  Мониторинг выявляет заинтересованность   обучащихся  (особенно учащихся начальной школы), принимающих участие в научно-практических конференциях . Данная активность объясняется внедрением инновационных технологий в образовательный процесс. Число школьников основной и средней школы, участвующих в НПК остается стабильным, качество представленных ими работ стало выше. Процент успешности возрастает и достигает высоких результатов. На основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в  школе ведется целенаправленно и  достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, психологическое сопровождение, система внеклассной, спортивной и воспитательной работы дают возможность индивидуального и всестороннего развития личности. Но цифры невысоки от числа всех учащихся школы.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Степень удовлетворенности школьной жизнью участников образовательного процесса

Пересмотрена система работы с родителями. Психолог, обсуждая психологическую проблему с родителями учащихся, рассматривая ее со всех сторон, снимает часть внутреннего напряжения. Поэтому на первый план выходят такие формы психокоррекционной работы, с помощью которых могут быть успешно преодолены внутриличностные конфликты и проблемы родителей.

В течение года проводится исследование, направленное на выявление степени удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школе:  удовлетворенность  организацией учебного процесса (нагрузкой, расписанием).  Удовлетворенность условиями труда,  содержанием труда, моральной оценкой своего труда и  успешностью .

 При оценке психологической атмосферы в коллективе оцениваются  : успешность коллектива, занимательность, дружелюбие между членами коллектива,  эмоциональное  выгорании.

При  оценке психологического здоровья педагогов отмечен  уровень психологического здоровья  и  коррекция психологического здоровья педагогов.

 Анализ мониторинга  выявит  проблемы качества обучения. Специально организованная программа  позволит  создать благоприятные условия для достижения нового уровня качества образования. В процессе реализации программы  возможно  пересмотреть цель обучения и способы ее реализации,  ввести метапредметный мониторинг в образовательный процесс, преодолеть трудности в формировании оценки и самооценки деятельности субъектов образовательного процесса. Полученные результаты позволят целенаправленно организовать  работу по формированию динамики качества образования и  достичь нового уровня качества образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос обеспечения и оценки качества образования, представляющий собой значительную проблему разработан недостаточно.  Совершенствование системы образования на современном этапе невозможно без формирования системы управления качеством образования посредством оценки качества образования с привлечением всех заинтересованных участников образовательного процесса. На практическом  этапе подведение предварительных результатов   позволит  выявить проблемы качества обучения и своевременно организовать работу по  обеспечению  качества образования.

Список литературы

1. Управление качеством образования. М., 2000.

 2. Мозгарев Л.В., Панасюк В.П. Учитель и качество образования.  Педагогика.2007. № 1.

3. Позднякова, Е. П. Развитие метапознавательных навыков младших школьников

4. Позднякова, Е. П.   Начальная школа плюс: до и после, 2015. № 2.  С. 79–82.

5. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий.  М., 2018.

6.Елисеева Т., Батурин В. Качество образования: методологические основания дискуссии. Высшее образование в России. 2005. № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 7

Цель формирования оценки качества образования. Система количественных и качественных показателей. Структура соуправления  качеством образования. Инновационно-методическое поле....

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Методическая разработка "Организация мониторинга оценки качества образования"

Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.Концепция модерниз...

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов»

Методическая разработка  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» - это документ, раскрывающий опыт педаг...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...