Особенности подготовки учащихся к конкурсам
методическая разработка

Бондаренко Николай Иванович

Особенности подготовки  учащихся к конкурсам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podgotovki_uchashchihsya_k_konkursam.docx80.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности подготовки

 учащихся к конкурсам»

Автор: Бондаренко Николай Иванович

Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 3 г. Тамбова 

Методика подготовки учащихся к конкурсному выступлению является предметом пристального внимания и изучения педагогов. Существует множество различных методик по подготовке к сценическому выступлению. Известно, что участие в конкурсе требует от исполнителя огромных физических и психологических затрат, строгой внутренней дисциплины и выносливости. Возможность участия – сильнейший стимул для работы на инструменте. Перед учениками ставится конкретная цель – померяться силами с другими. У детей стремление к состязанию намного естественнее, чем у взрослых. Исполнительские конкурсы играют важную роль в выявлении талантливых детей. Конкурсы очень полезны, они являются практической школой для преподавателей, развивают стремление к соревнованию, расширяют репертуар у детей, укрепляют их нервную выносливость.

Подготовка к конкурсу имеет свои правила. Она начинается не тогда, когда преподаватель задает ученику определенную пьесу для разучивания, а намного раньше, когда педагог обдумывает и подбирает произведение. Следует подбирать произведения, которые способны раскрыть индивидуальность ученика, раскрыть его творческие и технические возможности. Педагог должен знать положительные стороны способностей ученика, которые необходимо подчеркнуть, и отрицательные, которые можно смягчить и прикрыть. Выбирая программу к предстоящему конкурсу, преподаватель должен иначе подойти к ней, нежели при выборе пьес для обычных занятий. Чтобы учащийся ознакомился с произведением, педагог может исполнить его, но исполнить так, чтобы увлечь ученика, чтобы у юного музыканта возникло желание исполнить это произведение. Надо показать ученика с самой лучшей стороны, поэтому подбираем вещи, которые в техническом и исполнительском отношении лучше всего ему удаются. Но вместе с тем, программа конкурса должно показать ученика по возможности всесторонне. Необходимо составить представление о характере и форме произведения. Затем работа начинается с тщательного разучивания нотного текста в медленном темпе. Разбор произведений должен быть сразу грамотным (штрихи, оттенки и т.д.). Работа над отдельными фрагментами, фразами, интонациями – это самая длительная стадия разучивания произведения. Нужно выявить трудные места, обдумать способы преодоления трудностей. Каждое проигрывание должно нести в себе определенную цель – поиск подходящего звучания, артикуляции, рационального движения, соблюдения метроритмических задач. Чем яснее играющему цель повторения, тем эффективнее и экономнее по затрате времени будет процесс выучивания. На этапе целостного оформления конкурсных произведений особой задачей является сведение всего воедино и нахождение общего темпа. Чтобы охватить произведение как единое целое, надо ощущать линию мелодического движения, уметь создавать длинные фразировочные волны, рельефно обрисовать динамическое развитие.

Перед конкурсом и педагог и ученик должны быть уверены, что программа полностью готова и тогда не будет боязни «неудачного выступления». Произведение должно быть готово примерно за месяц до выступления и смогло «отлежаться». Кроме того, полную свободу его исполнения на эстраде, можно достичь только после нескольких выступлений. Поэтому нужно организовать ученику повторные выступления перед разными аудиториями. Очень полезно исполнение готового произведения записать на видео или аудио, чтобы можно было проанализировать сильные и слабые стороны ученика. Ему нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность. Необходимо развивать ряд важных психологических характеристик личности учащегося: управлять своими эмоциями, уметь концентрировать внимание, приводить себя в оптимальное концертное состояние, переводить все переживания и волнения в нужное русло и почувствовать радость от общения с публикой и творческое вдохновение. Нужно всегда помнить, что есть существенная разница между дилетантом и артистом. Эту разницу можно коротко выразить так: дилетант играет только тогда, когда ему хочется, то, что ему хочется и так, как ему хочется, – артист же играет тогда, когда нужно, то, что нужно и так, как нужно! Мобилизация воли необходима ученику, чтобы донести до слушателя исполнительский замысел и свое собственное «я». Перед выступлением не следует спрашивать ученика, волнуется ли он. Не стоит подвергать его мелочной опеке. Нужно внушить ученику уверенность в своих силах. В.В. Кастельский говорил студентам перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выучена программа, ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим со слушателем». Так следует настраивать ученика. Пред выступлением важно беречь эмоциональные силы. Для учащихся нецелесообразно перед выступлением много заниматься, им следует рекомендовать не переутомляться в день выступления, не играть много на инструменте, не совершать никакой изнурительной работы: физической или психической. Рекомендуется беречь нервно-психическую энергию, мало читать, меньше, чем обычно разговаривать, играть немного и проигрывать пьесы концертной программы в замедленном темпе и эмоционально сдержанно. Полезно обдумывать пьесы с нотами в руках. Можно ознакомиться с акустикой в зале, найти наилучшую точку на сцене. Для достижения оптимального сценического состояния можно использовать дыхательную гимнастику, рекомендованную Струве и Токарским: медленный, глубокий вдох через нос, небольшая задержка дыхания и спокойный выдох через рот, отдых и повторение цикла. Паузу между циклами каждый раз следует удлинять. Важнейшим моментом перед выходом на сцену является вхождение в образ, в этом может помочь припоминание словесных характеристик, тем, эпизодов. Рекомендуется перед выходом на сцену не ходить взад-вперед, а сидеть, даже неподвижно, устраняя во всем теле всяческие лишние напряжения. Очень важно в те несколько секунд, которые проходят между выходом и игрой, установить начальный темп произведения, внутренне подготовить начальную фразу, ощутить состояние игрового аппарата, создать исходную эмоциональную и мышечную настройку. Последние наставления перед игрой ученика ему необходимы. Особенно нужно отвлечь его от всяких страхов, направляя внимание на правильную игру тех или иных мест в пьесе. Важно объяснить, что интенсивность волнения не стоит ни в какой прямой связи с качеством выступления, что можно очень сильно волноваться и все же при правильной подготовке и правильном поведении на эстраде сыграть очень хорошо: можно, наоборот, чувствовать себя довольно спокойно и сыграть неважно. Необходима установка педагога сыграть лучше, чем на последней репетиции. Подготовка к конкурсному выступлению превращается в наиважнейшей этап формирования педагогом музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической адаптации.

Конкурсное выступление – итог работы преподавателя, концертмейстера, ученика. В музыке выход на сцену – это событие. Сцена воодушевляет ученика. При умелом педагогическом влиянии каждое выступление подводит ученика к внутренним «открытиям». «Открытию» себя как артиста, «открытию» красивой музыки, «открытию» в себе творческих возможностей. Выступление на конкурсе – событие, которое является основой развивающего обучения, раскрывающего индивидуальность ученика. Оказывает огромное влияние на творческий и профессиональный рост.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.; «Педагогика искусства» №1, 2010;
  2. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.: Музыка, 1974;
  3. Коган К. «У врат мастерства» М.; Музыка, 1969;
  4. Штепан П. «Дети и исполнительские конкурсы» – М.; Музыка, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Реферат по теме самообразования "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ И ОЛИМПИАДАХ ПО МАТЕМАТИКЕ"

Глава 1.    Теоретические  аспекты  в подготовке учащихся 5-8 классов к участию в математических конкурсах, олимпиадах1.1.   Роль внеклассной работы в подготовке уча...

Грамота победителю Международного конкурса (Вконкурсе.рф) за 1-е место.Конкурс от 5.04.2015 г.Конспект занятия представленного на конкурс педагогов в категории "Коррекционное образование"

Международные и всероссийские конкурсы профессионального образования.Награждена грамотой 15В-2-2360 в категории"Коррекционное образование" -Победителю Международного конкурса за 1-е место. "Творческие...

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима» «Безграничные возможности особенных детей».

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках конкурса «Добрая зима». «Безграничные возможности особенных детей»....

Всероссийские и региональные конкурсы:Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!», региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г. ,региональный конкурс "Абилимпикс"2021г.,Региональный конкурс "Лучший по профессии" 2021г.

Всероссийские и региональные конкурсы: Всероссийский творческий конкурс 2019г. : «Мы встречаем Новый год!";- региональный конкурс "Лучший по профессии" 2019г.»;- регион...

Основные направления и особенности подготовки учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах по математике

Методика подготовки учеников к олимпиадам и конкурсам по математике....