Сравнение традиционного и интерактивного обучения.
статья

Черниговская Татьяна Анатольевна

Мы все ощущаем стремительный рост научно-технического прогресса, меняющего мир вокруг нас, а с ним и потребности общества.

 В этих условиях система образования является важной кузницей успеха и развития личности. Однако она явно не поспевает за требованиями высококонкурентного рынка труда, что смещает центр тяжести приобретения знаний и профессиональных навыков в сторону электронного обучения, востребованность которого мы наблюдаем сегодня.

Вопрос: может ли стать  интерактивное образование  альтернативой традиционному обучению?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема семинара: «Ресурсы современного урока и внеурочной деятельности и их эффективное использование для повышения качества образования»

Сравнение традиционного и интерактивного обучения.

Подготовила: Черниговская Т.А.,

директор школы, учитель математики

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Мы все ощущаем стремительный рост научно-технического прогресса, меняющего мир вокруг нас, а с ним и потребности общества.

 В этих условиях система образования является важной кузницей успеха и развития личности. Однако она явно не поспевает за требованиями высококонкурентного рынка труда, что смещает центр тяжести приобретения знаний и профессиональных навыков в сторону электронного обучения, востребованность которого мы наблюдаем сегодня.

Вопрос: может ли стать  интерактивное образование  альтернативой традиционному обучению?

 Под «традиционным обучением» мы понимаем технологию классно-урочного обучения,  при которой работа педагога ориентирована на доведение до обучающихся знаний и способов действий в готовом виде.

Давайте выясним, что же нас не устраивает в существующей системе образования?

 Конечно, у каждого будут свои ответы, но в целом мы можем отметить общие минусы организации «традиционного» образовательного процесса.

Во-первых, это разрыв между знаниями, которые преподносятся в рамках образовательных программ различного вида, уровня, направлений, и потребностью целевой аудитории. Система образования «неповоротлива», в ней не предусмотрено гибких механизмов оперативного реагирования на потребности реалий «рынка», поэтому они находятся в параллельных плоскостях.

 Второй недостаток плавно вытекает из первого. Знания, навыки, умения и компетенции, заложенные в образовательные программы, тесно связаны с требованиями к уровню образования, определёнными в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных и квалификационных требованиях, которые, в свою очередь, обновляются эпизодически. То есть обучение новым научным знаниям приходит с запозданием. Вследствие такого подхода происходит потеря актуальности приобретаемых знаний на этапе получения образования или по окончании обучения.

 В-третьих, шаблонность системы и отсутствие индивидуального подхода к обучающимся. Знания преподносятся в лекционной форме, что не обеспечивает принципа адаптивности и уж тем более персонализации по отношению к обучающимся. Да и современный человек отказывается воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её доводят. Высидеть 90 минут однотонной лекции довольно мучительно для человека, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач.

 В-четвертых, существует явная переоценка такого показателя как знания. Именно на приобретение знаний обучающимися делается основной упор в традиционном образовательном процессе, а не на формирование профессиональных умений и навыков.

Шаблонность в подходах к оцениванию получаемых знаний по итогам обучения, вырабатывают у обучающихся ориентированность на заучивание сухой теории. В результате выпускник не умеет применять полученные знания на практике.

 Справедливости ради надо признать, что система образования становится чувствительной к запросам потребителей: в последнее время наметились положительные тенденции к устранению вышеперечисленных недостатков.

В отличие от «поддерживающего», по сути, воспроизводящего, традиционного обучения, инновационное обучение (образование) предполагает внесение радикальных изменений в существующую культуру и социальную среду.

Инновационный тип обучения связан с творческим поиском на основе жизненного опыта школьников.

В отличие от традиционного обучения, которое занимается трансляцией принятых норм мышления и поведения, данное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему, как создавать новые продукты, нормы, правила, так и неагрессивно воспринимать подобные разработки других людей

«Инновационное обучение» — обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций.

Инновационное обучение должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего обучения.

Инновационное обучение определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов.

Для использования методики инновационного обучения в традиционном учебном курсе имеются значительные возможности.

Вопрос о том, насколько оправданно инновационное обучение в традиционной школе?

Современные требования к знаниям, умениям и навыкам  учащихся, продиктованные введением Единого Государственного Экзамена, требуют по-новому взглянуть на уже имеющиеся инструменты.

 Кроме того, глобальное внедрение Интернета диктует новые подходы к личностно-ориентированному обучению. Учитель уже не может охватить круг интеллектуальных интересов каждого учащегося, но и не может отпустить развитие учащегося на самотек. Следовательно, необходимы такие инновационные технологии, которые бы помогали  учителю направлять и заинтересовывать обучаемых тем предметам, которые он ведет, чтобы обучение в школе не становилось нудным и скучным. Для этого, я думаю, в школе есть несколько путей:

  1. Использование Интернет-ресурсов на уроке, Цифровых Обучающих Ресурсов (диски - репетиторы, тренажеры) для подготовки к ЕГЭ в среднем и старшем звене общеобразовательной школы;
  2. Использование интерактивных досок и их программного обеспечения для разработки уроков в младшем и среднем звене;
  3. Использование сетевых обучающих  технологий; использование электронных библиотек для подготовки к уроку.

Возвращаясь к вопросу целесообразности инновационного обучения, можно сказать следующее: современное общество требует новых подходов к обучению, с использованием новых инновационных технологий. Инновационное обучение должно соблюдать определенные условия и гармонично сочетаться с традиционным и развивающим обучением.

Так нельзя сделать из традиционного обучения дистанционное. Как показывает практика, учитель, использующий инновационное обучение, создает особые условия, обеспечивающие новую смысловую деятельность и свою, и своих учеников. В этих условиях ученик, направленный учителем испытывает радость открытия новых знаний, самостоятельно добытого результата – решенной задачи, выведенного закона. Учитель  направляет по пути личностно - ориентированного обучения.

Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, с использованием инновационных обучающих технологий, ресурсов, при которых в процессе обучения ученик становится субъектом, ощущает потребность и способность к положительному самоизучению, приобретает  мотив к  саморазвитию В этом случае учеба становится осмысленным делом, имеющим важное для жизни значение

Именно инновационное обучение с использованием ИКТ дает возможность учителю  раскрыть для своего ученика целостную  картину мира, целостность всех наук, а, следовательно, и дает мотивацию к комплексному  обучению.

Для того чтобы сравнить инновационное обучение с системой традиционного  и развивающего обучения, рассмотрим таблицу.

Характеристика системы

Школа

Традиционная

Развивающая

Инновационная [1,5,6]

Интегрирующее название

Школа памяти

Школа мышления

Школа поиска

Цель обучения

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей, "выращивание" Человека

Поиск места личности в обществе, профориентация

Главные девизы педагога

Делай как я.

Я – над вами.

Думай, как сделать.

Я – вместе с вами.

Ищи необходимые знания.

Я – рядом, направляю.

Роль учителя

Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Стиль преподавания

Авторитарный, монологичный  (со стороны преподавателя)

Демократичный, диалогичный (учитель – ученик)

Демократичный, направляющий (учитель – ученик)

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно – поисковый, исследовательский

Проблемно – поисковый, исследовательский, с использованием ИКТ

Форма организации занятий

Фронтальная, групповая

Индивидуальная, групповая

Индивидуальная, личностно- ориентирования

Вид преобладающей деятельности учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельный поиск, исследование, различная творческая работа

Самостоятельный поиск, анализ, творческая работа, обсуждение на форумах

Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников по сравнению со временем изложения материала педагогом

Малое

Сопоставимо или больше

Сравнительно большее, при наличии  интереса.

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Активная, поисковая при наличии интереса

Мотив к учению

Отсутствует или появляется эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Целенаправлен, результативен

Содержание обучения

Заранее определено учебником

Рождается в процессе урока

Рождается в процессе урока, поиска, открытия, получения новых навыков и умений

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас стихийно

Формируется всегда и целенаправленно

Психология открытия, поиска, успеха

Личность

Средство обучения (личность педагога)

Цель обучения (личность ученика)

Цель обучения (педагога и ученика)

Ориентация педагогических и методических средств

На усвоение знаний

На формирование личных качеств, умений, способностей ученика

На формирование личности социума

Анализ таблицы показывает, что у рассматриваемых педагогических систем есть общие (развивающее и инновационное) и различные черты (традиционное и инновационное обучение). Можно даже отметить, что развивающее обучение и инновационное часто перекликаются между собой, но это лишь подчеркивает то, что инновационное обучение – это логическое развитие развивающей системы обучения.

Некоторые принципы, следуя которым обучение можно сделать инновационным. Отметим некоторые из них:

  • Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
  • Задачи должны вызывать затруднения, побуждать к размышлению, коллективному обсуждению, выдвижению гипотез и их проверке, обращению к Интернет-ресурсам, телеконференциям, научным форумам;
  • При оценивании работ оценки ставятся не за конечный результат, а за процесс его получения, причем знания, умения и навыки ученика сравниваются с его же знаниями, умениями и навыками, ставится акцент на то, какие знания, умения и навыки приобрел ученик и посредством чего и какие цели перед собой поставил
  • Важно, одним из первых принципов, научить учителя использовать инновационное обучение в учебном процессе. Для этого необходимо создать условия:
  • Мультимедийные классы в каждой общеобразовательной школе со свободным доступом в Интернет;
  • Обучение учителей работе с информационно - компьютерными технологиями (ИКТ);
  • Методическая поддержка учителя общеобразовательной школы;
  • ЦОР, сетевые общеобразовательные ресурсы.

Учебный  процесс с использованием инновационного обучения может быть организован следующим образом:

  • В старшем и среднем звене:
  • Урок в мультимедийном  классе с использованием Интернет- ресурса, анализ какой-либо динамической величины, обсуждение, диспут;
  • Изучение нового материала с использованием ЦОР, которое обеспечивает наглядность, оперативность, большой объем;
  • Закрепление навыков – тестовые задания с использованием ПК;
  • Повторение, решение задач с помощью ЦОР,  образцов ЕГЭ;
  • Домашнее задание с использованием Интернет- ресурсов;
  • В младшем и среднем звене:
  • Урок в мультимедийном классе с использованием интерактивных досок, с подготовленным учителем уроком с имеющимся  ПО;
  • Интегрированные уроки – урок закрепления( математики  + информатики)
  • Уроки-тесты с использованием компьютерных тестов и другие формы.

Таким образом, инновационное обучение, логическое развитие развивающего, отделилось в отдельную школу и развивается самостоятельно. Во многих школах отдается предпочтение инновационному личностно - ориентированному  обучению, как методу будущего, который отвечает требованиям современного общества и который формирует и развивает  интеллектуального, творческого человека, представляющего  собой  отдельную личность целого социума.

Большинство экспертов отмечают, что получить полноценное образование только в интерактивном  формате все-таки невозможно на сегодняшний день, несмотря на очевидные достоинства этой образовательной технологии.

Некоторые специальности или дисциплины невозможно освоить в онлайн, в гораздо эффективнее использовать смешанное обучение.

Смешанное обучение – образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн-обучение.

 Сегодня сочетание традиционных форм аудиторного с элементами интерактивного обучения кажется  гармоничным продолжением электронного образования.

 В эмпирических исследованиях, проведенных с 1996 по 2008 годы, специалисты Стэнфордского университета пытались выявить эффективность традиционного, онлайн и смешанного обучения. Полученные результаты позволяют утверждать, что смешанное обучение оказалось значительно эффективнее.

Трудно сделать выбор в пользу традиционной или электронной технологии обучения. Каждая из «противоборствующих сторон» имеет свои плюсы и минусы, закрывает отдельные потребности пользователей и, что самое главное, они дополняют друг друга.

 Для удовлетворения своих запросов в образовании, каждый человек осуществляет выбор самостоятельно, который зачастую зависит от целей и конкретных условий обстановки.

 Очевидно одно, сегодня в электронных образовательных технологиях нуждаются:

 • современное «цифровое» поколение;

 • открытые образовательные платформы;

 • образовательные организации;

 • коммерческие предприятия;

 • преподаватели;

 • работодатели в поиске талантливых кадров;

 • люди, имеющие потребность в развитии своего потенциала, готовые к освоению новых перспективных профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнение традиционного обучения и личностно-ориентированного обучения

Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений ...

Современные и традиционные подходы в обучении чтению

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста...

Сравнение традиционного и современного уроков. Сущность организации урока, построенного на основе деятельностного подхода

В данной работе даётся сравнительная таблица особенностей уроков традиционного и современного. Она поможет коллегам при работе над изучением современных требований к урокам в соответствии с ФГОС....

Сравнение традиционного и современного урока истории.

В статье сравниваются подходы и методы применяемые на традиционном и современном уроке истории....

Сравнение традиционного урока и урока деятельностного типа

Сравнение  традиционного  урока  и  урока  деятельностного типа...

Сравнение традиционного и современного уроков по ФГОС

Сравнение традиционного и современного уроков по ФГОС...