Сравнение традиционного обучения и личностно-ориентированного обучения
учебно-методический материал по физике по теме

Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений “учитель — ученик” в последнее время получил название авторитарной педагогики.
      Многие деятели педагогики не считали этот стиль подходящим и выдвигали идеи гуманного отношения к ученику, к воспитанию ребенка вообще. Они пытались эти идеи реализовать на практике хотя бы в масштабе одной школы или даже всего-навсего одной группы. При этом имелось в виду учитывать особенности внутреннего мира каждого ученика. Так, профессора В.Г. Пряникова и З.И. Равкин полагают, что “личностно-ориентированный подход к каждому ученику” был уже у Конфуция (VI — VB. ДО Н.Э., Китай). Эти идеи мы найдем у педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре (XV в., Италия), М. Монтеня (XVI в. Франция) Эразма Роттердамского (XV—XVI в., Голландия) и др. Педагогические мысли Ж.Ж. Руссо (XVIII в., Франция), Л.Н. Толстого CXIX — начало XX в., Россия) также пронизаны идеей уважения личности ребенка, свободного воспитания. Исторические примеры можно продолжить.
      Между тем эти идеи, несмотря на их прогрессивность, не воплощались в практику массовых школ. Они, естественно, имели место в системе домашнего обучения детей в дворянских, помещичьих семьях. Там можно было учесть всесторонне особенности каждого ребенка. Но общего положения в массовой системе воспитания и обучения отдельные примеры не меняли.
      Сильное влияние на реформу системы образования в США, а затем в ряде стран Европы, в том числе и в СССР, в начале XX в. и в течение нескольких десятилетий имели идеи Д. Дьюи (1859—1952). Он считал, что словесно-репродуктивное обучение не готовит учащихся к жизни; авторитарную педагогику заменял активной самодеятельностью самих уча-
      щихся в учении. В середине XX в. и позднее о себе заявили представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль, Р. Берне и др.). Я-концепция, которую они разработали, исходит из того, что поведение человека есть внешнее проявление его внутреннего мира. И с этой идеей нельзя не согласиться. По их мнению, причины поведения людей заключаются в их эмоциях и убеждениях, надеждах, ценностях и устремлениях. Внутренний же мир ребенка формируется, прежде всего, в условиях семьи, ближайшего социального и природного окружения. Школьное обучение будет успешным только тогда, когда учитывается реальная Я-концепция учащегося любого возраста. Этот фактор может быть и стимулирующим, и тормозящим учебную деятельность. Я-концепция признает изначальную ценность человека как уникальной личности.
      Исходя из этого, представители гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Берне и др.) предлагают создать систему обучения, при которой учитель не занимается натаскиванием учащихся до определенного уровня усвоения, не принуждает их учить строго заданный материал, но оказывает помощь в их развитии. И тогда целью обучения признается само развитие личности и самореализация без обязательной программы, без принуждения.
      Эти идеи под названием “личностный подход” разрабатывают с начала 80-х годов советские (теперь — российские и белорусские) педагоги и психологи К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Б. Орлов, В.В. Давыдов, В.Е. Зинченко, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др. В дидактике это название уточнено как новый термин “личностно-ориентированное обучение”. Подчеркнем, что у исследователей этой проблемы пока нет однозначного толкования этого понятия. Есть понятия “индивидуальный подход”, “индивидуализация обучения”. И казалось бы, они идентичны понятию “личностно-ориентированное обучение”. Однако разработчики последней проблемы находят целый ряд отличий от ранее названных.
      И.С. Якиманская, анализируя различные представления прежних исследователей личностно-ориентированного подхода к обучению, видит в них много общего, а именно: а) основным источником развития личности признается обучение; б) личность формируется с заранее планируемыми заданными качествами и способностями; в) развитие понимается как наращивание знаний, умений и навыков, овладение образцами поведения; г) определение механизма усвоения обучающих воздействий выступает в качестве основного источника развития личности. Все эти положения И.С. Якиманская находит не отвечающими современной идее личностно-ориентированного обучения. В них, по мнению исследователя, игнорируется неповторимый субъектный опыт индивида. Термин “субъектный опыт”, по И. С. Якиманской, означает “опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей”. Субъектный опыт принадлежит “конкретному человеку как носителю собственной биографии”.
      Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской, составляет “признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса”1. Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
      Исходя из примата субъектности ученика, определяются и содержание, и методы (способы и приемы) учебного процесса, и, главное — стиль взаимоотношений учителя и ученика. Ученик признается равноправным с учителем партнером учебной деятельности. Здесь учитель не принуждает ученика изучать обязательный материал, а создает наилучшие (оптимальные) условия для саморазвития ученика.
      Личностно-ориентированное обучение строится на принципе субъектности. Из него вытекает целый ряд положений.
      Учебный материал не может быть одинаковым для всех учащихся. Ученику надо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач. В содержании учебных текстов возможны и допустимы противоречивые суждения, вариативность изложения, проявление разного эмоционального отношения, авторские позиции. Ученик не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его отбирает, изучает, анализирует и делает собственные выводы. Упор делается не на развитие только памяти ученика, а на самостоятельность его мышления и самобытность выводов. Проблемность заданий, неоднозначность учебного материала подталкивают ученика к этому.
      Кроме научных знаний, в содержание образования включаются “метазнания” (И.С. Якиманская), т.е. методы и приемы познания, знания о том, как прорабатывать учебный материал. Для реализации принципа субъектности необходима постоянная диагностика, притом не только интеллектуального развития ученика, но и духовного и общего развития, потому что целью обучения выступает развитие индивидуальности. Без такой диагностики личностно-ориентированное обучение невозможно.
      В этом типе обучения заслуживают одобрения такие его особенности, как уважение к личности ученика, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости (субъектности), обучение, направленное на развитие личности ученика, оригинальное построение содержания и методов обучения, поиск новых форм и средств обучения.
      Между тем у личностно-ориентированного обучения есть и слабые стороны. По нашему мнению, это известная переоценка интересов ученика, определяющих содержание и методы обучения. Такое следование может привести к отрывочным, а не систематизированным знаниям. Обучение, основанное на принципе субъектности, в работе по формированию
      личности в какой-то мере противопоставляется коллективной познавательной деятельности тех же учащихся. Ведь личность живет не только в семье, но и взаимодействует с одноклассниками, испытывая их влияние, которое воздействует на внутренний мир той же личности. Стало быть, это влияние нельзя не учитывать и в системе личностно-ориентированного обучения. Личностно-ориентированное обучение во всем объеме и со всеми нюансами сложно проводить в классах, в которых учится по 25-30 школьников. На должном уровне его можно реализовать в малой группе и на индивидуальных занятиях. Следовательно, такой тип обучения надо сочетать с другими, в том числе и традиционными.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Традиционная система обучения, в центре которой учитель

Личностно-ориентированное обучение, в центре которого ученик

Содержание обучения

Содержание определяется учебным планом и программой. Все изучают материал в рамках одной темы одновременно

Ученики имеют возможность выбора материала для изучения в рамках темы, определенной учебным планом и программой

Ученики имеют доступ к информации, ограниченный выбором учителя или возможностями школьной библиотеки

Ученики имеют неограниченный доступ к различным источникам информации разного уровня

Темы для изучения часто не связаны друг с другом, другими предметными областями и оторваны от жизни

В основе обучения лежат межпредметные связи, связь с окружающим миром и реальной жизнью

Ученики запоминают факты и лишь иногда критически анализируют информацию

Ученики занимаются анализом, требующим навыков мышления высокого уровня, оценкой материала, обобщением фактов

Целью учеников является поиск правильного ответа

Целью учеников является поиск одного или нескольких из возможных правильных ответов

Учитель выбирает виды деятельности и предоставляет материалы подходящего уровня

Ученики выбирают из предлагаемых учителем видов деятельности и часто сами выбирают уровень сложности выполняемой работы

Преподавание

Учитель — источник информации, главный артист на сцене — помогает ученикам получать знания и формировать навыки

Учитель — фасилитатор, проводник и наблюдатель — создает возможность для учеников применить полученные умения для построения нового знания

Учитель — эксперт, старающийся заполнить пробелы в знаниях учеников

Ученики — эксперты, учителя ориентируются на сильные стороны учеников

Обучение — процесс инструктирования (объяснения)

Обучение — творческий процесс созидания

Ученики выполняют короткие, изолированные задания и упражнения, связанные с изучаемым материалом

Ученики работают над заданиями и проектами, связанными с долгосрочными задачами и нацеленными на глубокое понимание знаний и их последующее применение

Образовательное пространство

Ученики пассивны большую часть урока и занимаются в классе, где чаще всего царит тишина

Класс — рабочее помещение, где идет работа и уровень шума зависит от того, чем ученики занимаются

Ученики чаще всего работают индивидуально

Ученики часто работают совместно друг с другом, экспертами и учителями

Оценка

Чаще всего ученики индивидуально сдают письменные экзамены. Задачи и темы держатся в секрете, так что школьникам приходится учить весь материал, хотя только часть его будет проверена

Ученики заранее знают, как будет оцениваться их труд, понимают критерии, по которым их будут оценивать, получают обратную реакцию от своих учителей и одноклассников и имеют множество возможностей для самооценки

За результат обучения отвечает учитель

Учитель и ученики делят ответственность за результаты обучения и успехи

Основным мотивом к учению чаще всего является желание получить хорошую оценку, угодить учителю и получить награду

Источником мотивации является интерес и активная деятельность в процессе учебы

Технологии

Учитель объясняет новый материал, иллюстрирует его, демонстрирует опыты с помощью разнообразных технологий

Ученики используют разнообразные технологии для исследований, коммуникации и получения новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность личностно-ориентированного обучения и его отличие от традиционной системы образования

В современном мире образование рассматривается как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Дистанционное обучение как личностно-ориентированная форма образовательного процесса

Одним из перспективных направлений развития технололгии обучения на современном этапе является дистанционное обучение.  Оно основано на использовании информационных и телекоммуникационных техноло...

Освоение технологии проблемного обучения через личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

В данной статье рассмотрены методы, приемы и формы, а также разработки уроков, реализующие личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы....

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока

Сравнение целей деятельности учителя при организации традиционного и личностно ориентированного урока...

Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...

конспект урока литературы в 8 классе по повести Пушкина "Капитанская дочка" с использованием технологии проблемного обучения и личностно ориентированного подхода на тему "Милосердие"

в разработке дан материал для урока по анализу главы "Вожатый" повести А.С.Пушкина "Капианская дочка". Урок разработан с использованием технологии проблемного обучения и личностоно...