выступление к проекту по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе « Наш друг – Снеговик»
проект

Лаврова Марина Владимировна

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе

« Наш друг – Снеговик»

1 слайд

Проект по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе « Наш друг – Снеговик»

2 слайд

 Актуальность проекта.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о снеговике. Познакомить с элементарными опытами со снегом и водой с целью развития интереса к экспериментированию из природного материала. В 3-4 года ребёнок лучше воспринимает полученную информацию, если задействованы все органы чувств, если он сможет не только увидеть, но и потрогать, понюхать, попробовать на вкус, поиграть, сделать что-то своими руками.

Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.

Наблюдая из окна за снегом, дети начали задавать вопросы: «Что такое снег?» «Почему снег бывает зимой?». Так возникла идея данного проекта. Нам захотелось познакомить детей со снегом и снеговиком.

  3 слайд Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в изучении природных ресурсов. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мир

С недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.

Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры.

Как-то на прогулке зимой дети попросили слепить снеговика, но почему-то никак это у нас не получалось  «Почему? »  В беседе дети затруднялись ответить на поставленный вопрос. «Почему не удалось слепить снеговика?», « Что такое снег?»

Цель проекта:

Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе ознакомления  и экспериментальной деятельности со снегом

4 слайд

Захотелось рассказать и показать детям , что снеговик -  это снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды, а вода может превращаться также в лёд, в снег;

Обогатить знания детей о природном объекте – воде, выявить свойства воды.

Повысить познавательный интерес к экспериментам;

Развивать  у детей наблюдательность;

Обогатить  активный  и пассивный  словарь детей  за счёт слов : «холодный»,  «звёздочка-малютка», « Зимушка-зима».

5 слайд

Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную деятельность.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 неделя).

Участники проекта: дети II младшей группы

(3 – 4 года), родители, воспитатели.

6 слайд

Задачи:

Дать детям элементарные представления о природном объекте - снеге, его превращениях в воду, в лёд.

Обогатить словарный запас детей по данной теме.

Формировать познавательную активность детей при проведении опытов, экспериментов и наблюдений.

Закрепить понятия «белый», «круглый», «холодный», «шар».

Познакомить с лепкой снеговика.

Воспитывать умение работать в коллективе

 7 слайд

Ожидаемые результаты:

 дети: знают, что такое снег, какой снег (белый, холодный, в тепле тает, снег – это замёрзшая вода). Знают, что снеговик -  это снежная постройка, которая состоит из снега. Умеют лепить снеговика из пластилина. Составлять снеговика из кругов, знать части снеговика. Делать аппликацию снеговика.

Родители: принимают активное участие в выполнении поделок на тему «Наш друг – Снеговик».

Воспитатели: создают условия для реализации проекта и активного включения всех участников в работу по реализации проекта.

8 слайд

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Беседы с детьми для выявления знаний детей о снеге.

Подготовка атрибутов для игр, занятий.

Подбор стихотворений, художественной литературы, загадок о зиме, снеге, снеговике.

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Зима».

Слушание песен о зиме, снеговике, снежинках.

9 слайд

Основной этап

Рассматривание картины «Зима в городе» ,

 Чтение художественной литературы о зиме.  Загадки о снеге, о зиме. Чтение стихотворений о зиме.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, плакатов,      открыток, сюжетных картинок

10 слайд

Составления рассказа по картине «Что мы делали зимой».  Наблюдение за снегом из  окна. Составление рассказа из личного опыта «Наш зимний двор».

11 слайд

Наблюдение на прогулке «Снегопад».  Рассматривание снега, игры со снегом.

12 слайд

Лепка снеговика в садике и дома с родителями.

13 слайд

 Были проведены опыты

Опыт  №1 «Снег и его свойства»

Познакомили детей с физическими свойствами снега – он белый , холодный, пушистый, рассыпается. Когда он  влажный – из него можно лепить..

14 слайд.

 Опыт № 2 «Что такое снег?»

 Принесли с прогулки снег и слепили снеговика. Оставили его в гостях, в группе.

Вечером, после сна дети решили поиграть со снеговиком. Но его нет, после него осталась вода. Рассмотрели воду, обратили внимание детей на грязь на дне тарелки. Сделали вывод, что от тепла  снег тает и превращается в воду, что снег – это тоже вода, но в другом качестве, помогли детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

Предложили эту воду вынести на улицу и завтра посмотреть, что с ней произойдёт.

15 слайд

Опыт №3 «Лёд и его свойства»

Занесли  ёмкость с замёрзшей водой. Дети видят, что вода превратилась в лёд.( Напомнить детям о снеговике, который растаял.). Почему ? Дети пытаются ответить на вопрос  - потому, что  на улице холодно, мороз и водичка замёрзла. Предложили детям рассмотреть льдинку, потрогать её. Лёд холодный, твёрдый, но когда уронишь, может расколоться – значит он хрупкий. Сделали вывод, что лёд – это вода.

16 слайд

Разучили дыхательную гимнастику «Снежинку»

На столе лежат комочки ваты.

Воспитатель: На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! На снежинки тихо дует ветерок, и они красиво кружатся в воздухе. А вы хотите подуть на снежинки?.

Педагог раздаёт детям небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Вату можно положить на ладошку, на стол -  и сдувать лёгкие , нежные комочки, сначала глубоко вдохнув воздух, а потом выдохнув : «Фу-у, фу-у!»

Упражнение выполняется 2-3 раза.

17 слайд

Была проведена игра « Собери снеговика»

18 слайд

Игра: «Сложи снеговика»

19 слайд

Лепили снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями , в соединении комочков вместе.

 20 слайд

Было проведено занятие  по аппликация « Друзья для снеговика». Дети научились составлять изображение снеговика из частей, аккуратно их наклеивать.

21 слайд

Играли и веселились со снеговиком на новогоднем утреннике

22 слайд

    Выставка творческих  работ родителей и детей «Зимняя сказка».

Родители приняли активное участие в изготовлении снеговиков.

Были подведены  итоги:  Во время проведения проекта «Снеговик» дети  всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали , все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.

Лепили снеговика, упражнялись в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями , в соединении комочков вместе.

 За это время дети наблюдали за снегопадом во время прогулки, рассматривали снежинки, сделали вывод, что снег холодный, тает на ладошке. послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами) .

В ходе проекта «Снеговик» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.

Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый.

 Таким образом, дети узнали, почему они не смогли слепить снеговика на улице, а в помещении, когда снег стал рыхлым и влажным - это получилось и нам удалось слепить великолепного снеговика,  у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, пополнился словарный запас.

Ресурсы:

 Рассматривание альбомов и иллюстраций, пейзажей сюжетных картинок с изображением зимних явлений природы, снеговике. Чтение  художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек, поговорок, загадок о зиме, снеговике. Беседы на темы проекта. Прослушивание и исполнение детских песенок о зиме, снеговике, просмотр мультфильмов и сказок о снеговике.

 Материальные: 

  • сюжетные картинки, альбомы  на тему проекта;
  • художественная литература - С. Маршак «Снег», А. Барто «Снег», Н. Никитин «Встреча зимы», Я. Аким «Первый снег» С. Маршак «Снег», Н., Я. Аким «Первый снег»,  З. Александрова «Снежок», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка»;
  • - изо - материал для творчества детей, строительный материал;
  • - аудиозапись детских песенок о зиме:  «Песня Снеговика»;
  • - атрибуты для  Н/п игр, Д/и, С/р игр, игр-драматизаций;
  • -  материал для настольного театра.

Трудовые: 

  • подбор информации и оформление материала по теме проекта;
  • Рисование, аппликация, лепка.

Игровые:

  • Д/и: «Собери снеговика», «Снежинки», «Составь снеговика»;
  •       П/и: ««Снег кружится» (по стихотворению А.Барто), «Выпал беленький снежок», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка?

Использованная литература:

  • 1..В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»;
  • 2. И.П.Афанасьева  «Маленькими шагами в большой мир знаний»;
  • 3. «Развивающие игры с 3 до 4 лет» (Составитель Т.В.Галанова);
  • 4 С.Н. Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»;
  • 5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  • 6.Т М.Бондаренко  «Комплексные занятия  во второй младшей группе детского сада»;
  • 7.Материалы из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проектная деятельность во второй младшей группе по теме "Моя СЕМЬЯ"

Материал представляет собой паспорт проектной деятельности во второй младшей группе по лексической теме "Семья". Рекомендован воспитателям и логопедам, работающим с детьми младшего дошкольного во...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Угощение для цыплят»

Знакомство детей с техникой рисования ватными палочками. Развитие эмоциональной и двигательной сфер ребенка средствами музыки и изобразительной деятельности....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"...

Проектная деятельность во второй младшей группе

Проектная деятельность во второй младшей группе на тему...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

работа по самообразованиб с детьми младшнго возраста...

Проект по опытно – экспериментальной деятельности во второй младшей группе « Наш друг – Снеговик»

снеговик -  это снежная постройка, которая состоит из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды, а вода может превращаться также в лёд....