Доклад на городскую августовскую конференцию
материал

Екатерина Владимировна Мартемьянова

Современное образование и воспитание личности ребенка с овз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_avgustovskoy_koferentsii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современное образование и воспитание личности ребенка с овз.

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию.  Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».

         Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне.

Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

         Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может существенно различаться, поскольку биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) служит лишь первичной предпосылкой нарушения – его взаимодействия с окружающим миром. Вызванные первичным нарушением вторичные отклонения в психическом развитии могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения – специально организованного и особым образом устроенного.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности формирования такой  личности.

Перед коллективами, занимающимися развитием и обучением детей с ОВЗ, стоят две задачи:

Первая – это сопровождение обучения и воспитания ребенка.

Вторая – это сопровождение развития ребенка.

Это комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка.

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение организуется и индивидуально, и фронтально.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

  1.   Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
  2.  Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей класса. Таким образом, от понимания потребностей «особых» детей на микроуровне можно перейти на макроуровень, когда каждый человек, осуществляя свои профессиональные и общественные функции, будет осознавать необходимость учета подобных потребностей и детей, и взрослых.

3.    Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование принятия «особых» детей, понимание их особых потребностей.

В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. Так формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.

4.   Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход 

5.   Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения

  1. Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; общего междисциплинарного языка в трактовке тех или иных результатов диагностики; разработка взаимодополняющей коррекционно-развивающей программы; открытость информации о ребенке для всех специалистов, которые работают с ним и его семьей; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.

Существуют три модели интегрированного обучения:

  • Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ и нормально развивающиеся.
  • Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
  • Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назначения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.


В процессе образовательной деятельности в учебном  учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Основными направлениями деятельности педагога-дефектолога  являются:

  1. Психодиагностика.
  2. Психологическая помощь в трудных ситуациях (немедицинская психотерапия).
  3.  Реабилитация.
  4.  Консультирование.
  5.  Просвещение.
  6. Развивающая и психокоррекционная работа.

Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Психолого-педагогическая  диагностика  предполагает :

- своевременно выявление  детей с ограниченными возможностями;

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;

- определение  оптимального педагогического  маршрута;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);

- планирование  коррекционных мероприятий, разработку  программ коррекционной работы;

- оценивание динамики развития и эффективность коррекционной работы;

- консультирование  родителей ребенка.

Диагностика проводится в три этапа и включает

Мониторинг детского развития :

- оценка психического развития ребенка;

- состояние его здоровья;

- развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Мониторинг проводится два раза в год: в начале и по окончании работы по программе.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в работу пед.коллектива.

Цель коррекционно-развивающей работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Ребенок с умственной отсталостью, как нормальный ребенок, растет и развивается, но развитие его задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, что вызывает сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормально-развивающихся детей.

При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптация к окружающей и социальной среде.

Согласно взглядам выдающихся психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями.

 Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ мы используем технологии:

• Объяснительно-иллюстративные технологии;

• Технологии компенсирующего обучения

• Индивидуальный и дифференцированный подход;

• Игровые технологии;

• Личностно-ориентированные технологии;

• Технологии дифференциации и индивидуализации обучения;

• Технологии компенсирующего обучения;

• Информационно-коммуникационные технологии;

• Здоровьесберегающие технологии.

Объяснительно-иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся облегчение понимания сложных знаний.

Технологии компенсирующего обучения

К компенсирующим элементам (средствам)реабилитационного пространства относят в первую очередь:

  • любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
  • понимание детских трудностей и проблем;
  • принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь,
  • обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
  • обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
  • урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
  • адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
  • использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
  • дополнительные упражнения;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интерес учащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость.

 Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательной работы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивации учащихся.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.

При применении информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе   делаются следующие выводы:

• компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ;

• использование ИКТ побуждает ребенка к знаниям, содействует повышению речевой и познавательной активности;

• способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций ;

• повышается самооценка ребенка.

Здоровьесберегающие технологии.

Приоритетная задача современного коррекционного образования – это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ. Главной целью здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, знаний, умений, навыков необходимых для обеспечения здорового образа жизни, воспитывая при этом культуру здоровья.

При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также заболевание каждого конкретного ребенка. 

Обучение ребенка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе.

Этот вид технологий предполагает проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.

Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована и только в этом случае она сыграет большую роль в развитии и здоровье детей.

Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменяют традиционную методику преподавания. Они должны  являться ее составной частью.

 Педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской конференции. Секция учителей физики.

Федеральный государственный стандарт нового поколения и учебно- методические комплекты по физике для основной, средней и профильной школы...

Доклад на августовской конференции "Организация спортивно-массовых мероприятий для школьников города Когалыма"

Краткий анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе Когалыме. Секция: Система поддержки талантливых детей...

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"

Доклад на августовскую конференцию "Язык программирования HTML - как средство развития информационной культуры старшеклассников"...

Доклад на районной августовской конференции 2020

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!Тема моего доклада ««Дистанционное образование: организация и контроль его качества». Я хочу поделиться с вами опытом организации дистанционно...

Доклад на районной августовской конференции "Система работы с одаренными детьми"

Доклад по теме "Система работы с одаренными детьми".  Доклад был подготовлен и представлен  руководителем кафедры гуманитарного образования Пионерской школы на заседании  секц...