Конспекты логопедических занятий для детей 6-7 лет.
план-конспект

Назарко Наталия Адольфовна

Конспекты занятий разработаны с целью закрепления знаний у детей об артикуляции и характеристике звуков, развития зрительного и слухового внимания и памяти, фонематического и ритмического слуха, навыков звукового анализа и синтеза,  стремительного овладения речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях   для детей 6 -7 лет.

Тема: "Звук [Л]"

Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,

детский сад № 32, г. Рыбинск

Тема занятия: Звук [Л].

Цель: автоматизация звука [Л] в начале слов в позиции  открытого слога в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

закреплять знания  детей об артикуляции  и характеристике звука [Л];

упражнять в правильном произношении звука [Л] в слогах, словах и предложениях;

закреплять умение определять наличие звука на фоне слова,  место звука [Л]  в словах (в начале, в середине, в конце);

упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;

упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён  существительных;

упражнять в образовании слов – действий;

упражнять в составлении предложений с заданным словом.

2. Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и  память,  фонематический и ритмический слух,  навыки звукового анализа и синтеза;

укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

3. Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование:  

предметные картинки:  лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа; мелкая игрушка Лунтик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Л] в начале, в середине, конце слова: луна, стол, белка, вокзал, лотос, молоко; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Сообщение темы.

-  Здравствуй, Дима! Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Л], молодец.

- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Л]? (Не всегда)

- Звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях.

              2.   Артикуляция  и характеристика звука [Л].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык  поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые связки работают. Воздушная струя идёт по бокам  языка)

-  Какой звук [Л]? (Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Л).

3. Упражнение «Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л].»

- Найди букву Л среди других букв.

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь в слове   звук  [Л].

- Лоб, шея, глаза, рот, лук, молоко, катер, рука, ландыш, Вова, платье, узел.

4. Упражнение «Определи место звука в слове»

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь определять, где находится звук [Л], в начале, середине или конце слова.  

- Возьми схему слова и кружок.

- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Л] – твёрдый)

- лошадь, пол, палка, пенал, лупа, пила  (Звук [Л] находится в начале слова «Лошадь»)

5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»

- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.

ЛА-ЛА-ЛА (3 раза поздоровались мизинцы)

ЛО-ЛО-ЛО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)

ЛУ-ЛУ-ЛУ (3 раза поздоровались средние пальцы)

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)

ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)

6. Упражнение «По дорожке песенка»

На столе перед ребёнком  лежат массажёры.

- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.

лА-ла-ла

ла-лА-ла

ла-ла-лА

лО-ло-ло

ло-лО-ло

ло-ло-лО

ла-ла   ла-ла-лА

ло-ло-лО  ло-ло

лУ-лу    лу-лу-лу  

лы-лы-лы  лЫ-лы  и т.д.

7. Упражнение «Песенки»

- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Лунтик. Он хочет заниматься вместе с тобой. Лунтик  будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал Лунтик, старайся не ошибаться.

ЛА-ЛА-ЛО

ЛО-ЛО-ЛУ

ЛУ-ЛУ-ЛЫ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЭ

ЛЭ-ЛЭ-ЛА

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ

ЛУ-ЛЫ-ЛЭ-ЛА

        8. Упражнение «Назови картинку»

предметные картинки:  лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа

- Дима, Лунтик хочет услышать, как ты говоришь звук [Л], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Л].

        9. Упражнение «Жадина»

- Дима, Лунтик  любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой лак, моя лапа, мои лыжи…»

        10. Упражнение «Один и много»

- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Лак – лаки, лапа – лапы…»

        

11. Упражнение «Запомни и назови»

- Лунтик  не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Лунтиком  назовёшь, какие картинки были?  

        12. Упражнение «Большой и маленький»

- Там, где живут Лунтик, Мила, Кузя всё маленькое: у них не палка, а палочка; не платье, а платьице.

- Возьми Лунтика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.

(лак - лачок, лапа – лапка, лыжи - лыжки, лавка - лавочка, лодка - лодочка, локоть - локоток, ложка - ложечка, ладони - ладошки, лампа – лампочка)

        13. Упражнение «Что делает?»

- Лунтик будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.

- Лак что делает? (красит, покрывает, украшает, сверкает…)

        14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»  

- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Лунтик не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -  картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той  картинки  снимешь фишку.

15.     Итог занятия.

- Какой звук был главным на нашем занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?

             16.    Оценка занятия.

- Дима, нашему гостю пора возвращаться к своим друзьям Миле, Пчелёнку, Кузе. Ему очень понравилось играть с тобой. Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях   для детей 6 -7 лет.

Тема: "Звук [Р]"

Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,

детский сад № 32, г. Рыбинск

Тема занятия: Звук [Р].

Цель: автоматизация звука [Р] в начале слов в позиции  открытого слога в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

закреплять знания  детей об артикуляции  и характеристике звука [Р];

упражнять в правильном произношении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;

закреплять умение определять наличие звука на фоне слова,  место звука [Р]  в словах (в начале, в середине, в конце);

упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;

упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён  существительных;

упражнять в образовании слов – действий;

упражнять в составлении предложений с заданным словом.

2. Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и  память,  фонематический и ритмический слух,  навыки звукового анализа и синтеза;

укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

3. Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование:  

предметные картинки:  рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак; мелкая игрушка дракончик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Р] в начале, в середине, конце слова: рот, топор, картина, комар, рысь, ворона; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Сообщение темы.

-  Здравствуй, Дима! Ты научился произносить звук [Р], молодец.

- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Р]? (Не всегда)

- Звук [Р] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.

              2.   Артикуляция  и характеристика звука [Р].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Р]? (Губы и зубы раскрыты, язык в форме чашечки поднимается к нёбу за верхние зубы, кончик языка дрожит. Голосовые связки работают. Воздушная струя идёт посередине языка.)  

-  Какой звук [Р]? (Звук [Р] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р).

3. Упражнение «Подними букву Р, если услышишь в слове звук [Р].»

- Найди букву Р среди других букв.

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь в слове   звук  [Р].

- Рукав, лоб, барабан, шея, глаза, рот, арка, молоко, катер, дракон.

4. Упражнение «Определи место звука в слове»

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь определять, где находится звук [Р], в начале, середине или конце слова.  

- Возьми схему слова и кружок.

- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Р] – твёрдый)

- рот, топор, картина, комар, рысь, ворона  (Звук [Р] находится в начале слова «Рот»)

        5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»

- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.

РА-РА-РА (3 раза поздоровались мизинцы)

РО-РО-РО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)

РУ-РУ-РУ (3 раза поздоровались средние пальцы)

РЫ-РЫ-РЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)

РЭ-РЭ-РЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)

6. Упражнение «По дорожке песенка»

На столе перед ребёнком  лежат массажёры.

- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.

рА-ра-ра

ра-рА-ра

ра-ра-рА

рО-ро-ро

ро-рО-ро

ро-ро-рО

ра-ра   ра-ра-рА

ро-ро-рО  ро-ро

рУ-ру    ру-ру-ру  

ры-ры-ры  рЫ-ры  и т.д.

7. Упражнение «Песенки»

- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький дракончик Дракоша. Он хочет заниматься вместе с тобой. Дракончик будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал дракончик, старайся не ошибаться.

РА-РА-РО

РО-РО-РУ

РУ-РУ-РЫ

РЫ-РЫ-РЭ

РЭ-РЭ-РА

РА-РО-РУ-РЫ

РО-РУ-РЫ-РЭ

РУ-РЫ-РЭ-РА

        8. Упражнение «Назови картинку»

предметные картинки:  рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак

- Дима, дракончик плохо говорит звук [Р], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Р].

        9. Упражнение «Жадина»

- Дима, Дракоша очень жадный, он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой рак, моя рама, мой ранец…»

        10. Упражнение «Один и много»

- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Рак – раки, рама – рамы…»

- Какое слово не изменилось? (Радио)

        11. Упражнение «Запомни и назови»

- Дракончик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Дракошей  назовёшь, какие картинки были?  

        12. Упражнение «Большой и маленький»

- В Дракошином  Царстве всё маленькое: у него не рубашка, а рубашечка; не рынок, а рыночек.

- Возьми дракончика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.

(рак - рачок, рама - рамочка, ранец - ранчик, радио - радио, руки - ручки, ракета - ракеточка, радуга - радужка, рыба - рыбка, рыбак – рыбачок)

- Какое слово не изменилось? (Радио)

        13. Упражнение «Что делает?»

- Дракоша будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.

- Рак что делает? (ползает, пятится, роет, закапывается…)

        14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»  

- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Дракоша не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -  картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той  картинки  снимешь фишку.

15.     Итог занятия.

- Какой звук был главным на нашем занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?

             16.    Оценка занятия.

- Дима, нашему гостю пора возвращаться в своё маленькое Царство. Ему очень понравилось играть с тобой. Дома он будет терпеливо заниматься и обязательно научится правильно говорить звук [Р].

Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал. Учил Дракошу говорить правильно звук [Р] в слогах, словах, предложениях!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах, предложениях   для детей 6 -7 лет.

Тема: "Звук [С]"

Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,

детский сад № 32, г. Рыбинск

Тема занятия: Звук [С].

Цель: автоматизация звука [С] в начале слов в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

закреплять знания  детей об артикуляции  и характеристике звука [С];

упражнять в правильном произношении звука [С] в слогах, словах и предложениях;

закреплять умение определять наличие звука на фоне слова,  место звука [С]  в словах (в начале, в середине, в конце);

упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;

упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён  существительных;

упражнять в образовании слов – признаков, слов – действий;

упражнять в составлении предложений с заданным словом.

2. Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и  память,  фонематический и ритмический слух,  навыки звукового анализа и синтеза;

укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

3. Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование:  

предметные картинки:  сова, совок, собака, сорока, сарай, сахар, самокат, самолёт, сапоги; мелкая игрушка Слоник; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [С] в начале, в середине, конце слова: сумка, лиса, глобус, масло, колос, сок; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Сообщение темы.

-  Здравствуй, Дима!

- Отгадай загадку.

Отгадай, кто он такой:

Очень сильный и большой.

У него предлинный нос

И короткий тонкий хвост,

Бивнями зовут клыки,

Уши очень широки. (Слон)

Какой звук ты слышишь в начале слова «слон»? (звук [С])  

- Звук  [С] будет главным на нашем занятии.

- Мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

              2.   Артикуляция  и характеристика звука [С].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [С]? (Губы раскрыты в улыбке, зубы - забором с узкой щелью, широкий кончик языка опускается за нижние зубы. Голосовые связки не работают. Воздушная струя идёт посередине  языка.)

-  Какой звук [С]? (Звук [С] - согласный, свистящий, глухой, твердый, обозначаем синим цветом, буквой С).

3. Упражнение «Подними букву С, если услышишь в слове звук [С].»

- Найди букву С среди других букв.

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь поднимать вверх букву «С», если услышишь в слове   звук  [С].

- Сон, нос, зонт, шары, сапоги, шум, гроза, оса.

4. Упражнение «Определи место звука в слове»

- Дима, я тебе буду называть слова и показывать картинку,  ты будешь определять, где находится звук [С], в начале, середине или конце слова.  

- Возьми схему слова и кружок.

- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [С] – твёрдый)

- сумка, лиса, глобус, масло, колос, сок  (Звук [С] находится в начале слова «сумка»)

5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»

- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук будут здороваться поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.

СА-СА-СА (3 раза поздоровались мизинцы)

СО-СО-СО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)

СУ-СУ-СУ (3 раза поздоровались средние пальцы)

СЫ-СЫ-СЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)

СЭ-СЭ-СЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)

6. Упражнение «По дорожке песенка»

На столе перед ребёнком  лежат массажёры.

- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.

сА-са-са

са-сА-са

са-са-сА

сЫ-сы-сы

сы-сЫ-сы

сы-сы-сЫ

сО-со-со

со-сО-со

со-со-сО

са-са   са-са-сА

со-со-сО  со-со

сУ-су    су-су-су  

сы-сы-сЫ  сы-сы  и т.д.

7. Упражнение «Песенки»

- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Слоник из волшебных джунглей. Он хочет заниматься вместе с тобой. Слоник   будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал Слоник, старайся не ошибаться.

СА-СА-СО

СО-СО-СУ

СУ-СУ-СЫ

СЫ-СЫ-СЭ

СЭ-СЭ-СА

СА-СО-СУ-СЫ

СО-СУ-СЫ-СЭ

СУ-СЫ-СЭ-СА

        8. Упражнение «Назови картинку»

предметные картинки:  сова, совок, собака, сорока, сарай, сахар, самокат, самолёт, сапоги.

- Дима, Слоник хочет услышать, как ты говоришь звук [С], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [С].

        9. Упражнение «Жадина»

- Дима, Слоник  любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Моя сова, мой совок, мои сапоги…»

        10. Упражнение «Один и много»

- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «сова - совы, совок - совки…»

11. Упражнение «Запомни и назови»

- Мишка  не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Мишкой  назовёшь, какие картинки были?  

        12. Упражнение «Большой и маленький»

- Там, где живёт Слоник в волшебных джунглях, всё маленькое: у них не сова, а совушка; не совок, а совочек.

- Возьми Слоника, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.

(сова - совушка, совок - совочек, собака - собачка, сорока - сорока, сарай - сарайчик, сахар - сахарок, самокат - самокатик , самолёт - самолётик , сапоги - сапожки.)

- Какое слово не изменилось?

        13. Упражнение «Скажи, какой?»

- Слоник будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.

- Сахар какой? (белый, сладкий, твёрдый…)

14. Упражнение «Что делает?»

- Дима, назови как можно больше слов – действий к каждому предмету.

- Сова что делает? (охотится, ловит, летает, прячется…)

        15. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»  

- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Мишка не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -  картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той  картинки  снимешь фишку.

16.     Итог занятия.

- Какой звук был главным на нашем занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?

             17.    Оценка занятия.

- Дима, нашему гостю пора возвращаться в свои волшебные джунгли. Ему очень понравилось играть с тобой. Ты старался, очень хорошо поработал. Молодец, Дима!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях   для детей 6 -7 лет.

Тема: "Звук [Ш]"

Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,

детский сад № 32, г. Рыбинск

Тема занятия: Звук [Ш].

Цель: автоматизация звука [Ш] в начале слов в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

закреплять знания  детей об артикуляции  и характеристике звука [Ш];

упражнять в правильном произношении звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;

закреплять умение определять наличие звука на фоне слова,  место звука [Ш]  в словах (в начале, в середине, в конце);

упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;

упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён  существительных;

упражнять в образовании слов – признаков;

упражнять в составлении предложений с заданным словом.

2. Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и  память,  фонематический и ритмический слух,  навыки звукового анализа и синтеза;

укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

3. Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование:  

предметные картинки:  шапка, шахта, шайба, шампунь, шило, шалун, шахматы, шары, шарф; мелкая игрушка Мишка; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Ш] в начале, в середине, конце слова: шапка, лошадь, малыш, мыши, камыш, шиповник; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Сообщение темы.

-  Здравствуй, Дима! Какой звук был главным на нашем прошлом занятии? (звук [Ш])

- Произнеси, пожалуйста, звук [Ш].

- Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Ш], молодец.

- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Ш]? (Не всегда)

- Мы будем учиться правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах, предложениях.

              2.   Артикуляция  и характеристика звука [Ш].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы раскрыты квадратным окошечком,  зубы – забором с узкой щелью, язык чашечкой поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые связки не работают. Воздушная струя идёт посередине  языка.)

-  Какой звук [Ш]? (Звук [Ш] - согласный, шипящий, глухой, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Ш).

3. Упражнение «Подними букву Ш, если услышишь в слове звук [Ш].»

- Найди букву Ш среди других букв.

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь поднимать вверх букву «Ш», если услышишь в слове   звук  [Ш].

- Шея, глаза, рот, шорты, сова, щука, шалаш, ландыш, жук, змея, шарф.

4. Упражнение «Определи место звука в слове»

- Дима, я тебе буду называть слова и показывать картинку,  ты будешь определять, где находится звук [Ш], в начале, середине или конце слова.  

- Возьми схему слова и кружок.

- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Ш] – твёрдый)

- шуба, лошадь, малыш, мыши, камыш, шиповник  (Звук [Ш] находится в начале слова «Шапка»)

5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»

- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук будут здороваться поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.

ША-ША-ША (3 раза поздоровались мизинцы)

ШО-ШО-ШО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)

ШУ-ШУ-ШУ (3 раза поздоровались средние пальцы)

ШИ-ШИ-ШИ (3 раза поздоровались указательные пальцы)

ШЕ-ШЕ-ШЕ (3 раза поздоровались большие пальцы)

6. Упражнение «По дорожке песенка»

На столе перед ребёнком  лежат массажёры.

- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.

шА-ша-ша

ша-шА-ша

ша-ша-шА

шО-шо-шо

шо-шО-шо

шо-шо-шО

ша-ша   ша-ша-шА

шо-шо-шО  шо-шо

шУ-шу    шу-шу-шу  

ши-ши-шИ  ши-ши  и т.д.

7. Упражнение «Песенки»

- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Мишка. Он хочет заниматься вместе с тобой. Мишка   будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал Мишка, старайся не ошибаться.

ША-ША-ШО

ШО-ШО-ШУ

ШУ-ШУ-ШИ

ШИ-ШИ-ШЕ

ШЕ-ШЕ-ША

ША-ШО-ШУ-ШЫ

ШО-ШУ-ШИ-ШЕ

ШУ-ШИ-ШЕ-ША

        8. Упражнение «Назови картинку»

предметные картинки:  шапка, шахта, шайба, шампунь, шило, шалун, шахматы, шары, шарф

- Дима, Мишка хочет услышать, как ты говоришь звук [Ш], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Ш].

        9. Упражнение «Жадина»

- Дима, Мишка  любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Моя шапка, мой шампунь, мои шары…»

        10. Упражнение «Один и много»

- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «шапка - шапки, шахта – шахты, шило - шилья …»

11. Упражнение «Запомни и назови»

- Мишка  не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Мишкой  назовёшь, какие картинки были?  

        12. Упражнение «Большой и маленький»

- Там, где живёт Мишка в волшебном лесу, всё маленькое: у них не шуба, а шубка; не шина, а шинка или шиночка.

- Возьми Мишку, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.

(шапка - шапочка, шахта - шахточка, шайба - шайбочка, шампунь - шампуньчик  , шило - шильце, шалун - шалунишка, шахматы - шахматы, шары - шарики, шарф - шарфик)

- Какое слово не изменилось?

        13. Упражнение «Скажи, какой?»

- Мишка будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.

- Шапка какая? (зимняя, летняя, тёплая, лёгкая, вязанная, шерстяная, мягкая, пушистая…)

        14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»  

- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Мишка не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -  картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той  картинки  снимешь фишку.

15.     Итог занятия.

- Какой звук был главным на нашем занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?

             16.    Оценка занятия.

- Дима, нашему гостю пора возвращаться в свой волшебный лес. Ему очень понравилось играть с тобой. Ты старался, очень хорошо поработал. Молодец, Дима!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по постановке звука [Л] для детей 6 -7 лет. Тема: "Звук [Л]"

Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,

Детский сад № 32, г. Рыбинск

Тема занятия: Звук [Л].

Цель: постановка звука [Л].

Задачи:

1. Образовательные:

 познакомить детей с артикуляцией  и характеристикой звука [Л], буквой Л;

закреплять знания детей о звуках: согласный, сонорный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.

2. Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и  память,  фонематические процессы;

развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;

формировать правильную выдыхаемую струю;

уточнять правильную артикуляцию звука [Л];

развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.

3. Воспитательные:

формировать положительную установку на занятие;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование: картинки – символы для артикуляционной гимнастики;  предметные картинки: лак, рак, лодка, вата, лыжи, нос, вагон, ложка, ваза, лак, луна; коробка с манкой, набор букв, тетрадь, простой карандаш.    

Ход занятия:

      1.Организационный этап.

-  Здравствуй, Дима! Сегодня мы начнём работать с новым звуком. А какой это звук ты узнаешь, отгадав загадку.

Загадка:

Подкованы ноги,

 Бежит по дороге:

 Грива дугою,

 А хвост метлою.

(Лошадь)

- Какой звук мы слышим в начале слова «Лошадь»? (звук [Л])

      2.   Сообщение темы.

Звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л].

      3.   Анализ артикуляции  звука [Л].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык  поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые связки работают.)  

- Как ты думаешь, где идёт воздушная струя? (Воздушная струя идёт по бокам  языка)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

      4.   Характеристика звука

-  Теперь давай дадим характеристику  звуку [Л].

- Звук [Л] какой, гласный или согласный? (согласный).

- Почему согласный? (Потому, что при произношении звука [Л] во рту возникает преграда - язык).

- Звонкий или глухой звук [Л]? (Звонкий)

- Почему звонкий? (Звонкий, потому что работают голосовые связки)

- Ещё звук [Л] называют сонорным звуком, потому что звук [Р] –согласный, непарный, звонкий  звук.

- Звук [Л] твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом мы будем его  обозначать? (синим).

- Какой буквой на письме обозначают звук [Л]? (Буквой Л)

- Найди букву Л среди других букв.

- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Л]. Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой «Л».

5. Упражнение «Внимательные глазки»

- Дима, я тебе буду показывать губами, зубами, языком артикуляцию разных звуков, не называя звуки вслух, а ты будешь поднимать вверх букву «Л», если увидишь, что я показала звук  [Л].

         6. Упражнение «Внимательные ушки»

- Дима, я тебе буду называть разные звуки, а ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь  твёрдый звук  [Л].

- Л, В, Р, Л, W, Вь, Н, Л, Й…

7. Упражнение «Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л].»

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь в слове  твёрдый звук  [Л].

Картинки – слова со звуком [Л] в начале и без него: лак, рак, лодка, вата, лыжи, нос, вагон, ложка, ваза.

8. Упражнение «Так ли я сказала?»

- Дима, я тебе буду показывать картинки и называть слова то правильно, то неправильно, а  ты будешь говорить «Нет», если я слово назову неправильно, «Да» - если правильно.

Картинка «Лак»

- Это ак? (нет)

- Это вак? (нет)

- Это wак? (нет)

- Это рак? (нет)

- Это лак? (да)

Картинка «Луна»

- Это уна? (нет)

- Это wуна? (нет)

- Это вуна? (нет)

- Это нуна? (нет)

- Это руна? (нет)

- Это луна? (да)

- Дима, как ты считаешь, красиво звучали слова, когда я их произносила неправильно? (Некрасиво, смешно)

- Как ты думаешь, почему важно говорить красиво и правильно? (Чтобы окружающие люди тебя понимали, чтобы людям нравилось с тобой общаться).

         9. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы красиво и правильно произносить звук [Л], нужно тренировать наши органы речи.  

- Давай сделаем упражнения.

«Улыбочка», «Забор с широкой щелью», «Лопаточка», «Почистим за верхними зубками», «Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Индюк», «Поймаем мышку», «Парус».

10. Постановка звука [Л].

- Наш язык - это мышка. Мышка толстенькая, и значит язык широкий. Давай улыбнёмся, зубы -  забором с широкой щелью, широкий язык положим на нижнюю губу. Будем ловить мышку - язык зубками. Мы будем то раскрывать рот, то прижимать широкий язык зубками.

Слышишь, у нас с тобой начал получаться звук [Л]!

- Дима,  раскрой губы в улыбке,  зубы -  забором с широкой щелью, широкий язык подними за верхние зубы, пошире улыбнись, гуди как пароход, воздух выпускай по бокам языка.

- Снова у нас получается звук   [Л]!

         11.  Связь звука с буквой. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

- Давай вспомним, какая буква обозначает звук [Л]? ( буква «Л»)

- На что похожа буква «Л»? (На крышу, лесенку, ноги, туфель на каблуке…)  

 - А еще "Л" похожа на штаны, циркуль, и даже расстегнутую булавку.

- Посмотри, как пишется буква Л.

- Дима, напиши букву Л в коробке с манкой.

 - Напиши в тетради букву Л.

12.  Итог занятия.

- Дима, какой звук был главным на нашем занятии? (Звук [Л]).      

- Скажи, какой звук [Л]? (согласный, сонорный, звонкий, твердый)

13. Оценка занятия.

 Дима, ты молодец!  Ты старался, поработал замечательно!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по постановке звука [Р] для детей 6 -7 лет. Тема: "Звук [Р]"

Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,

Детский сад № 32, г. Рыбинск

Тема занятия: Звук [Р].

Цель: постановка звука [Р].

Задачи:

1. Образовательные:

 познакомить детей с артикуляцией  и характеристикой звука [Р], буквой Р;

закреплять знания детей о звуках: согласный, сонорный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.

2. Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и  память,  фонематические процессы;

развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;

формировать правильную выдыхаемую струю;

уточнять правильную артикуляцию звука [Р];

развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.

3. Воспитательные:

формировать положительную установку на занятие;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование: картинки – символы для артикуляционной гимнастики;  предметные картинки: лампа, радуга, йог, рак, рама, жаба, лапа, рука, ёжик, рыба, робот; зеркало; вата; игрушки – самолёты; коробка с манкой, набор букв, тетрадь, простой карандаш.    

Ход занятия:

      1.Организационный этап.

-  Здравствуй, Дима! Сегодня мы познакомимся с новым звуком. А какой это звук ты узнаешь, отгадав загадку.

Загадка:

С ним в лесу никто не дружен,

И в корзинке он не нужен.

 Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке… (Мухомор)

- Какой звук мы слышим в конце слова «Мухомор»? (звук [Р])

      2.   Сообщение темы.

Звук [Р] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Р].

      3.   Анализ артикуляции  звука [Р].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Р]? (Губы и зубы раскрыты, язык в форме чашечки поднимается к нёбу за верхние зубы, кончик языка дрожит. Голосовые связки работают.)  

- Где идёт воздушная струя? (Воздушная струя идёт посередине языка)

- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)

      4.   Характеристика звука

-  Теперь давай дадим характеристику этому звуку.

- Звук [Р] какой, гласный или согласный? (согласный).

- Почему согласный? (Потому, что при произношении звука [Р] во рту возникает преграда - язык).

- Звонкий или глухой звук [Р]? (Звонкий)

- Почему звонкий? (Звонкий, потому что работают голосовые связки)

- Ещё звук [Р] называют сонорным звуком, потому что звук [Р] – непарный, звонкий, согласный звук.

- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).

- Каким цветом мы будем его  обозначать? (синим).

- Какой буквой на письме обозначают звук [Р]? (Буквой Р)

- Найди букву Р среди других букв.

- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.

5. Упражнение «Внимательные глазки»

- Дима, я тебе буду показывать губами, зубами, языком артикуляцию разных звуков, не называя звуки вслух, а ты будешь поднимать вверх букву «Р», если увидишь, что я показала звук  [Р].

         6. Упражнение «Внимательные ушки»

- Дима, я тебе буду называть разные звуки, а ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь  твёрдый звук  [Р].

- Л, В, Р, W, Рь, Ж, Й, Р…

7. Упражнение «Подними букву Р, если услышишь в слове звук [Р].»

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь в слове  твёрдый звук  [Р].

Картинки – слова со звуком [Р] в начале и без него: лампа, радуга, йог, рак, рама, жаба, лапа, рука, ёжик.

8. Упражнение «Так ли я сказала?»

- Дима, я тебе буду показывать картинки и называть слова то правильно, то неправильно, а  ты будешь говорить «Нет», если я слово назову неправильно, «Да» - если правильно.

Картинка «Рыба»

- Это ыба? (нет)

- Это лыба? (нет)

- Это гыба? (нет)

- Это wыба? (нет)

- Это йыба? (нет)

- Это рыба? (да)

Картинка «Робот»

- Это обот? (нет)

- Это вобот? (нет)

- Это лобот? (нет)

- Это йобот? (нет)

- Это гобот? (нет)

- Это робот? (да)

- Дима, как ты считаешь, красиво звучали слова, когда я их произносила неправильно? (Некрасиво, смешно)

- Как ты думаешь, почему важно говорить красиво и правильно? (Чтобы окружающие люди тебя понимали, чтобы людям нравилось с тобой общаться).

         9. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно тренировать наши органы речи.  

- Давай сделаем упражнения.

«Улыбочка», «Забор с широкой щелью», «Лопаточка», «Почистим за верхними зубками», «Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Машинка буксует», «Маляр».

Упражнение на дыхание «Фокус».

- Приоткрой рот, губы - в улыбке, зубы - забором с широкой щелью, язык сделай в форме «Чашечки», языком сдувай ватку  с кончика носа.

Упражнение на дыхание «Самолёты, на вылет!»

- Дима, перед тобой самолёты, нужно подуть на самолёт так, чтобы он полетел.

- Как правильно дуть на самолёт? ( Делаем вдох носом, губы вытягиваем вперёд трубочкой, дуем ртом, щёки не раздуваем, воздушная струя идёт посередине языка)

- Какая должна быть воздушная струя? (Тёплая, сильная).

10. Постановка звука Р с механической помощью.

- Постучи за зубами широким кончиком  языка Д-Д-Д, как дятел, а я буду дятлу ватной палочкой  щекотать животик. (Д-Д-Д-Р-Р-Р    Д-Д-Д-Р-Р-Р    Д-Д-Д-Р-Р-Р    )  

- Видишь, Дима у нас начинает получаться звук [Р].

- Давай сделаем упражнение «Машинка буксует». Губы раскрой в улыбке, зубы - забором с широкой щелью, язык сделай в форме «Чашечки», дуй на кончик языка со звуком [Ж-Ж-Ж]. А я твоей машинке ватной палочкой буду заводить моторчик.

 - Молодец! Завёлся наш мотор. Снова у нас с тобой начал получаться звук [Р].      

         11.  Связь звука с буквой. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.

- Давай вспомним, какая буква обозначает звук [Р]? ( буква Р)

- На что похожа буква Р? (На топор, флажок, сачок, раздутый парус, туриста с рюкзаком…)  

- Посмотри , как пишется буква Р.

- Дима, напиши букву Р в коробке с манкой.

 - Напиши в тетради букву Р.

12.  Итог занятия.

- Дима, какой звук был главным на нашем занятии? (Звук [Р]).      

- Скажи, какой звук [Р]? (согласный, сонорный, звонкий, твердый)

13. Оценка занятия.

Молодец, Дима!  Ты старался, очень хорошо поработал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной логопедической группы Педагог – психолог Токарева И.А.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка, Здоровье.Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкал...

Конспект логопедического игротренинга для детей старшей группы

Игротренинг направлен на развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния. Разработка представляет собой практическое руководств...

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь)

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь) "Мы зверята--дружные ребята"....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...