Конспекты логопедических занятий для детей 6-7 лет.
план-конспект
Конспекты занятий разработаны с целью закрепления знаний у детей об артикуляции и характеристике звуков, развития зрительного и слухового внимания и памяти, фонематического и ритмического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, стремительного овладения речью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет.
Тема: "Звук [Л]"
Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,
детский сад № 32, г. Рыбинск
Тема занятия: Звук [Л].
Цель: автоматизация звука [Л] в начале слов в позиции открытого слога в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Л];
упражнять в правильном произношении звука [Л] в слогах, словах и предложениях;
закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Л] в словах (в начале, в середине, в конце);
упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;
упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;
упражнять в образовании слов – действий;
упражнять в составлении предложений с заданным словом.
2. Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
3. Воспитательные:
воспитывать стремление овладеть правильной речью;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа; мелкая игрушка Лунтик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Л] в начале, в середине, конце слова: луна, стол, белка, вокзал, лотос, молоко; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.
Ход занятия:
- Организационный этап. Сообщение темы.
- Здравствуй, Дима! Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Л], молодец.
- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Л]? (Не всегда)
- Звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях.
2. Артикуляция и характеристика звука [Л].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые связки работают. Воздушная струя идёт по бокам языка)
- Какой звук [Л]? (Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Л).
3. Упражнение «Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л].»
- Найди букву Л среди других букв.
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь в слове звук [Л].
- Лоб, шея, глаза, рот, лук, молоко, катер, рука, ландыш, Вова, платье, узел.
4. Упражнение «Определи место звука в слове»
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь определять, где находится звук [Л], в начале, середине или конце слова.
- Возьми схему слова и кружок.
- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Л] – твёрдый)
- лошадь, пол, палка, пенал, лупа, пила (Звук [Л] находится в начале слова «Лошадь»)
5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»
- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.
ЛА-ЛА-ЛА (3 раза поздоровались мизинцы)
ЛО-ЛО-ЛО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)
ЛУ-ЛУ-ЛУ (3 раза поздоровались средние пальцы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)
ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)
6. Упражнение «По дорожке песенка»
На столе перед ребёнком лежат массажёры.
- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.
лА-ла-ла
ла-лА-ла
ла-ла-лА
лО-ло-ло
ло-лО-ло
ло-ло-лО
ла-ла ла-ла-лА
ло-ло-лО ло-ло
лУ-лу лу-лу-лу
лы-лы-лы лЫ-лы и т.д.
7. Упражнение «Песенки»
- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Лунтик. Он хочет заниматься вместе с тобой. Лунтик будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал Лунтик, старайся не ошибаться.
ЛА-ЛА-ЛО
ЛО-ЛО-ЛУ
ЛУ-ЛУ-ЛЫ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЭ
ЛЭ-ЛЭ-ЛА
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ
ЛУ-ЛЫ-ЛЭ-ЛА
8. Упражнение «Назови картинку»
предметные картинки: лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, лампа
- Дима, Лунтик хочет услышать, как ты говоришь звук [Л], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Л].
9. Упражнение «Жадина»
- Дима, Лунтик любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой лак, моя лапа, мои лыжи…»
10. Упражнение «Один и много»
- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Лак – лаки, лапа – лапы…»
11. Упражнение «Запомни и назови»
- Лунтик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Лунтиком назовёшь, какие картинки были?
12. Упражнение «Большой и маленький»
- Там, где живут Лунтик, Мила, Кузя всё маленькое: у них не палка, а палочка; не платье, а платьице.
- Возьми Лунтика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.
(лак - лачок, лапа – лапка, лыжи - лыжки, лавка - лавочка, лодка - лодочка, локоть - локоток, ложка - ложечка, ладони - ладошки, лампа – лампочка)
13. Упражнение «Что делает?»
- Лунтик будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.
- Лак что делает? (красит, покрывает, украшает, сверкает…)
14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»
- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Лунтик не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом - картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.
15. Итог занятия.
- Какой звук был главным на нашем занятии?
- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?
16. Оценка занятия.
- Дима, нашему гостю пора возвращаться к своим друзьям Миле, Пчелёнку, Кузе. Ему очень понравилось играть с тобой. Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет.
Тема: "Звук [Р]"
Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,
детский сад № 32, г. Рыбинск
Тема занятия: Звук [Р].
Цель: автоматизация звука [Р] в начале слов в позиции открытого слога в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Р];
упражнять в правильном произношении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Р] в словах (в начале, в середине, в конце);
упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;
упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;
упражнять в образовании слов – действий;
упражнять в составлении предложений с заданным словом.
2. Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
3. Воспитательные:
воспитывать стремление овладеть правильной речью;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки: рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак; мелкая игрушка дракончик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Р] в начале, в середине, конце слова: рот, топор, картина, комар, рысь, ворона; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.
Ход занятия:
- Организационный этап. Сообщение темы.
- Здравствуй, Дима! Ты научился произносить звук [Р], молодец.
- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Р]? (Не всегда)
- Звук [Р] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.
2. Артикуляция и характеристика звука [Р].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Р]? (Губы и зубы раскрыты, язык в форме чашечки поднимается к нёбу за верхние зубы, кончик языка дрожит. Голосовые связки работают. Воздушная струя идёт посередине языка.)
- Какой звук [Р]? (Звук [Р] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р).
3. Упражнение «Подними букву Р, если услышишь в слове звук [Р].»
- Найди букву Р среди других букв.
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь в слове звук [Р].
- Рукав, лоб, барабан, шея, глаза, рот, арка, молоко, катер, дракон.
4. Упражнение «Определи место звука в слове»
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь определять, где находится звук [Р], в начале, середине или конце слова.
- Возьми схему слова и кружок.
- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Р] – твёрдый)
- рот, топор, картина, комар, рысь, ворона (Звук [Р] находится в начале слова «Рот»)
5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»
- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.
РА-РА-РА (3 раза поздоровались мизинцы)
РО-РО-РО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)
РУ-РУ-РУ (3 раза поздоровались средние пальцы)
РЫ-РЫ-РЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)
РЭ-РЭ-РЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)
6. Упражнение «По дорожке песенка»
На столе перед ребёнком лежат массажёры.
- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.
рА-ра-ра
ра-рА-ра
ра-ра-рА
рО-ро-ро
ро-рО-ро
ро-ро-рО
ра-ра ра-ра-рА
ро-ро-рО ро-ро
рУ-ру ру-ру-ру
ры-ры-ры рЫ-ры и т.д.
7. Упражнение «Песенки»
- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький дракончик Дракоша. Он хочет заниматься вместе с тобой. Дракончик будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал дракончик, старайся не ошибаться.
РА-РА-РО
РО-РО-РУ
РУ-РУ-РЫ
РЫ-РЫ-РЭ
РЭ-РЭ-РА
РА-РО-РУ-РЫ
РО-РУ-РЫ-РЭ
РУ-РЫ-РЭ-РА
8. Упражнение «Назови картинку»
предметные картинки: рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак
- Дима, дракончик плохо говорит звук [Р], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Р].
9. Упражнение «Жадина»
- Дима, Дракоша очень жадный, он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой рак, моя рама, мой ранец…»
10. Упражнение «Один и много»
- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Рак – раки, рама – рамы…»
- Какое слово не изменилось? (Радио)
11. Упражнение «Запомни и назови»
- Дракончик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Дракошей назовёшь, какие картинки были?
12. Упражнение «Большой и маленький»
- В Дракошином Царстве всё маленькое: у него не рубашка, а рубашечка; не рынок, а рыночек.
- Возьми дракончика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.
(рак - рачок, рама - рамочка, ранец - ранчик, радио - радио, руки - ручки, ракета - ракеточка, радуга - радужка, рыба - рыбка, рыбак – рыбачок)
- Какое слово не изменилось? (Радио)
13. Упражнение «Что делает?»
- Дракоша будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.
- Рак что делает? (ползает, пятится, роет, закапывается…)
14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»
- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Дракоша не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом - картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.
15. Итог занятия.
- Какой звук был главным на нашем занятии?
- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?
16. Оценка занятия.
- Дима, нашему гостю пора возвращаться в своё маленькое Царство. Ему очень понравилось играть с тобой. Дома он будет терпеливо заниматься и обязательно научится правильно говорить звук [Р].
Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал. Учил Дракошу говорить правильно звук [Р] в слогах, словах, предложениях!
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет.
Тема: "Звук [С]"
Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,
детский сад № 32, г. Рыбинск
Тема занятия: Звук [С].
Цель: автоматизация звука [С] в начале слов в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [С];
упражнять в правильном произношении звука [С] в слогах, словах и предложениях;
закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [С] в словах (в начале, в середине, в конце);
упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;
упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;
упражнять в образовании слов – признаков, слов – действий;
упражнять в составлении предложений с заданным словом.
2. Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
3. Воспитательные:
воспитывать стремление овладеть правильной речью;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки: сова, совок, собака, сорока, сарай, сахар, самокат, самолёт, сапоги; мелкая игрушка Слоник; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [С] в начале, в середине, конце слова: сумка, лиса, глобус, масло, колос, сок; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.
Ход занятия:
- Организационный этап. Сообщение темы.
- Здравствуй, Дима!
- Отгадай загадку.
Отгадай, кто он такой:
Очень сильный и большой.
У него предлинный нос
И короткий тонкий хвост,
Бивнями зовут клыки,
Уши очень широки. (Слон)
Какой звук ты слышишь в начале слова «слон»? (звук [С])
- Звук [С] будет главным на нашем занятии.
- Мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.
2. Артикуляция и характеристика звука [С].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [С]? (Губы раскрыты в улыбке, зубы - забором с узкой щелью, широкий кончик языка опускается за нижние зубы. Голосовые связки не работают. Воздушная струя идёт посередине языка.)
- Какой звук [С]? (Звук [С] - согласный, свистящий, глухой, твердый, обозначаем синим цветом, буквой С).
3. Упражнение «Подними букву С, если услышишь в слове звук [С].»
- Найди букву С среди других букв.
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «С», если услышишь в слове звук [С].
- Сон, нос, зонт, шары, сапоги, шум, гроза, оса.
4. Упражнение «Определи место звука в слове»
- Дима, я тебе буду называть слова и показывать картинку, ты будешь определять, где находится звук [С], в начале, середине или конце слова.
- Возьми схему слова и кружок.
- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [С] – твёрдый)
- сумка, лиса, глобус, масло, колос, сок (Звук [С] находится в начале слова «сумка»)
5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»
- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук будут здороваться поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.
СА-СА-СА (3 раза поздоровались мизинцы)
СО-СО-СО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)
СУ-СУ-СУ (3 раза поздоровались средние пальцы)
СЫ-СЫ-СЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)
СЭ-СЭ-СЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)
6. Упражнение «По дорожке песенка»
На столе перед ребёнком лежат массажёры.
- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.
сА-са-са
са-сА-са
са-са-сА
сЫ-сы-сы
сы-сЫ-сы
сы-сы-сЫ
сО-со-со
со-сО-со
со-со-сО
са-са са-са-сА
со-со-сО со-со
сУ-су су-су-су
сы-сы-сЫ сы-сы и т.д.
7. Упражнение «Песенки»
- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Слоник из волшебных джунглей. Он хочет заниматься вместе с тобой. Слоник будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал Слоник, старайся не ошибаться.
СА-СА-СО
СО-СО-СУ
СУ-СУ-СЫ
СЫ-СЫ-СЭ
СЭ-СЭ-СА
СА-СО-СУ-СЫ
СО-СУ-СЫ-СЭ
СУ-СЫ-СЭ-СА
8. Упражнение «Назови картинку»
предметные картинки: сова, совок, собака, сорока, сарай, сахар, самокат, самолёт, сапоги.
- Дима, Слоник хочет услышать, как ты говоришь звук [С], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [С].
9. Упражнение «Жадина»
- Дима, Слоник любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Моя сова, мой совок, мои сапоги…»
10. Упражнение «Один и много»
- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «сова - совы, совок - совки…»
11. Упражнение «Запомни и назови»
- Мишка не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Мишкой назовёшь, какие картинки были?
12. Упражнение «Большой и маленький»
- Там, где живёт Слоник в волшебных джунглях, всё маленькое: у них не сова, а совушка; не совок, а совочек.
- Возьми Слоника, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.
(сова - совушка, совок - совочек, собака - собачка, сорока - сорока, сарай - сарайчик, сахар - сахарок, самокат - самокатик , самолёт - самолётик , сапоги - сапожки.)
- Какое слово не изменилось?
13. Упражнение «Скажи, какой?»
- Слоник будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.
- Сахар какой? (белый, сладкий, твёрдый…)
14. Упражнение «Что делает?»
- Дима, назови как можно больше слов – действий к каждому предмету.
- Сова что делает? (охотится, ловит, летает, прячется…)
15. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»
- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Мишка не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом - картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.
16. Итог занятия.
- Какой звук был главным на нашем занятии?
- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?
17. Оценка занятия.
- Дима, нашему гостю пора возвращаться в свои волшебные джунгли. Ему очень понравилось играть с тобой. Ты старался, очень хорошо поработал. Молодец, Дима!
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет.
Тема: "Звук [Ш]"
Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,
детский сад № 32, г. Рыбинск
Тема занятия: Звук [Ш].
Цель: автоматизация звука [Ш] в начале слов в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Ш];
упражнять в правильном произношении звука [Ш] в слогах, словах и предложениях;
закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Ш] в словах (в начале, в середине, в конце);
упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;
упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;
упражнять в образовании слов – признаков;
упражнять в составлении предложений с заданным словом.
2. Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
3. Воспитательные:
воспитывать стремление овладеть правильной речью;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки: шапка, шахта, шайба, шампунь, шило, шалун, шахматы, шары, шарф; мелкая игрушка Мишка; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Ш] в начале, в середине, конце слова: шапка, лошадь, малыш, мыши, камыш, шиповник; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.
Ход занятия:
- Организационный этап. Сообщение темы.
- Здравствуй, Дима! Какой звук был главным на нашем прошлом занятии? (звук [Ш])
- Произнеси, пожалуйста, звук [Ш].
- Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Ш], молодец.
- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Ш]? (Не всегда)
- Мы будем учиться правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах, предложениях.
2. Артикуляция и характеристика звука [Ш].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Ш]? (Губы раскрыты квадратным окошечком, зубы – забором с узкой щелью, язык чашечкой поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые связки не работают. Воздушная струя идёт посередине языка.)
- Какой звук [Ш]? (Звук [Ш] - согласный, шипящий, глухой, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Ш).
3. Упражнение «Подними букву Ш, если услышишь в слове звук [Ш].»
- Найди букву Ш среди других букв.
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Ш», если услышишь в слове звук [Ш].
- Шея, глаза, рот, шорты, сова, щука, шалаш, ландыш, жук, змея, шарф.
4. Упражнение «Определи место звука в слове»
- Дима, я тебе буду называть слова и показывать картинку, ты будешь определять, где находится звук [Ш], в начале, середине или конце слова.
- Возьми схему слова и кружок.
- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Ш] – твёрдый)
- шуба, лошадь, малыш, мыши, камыш, шиповник (Звук [Ш] находится в начале слова «Шапка»)
5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»
- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук будут здороваться поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.
ША-ША-ША (3 раза поздоровались мизинцы)
ШО-ШО-ШО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)
ШУ-ШУ-ШУ (3 раза поздоровались средние пальцы)
ШИ-ШИ-ШИ (3 раза поздоровались указательные пальцы)
ШЕ-ШЕ-ШЕ (3 раза поздоровались большие пальцы)
6. Упражнение «По дорожке песенка»
На столе перед ребёнком лежат массажёры.
- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.
шА-ша-ша
ша-шА-ша
ша-ша-шА
шО-шо-шо
шо-шО-шо
шо-шо-шО
ша-ша ша-ша-шА
шо-шо-шО шо-шо
шУ-шу шу-шу-шу
ши-ши-шИ ши-ши и т.д.
7. Упражнение «Песенки»
- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький Мишка. Он хочет заниматься вместе с тобой. Мишка будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал Мишка, старайся не ошибаться.
ША-ША-ШО
ШО-ШО-ШУ
ШУ-ШУ-ШИ
ШИ-ШИ-ШЕ
ШЕ-ШЕ-ША
ША-ШО-ШУ-ШЫ
ШО-ШУ-ШИ-ШЕ
ШУ-ШИ-ШЕ-ША
8. Упражнение «Назови картинку»
предметные картинки: шапка, шахта, шайба, шампунь, шило, шалун, шахматы, шары, шарф
- Дима, Мишка хочет услышать, как ты говоришь звук [Ш], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Ш].
9. Упражнение «Жадина»
- Дима, Мишка любит игру «Жадина», он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Моя шапка, мой шампунь, мои шары…»
10. Упражнение «Один и много»
- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «шапка - шапки, шахта – шахты, шило - шилья …»
11. Упражнение «Запомни и назови»
- Мишка не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Мишкой назовёшь, какие картинки были?
12. Упражнение «Большой и маленький»
- Там, где живёт Мишка в волшебном лесу, всё маленькое: у них не шуба, а шубка; не шина, а шинка или шиночка.
- Возьми Мишку, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.
(шапка - шапочка, шахта - шахточка, шайба - шайбочка, шампунь - шампуньчик , шило - шильце, шалун - шалунишка, шахматы - шахматы, шары - шарики, шарф - шарфик)
- Какое слово не изменилось?
13. Упражнение «Скажи, какой?»
- Мишка будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.
- Шапка какая? (зимняя, летняя, тёплая, лёгкая, вязанная, шерстяная, мягкая, пушистая…)
14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»
- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Мишка не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом - картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.
15. Итог занятия.
- Какой звук был главным на нашем занятии?
- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?
16. Оценка занятия.
- Дима, нашему гостю пора возвращаться в свой волшебный лес. Ему очень понравилось играть с тобой. Ты старался, очень хорошо поработал. Молодец, Дима!
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по постановке звука [Л] для детей 6 -7 лет. Тема: "Звук [Л]"
Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,
Детский сад № 32, г. Рыбинск
Тема занятия: Звук [Л].
Цель: постановка звука [Л].
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [Л], буквой Л;
закреплять знания детей о звуках: согласный, сонорный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.
2. Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематические процессы;
развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
формировать правильную выдыхаемую струю;
уточнять правильную артикуляцию звука [Л];
развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.
3. Воспитательные:
формировать положительную установку на занятие;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование: картинки – символы для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: лак, рак, лодка, вата, лыжи, нос, вагон, ложка, ваза, лак, луна; коробка с манкой, набор букв, тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
- Здравствуй, Дима! Сегодня мы начнём работать с новым звуком. А какой это звук ты узнаешь, отгадав загадку.
Загадка:
Подкованы ноги,
Бежит по дороге:
Грива дугою,
А хвост метлою.
(Лошадь)
- Какой звук мы слышим в начале слова «Лошадь»? (звук [Л])
2. Сообщение темы.
Звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л].
3. Анализ артикуляции звука [Л].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые связки работают.)
- Как ты думаешь, где идёт воздушная струя? (Воздушная струя идёт по бокам языка)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
4. Характеристика звука
- Теперь давай дадим характеристику звуку [Л].
- Звук [Л] какой, гласный или согласный? (согласный).
- Почему согласный? (Потому, что при произношении звука [Л] во рту возникает преграда - язык).
- Звонкий или глухой звук [Л]? (Звонкий)
- Почему звонкий? (Звонкий, потому что работают голосовые связки)
- Ещё звук [Л] называют сонорным звуком, потому что звук [Р] –согласный, непарный, звонкий звук.
- Звук [Л] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом мы будем его обозначать? (синим).
- Какой буквой на письме обозначают звук [Л]? (Буквой Л)
- Найди букву Л среди других букв.
- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Л]. Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой «Л».
5. Упражнение «Внимательные глазки»
- Дима, я тебе буду показывать губами, зубами, языком артикуляцию разных звуков, не называя звуки вслух, а ты будешь поднимать вверх букву «Л», если увидишь, что я показала звук [Л].
6. Упражнение «Внимательные ушки»
- Дима, я тебе буду называть разные звуки, а ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь твёрдый звук [Л].
- Л, В, Р, Л, W, Вь, Н, Л, Й…
7. Упражнение «Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л].»
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Л», если услышишь в слове твёрдый звук [Л].
Картинки – слова со звуком [Л] в начале и без него: лак, рак, лодка, вата, лыжи, нос, вагон, ложка, ваза.
8. Упражнение «Так ли я сказала?»
- Дима, я тебе буду показывать картинки и называть слова то правильно, то неправильно, а ты будешь говорить «Нет», если я слово назову неправильно, «Да» - если правильно.
Картинка «Лак»
- Это ак? (нет)
- Это вак? (нет)
- Это wак? (нет)
- Это рак? (нет)
- Это лак? (да)
Картинка «Луна»
- Это уна? (нет)
- Это wуна? (нет)
- Это вуна? (нет)
- Это нуна? (нет)
- Это руна? (нет)
- Это луна? (да)
- Дима, как ты считаешь, красиво звучали слова, когда я их произносила неправильно? (Некрасиво, смешно)
- Как ты думаешь, почему важно говорить красиво и правильно? (Чтобы окружающие люди тебя понимали, чтобы людям нравилось с тобой общаться).
9. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы красиво и правильно произносить звук [Л], нужно тренировать наши органы речи.
- Давай сделаем упражнения.
«Улыбочка», «Забор с широкой щелью», «Лопаточка», «Почистим за верхними зубками», «Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Индюк», «Поймаем мышку», «Парус».
10. Постановка звука [Л].
- Наш язык - это мышка. Мышка толстенькая, и значит язык широкий. Давай улыбнёмся, зубы - забором с широкой щелью, широкий язык положим на нижнюю губу. Будем ловить мышку - язык зубками. Мы будем то раскрывать рот, то прижимать широкий язык зубками.
Слышишь, у нас с тобой начал получаться звук [Л]!
- Дима, раскрой губы в улыбке, зубы - забором с широкой щелью, широкий язык подними за верхние зубы, пошире улыбнись, гуди как пароход, воздух выпускай по бокам языка.
- Снова у нас получается звук [Л]!
11. Связь звука с буквой. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
- Давай вспомним, какая буква обозначает звук [Л]? ( буква «Л»)
- На что похожа буква «Л»? (На крышу, лесенку, ноги, туфель на каблуке…)
- А еще "Л" похожа на штаны, циркуль, и даже расстегнутую булавку.
- Посмотри, как пишется буква Л.
- Дима, напиши букву Л в коробке с манкой.
- Напиши в тетради букву Л.
12. Итог занятия.
- Дима, какой звук был главным на нашем занятии? (Звук [Л]).
- Скажи, какой звук [Л]? (согласный, сонорный, звонкий, твердый)
13. Оценка занятия.
Дима, ты молодец! Ты старался, поработал замечательно!
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по постановке звука [Р] для детей 6 -7 лет. Тема: "Звук [Р]"
Подготовила: учитель – логопед первой квалификационной категории Назарко Наталия Адольфовна,
Детский сад № 32, г. Рыбинск
Тема занятия: Звук [Р].
Цель: постановка звука [Р].
Задачи:
1. Образовательные:
познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [Р], буквой Р;
закреплять знания детей о звуках: согласный, сонорный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом.
2. Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематические процессы;
развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
формировать правильную выдыхаемую струю;
уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
развивать мелкую моторику, графомоторные навыки.
3. Воспитательные:
формировать положительную установку на занятие;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование: картинки – символы для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: лампа, радуга, йог, рак, рама, жаба, лапа, рука, ёжик, рыба, робот; зеркало; вата; игрушки – самолёты; коробка с манкой, набор букв, тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
- Здравствуй, Дима! Сегодня мы познакомимся с новым звуком. А какой это звук ты узнаешь, отгадав загадку.
Загадка:
С ним в лесу никто не дружен,
И в корзинке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке… (Мухомор)
- Какой звук мы слышим в конце слова «Мухомор»? (звук [Р])
2. Сообщение темы.
Звук [Р] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Р].
3. Анализ артикуляции звука [Р].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Р]? (Губы и зубы раскрыты, язык в форме чашечки поднимается к нёбу за верхние зубы, кончик языка дрожит. Голосовые связки работают.)
- Где идёт воздушная струя? (Воздушная струя идёт посередине языка)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
4. Характеристика звука
- Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный? (согласный).
- Почему согласный? (Потому, что при произношении звука [Р] во рту возникает преграда - язык).
- Звонкий или глухой звук [Р]? (Звонкий)
- Почему звонкий? (Звонкий, потому что работают голосовые связки)
- Ещё звук [Р] называют сонорным звуком, потому что звук [Р] – непарный, звонкий, согласный звук.
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом мы будем его обозначать? (синим).
- Какой буквой на письме обозначают звук [Р]? (Буквой Р)
- Найди букву Р среди других букв.
- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
5. Упражнение «Внимательные глазки»
- Дима, я тебе буду показывать губами, зубами, языком артикуляцию разных звуков, не называя звуки вслух, а ты будешь поднимать вверх букву «Р», если увидишь, что я показала звук [Р].
6. Упражнение «Внимательные ушки»
- Дима, я тебе буду называть разные звуки, а ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь твёрдый звук [Р].
- Л, В, Р, W, Рь, Ж, Й, Р…
7. Упражнение «Подними букву Р, если услышишь в слове звук [Р].»
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь в слове твёрдый звук [Р].
Картинки – слова со звуком [Р] в начале и без него: лампа, радуга, йог, рак, рама, жаба, лапа, рука, ёжик.
8. Упражнение «Так ли я сказала?»
- Дима, я тебе буду показывать картинки и называть слова то правильно, то неправильно, а ты будешь говорить «Нет», если я слово назову неправильно, «Да» - если правильно.
Картинка «Рыба»
- Это ыба? (нет)
- Это лыба? (нет)
- Это гыба? (нет)
- Это wыба? (нет)
- Это йыба? (нет)
- Это рыба? (да)
Картинка «Робот»
- Это обот? (нет)
- Это вобот? (нет)
- Это лобот? (нет)
- Это йобот? (нет)
- Это гобот? (нет)
- Это робот? (да)
- Дима, как ты считаешь, красиво звучали слова, когда я их произносила неправильно? (Некрасиво, смешно)
- Как ты думаешь, почему важно говорить красиво и правильно? (Чтобы окружающие люди тебя понимали, чтобы людям нравилось с тобой общаться).
9. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно тренировать наши органы речи.
- Давай сделаем упражнения.
«Улыбочка», «Забор с широкой щелью», «Лопаточка», «Почистим за верхними зубками», «Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Машинка буксует», «Маляр».
Упражнение на дыхание «Фокус».
- Приоткрой рот, губы - в улыбке, зубы - забором с широкой щелью, язык сделай в форме «Чашечки», языком сдувай ватку с кончика носа.
Упражнение на дыхание «Самолёты, на вылет!»
- Дима, перед тобой самолёты, нужно подуть на самолёт так, чтобы он полетел.
- Как правильно дуть на самолёт? ( Делаем вдох носом, губы вытягиваем вперёд трубочкой, дуем ртом, щёки не раздуваем, воздушная струя идёт посередине языка)
- Какая должна быть воздушная струя? (Тёплая, сильная).
10. Постановка звука Р с механической помощью.
- Постучи за зубами широким кончиком языка Д-Д-Д, как дятел, а я буду дятлу ватной палочкой щекотать животик. (Д-Д-Д-Р-Р-Р Д-Д-Д-Р-Р-Р Д-Д-Д-Р-Р-Р )
- Видишь, Дима у нас начинает получаться звук [Р].
- Давай сделаем упражнение «Машинка буксует». Губы раскрой в улыбке, зубы - забором с широкой щелью, язык сделай в форме «Чашечки», дуй на кончик языка со звуком [Ж-Ж-Ж]. А я твоей машинке ватной палочкой буду заводить моторчик.
- Молодец! Завёлся наш мотор. Снова у нас с тобой начал получаться звук [Р].
11. Связь звука с буквой. Развитие графо-моторных навыков. Упражнение в тетради.
- Давай вспомним, какая буква обозначает звук [Р]? ( буква Р)
- На что похожа буква Р? (На топор, флажок, сачок, раздутый парус, туриста с рюкзаком…)
- Посмотри , как пишется буква Р.
- Дима, напиши букву Р в коробке с манкой.
- Напиши в тетради букву Р.
12. Итог занятия.
- Дима, какой звук был главным на нашем занятии? (Звук [Р]).
- Скажи, какой звук [Р]? (согласный, сонорный, звонкий, твердый)
13. Оценка занятия.
Молодец, Дима! Ты старался, очень хорошо поработал!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей подготовительной логопедической группы Педагог – психолог Токарева И.А.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка, Здоровье.Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, музыкал...

Конспект логопедического игротренинга для детей старшей группы
Игротренинг направлен на развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния. Разработка представляет собой практическое руководств...
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста: "В гостях у Тигры".
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....

Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь)
Конспект логопедического занятия для детей с ФФН подг. гр. (дифференциация звуков Р и Рь) "Мы зверята--дружные ребята"....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы».
Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР III уровень по теме: « Зима. Зимние игры и забавы»....

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»
Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...